Священномученик Владимир Мощанский
Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 25 Августа / 7 Сентября
Священномученик Владимир Мощанский родился 15 / 28 июня 1866 года в селе Заборовье Есеновского уезда Тверской губернии в семье священника Димитрия Мощанского. Мать его, Анна, рано осталась вдовой; будучи очень набожной, она кормила бедных и нищих, и когда она умерла, все они пришли хоронить её — только тогда многие увидели, сколь многим она благодетельствовала.
После окончания Тверской Духовной Семинарии, Владимир Димитриевич женился на дочери священника Иоанна Димитриевского — Евдокии, и вскоре был рукоположен в сан диакона ко храму в селе Рогачеве Ржевского уезда. В их семье родилась дочь и три сына. При рождении четвёртого ребёнка Евдокия Ивановна умерла. Отец Владимир остался с маленькими детьми, воспитывать которых ему помогала незамужняя сестра Евдокии, Александра Ивановна.
Через некоторое время, диакона Владимира рукоположили в сан иерея Успенского храма в селе Спасском, Кашинского уезда. Здесь батюшка служил до 1924 года, до самого закрытия храма большевиками.
Перед закрытием было совершено последнее богослужение: храм был полон молящимися, все стояли на коленях, многие плакали. До ближайшего города Кашина священника провожал весь приход — шли пешком тридцать километров. Отец Владимир поселился в Вышнем Волочке в доме своего отца, который к тому времени уже умер. Служил батюшка в зимнем соборе. Несмотря на усилившиеся гонения, служб он не прекратил, по городу же ходил в рясе, проповедуя Слово Божие своим облачением. В свободное время он занимался воспитанием и образованием своей внучки Ольги, обучая её всем предметам по старым дореволюционным учебникам, но прежде всего, обучил молитвам.
Когда в школе стали проверять её знания, то приняли Ольгу сразу в пятый класс. Ребёнок всё воспринимал с детской простотой и наивностью. Однажды в школе ей велели выучить частушку: «Нынче в церковь не ходила и не каялась попу, я такого крокодила даже видеть не хочу». Придя домой, она с детским простодушием прочла эту частушку дедушке. Александра Ивановна только ахнула и сказала: «Да что же это такое?». А отец Владимир промолчал, внимательно посмотрел на внучку и сказал: «А ты подумала, Оля, что твой дедушка — священник?». И такое раскаяние у неё было, что она упала на колени и попросила прощения.
Здоровье батюшки слабело и он уже не всегда мог служить Литургию, но приходил в храм молиться, крестил младенцев, служил панихиды на Пятницком кладбище. На это кладбище он приходил во все родительские субботы, здесь в Ильинской церкви служил когда-то его отец и за алтарём этой церкви было семейное захоронение Мощанских. Но прежде чем прийти сюда, батюшка шёл в другое место кладбища, где тогда не было захоронений, служил панихиду и молился там, как будто ему было открыто, что не в родовой, а в тюремной могиле ему суждено быть погребённым.
13 февраля 1938 года, несмотря на почтенный старческий возраст (отцу Владимиру шёл семьдесят второй год), батюшку арестовали. Отца Владимира обвиняли в проведении антисоветской агитации. Опросив «дежурных свидетелей» следователь стал допрашивать старца. Батюшка виновным себя в антисоветской агитации не признал и из всех свидетельских показаний подтвердил только свой разговор с учениками восьмых-девятых классов, который состоялся в ноябре 1937 года. Отец Владимир сказал тогда: «Учёный Павлов перед смертью завещал, чтобы имеющиеся церковные здания не ломать и не занимать под музеи, вот видите, и учёные идут за религией».
В конце апреля было составлено обвинительное заключение. 27 июня 1938 года состоялся суд. Отец Владимир, выслушав все выдвинутые против него обвинения, возразил, что если когда что и говорил, то не с целью агитации.
Судьи вынесли приговор — семь лет заключения с последующим поражением в избирательных правах на три года. Батюшка подал жалобу, прося пересмотреть приговор. На время пересмотра приговора отца Владимира поместили в Вышневолоцкую тюрьму. Камеры здесь были переполнены, заключённым почти круглосуточно приходилось стоять, даже на полу не было места прилечь, доходило до того, что когда надзиратель открывал дверь, то люди непроизвольно вываливались в коридор.
Батюшка в тюрьме строго постился и почти все посылки, которые ему передавала Александра Ивановна, раздавал сокамерникам. Здоровье его всё ухудшалось, тюремная администрация не принимала никаких мер, в конце концов, заключённые в камере возмутились, стали стучать в железную дверь и кричать: «За что вы мучаете старого священника? В чём он виноват? Мы тоже верим в Бога». Однако тюремные власти не улучшали положения священника, он по-прежнему оставался в общей камере. Не вынеся тяжёлых условий заключения, протоиерей Владимир Мощанский скончался 25 августа (7 сентября н. ст.) 1938 года.
