Миссионерское служение в оккупированной Белоруссии
В августе 1941 года по поручению митрополита Пантелеимона (Рожновского) архим. Серафим и о. Григорий Кударенко выехали в направлении Минска на оккупированные немцами территории для налаживания церковно-приходской жизни там, где она была разрушена большевиками.
Стремясь охватить как можно больше населенных пунктов, миссионеры направились в дорогу не поездом, а на лошадях. По дороге в Минск они посетили ряд селений нескольких районов Минской области, где в недавнем прошлом действовали церкви. Везде они собирали от верующих прошения на имя митрополита Пантелеимона с просьбой об открытии приходских церквей, везде совершали богослужения, осматривали сохранившиеся церкви, избирали строительные комитеты для их ремонта, крестили детей, отпевали умерших, неустанно проповедовали. После прибытия в Минск о.Серафим и о.Григорий служили в Преображенской церкви бывшего женского монастыря.
В январе 1942 года, после непродолжительного служения в Минске, архимандрит Серафим и священник Григорий Кударенко, получив пропуск, отправились дальше в Восточную Белоруссию в сторону Витебска, с целью миссионерской проповеди. В Витебске о.Серафимом была написана краткая корреспонденция, напечатанная в газете "Новый Путь", в которой рассказывалось об открытии церквей, описывалось с какой радостью приветствуют это верующие, в том числе молодежь и даже дети. Эти высказывания о.Серафима в дальнейшем были занесены в протокол следствия. После Витебска миссионеры посетили ряд городов и сел Восточной Белоруссии.
Некоторое время они служили в Гомеле, сделав его центром своей проповеди, одновременно часто посещая окружные приходские храмы. Недалеко от Гомеля, в Ченках миссионеры открыли женский монастырь, собрав 30 сестер. Правда, монастырь просуществовал недолго, его закрыли в 1943 г.
Затем миссионеры выехали в Бобруйск и через некоторое время возвратились в Минск, завершив таким образом свою поездку. Во время своей поездки в годы войны ими было открыто 74 храма.
Во время путешествия проповедникам не раз приходилось бывать в затруднительных ситуациях. В поездке о.Серафим смертельно заболел, у него открылся абцесс (гнойное воспаление тканей с их расплавлением и образованием полостей). О.Серафим настолько страдал, что мог взбираться на кровать только при помощи табуретки. Однажды, когда он был в спальне, начался налет советской авиации. Вдруг о.Серафим услышал голос, повелевший ему покинуть спальню. Тот же голос повелел позвать и о.Григория. Повинуясь, архимандрит Серафим с трудом добрался до кухни. Когда и о.Григорий пришел на кухню, в дом, где они находились, попала бомба. Один из осколков, не задев важные органы, вскрыл абцесс. Через пробитое отверстие вытек весь гной, вскоре это место зажило, и о.Серафим стал совершенно здоров. Таким образом, по Промыслу Божиему, фактически произошла операция без вмешательства хирурга-человека.
Везде, где побывал о.Серафим, он собирал материалы о тех преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь в Белоруссии в довоенные годы. В этих материалах говорилось, что ко времени посещения им Восточной Белорусии на всей территории "...не было ни одного епископа, причем нигде не было (за исключением Орши) ни одного открытого для богослужения храма; что духовенство в большинстве своем и повсеместно было сослано, заточено в тюрьмы, а многие даже расстреляны; что церкви были превращены в клубы, театры, амбары... и многие из них разрушены; что почти все церковное имущество было разгромлено и уничтожено безбожниками". По настоянию немцев, эти материалы о большевистских гонениях на Белорусскую Церковь были переданы о.Серафимом некоему Кольбауху из отдела пропаганды и их дальнейшая судьба неизвестна.
В 1943 году о.Серафим был назначен настоятелем Свято-Духовой церкви (ныне кафедральный собор)
В Минске о.Серафим принял на себя добровольное попечение над больницами города, инвалидными домами и детскими приютами. Его можно было часто видеть посещающим людей, обездоленных войной. Он исполнял свой пастырский долг неукоснительно строго.
В июне 1944 г., перед освобождением Минска Советской армией, о.Серафим и о.Григорий выехали в Гродно, где стали служить в храме монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. В Гродно они ходили по лазаретам: проповедовали, причащали раненных.
Прмч. Серафим Жировицкий |