Всенощное бдение накануне праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

10 сентября 2017 г. в канун праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност совершил всенощное бдение в храме преподобного Сергия Радонежского архиерейского подворья села Дивноморское.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Николай Шитьман, иерей Олег Харитонов, иерей Антоний Пульнов, протодиакон Евгений Габов, иеродиакон Даниил (Букин), диаконы Александр Лысенко и Никита Савин.

После чтения Евангелия глава Новороссийской епархии помазал молящихся освященным елеем.

Праздничный канон читали иерей Олег Харитонов и иерей Антоний Пульнов.

По окончании богослужения епископ Феогност обратился к прихожанам со святительским словом.

Литургия.

В сам день я был на службе также в Свято-Успенском соборе, где служил о.Сергий Лукин при пении бокового хора. В честь отмечаемого в этот день Дня трезвости на литургии на великой ектении в начале и сугубой – после чтения Евангелия, совершались особые призывы к молитве об исцелении страждущих от недугов пьянства и наркомании.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.

2Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.

3Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 4а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

6И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.

7Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных 8(ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), 9и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа[125] и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, 10только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

11Когда же Петр пришел в Антиохию[126], то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.

12Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

13Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

14Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

15Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

21Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

И снова о спасении и исполнении обрядов Закона Моисеева. Они в Ветхом Завете еще никого не спасли, но спасение принес Христос. Это лишает смысла верность этим самым обрядам, ведь лишь во Христе человек обретает спасение. Но слова «человек оправдывается только верой в Иисуса Христа» не значит, что можно думать, как протестанты – ты только верь, и ты уже спасен. Нет, ведь сам апостол в других местах много говорит о добрых делах, как и о борьбе с греховными влечениями. Но речь о том, что без Христа нет спасения, ибо лишь в Нем человек получает возможность очищения грехов и в конечном итоге, входа в Царство Божие. Но как ни было бы ему необходимо трудиться над своей душой, но сам он своими силами не одолеет путь, ибо усилия по исполнению заповедей лишь учат его тому, что без Бога он не может ничего. И лишь с помощью Божией он обретает возможность спастись….

Евангелие (от Марка): 21Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.

22И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его 23и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

24Иисус пошел с ним. || За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

25Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,- 27услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, 28ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.

29И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

30В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?

31Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

32Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.

33Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.

34Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

35Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?

36Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

37И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.

38Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.

39И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.

40И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.

41И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа́ куми́", что значит: девица, тебе говорю, встань.

42И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

43И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Исцеление кровоточивой женщины. Можно представить себе страдания ее, ведь из-за кровотечения иудеи считали ее нечистой, к ней запрещено было прикасаться. И эти мучения она терпела 12 лет. Для нас тайной остались ее многие молитвы и пролитые слезы, однако теперь Господь помиловал ее, исцелив от болезни. Что сказать? Болезни являются прямым следствием наших грехов, поскольку согрешая, человек отдает себя во власть духов злобы, толкающих его ко греху и чем больше человек уклоняется в грех, тем большую власть над ним обретают эти самые духи. И дабы избавить человека от этой власти, Бог попускает им мучить человека и тогда человека постигают скорби и болезни. И то, что мы подчас долго не получаем помощи в скорбях, объясняется тем, что мы пока не осознали причин наших скорбей, а исцелившись, мы бы впали в те грехи, от которых нас оградила болезнь. Потому и женщина эта только через 12 лет получила исцеления от болезни. Более того, она должн была получить исцеление через прикосновение к одеждам Христа. Это приносило большую пользу, чем просто исцеление от болезни, ведь это чудо многих могло заставить уверовать во Христа (ее саму, в том числе).

И чтения праздника. Отрывок из Книги Деяний Апостольских: 1В Антиохии[127], в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин[128], и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.

2Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

3Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

4Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию[129], а оттуда отплыли в Кипр; 5и, быв в Саламине[130], проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.

6Пройдя весь остров до Пафа[131], нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, 7который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.

8А Елима волхв (ибо то́ значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.

9Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, 10сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?

11И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.

12Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

13Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию[132], в Памфилии[133]. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.

14Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую[134] и, войдя в синагогу в день субботний, сели.

15После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

16Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.

17Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, 18и около сорока лет времени питал их в пустыне.

19И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.

20И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.

21Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.

22Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.

23Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

24Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.

25При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.

26Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.

27Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, 28и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.

29Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.

30Но Бог воскресил Его из мертвых.

31Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.

32И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, 33как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.

34А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно.

35Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление.

36Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; 37а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.

38Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; 39и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.

40Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: 41смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам.

42При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.

43Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.

Евангелие (от Марка): 1Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

2Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?

3Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.

4Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.

5И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. 6И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.

7И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

8И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.

10И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.

11И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

12Они пошли и проповедовали покаяние; 13изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

14Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

15Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

16Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

17Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

18Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

19Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

20Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

21Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,- 22дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; 23и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

24Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

25И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

26Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

27И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

28Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

29Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

30И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.

Повествование о самом событии, положенном в основу празднике. Что тут сказать? «Сказано: не нарушай клятвы,

но исполняй пред Богом клятвы твои. А я говорю – не клянись ни небом, потому что оно – престол Божий, ни землей, потому что оно – подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он – град Великого царя, ни собой не клянитесь, потому что не можете ни единого волоса сделать белым или черным. Но да будут слова ваши «да» - да, «нет» - нет, а что сверх того, то от лукавого….». Лучших слов не найти….

По окончании службы о.Сергий поздравил всех с нынешним праздником, а также напомнил об учрежденном в этот день дне трезвости. Он был учрежден еще в 1911 году и традиция эта была возобновлена уже в наше время. В 2014 году Священный Синод принял постановление об установлении данного дня и об особом чине совершаемой в этот день службы. Также он зачитал обращение Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла по случаю этого дня… Откровенно говоря, этот текст так и не появился ни на сайте патриархии, ни на епархиальном сайте. А поиск в Интернете приводит лишь к тому, что система выдает лишь прошлогоднее аналогичное обращение Святейшего патриарха, которое сколь похоже, настолько и отличается от нынешнего. За неимение лучшего приведу его:

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Ныне, когда воспоминается трагическая кончина праведника, названного Самим Христомбольшим из всех рожденных женами (Мф. 11:11), святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Русская Православная Церковь определила отмечать День трезвости.

Выбор нынешней даты неслучаен. Как известно из евангельского повествования, «муж праведный и святой» (Мк. 6:10) был жестоко и безрассудно убит Иродом, человеком, который берег его и многое делал, слушаясь его (Мк. 6:20). Но будучи одержим хмельным весельем и впечатленный плясками женщины, царь не захотел отказывать ей в коварной просьбе и обезглавил угодника Божия. Трагическая кончина Крестителя Господня стала последствием решения, принятого под воз действием вина.

Этот отрицательный пример показывает, что пристрастие к спиртным напиткам или иным средствам, одурманивающим человеческое сознание, заглушает голос разума, затуманивает нравственный взор. Зачастую этот порок толкает людей на необдуманные и даже преступные действия, что с очевидностью показывает его разрушительный характер, проявляющийся не только в физиологической, социальной, но и в духовной сфере.

Русская Православная Церковь призывает каждого осмыслить воспоминаемое сегодня событие, осознать причину греховного падения царя Ирода и по мере сил побеждать пагубную страсть: отказаться от чрезмерного употребления алкоголя, предостерегать от пристрастия к нему ближних и дальних, воспитывать юные поколения в духе верности евангельским идеалам воздержания. Отрадно, что при многих храмах действуют службы помощи людям, зависимым от алкоголя и наркотиков, — это свидетельствует о неравнодушии и милосердии членов приходских общин. Дай Бог, чтобы подобные инициативы развивались, содействуя исцелению страждущих от греховных недугов и преображая наше общество.

Молитвенным заступничеством честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна да ниспошлет всем нам Премудрый Господь Свою обильную помощь, дабы мы всегда пребывали в воздержании и трезвости духовной и телесной.

Призываю на всех благословение Божие.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Также он напомнил о том, что 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в наш город прибывает Святейший патриарх Кирилл, который будет в этот день служить литургию. В связи с этим ранней литургии в этот день не будет, так как все силы будут брошены на подготовку к встрече патриарха. Также в связи с этим ведется ремонт внешних стен храма, покраска, приведение в порядок подсобных помещений и все прочее. Пользуясь случаем, он попросил всех помочь либо своим трудом, либо деньгами, либо молитвой, так как на подготовку требуются большие затраты – так, придется покупать большое количество цветов для украшения храма…

По окончании литургии особые прошения о страждущих от недуга пьянства возносились и на молебне.

Понедельник, Сентября 11 2017
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/5339-osvyashchenie-khrama-useknoveniya-glavy-proroka-predtechi-i-krestitelya-gospodnya-ioanna-v-sele-praskoveevka
Всенощное бдение накануне праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - student2.ru

Наши рекомендации