Глава 3. круги богослужения и посты
Время обладает двумя характеристиками. С одной стороны, оно линейное, так как всегда течет только вперед и никогда не движется вспять. С другой стороны, время циклично, о чем говорят существующие единицы его отсчета: часы, дни, месяцы. Богослужение Православной Церкви не существует вне времени, оно тесно с ним связано и потому также обладает двумя указанными характеристиками. С одной стороны, христианское богослужение не стоит на месте, но развивается в рамках истории, обогащается новыми праздниками, молитвословиями и традициями. С другой стороны, православное богослужение циклично. Это означает, что через определенные периоды времени богослужение повторяется. Богослужебный устав выделяет три цикла, которые называются кругами богослужения: суточный, седмичный и годичный (годовой). В зависимости от того, какой взят период времени, повторение богослужения может быть абсолютным или частичным. Полностью, то есть с точностью до мельчайших деталей, службы всех дней года повторяются (во всяком случае, теоретически) через 532 года, которые составляют великий индиктион[40]. Однако богослужение отдельных дней (великих праздников, некоторых дней периода Триоди) может повторяться гораздо чаще, минимум через год. В основном же имеет место частичное повторение отдельных текстов и песнопений (если у двух сравниваемых дней совпадают службы одного или двух кругов).
В данной главе будут рассмотрены основные черты каждого из трех указанных кругов богослужения, а также посты, которые непосредственно связаны с кругами богослужения (преимущественно с годичным кругом).
§1. СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер относится уже к грядущему дню. Это счисление перешло в христианскую Церковь из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня[41].
Суточный круг богослужения Православной Церкви включает в себя восемь служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. В своем современном виде полный круг суточных служб сформировался к XI веку.
Особенное место среди богослужений занимает Божественная литургия. Мы в предыдущем абзаце не включили литургию в перечень служб суточного круга, и сделали это намеренно. Действительно, в некоторых пособиях по Церковному Уставу (например, в «Настольной книге священнослужителя») литургия относится к числу служб суточного круга[42]. Видимо, это связано с тем, что в церковном сознании все службы подготавливают верующих к участию в Таинстве Евхаристии, да и на самой литургии поются некоторые песнопения, используемые на богослужениях суточного круга (тропари канона на «Блаженных», тропари и кондаки по малом входе). Однако есть серьезные основания против отнесения литургии к суточному кругу богослужения. Во-первых, литургия никак не может считаться рядовым богослужением, но является таинством, более того, «таинством таинств»[43]. Во-вторых, Устав знает немало дней, когда литургия не совершается (в то же время остальные службы полагаются в свое время): среда и пятница сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы, понедельник и вторник 5-й седмицы (если нет в эти дни празднований великим святым), Великая Пятница. Авторитетным сторонником выделения литургии из ряда служб суточного круга является протопресвитер Александр Шмеман, который, приводя список служб суточного круга, не называет литургию. Более того, он различает Евхаристию и «богослужение времени» (суточный, седмичный и годовой круги богослужения), называет эти два типа богослужений «двумя полюсами литургической жизни Церкви». В частности, в пользу выделения Евхаристии из суточного круга он ссылается на то обстоятельство, что Евхаристия «не связана по существу ни с каким определенным часом», так как «в схеме суточного круга литургия может занимать различные места: до вечерни, после вечерни и т<ак> д<алее>». Если службы суточного круга «уже одними своими названиями — утреня, вечерня, часы и т<ак> д<алее> — …указывают на свою “окрашенность” временем, на свою неотрываемость от него», то литургия, когда бы она ни служилась, «в воскресный, праздничный или иной какой день, вечером или ночью, в своем существе она не зависит ни от этого дня, ни от часа, ими не определяется и не ограничивается»[44].
В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь, «снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз, именно — все указанные службы она назначила совершать в продолжение суток три раза, составив из них службу утреннюю, службу около полудня и службу вечернюю»[45].