Заключённые сами сделали гроб. Батюшку одели в чистое бельё, которое он хранил в тюрьме на случай смерти. Гроб поставили на телегу и повезли на Пятницкое кладбище мимо дома священника. Александра Ивановна не знала о его смерти, и ещё несколько дней носила в тюрьму передачи. После смерти отца Владимира, его образ стал являться начальнику хозяйственной части тюрьмы. Куда бы он ни шёл, чтобы он ни делал, перед его взором стоял старый священник. Это продолжалось и ночью. На рассвете девятого дня с момента кончины отца Владимира, едва рассеялись сумерки, он пошёл по улице в сторону кладбища. Не зная, где жил батюшка и его близкие, но непроизвольно, по внушению Божию, он остановился перед домом священника и постучал в окно. Александра Ивановна открыла форточку и спросила, что ему нужно. «Выйдите, оденьтесь, ваш дедушка умер, я покажу вам могилу». Он отвёл её на кладбище и показал могилу отца Владимира. Была она на месте, где ещё при жизни батюшка служил панихиды. Впоследствии на этом месте был поставлен крест и погребены сын и дочь священника — Владимир и Ольга.
6 (19 н. ст.) сентября 1999 года канонизован как местночтимый святой Тверской епархии. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
О дне сем.
Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, 2и все находящиеся со мною братия - церквам Галатийским[47]: 3благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5Ему слава во веки веков. Аминь.
6Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема.
9Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет
Анафема.
10У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
11Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
20А в том, что́ пишу вам, пред Богом, не лгу.
21После сего отошел я в страны Сирии и Киликии[48].
22Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, 23а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял,- 24и прославляли за меня Бога.
Глава 2.
1Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.
2Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
3Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 4а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
6И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
7Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных 8(ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), 9и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа[49] и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, 10только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
Начинается чтения послания апостола Павла к Галатам. Если первое послание к коринфянам посвящено врачеванию нестроений и расколов сред паствы, а большая часть второго – борьбе с ропотом на самих апостолов, то это посвящено борьбе с настоящей ересью. Уже состоялся Собор апостолов, на котором было решено избавить христиан из язычников от обязанности исполнять обряды Закона Моисеева. В дальнейшем для христиан они вовсе будут отменены по причине их бесполезности, поскольку никто через них не получил спасения, но спасение принес воплотившийся Господь, пришедший через несколько веков после ниспослания евреям Закона. Но теперь паству апостола в стране Галатов смущают некие иудействующие, доказывая необходимость обрезания. И эту обличению этой ереси апостол посвятил это послания, вразумляя паству и напоминая, что спасение принес миру Христос, а не Закон Моисеев, данный, дабы держать Избранный народ в узде, вплоть до избранного Богом времени явления Мессии. А раз так, то с пришествием в мир Христа необходимость во многих ветхозаветных обрядах (почти во всех), просто отпадала. А раз так, то какой смысл держаться за отжившие обряды? И тем неразумней выглядят принуждающие людей обрезываться….. «… если даже мы или Ангел с неба будет благовествовать вам не то, что вы приняли – да будет анафема…» - Лучше этих слов апостола и сказать нечего.
Евангелие (от Марка): 1И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
2И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, 3он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, 4потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; 5всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; 6увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
9И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
10И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
11Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
14Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
15Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
16Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
17И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
18И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
19Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
20И пошел и начал проповедовать в Десятиградии[50], что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
Исцеление гадаринского бесноватого. Господь приходит в страну гадаринскую, где одновременно жили греки и евреи и другие семитские народы. И здесь Ему встречается этот несчастный, ставший жилищем духов злобы. Надо ли снова и снова говорить о механизме того, как враг вселяется в человеке? Пожалуй, стоит, каждый из нас, даже на зубок зная это, отнюдь не прилагает свое усилие, чтобы изменить свою жизнь (увы, мне). Итак, согрешая, человек выполняет то, что ему внушает враг и отдаляется от Бога, приближаясь по состоянию к этим падшим духам. А раз так, то усугубляется власть этих духов над ним, и чем больше человек предается он греху, тем больше эта власть. Наступает день, когда человек оказывается в полной власти сатаны. Кто-то скажет – неужели Бог терпит это? Нет, Бог не хочет гибели человека, но уважает его свободу, а потому Он лишь исподволь напоминает ему о неправильности его пути. Часто это скорби, а суть скорбей в том, что Бог попускает тем же духам наносить этому человеку вред (это хорошо показано в ветхозаветной Книге Иова). Наступает время, когда единственным выходом становится попущение духам злобу открыто вредить человеку, которого они ненавидят, даже если он служит им. И тогда духи эти, и так управляющие человеком, как хотят, открыто вселяются в него и мучат его, как хотят (не имея лишь возможности погубить его, ведь Бог не дает человека им во власть всецело). И вот, перед нами пример человека, оказавшегося в столь страшном состоянии, ставшего прибежищем целого легиона бесов, а римский легион насчитывал от 2 до 10 тысяч человек. И Господь, встречает этого человека, проявляет