Глава 7. Всевышний приказал нам понимать Коран и Сунну так, как их понимали сподвижники.
Сказал Аллах: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние». (9:100).
Сказал шейх ‘Абдуррахман ас-Са’ди в своем тафсире, разъясняя этот аят: «Аллах доволен теми, кто последовал за сподвижниками строго, то есть имел те же убеждения, совершал те же деяния, говорил те же слова. Это те, которых не за что порицать, они заслужили самой высшей похвалы и самый щедрый почет от Аллаха».
Также Аллах сказал: «Если они уверуют в то, во что уверовали вы, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то окажутся в разладе с истиной. Аллах избавит тебя от них, ибо Он – Слышащий, Знающий». (2:137).
Ибн ‘Аббас сказал: «Речь идет о сподвижниках».[20]
Из этого аята мы понимаем, что мы можем пойти прямым путем только если выполним то условие, которое обозначил Всевышний в этом аяте – если уверуем также, как уверовали сподвижники. А вера – это слова, дела и убеждения.[21] Поэтому мы должны иметь те же убеждения, говорить те же слова и совершать те же деяния, что и сподвижники. А иначе мы будем в постоянном разногласии и разладе с истиной, что и называется «фитной». И мы станем из тех людей, от которых Всевышний обещал уберечь пророка .
Сказал Аллах: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (4:115).
Сказал имам Ибн Аби Джамра: «Ученые говорили, что в этом аяте речь идет о сподвижниках и первом поколении мусульман»[22].
Отсюда мы понимаем, что если кто-либо начнет совершать то, чего сподвижники не совершали, то местом его пребывания станет Огонь.
Му’авия ибн Аби Суфьян рассказывал, что пророк сказал: «Разделится моя община на семьдесят три (73) течения. Семьдесят два (72) течения в Огне, а одно в Раю». Сподвижники спросили: «Кто же те, которые в Раю?». На что он ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники».
(Хадис хороший; Ахмад 4/102; Абу Дауд 2/503; Тирмизи 3/367; Ибн Маджа 2/479; см. «ас-Сахиха» № 204).
Из этого хадиса мы понимаем, что тот, кто хочет Рая и хочет избежать Огня, дорога его известна – ограничиться тем, чем ограничился пророк и его сподвижники.
Сказал Аллах: «Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот уже обрел успех». (3:185).
Имам Ша’би ибн Шурахбиль сказал: «Бери то, что рассказали тебе от сподвижников посланника Аллаха , а на то, что тебе рассказали, основываясь на свое мнение, помочись!»
(‘Абдурраззак в «Мусаннафе» 11/256).
Са’ид ибн Джубейр сказал: «То, что не было известно сподвижникам, участвовавшим в битве при Бадре, не из религии»[23].
Ибн ‘Аббас сказал хариджитам: «Я пришел к вам от сподвижников пророка – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди. Коран был ниспослан в их время, и они лучше вас понимают его значение, а среди вас я не вижу ни одного из них».
(Сообщение достоверное; Ахмад 1/621; аль-Хаким 2/150).
Исходя из этих сообщений, мы должны посмотреть, проводилось ли во времена сподвижников празднование маулида?! Если же нет, то нам не остается ничего, кроме как последовать совету имама аш-Ша’би!