Утреннюю группу служб составили, таким образом, полунощница, утреня, 1-й час; дневную — 3-й час, 6-й час и литургия; вечернюю — 9-й час, вечерня и повечерие. О том, что такое разделение служб на три группы зафиксировано в Уставе, явным образом говорит наличие или отсутствие в последованиях служб начальных молитвословий. Эта совокупность начальных молитв называется «обычным началом» и совершается по следующей схеме:
Священник: «Благословен Бог наш...».
Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царю Небесный...». Трисвятое. «Слава, и ныне». «Пресвятая Троице…». «Господи, помилуй»(трижды). «Слава, и ныне». «Отче наш…».
Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...».
Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй»(12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...».
В Часослове только в последованиях 9-го часа, полунощницы и 3-го часа присутствует «обычное начало» (это означает, что данные службы являются начальными в «своей» группе служб). В то же время остальные богослужения (например, вечерня и малое повечерие) не имеют обычного начала, что явным образом указывает на их следование за другими богослужениями (вечерня, в частности, совершается после 9-го часа, а малое повечерие — после вечерни).
Такое разделение суточного круга на три группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» (Пс. 54, 18), а также слова церковной молитвы: «Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех…»[46].
Церковные сутки открывает вечерняя группа служб, которая начинается 9-м часом. Причем 9-й час имеет принципиальное литургическое значение: являясь началом вечернего богослужения, которое имеет отношение к грядущему дню, 9-й час сам завершает службу уходящего дня, так как на нем читаются тропарь и кондак уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви.
Все неизменяемые молитвословия служб суточного круга находятся в Часослове и в Следованной Псалтири (часть II)[47]. Следует, однако, обратить внимание на то, что Часослов начинается со служб утренней группы. Из находящихся в нем последований в современной приходской практике регулярно совершаются только утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы и вечерня.
Что же касается других служб, то великое повечерие и последование изобразительных совершаются только в навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в седмичные дни Великого поста; малое повечерие совершается крайне редко (в некоторых храмах не совершается вообще); полунощница обычно служится только раз в году (перед пасхальной утреней), а чин о панагии перешел в разряд исключительно монастырских богослужений.
Устав для совершения каждой службы назначает определенное время, причем различные виды одной и той же службы могут совершаться в разное время.
Вечерня почти всегда совершается вечером (кроме тех случаев, когда она соединяется с литургией). Однако все три вида вечерни (малая, вседневная и великая) должны, согласно Уставу, совершаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде солнечного захождения» (Типикон, глава 1-я); великая вечерня на бдении начинается «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, глава 2-я); тогда как вседневная вечерня — «пред вечером мало» (Типикон, глава 9-я). Как видно, Типикон указывает только приблизительное время для начала богослужений; конкретный же час определяется в соответствии с местом и временем года.
Повечерие малое совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни.
Великое повечерие, совершаемое во дни Великого поста (не на бдении), начинается, по Уставу, «о часе 9-м» (Типикон, последование понедельника 1-й седмицы Великого поста), то есть по-нашему примерно в 15 часов. В то же время великое повечерие на бдении в праздники Рождества Христова и Богоявления начинается, по Уставу, после полуночи, в 4 часа утра («о часе 10-м нощи» — см. Типикон, 25 декабря[48]), а великое повечерие на Благовещение начинается в 19 часов («при часе 1-м нощи» — см. Типикон, 25 марта).
Полунощница совершается рано утром, сразу после ночного сна (в монастырях). Исключение составляет пасхальная полунощница, которая совершается до полуночи, начинается примерно в 23 часа по местному времени.
Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы (после небольшого перерыва). В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь (это самая ранняя утреня в году).
Службы часов назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению. В переводе на современную систему отсчета времени получится следующее:
1-й час ≈ 7 часов утра;
3-й час ≈ 9 часов утра;
6-й час ≈ 12 часов дня;
9-й час ≈ 15 часов дня.
Однако в наше время службы часов отдельно не совершаются: 1-й час присоединяется к утрене, 9-й час совершается непосредственно перед вечерней, а 3-й и 6-й часы совершаются вместе перед началом литургии.
