Глава 2. священнослужители и церковнослужители

В данной главе мы перечислим все степени священнослужителей и церковнослужителей, укажем их облачения и награды. Так как в Церкви представители высших степеней сначала проходят посвящения в низшие степени и имеют все облачения представителей низших степеней, то целесообразно будет рассматривать степени церковного клира, двигаясь постепенно от низших степеней к высшим.

§1. ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ, ИХ ФУНКЦИИ И ОБЛАЧЕНИЯ

Церковнослужители — лица, помогающие священнослужителям при совершении богослужения. Можно выделить четыре типа церковнослужителей: пономарь, певец, чтец, иподиакон.

Пономарь — в переводе на русский язык это слово означает «придверник». В древности этим термином обозначались лица, которые находились при дверях храма и наблюдали, чтобы никто из неверных не вошел в храм[18]. В Типиконе пономарь обозначен терминами кандиловжигатель и параекклисиарх (см. главы 1-ю и 2-ю).

В настоящее время пономари разжигают и подают кадило, зажигают и гасят лампады, свечи и паникадило. Также на практике именно пономари идут со свечами перед духовенством во время входа на великой вечерне (хотя Типикон эти действия считает обязанностью чтецов, см. главу 2-ю), малого и Великого входа на литургии (а также в других случаях). Кроме того, обязанностью пономаря является звон в колокола (перед богослужением и в некоторые торжественные моменты службы). Наконец, пономарь помогает священнику и диакону в других необходимых случаях, а также совершает уборку в алтаре. Хотя Устав не назначает для пономаря особых богослужебных одежд, на практике пономарь по благословению священника облачается в стихарь. Также не предусмотрен Уставом какой-либо чин посвящения на служение пономаря, очевидно, что в данном случае единственным и достаточным условием является благословение настоятеля.

Певец— тот, кто поет за богослужением. Само служение певца весьма высоко и сравнимо с ангельским славословием Господа, не случайно в богослужебных книгах хор, подобно ангельскому чину, называется ликом. Важно отметить, что само пение за богослужением является обязанностью предстоятеля вместе с братией обители, то есть Типикон, в котором излагается монастырский устав службы, не знает особых лиц — мирян, поющих в церкви. Однако в современной приходской практике пение за богослужением осуществляют благочестивые миряне, зачастую женщины. Потому певцы, как и пономари, хотя и относятся к числу церковнослужителей, однако не имеют ни чина поставления на свое служение, ни особых облачений.

Чтец — церковнослужитель, которому принадлежит право чтения (и пения) за богослужением. Также Типикон предписывает именно чтецам выносить свечи во время торжественных входов (например, вход на великой вечерне, см. главу 2-ю). Это первая степень церковнослужителя в собственном смысле, так как чтец имеет особый чин пострижения и священные одежды. Также отметим, что в чине хиротесии во чтеца сказано, что служение чтеца является «первой степенью священства». Это означает, что любой кандидат, принимающий священный сан, обязательно сначала проходит пострижение в степень чтеца.

Как уже было сказано, для поставления во чтеца существует особый чин рукоположения, называемый хиротесией[19]. Последование хиротесии во чтеца излагается в Архиерейском Чиновнике, а сама хиротесия совершается только епископом в центре храма[20] перед началом литургии или, на практике, во время пения антифонов[21]. Во время хиротесии архиерей крестовидно постригает волосы посвящаемого (потому и чин называется «пострижение» во чтеца), затем чтец облачается в короткий фелонь и прочитывает отрывок из Апостола в знак первого исполнения своей обязанности — чтения за богослужением. В конце чина чтец облачается в стихарь, который является его основной богослужебной одеждой.

Хотя право посвящения во чтеца является прерогативой архиерея, каноны предусматривают исключение из этого правила для монастырей: 14-е правило VII Вселенского Собора позволяет в монастырях совершать хиротесию во чтеца настоятелям монастырей — игуменам и архимандритам.

Как видно из приведенного нами выше краткого описания чина хиротесии, чтец имеет два облачения: стихарь и короткий фелонь. Однако если короткий фелонь он надевает только однажды, при пострижении, то стихарь является постоянной богослужебной одеждой чтеца.

Иподиакон — буквально этот термин переводится: «под диаконом», или «подчиненный диакону». Однако в настоящее время термин иподиакон обозначает служителя, помогающего при совершении архиерейского богослужения. Функции иподиаконов различны: они облачают (и разоблачают) архиерея, подают ему различные богослужебные предметы (дикирий и трикирий, жезл и др.), постилают орлецы и так далее.

Степень иподиакона является высшей степенью среди церковнослужителей. Это выражается в том, что на самих иподиаконов Церковь налагает некоторые ограничения, подобные тем требованиям, которые предъявляются к священнослужителям. В частности, 15-е правило Трулльского собора устанавливает минимальный возраст для посвящения в иподиаконы — 20 лет (для чтецов возраст не оговаривается). Кроме того, после посвящения, согласно 6-му правилу Трулльского собора, иподиаконы (как и диаконы) не имеют права вступать в брак[22].

Посвящение в иподиакона также (как и посвящение во чтеца) называется хиротесией и совершается только в том случае, если ранее (или в этот же день) над данным кандидатом была совершена хиротесия во чтеца. Последование хиротесии в иподиакона излагается в Архиерейском Чиновнике. Сама хиротесия совершается только епископом перед началом литургии или, на практике, во время пения антифонов.

Иподиакон имеет два облачения: стихарь и орарь, который повязывает крестообразно (в отличие от диакона).

§2. ТРИ СТЕПЕНИ СВЯЩЕНСТВА

В Православной Церкви существует три степени священства: епископ, священник и диакон. Каждый из этих трех видов служения установлен в апостольское время, и каждая из указанных трех степеней священства четко названа в Священном Писании (епископ — Флп. 1, 1; 1 Тим. 3, 1–2; пресвитер — Иак. 5, 14; Тит. 1, 5; диакон — Деян. 6, 1–6; 1 Тим. 3, 8, 12).

Посвящение в каждую священную степень происходит через хиротонию, которая совершается в алтаре (в отличие от хиротесий во чтеца или иподиакона, которые совершаются в центре храма).

Диаконы, священнослужители первой (младшей) степени, имеют право участвовать в совершении общественных и частных богослужений, сослужить епископам и священникам, но сами не совершают богослужений и Таинств. Над кандидатом в сан диакона прежде совершается посвящение во чтеца и иподиакона, так что во диакона может быть рукоположен только иподиакон (женатый или монашествующий).

Священники по сообщенной им от епископов благодати Божией имеют право совершать шесть Таинств Церкви, кроме рукоположения в священные степени и некоторых других чинов, совершаемых только архиереем (например, освящение антиминса). В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий).

Епископы — священнослужители высшей степени, которые имеют право совершать все Таинства и имеют власть через рукоположение посвящать в остальные священные степени. По древней традиции, окончательно утвержденной на Трулльском соборе (12-е правило), епископ должен быть неженатым. Потому в сан епископа посвящают только архимандритов, то есть священников, принявших монашеский чин. Саму хиротонию во епископа совершают несколько архиереев (не менее трех человек, см. 4-е правило I Вселенского Собора).

Наши рекомендации