В седмичный день (кроме субботы)

Полиелейная утреня в седмичные дни имеет одинаковые особенности как в случае святого с полиелеем, так и в случае бденного святого. Устав такой службы можно найти в 6-й уставной главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение, аще прилучится в седмичные дни кроме недели») и в 48-й главе Типикона в последовании 26 сентября (апостола Иоанна Богослова).

По «Бог Господь...»:тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря.

Седальны по кафисмам: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее по одной кафисме положены два седальна, то читаются они следующим образом: 1-й седален (единожды), «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи, см. 13 ноября).

Величание и избранный псалом святого.

Седальны по полиелеи: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два седальна, то читается 1-й седален (единожды), «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи, см. 6 декабря).

Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме святого.

Канон: Богородице[225] на 6 и канон святого на 8.

Катавасия — рядовая по Уставу.

По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два седальна, то читается 1-й седален, «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи, см. 6 декабря).

По 6-й песни: кондак и икос святого.

По 9-й песни:светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два светильна, то 1-й светилен, «Слава»: 2-й светилен, «И ныне»: Богородичен Минеи, см. 6 декабря).

Стихиры на «Хвалите…»:стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа)[226]. Если в Минее указаны только начальные слова Богородична[227], то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен[228], то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы».

По славословии:тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря.

В случае бденного или полиелейного святого в субботу

Если полиелейный или бденный святой случится в субботу, то богослужение имеет такие же отличительные черты (в сравнении со службой того же праздника в другие седмичные дни), как и в случае святого со славословием в субботу.

По «Бог Господь...»:тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный настоящего (уходящего) гласа (см. Типикон, 52-ю главу).

Канон:

— в храме Господском или Богородичном:канон храма на 6 и канон святого на 8;

— в храме святого: канон Богородице настоящего гласа с воскресной утрени, из Октоиха на 6 и канон святого на 8.

По славословии:тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный настоящего гласа (см. Типикон, 52-ю главу).

В случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника

Устав такой службы представлен в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели). Также ее особенности можно найти в Типиконе в последованиях 25 мая (Третье обретение главы святого Иоанна Предтечи), 30 апреля (апостола Иакова Зеведеева) и 9 августа (апостола Матфия).

По «Бог Господь...»:тропарь праздника (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника.

Седальны по кафисмам: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: седален праздника.

Величание и избранный псалом святого.

Седальны по полиелеи: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: седален праздника (если в чинопоследовании службы святому праздничный седален отсутствует, его можно заменить седальном по одной из кафисм или (в попразднство) прочитать седален самого праздника).

Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме святого.

Канон: праздника на 6 и канон святого (один или два канона) на 8.

Катавасия — рядовая по Уставу (в попразднства большинства праздников, кроме Рождества Богородицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы, поются на катавасию те же самые ирмосы канона праздника).

По 3-й песни: кондак и икос праздника, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника.

По 6-й песни: кондак и икос святого.

По 9-й песни:светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: светилен праздника.

Стихиры на «Хвалите…» на 6: стихиры праздника[229] — 3;стихиры святого — 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника.

По славословии:тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника.



Наши рекомендации