Божественная литургия, согласно 8-й главе Типикона, может начинаться в различное время суток. Так как после литургии следует дневная трапеза, то время начала литургии связано с продолжительностью евхаристического поста: в праздничные дни литургия начинается раньше, потому раньше бывает и трапеза, в другие дни евхаристический пост более продолжителен, поэтому и литургия начинается позже, и трапеза имеет место в более позднее время. В связи с этим самое раннее начало литургии назначается во все воскресные дни и в великие праздники, когда литургия начинается «в начале 3-го часа» (≈ 9.00). В субботу литургия должна начинаться «в начале 4-го часа», то есть примерно в 10.00. Наконец, во все остальные дни седмицы литургия начинается «в начале 5-го часа» (≈ 11.00), а трапеза — «в начале 6-го часа» (≈ 12.00). После полудня литургия совершается только тогда, когда служится после вечерни и соединяется с ней.
В современной приходской практике все службы суточного круга (за исключением полунощницы, которая, кроме Недели Пасхи, вообще не совершается в приходских храмах) делятся на две части: вечернюю и дневную (утреннюю).
В вечернюю часть входят: 9-й час (к сожалению, не всегда совершаемый на приходах), вечерня, повечерие (иногда), утреня с 1-м часом. Дневная часть включает в себя 3-й, 6-й часы и Божественную литургию.
Начало вечернего богослужения колеблется от 15.00 до 18.00 (в зависимости от времени года и возможностей прихожан), а утреннее богослужение начинается в 8.00–10.00. Ранние литургии, совершающиеся в больших соборных храмах, могут начинаться в 7.00. Такова современная богослужебная практика в течение большей части года (кроме периода Великого поста).
В седмичные дни Великого поста службы совершаются следующим образом. Утренняя группа служб (полунощница[49] и утреня с 1-м часом) начинается примерно с 8.00. Затем после небольшого перерыва следует дневная группа служб: 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня (если полагается литургия Преждеосвященных Даров, то в соединении с литургией). По вечерам служится великое повечерие (на 1-й седмице — с Великим каноном преподобного Андрея Критского).
Однако в большинстве храмов начиная со 2-й седмицы Великого поста утреню переносят на вечернее время, и, таким образом, богослужение совершается два раза в день: утром (3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня (иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров)) и вечером (великое повечерие и утреня с 1-м часом).
§2. СЕДМИЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Седмичный круг составляют богослужения, совершаемые в течение седмицы. Следует иметь в виду, что каждый день седмицы посвящен прославлению определенного священного события или памяти святого, причем в Церковном Уставе первым днем седмицы считается воскресенье, а завершает седмицу субботнее богослужение. Службы (изменяемые песнопения) седмичного круга богослужения находятся в Октоихе. В течение седмицы поются песнопения Октоиха только одного гласа, причем воскресная служба открывает песнопения данного гласа, тогда как отдание гласа совершается в субботу.
Воскресенье, первый день седмицы, называется в греческом языке Κυριακή, что означает «(день) Господень», а в славянском именуется словом неделя и посвящается воспоминанию Воскресения Христова. Полагают, что празднование воскресного дня началось в самые первые годы жизни Церкви, до рассеяния 12-ти апостолов. Примечательно, что уже в Откровении Иоанн Богослов называет воскресный день «днем Господним» (ср.: Откр. 1, 10)[50]. Позже, в III веке, появляется запрет на работу, пост и коленопреклонение в воскресные дни, а «в IV в<еке> находим уже и правительственную регламентацию празднования недельного дня»[51].
В понедельник совершается прославление Небесных бесплотных чинов, которые по своему статусу почитаются выше всех святых других ликов. Вторник посвящается памяти святого Иоанна Предтечи, который прославляется как «больший из рожденных женами» (ср.: Мф. 11, 11). В лице Предтечи Церковь прославляет и всех пророков. В среду и пятницу совершается воспоминание страданий Господа и смерти Его на Кресте, потому полагаются молитвословия и песнопения Животворящему Кресту, на котором Господь претерпел смерть за род человеческий и который стал орудием нашего спасения. В четверг воспоминаются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских. В субботу прославляются все святые (мученики, святители, преподобные и др.). Кроме того, в субботний день Уставом допускается совершение службы за умерших членов Церкви[52].
