Последование великой вечерни, совершаемой в составе бдения

Чинопоследование великой вечерни, совершаемой в составе бдения, из­ложено во 2-й главе Типикона[191]. По Уставу всенощное бдение полагается совершать во все воскресные дни, на великие и бденные праздники, а также в случае храмового праздника. Если всенощное бдение начинается великой вечерней (а не повечерием), после 9-го часа совершается малая вечерня, затем по монастырскому уставу полагается ужин (вечерняя трапеза), после которого по истечении небольшого промежутка времени начинается великая вечерня.

По Уставу перед началом вечерни полагается совершать каждение всего храма, однако на практике перед начальным возгласом диакон открывает царские врата и священник кадит только алтарь (диакон предшествует ему со свечой), после чего диакон выходит на амвон и возглашает: «Востаните».

Хор: «Господи, благослови».

Священник, совершая по обычаю кадилом знамение креста, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Духовенство: «Приидите, поклонимся...»(4 прошения)[192].

Хор поет предначинательный 103-й псалом.

Во время пения предначинательного псалма священник кадит иконостас, хор, народ и весь храм, а диакон предшествует ему со свечой. По окончании каждения диакон закрывает царские врата, а священник должен северной дверью выйти на солею и с открытой го­ловой перед царскими вратами прочитать светильничные молитвы[193].

Хор: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже»(трижды).

Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся».

Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...».

Хор: «Аминь». «Блажен муж…»(в воскресенье поется вся кафисма, а в седмичные дни — только 1-й антифон 1-й кафисмы).«Слава, и ныне», «Аллилуиа…»(трижды).

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...»(после ектении входит в алтарь, берет у священника благословение на каждение и кадит весь храм).

Священник (возглас): «Яко Твоя держава…».

Следует заметить, что по Уставу на воскресной вечерне малая ектения полагается после каждого антифона кафисмы. В этом случае возглас «Яко Твоя держава…»бывает по 1-м антифоне, а по 2-м антифоне — «Яко Благ и Человеколюбец…», по 3-м — «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати…»[194].

Хор: «Аминь». «Господи, воззвах…»(по гласу 1-й стихиры).

Хор (или чтец): «Положи, Господи...»(псалмы 140, 141, 129, 116).

Хор далее поет стихиры на 10 (от «Изведи из темницы душу мою…») или на 8 (от «Из глубины воззвах к Тебе, Господи…») по Уставу, во время пения на «И ныне»догматика или стихиры праздника совершается вход с кадилом.

Вход с кадилом описан нами выше[195], в последовании великой вечерни, совершаемой отдельно от утрени.

Диакон (по окончании догматика или стихиры, начертав кадилом крест): «Премудрость, прости».

Хор:«Свете тихий...».

Диакон входит в алтарь, кадит престол с четырех сторон, горнее место и иерея, затем отдает кадило. Священник целует иконы на царских вратах и вслед за диаконом входит в алтарь, после чего священник и диакон целуют престол и идут к горнему месту. Священник становится справа от горнего места, а диакон — слева, лицом к народу.

Диакон: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».В это время свещеносцы творят поклон на горнее место, затем друг другу и после этого относят подсвечники на место, но не гасят свечей (их следует погасить лишь после пения прокимена).

Диакон: «Премудрость. Вонмем».

Затем диакон и хор исполняют прокимен дня. На воскресной вечерне поется великий прокимен «Господь воцарися…», который имеет три стиха.

Если в честь праздника положено читать паремии, то после пения прокимена диакон возглашает: «Премудрость».И сразу диакон закрывает царские врата, затем возвращается к горнему месту, становится слева от него и остается здесь до конца чтения паремий. Однако если читаются паремии из Нового Завета (в праздники апостолов Устав назначает читать паремии из Соборных посланий), то царские врата остаются открытыми до конца паремий.

Чтец: «…чтение» (объявляет надписание паремии).

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает 1-ю паремию. Аналогичный диалог диакона и чтеца происходит и перед другими паремиями. В конце последней паремии диакон, поцеловав край престола с северной стороны, выходит на амвон для произнесения сугубой ектении.

Диакон произносит сугубую ектению «Рцем вси...».

Священник (возглас): «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...».

Хор: «Аминь». «Сподоби, Господи...».Во время исполнения этого песнопения диакон отходит к иконе Спасителя, где стоит, ожидая его окончания.

