Аскетизм двух господ райской молодёжи
Абу аль-Хиджаф сообщает, что человек из Хасама сказал: «Как-то я зашёл к Хасану и Хусейну, а они ели хлеб с уксусом и чечевицей».
Аскетизм домочадцев пророка (мир ему)
241). Амр ибн Муррах сообщает, что Абу Салих сказал: «Однажды я зашёл к Умм Кульсум, и она сказала: «Принесите Абу Салиху еды» и мне принесли подливку с зёрнами».
242). Сообщают, Абдулла ибн Зарир аль-Гафики сказал: «Мы зашли в гости к Али ибн Абу Талибу в день жертвоприношения, и он предложил похлёбку с кусочками жира».
Первое, что начинает гнить в человеке – его желудок
243). Сообщают, что аль-Хасану ибн Хайу захотелось рыбы. Когда ему принесли её, он ударил по её брюху, и его рука всколыхнулась. Он не стал её есть и повелел унести. Когда у него спросили об этом, и он ответил: «Когда я ударил рукой по её брюху, вспомнил, что первое, что начинает гнить в человеке это его живот. Потом я уже не мог её есть».
244). Салих аль-Мари сообщает, что он как-то сказал Ата ас-Салими: «Ты ослаб, может быть нам приготовить тебе Савик?» Затем мы приготовили ему Савик. Он попил немного, а затем несколько дней не пил вообще. Я сказал ему: «Мы, утруждая себя, приготовили тебе Савик». Он сказал: «О, Абу Башар! Я вспомнил об адском пламени, и уже не смог пить его больше».
Наставления
245). Абдуль-Азиз аль-Амри сообщает, что некий человек попросил у Исы ибн Марьям (мир ему): «Дай мне наставление». Тот сказал: «Посмотри на свой хлеб – из чего он?»
246). Сообщают, что Ибрахим ибн Адхам сказал: «Улучши свою еду так, чтобы ты не оставлял ночных бдений в молитве и пост днём».
247). Сообщают, что Абдуль-Азиз ибн Абу Дауд сказал: «Посмотрите на хлеб, который входит в ваши желудки – откуда он произошёл».
248). Сообщают, что Абу Джафар аль-Махули говорил: «Если раб проголодается, очистится его тело, смягчится его сердце, прольётся слеза, и поспешат к поклонению его органы, и будет он жить достойно» затем он добавил: «Горе тому, кто предпочёл свой желудок своей религии, горе ему, горе!»
249). Сообщают также, что он рассказывал: «Однажды один из моих товарищей позвал меня на трапезу, и я сказал своему желудку: «Твоему псу достаточно от меня этого раза». Желудок согласился. Потом меня позвали ещё и ещё. Моя страсть стала звать меня туда, и сказал я ей: «Давай все эти разы зачтём за тот раз, ведь ты уже не испытываешь никакого вкуса от того раза». И так я продолжал уговаривать свой желудок, пока тот не успокоился. Затем меня позвал в гости мой родной брат, и тогда уже моя душа сказала: «Это твой брат, у него есть два права на тебя: право родства и право приглашения в гости. Иди к нему, это лучше для тебя перед Аллахом и в узах родства». Я ответил: «Горе тебе, перестань причитать, дабы тебя полюбили. Клянусь Аллахом, в Судный день тебе будут завидовать потому, что ты мало ел и воздерживался от страстей». Вся моя сущность воспротивилась этому, не согласившись со мной, и сказала мне: «Если ты будешь так поступать, то ты убьёшь меня, иди быстро к своему брату». И тогда я быстро пошёл к своему брату. Клянусь Аллахом, будто бы меня тащили к нему лицом по земле. Когда я пришёл туда, люди уже закончили трапезу, а хозяин дома сказал мне: «Садись, да смилуется над тобой Аллах», и он поспешил приготовить мне пищу. Я сказал ему: «Сиди, клянусь Аллахом, я здесь сегодня не стану ничего кушать». Затем я пожелал ему добра, встал и пошёл. Когда вышел, я сказал своей душе: «Аллах сделал обратное того, что ты хотела, хвала Аллаху, который не дал тебе то, что ты желала». Она ответила: «Да, клянусь Аллахом, пока ты сидел и думал, люди покушали и разошлись». Я сказал: «Горе тебе, верующему положено размышлять, бояться и предостерегаться от своих врагов – от тебя и от твоих врагов. Ведь заклятый враг не нанесёт столько вреда, сколько нанесёт тебе душа твоя, о, сын адамов».