Наконец, следует заметить, что каждый день седмицы полагаются молитвословия и песнопения в честь Матери Божией (канон на повечерии и Богородичны после стихир и тропарей). Также преимущественное прославление Богородицы осуществляется в воскресенье, среду и пятницу (в эти дни в Октоихе Ей посвящаются особые каноны на утрене), так как Матерь Божия стояла при Кресте Господа, сострадая распятому Христу, а также была свидетельницей Его Воскресения.
§3. ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ.
ВАЖНЕЙШИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
С каждым днем года Церковь соединяет какое-либо особое воспоминание: она празднует события из истории земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, из истории Церкви Христовой, а также творит память какому-либо святому, часто в один день — двум или трем святым. Все богослужения, совершаемые в течение года, и составляют годовой круг.
Годовой круг богослужения делится на две части: подвижный и неподвижный. Подвижный круг богослужения состоит из подготовительного периода к Великому посту, самого периода Великого поста и периода Пятидесятницы. Само название подвижный круг связано с тем, что даты праздников и седмичных богослужений данного периода меняются каждый год в зависимости от даты праздника Пасхи. Самая ранняя Пасха бывает 22 марта (в 2010 г.), а самая поздняя дата Пасхи — 25 апреля (ближайшая по времени такая Пасха будет в 2078 г.). Песнопения служб подвижного круга содержатся в двух книгах: Постной Триоди (от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы) и Цветной Триоди (от Недели Пасхи до Недели Всех святых). Выделим среди подвижных праздников двунадесятые — это всего три праздника: Вход Господень в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (четверг 6-й седмицы по Пасхе) и Пятидесятница (Неделя 8-я по Пасхе).
Неподвижный круг включает в себя праздники и памяти святых, совершаемые всегда в определенные дни и месяцы года. Богослужения неподвижного круга содержатся в Минее. Укажем все двунадесятые, великие, а также важнейшие в уставном отношении бденные и полиелейные праздники неподвижного круга богослужения (курсивом выделены двунадесятые праздники неподвижного круга):
1 сентября — церковное новолетие
8 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы
14 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
26 сентября — преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
1 октября — Покров Пресвятой Богородицы
22 октября — Казанской иконы Божией Матери
26 октября — великомученика Димитрия Солунского
8 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
21 ноября — Введение во храм Пресвятой Богородицы
27 ноября — иконы Божией Матери «Знамение»
6 декабря — святителя Николая Чудотворца
25 декабря — Рождество Христово
1 января — Обрезание Господне; святителя Василия Великого
6 января — Богоявление
30 января — Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста)
2 февраля — Сретение Господне
24 февраля — Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи
9 марта — 40 мучеников Севастийских
25 марта — Благовещение Пресвятой Богородицы
23 апреля — великомученика Георгия Победоносца
8 мая — апостола и евангелиста Иоанна Богослова
9 мая — перенесение мощей святителя Николая Чудотворца
25 мая — Третье обретение главы Иоанна Предтечи
24 июня — Рождество Иоанна Предтечи
29 июня — апостолов Петра и Павла
20 июля — пророка Илии
6 августа — Преображение Господне
15 августа — Успение Пресвятой Богородицы
29 августа — Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Необходимо сказать вкратце и об истории развития годового круга богослужения. Здесь архимандрит Киприан (Керн) выделяет четыре этапа:
I–III века. Самые ранние христианские праздники, которые появляются в данный период,— Пасха и Пятидесятница. Относительно даты празднования Пасхи существовали две традиции: по одной Пасха связывалась с воскресным днем и была, следовательно, праздником подвижным, по другой, малоазийской, она закреплялась за днем 14 Нисана. Тогда же появляется праздник Явление Господне, в который воспоминались события и Рождества и Крещения Господа Иисуса. В эту же эпоху возникают празднования в честь мучеников. Возможно, что в это время уже закрепились памяти: апостола Иакова, архидиакона Стефана, священномучеников Поликарпа и Игнатия Богоносца и других.