Диакон произносит просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви...».

Священник (возглас): «Яко Благ и Человеколюбец...».

Хор: «Аминь».

Священник (благословляя народ): «Мир всем».

Хор: «И духови Твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор: «Тебе, Господи».

Пономари выходят со свечами через боковые двери (каждый со своей стороны) и ставят свечи перед царскими вратами.

Священник тайно читает молитву главопреклонения «Господи Боже наш, приклонивый небеса…»,а затем возглашает: «Буди держава Царствия Твоего…».

Хор: «Аминь» и поет стихиры на литии по Уставу.

Во время пения стихир духовенство выходит в притвор для совершения литии следующим образом: впереди идут свещеносцы, затем диакон и священник выходят через северную дверь (царские врата закрыты)[196]. Священник облачен только в епитрахиль. В притворе пономари пропускают священника, затем ставят свечи прямо против царских врат у входа в основную часть храма. Диакон в это время совершает каждение алтаря по чину, затем выходит северной дверью на амвон, кадит иконостас, спускается с амвона и кадит икону праздника, затем идет в притвор, где кадит священника (при соборном служении и сослужащих). Далее диакон возвращается на амвон, кадит с амвона хор и народ, затем царские врата, местные иконы, вновь спускается и кадит икону праздника, идет в притвор, кадит предстоятеля, затем кланяется и отдает кадило пономарю[197].

Диакон: «Спаси, Боже, люди Твоя…».

Хор: «Господи, помилуй» (40 раз).

На практике во время пения «Господи, помилуй» пономарь ставит в центре храма литийный стол и выносит литийное блюдо, на котором уже находятся пять хлебов, немного зерен пшеницы, малые сосуды с вином и елеем.

Диакон: «Еще молимся о великом господине…».

Хор: «Господи, помилуй» (30 раз).

Диакон: «Еще молимся о богохранимей стране…»[198].

Хор: «Господи, помилуй» (50 раз).

Диакон: «Еще молимся о еже сохранитися граду сему…».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся и о еже услышати Господу Богу…».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник (возглас): «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…».

Хор: «Аминь».

Священник (благословляя народ): «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор:«Тебе, Господи».

Священник читает «велегласно» молитву «Владыко Многомилостиве…».

Хор: «Аминь» и поет стихиры на стиховне по Уставу.

В начале пения стихир духовенство в предшествии пономарей со свечами входит в основную часть храма и священник становится перед столиком, на котором находится литийное блюдо с хлебами. Диакон становится справа от священника, пономари ставят свечи за центральным аналоем с иконой праздника.

Хор: «Ныне отпущаеши...».

Чтец: Трисвятое по «Отче наш…». Пономарь выносит кадило и отдает диакону.

Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство…».

Хор: «Аминь» и поет тропари по Уставу[199] (во время пения тропарей диакон трижды кадит литийное блюдо с хлебами с четырех сторон, священника и вновь блюдо с хлебами спереди).

Диакон:«Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый…».

В самом начале молитвы священник берет один из хлебов (тот, который лежит сверху) и крестообразно осеняет им остальные хлебы, а при произнесении слов «…хлебы сия, пшеницу, вино и елей…» священник указывает на данные вещества правой рукой, начертывая таким образом знак креста.

Хор: «Аминь». «Буди имя Господне…»(трижды)и33-й псалом(до половины).

Диакон несет литийное блюдо в алтарь[200], перед ним идут свещеносцы, которые входят в алтарь через соответствующие боковые двери. Священник идет за диаконом, останавливается на амвоне и ждет окончания пения псалма.

Священник (с амвона): «Благословение Господне на вас…».И входит в алтарь южной дверью.

Хор:«Аминь».

На практике здесь сразу следует утреня, начинаемая чтением или пением стихов перед шестопсалмием «Слава в вышних Богу…». По монастырскому уставу, однако, между вечерней и утреней полагается довольно продолжительный промежуток времени, в течение которого совершается хлебопреломление и вкушение освященного хлеба и вина, читается Священное Писание и его толкование. Однако уже в XVII веке этот чин, как замечает Типикон («ныне же сей чин весьма в церквах упразднися»), был опущен, так что в настоящее время за вечерней на всенощном бдении непосредственно следует утреня.

Наши рекомендации