250). Ас-Салит ибн Хаким сообщает, что Абу Джафар аль-Махули говорил: «Голодное сердце поближе к Аллаху и подальше от шайтана, поближе к добру и подальше от зла. Ближе к благодеяниям и подальше от грехов, поближе к любви и подальше от несчастья». Я спросил у него: «Что такое – поближе к любви и подальше от несчастья?» тот ответил: «Когда он проходит мимо собраний поминания Аллаха, он испытывает любовь к сидящим там, а когда проходит мимо собраний грехов, а это и есть несчастье, он избегает их».
С Даудом (мир ему)
251). Абу Ка’б аль-Харири сообщает, что на кухне Дауда (мир ему) готовилось по семьдесят корзин белого хлеба, а сам он питался ржаным хлебом, который замешивал он сам».
252). Абу аз-Захария сообщает, что Дауд (мир ему) изготавливал дрожи, продавал их и питался на вырученные деньги».
253). Аль-Бубарак ибн Саид передаёт, что некий человек рассказывал: «Однажды мы пришли к Абу Хуссайну, он попросил у своей жены вынести еду, которая у них была. Она вынесла недоеденную лепёшку на блюде и не до конца обглоданную кость. Он сказал гостям: «Попробуйте это, ведь клянусь Аллахом, у меня больше ничего нет».
254). Исмаил ибн Зияд рассказывал: «Однажды к нам приехал Башшар ибн Бишр ибн Сарид (считался одним из набожных людей, он питался один раз в семь дней). Я пришёл к нему на ужин, дабы поприветствовать его. Он вынес мне четыре финика и сказал «Поешь их, если бы у нас было бы больше этого, ты мы обязательно дали бы это тебе».
255). Хаким ибн Джафар сказал: «Однажды я пришёл к Мусми’у ибн Асыму. Он вынес мне маленькое блюдце с маслинами без хлеба и сказал мне: «Поешь это, клянусь Аллахом, если бы у нас был хлеб, мы бы покормили тебя им».
256). Сообщают, что некий человек пришёл к аль-Хасану ибн Салиху и попросил у него поесть. Тот зашёл домой и ничего там не нашёл кроме дрожжевого хлеба, он вынес его и поставил перед тем человеком.
257). Сообщают, что Зияд ан-Нумайри говорил: «Наслаждение набожных людей в долгом голодании и жажде, а прохлада их глаз в ночном бдении».
258). Аль-Валид ибн Хишам передаёт, что Бадиль аль-Укайли сказал: «Пост – крепость набожных людей».
259). Сообщают, что Хаким ибн Джафар передал, как Мудар говорил: «Клянусь Аллахом, ни к одному голодному сердцу не приближался шайтан, пока оно не насытится».
260). Аш-Шайбани сообщает, что как-то вождь Иерусалима приготовил для Умара ибн аль-Хаттаба трапезу. Умар стал вывалить то что принесли из одного блюда в другое. Тот сказал ему: «О, повелитель правоверных, так не следует кушать». Он ответил: «После этого я не стану с тобой кушать».
261). Абдуль-Вахид ибн Зайд сообщает, что однажды Укба июн Васадж присутствовал на свадьбе. Ему принесли еду и стали убирать перед ним одно блюдо и ставить другое. Он заплакал и сказал: «Я застал костяк этой Уммы, которые боялись этого». После чего он стал есть только одно блюдо.
262). Сообщают, что Абу Хурайра увидел своих знакомых в Палестине, как они приступают кушать свежий белый хлеб. Увидев это, он заплакал. Его спросили: «О, Абу Хурайра, что заставило тебя заплакать?» он ответил: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не видел этого всего пока не покинул этот мир».