IV–V века. Рождество Христово отделяется от Богоявления; сначала это происходит на Западе (в 354 г.), а в конце IV века и на Востоке. Также появляются другие Господские праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Сретение Господне, Воздвижение Креста Господня (и предшествующий ему праздник Обновления храма Воскресения в Иерусалиме в 335 г.). Возникает один общий праздник в честь всех событий из жизни Богоматери — Собор Богородицы, из которого впоследствии выделились отдельные воспоминания. Наконец, формируется период Постной Триоди: Великий пост длится 40 дней, а последние дни Страстной седмицы отмечаются торжественными богослужениями: в Великий Четверг совершают в Иерусалиме литании и чтение Евангелий, в Пятницу — вынос Креста и поклонение ему, в Субботу — крещение оглашенных.
VI–VIII века. В эти три века церковный календарь обогащается еще целым рядом воспоминаний. Появляются Господские праздники Обрезание Господне и Преображение, также возникают (из общего Собора Богородицы) отдельные праздники в честь важнейших событий из жизни Богородицы: Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы. Вместе с Рождеством Богородицы некоторое время соединяется воспоминание Введения во храм Пресвятой Богородицы, но в VIII веке Введение выделяется в самостоятельный праздник. Также появляются праздники и индивидуальные дни памяти святых: Архангелов Михаила и Гавриила, пророков и праведников Ветхого Завета, мучеников, преподобных, святителей и других.
С IX века до настоящего времени постепенно все дни церковного года заполняются отдельными воспоминаниями святых и чудесных событий из жизни Церкви. В сущности, развитие годового круга богослужения продолжается и в настоящее время, так как Церковь не перестает литургически развиваться и обогащаться новыми памятями святых, праздниками, молитвами, чинопоследованиями и так далее[53].
§4. ПОСТЫ
Пост — важная составляющая духовной жизни христианина. Пост как неотъемлемый спутник покаяния, а также связь поста с молитвой имеют место уже в Ветхом Завете. Суть поста в Ветхом Завете (и в Древней Церкви) заключалась в полном, но зато сравнительно коротком воздержании от еды. Потому дней всеобщего поста в древнем Израиле было весьма немного: до вавилонского плена единственным постным днем был День Очищения, в послепленный период к нему добавляются постные дни, связанные с воспоминанием взятия Иерусалима и разрушения Первого храма в 586 году до Р.Х. (см.: Зах. 8, 19). Кроме того, обязательный для всего народа пост правители объявляли в экстремальных случаях: во время траура, при подготовке к войне (см.: 2 Пар. 20, 3), в случае всенародного покаяния (см.: Иона 3, 7). Наконец, отдельные лица или группы людей принимали пост во время усердной молитвы Богу, соединенной с определенной просьбой (см.: 1 Езд. 8, 21). Во всех случаях идея ветхозаветного поста заключалась в том, «что человек, осознавая важность обращения к Богу, настолько заботится о своем духовном состоянии, что физические потребности отступают на второй план. В этом смысле пост означает очищение и смирение перед Богом (Пс. 68, 11)»[54].
С течением времени в христианской Церкви под влиянием монашества появляется иное понимание сущности поста: пост воспринимается как аскеза, «как умерщвление плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. <…> Правило поста соответствует, таким образом, молитвенному правилу и восполняет его: цель их одна — помочь монаху в его восхождении к совершенству»[55].
В Православной Церкви посты, в зависимости от своей продолжительности, разделяются на многодневные и однодневные. Правила относительно богослужения и трапезы в постные дни излагаются в 32-й, 33-й и 48-й главах Типикона.
Также следует заметить, что посты в Церкви имеют тесную связь с кругами богослужения, причем в каждом круге выделено определенное время для поста. В частности, с суточным кругом богослужения связан евхаристический пост, который заключается в полном воздержании от воды и пищи до конца литургии (о чем уже было сказано в параграфе 1 настоящей главы). Этот тип поста удивительно похож на ветхозаветную практику поста (в обоих случаях пост — полный отказ от пищи, а не ограничение ее качества). Однако на практике ежедневный евхаристический пост встречается только в монастырях, где первая трапеза данного дня действительно имеет место после литургии. Далее, для седмичного круга богослужения характерен пост в среду и пятницу (это уже пост в церковном, а не ветхозаветном смысле, то есть ограничение количества и качества пищи), так как эти дни связаны с воспоминанием предательства Иуды и смерти Спасителя на Кресте. Наконец, большинство постов (все многодневные и три однодневных, см. далее) связано с годичным кругом богослужения.