милосердие к нему, отчасти давая ученикам пример милосердия, показывая, что и они должны будут стать столь же милостивыми, а отчасти – видя, что душа человека. настрадавшаяся под властью бесов, вполне готова оставить прежний образ жизни. И Господь исцеляет его. Но при этом Он попускает бесам войти в свиней, которых пасли местные жители. Отчасти это были язычники, но отчасти – иудеи, а им запрещено было прикасаться к свинье, а Закон Моисеев еще не был отменен. Таким образом, Господь вразумляет местное население, напоминая им о Законе, который запрещает подобные вещи. Однако жители, даже видя явное чудо, видя исцеленным этого человека, который наводил ужас на окрестности, вместо благодарности или покаяния в страхе гонят Христа, ведь они лишились своего заработка в лице свиней, которых они разводили для питания римских войск, бывших в Иудее. Так, земное для них оказалось важнее небесного. Господь уходит. Исцеленный, избавленный от власти диавола хочет идти с ним, ведь он помнит, что его страшное состояние явилось следствием жизни в этих местах, среди язычников и просто людей, забывших Бога, а потому хочет отрешиться от всего этого. Но Господь возвращает его домой, повелев ему рассказать своим соплеменникам о том, что сотворил ему Бог. И он, в отличие от прочих, преисполненный благодарности, проповедует о Христе по всем окрестностям, так что его впоследствии назовут «гадаринским апостолом». Так, перед нами явлены два примера: пример благодарности Богу за благодеяния, а также пример того, что эти благодеяния не замечаются, зато замечаются скорби, которые нам попускаются в попытке нас вразумить. Но делает это Бог, желая наставить нас на путь спасения. А о том, что Бог всегда хочет нас спасти и делает для этого все, нам надлежит помнить и… самим прилагать для этого усилия, чего мы не делаем (увы, мне), плюс к тому, быть благодарными Богу за все, что Он делает для нас, не уподобляясь этим жителям Гадары, прогнавших Христа за попытку их вразумить.
И чтения праздника апостолов. Отрывок из послания апостола Павла к Титу: 1Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, 2в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, 3а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога,- 4Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.
5Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: 6если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, 9держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
10Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, 11каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".
13Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, 14не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6Юношей также увещевай быть целомудренными.
7Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
11Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 14Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
15Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
Глава 3.
1Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, 2никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.
3Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.
4Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 7чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
8Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.
9Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
10Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, 11зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
12Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.
13Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка.
14Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.
15Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь.
Апостол дает наставления ученику, уже епископу о проповеди и управлении паствой. Эти слова дают представление о том, какие требования предъявляются к священному сану, вообще, и к архиерейскому чину, в частности, насколько тяжел этот крест, так что святитель Иоанн Златоуст сокрушается, что среди носителей сана этого мало спасающихся, ведь епископ и священник отвечают не только за себя, но и за паству. А это должно
внушить и нам уважение к носителям этого сана и поменьше роптать на них.
Евангелие (от Матфея): 1Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Каждый из нас должен быть светом для окружающих, дабы они, видя наши добрые дела, прославляли Бога. Речь не о том, чтобы специально показывали свои добродетели, как это делали обличаемые Христом фарисеи, но о том, чтобы мы делом показывали свою веру, просто соблюдая то, что на словах исповедуем. От окружающих же не скроется это и такое единство слова и дела будет лучше всякой проповеди, так что светильник не укроется, ибо свет его будет виден. Так и если дела наши расходятся со словами, то это нейтрализует эффект от всякого слова. поскольку если человек требует от других того, чего не делает сам, то он, скорей, станет посмешищем у людей, чем его слово заставит людей соблюдать это….. И наоборот, если человек сам сначала живет так, как велит Евангелие, то и без слов люди будут тянуться к нему, как говорил преподобный Серафим Саровский: «Чадо, молю тебя, стяжи дух мирен и тогда тысячи душ спасутся вокруг тебя!» Так было много раз, когда человек и не думал кому-то проповедовать Христа, но проповедью являлась сама его жизнь, а он… лишь отвечал на вопросы приходящих к нему и спрашивающих – что это за удивительная вера, что заставляет человека ТАК жить. Таким светом и призваны мы стать, если же это не так, то горе нам.
Пятница 8 сентября.
Главный праздник этого дня – полиелейный праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери, посвященный избавлению Руси от нашествия эмира (строго говоря, он не был ханом, а полководцем, сыном эмира узбекского города Самарканда, но после гибели отца занял его трон и курултаем (советом старейшин) был провозглашен эмиром Турана) Тохтамышем Темир-Аксака или Тимура, более известного, как Тамерлан – завоевателя, известного своей жестокостью, вырезавшего все население городов, которые он захватывал. В связи с этим икона крестным ходом была принесена из Владимира, где пребывала, в Москву, где была поставлена в Свято-Успенском соборе Кремля. На месте встречи иконы возник знаменитый Сретенский монастырь, ныне входящий в черту города. Много в этот день чтится и других праздников, хоть сопоставимых по торжественности с упомянутым выше среди них нет. Но и они достойны рассказа о них.
Икона Божией Матери Владимирская |