Многодневных постов всего четыре:
Рождественский пост — первый многодневный пост в церковном году (так как церковный год начинается с сентября). Рождественский пост длится 40 дней (потому еще называется в церковной традиции «малой Четыредесятницей», в отличие от Великой Четыредесятницы). Дата начала поста — 15 ноября (сразу после праздника апостола Филиппа (14 ноября), почему пост иногда и называется Филипповым постом), последний день поста — 24 декабря (Рождественский сочельник).
Правила относительно вкушения пищи в Рождественский пост изложены в 33-й и 48-й (см. 14 ноября) главах Типикона. По степени строгости Рождественский пост является умеренным постом, так как только в понедельник, среду и пятницу предписывается строгий пост (воздержание от употребления «вина и елея»)[56]. В то же время во вторник и в четверг разрешено вкушать «вино и елей», а в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. Также разрешается вкушение рыбы в праздник 21 ноября и на праздники со всенощным бдением (в любой день седмицы). Наконец, разрешается вкушение рыбы во вторник и четверг в случае полиелейного праздника или великого славословия (16, 30 ноября, 9 декабря и др.); если же славословие или полиелей случится в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушение «вина и елея»[57]. Лишь последние пять постных дней (период предпразднства Рождества Христова, 20–24 декабря) составляют период строгого поста, в который абсолютно запрещается вкушение рыбы.
Наконец, в Рождественский пост по Уставу полагаются в некоторые седмичные дни службы с пением на утрене «Аллилуиа»[58] и поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина (15 ноября, 19 ноября, 7 декабря и др.). В эти дни литургия не положена, а все богослужения суточного круга совершаются по чину, близкому к богослужениям седмичных дней Великого поста (однако если один из таких дней случится в субботу или в воскресенье, то «аллилуйная» служба отменяется). Заметим, однако, что в настоящее время «аллилуйные» службы не совершаются, так что в приходской практике Рождественский пост совершенно не оказывает влияния на богослужение.
Великий пост — самый важный как с духовной точки зрения, так и в связи с теми особенностями, которые приобретает богослужение в период этого поста. Великий пост длится 48 дней: начинается с понедельника после Недели сыропустной и заканчивается в Великую Субботу. Очевидно, что даты начала и окончания поста — подвижные, так как зависят от даты Пасхи. Самое раннее время начала Великого поста — 2 февраля, в этом случае Пасха (время окончания поста) приходится на 22 марта. Самое позднее время начала Великого поста — 8 марта, в этом случае Пасха приходится на 25 апреля.
Последование всех служб суточного круга в седмичные дни Великого поста меняется существенным образом, а само богослужение в целом приобретает неповторимый колорит, свойственный только этому периоду. Все молитвословия и песнопения великопостного богослужения носят покаянный характер и имеют своей целью стяжание духа покаяния в сердцах верующих. И хотя для богослужения в другие многодневные посты также характерны многие великопостные особенности (поклоны, пение «Аллилуиа» на утрене, троичны и светильны гласа и др.), принципиальное отличие седмичных дней Великого поста заключается в том, что покаянные особенности (больше всего это касается поклонов) не отменяются даже в праздник Благовещения (тем более в другие праздники). В то же время в Рождественский и Петров посты «аллилуйные» службы, во-первых, назначаются далеко не каждый день, во-вторых, отменяются вовсе, если данная дата (когда по Типикону положено пение «Аллилуиа») случается в субботу или в воскресенье.
Правила относительно вкушения пищи в Великий пост излагаются в 32-й главе Типикона. Суть их в том, что в понедельник и вторник 1-й седмицы поста рекомендуется вообще воздержаться от пищи, а в остальные седмичные дни Великого поста предписывается только раз в день принимать пищу, причем полагается «сухоядение»[59]. Лишь в субботу и воскресенье пост относительно нестрогий: разрешается два раза в день вкушать пищу с «вином и елеем». И только два дня в течение всего поста — на праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (если праздник случится до Страстной седмицы) и Входа Господня в Иерусалим — разрешается вкушение рыбы.
Пост святых апостолов (Петров пост) — единственный пост, продолжительность которого является переменной величиной. Это связано с тем, что дата начала поста — подвижная (понедельник после Недели Всех святых), а конец поста — всегда фиксированная дата (29 июня, праздник святых апостолов Петра и Павла). Самая большая продолжительность поста святых апостолов — 6 недель (в случае самой ранней Пасхи пост начинается 18 мая), а самый короткий период Петрова поста — 8 дней (в случае самой поздней Пасхи пост начинается 21 июня).
На основании 33-й и 51-й глав Типикона можно сделать вывод, что предписания относительно Петрова поста полностью совпадают с аналогичными правилами, касающимися Рождественского поста. Таким образом, только в понедельник, среду и пятницу предписывается строгий пост (воздержание от употребления «вина и елея»), в то же время во вторник и в четверг разрешено вкушать «вино и елей», а в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. Также разрешается вкушение рыбы в любой день седмицы на праздник Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) и во все другие праздники, когда полагается всенощное бдение (в том числе и на храмовый праздник, см. главу 33-ю). Наконец, разрешается вкушение рыбы во вторник и четверг в случае полиелейного праздника или великого славословия (например, 11, 19 июня); если же славословие или полиелей случится в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушение «вина и елея».
Как и в Рождественский пост, в пост святых апостолов по Уставу полагаются в некоторые седмичные дни службы с пением на утрене «Аллилуиа» и поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина (30, 31 мая, 15, 16 июня и др.). В эти дни литургия отменяется, а все богослужения суточного круга совершаются по чину, близкому к богослужениям седмичных дней Великого поста. Заметим, однако, что в настоящее время «аллилуйные» службы не совершаются, так что в приходской практике пост святых апостолов совершенно не оказывает влияния на богослужение.
Успенский пост длится 14 дней (с 1 по 14 августа) и в церковном просторечии называется «пост-лакомка», так как приходится на период изобилия овощей и фруктов. Название поста связано с тем, что он завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.
По строгости Успенский пост превосходит Рождественский и пост святых апостолов: в понедельник, среду и пятницу предписано «сухоядение», во вторник и в четверг — «варение» (то есть вареные овощи и фрукты без употребления елея), лишь в субботу и воскресенье — вкушение «вина и елея». И только на праздник Преображения Господня (то есть один день в течение всего поста) Устав разрешает вкушение рыбы (см. Типикон, главу 33-ю).
В Успенский пост, как и в другие посты, присутствуют службы с пением на утрене «Аллилуиа» и поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина, однако по Уставу им отводятся всего два дня (3 и 4 августа; если же один из этих дней случится в субботу или воскресенье, то «аллилуйная» служба отменяется). Впрочем, в современной практике и в эти два дня «аллилуйные» службы не совершаются (как в посты Рождественский и святых апостолов), так что и Успенский пост совершенно не оказывает влияния на богослужение. Большая же часть данного поста приходится на период праздника Преображения (который вместе с предпразднством и попразднством длится 9 дней), так что можно заключить, что в богослужении в целом преобладает мотив праздничной радости.
Однодневные посты следующие:
— среда и пятницав течение всего года, за исключением сплошных седмиц;
— 14 сентября— Воздвижение Креста Господня;
— 5 января— навечерие Богоявления, или Крещенский сочельник;
— 29 августа— Усекновение главы святого Иоанна Предтечи.
Наконец, перечислим сплошные седмицы, то есть периоды, когда отменяется пост в среду и пятницу:
— Святки— с 25 декабря по 4 января включительно;
— седмица после Недели о мытаре и фарисее;
— сырная седмица— седмица перед Великим постом;
— Светлая седмица — седмица после Пасхи;
— Троицкая седмица — седмица после праздника Пятидесятницы.