Освящение свечей на Сретение

Потому что чин освящения свечей - это один из тех довольно-таки многочисленных чинов, которые Пётр Могила позаимствовал в свой Требник из латинского Ритуала (см. об этом книгу свящ. Василия Прилуцкого "Частное богослужение в Русской Церкви", который подробно описывает, что именно, где и в каком объёме Пётр Могила из латинского Ритуала взял; Прилуцкий оправдывает все эти заимствования "литургическим творчеством" киевского святителя; почему заимствования из совершенно иной литургической традиции, да ещё и инославной к тому же, это есть правильное "литургическое творчество" - мне совершенно непонятно). У католиков был такой обряд - шествие со свечами на Сретение. Для этого обряда свечи и освящаются (точнее, благословляются. Католики различают "освящения" (освящению подлежат вещества таинств, а также предметы непосредственно для литургической практики) и "благословения" (благословению подлежат предметы повседневной жизни: квартиры, машины и т. п. Чины благословений, в отличие от освящений, могут совершать не только священники, но и диаконы)) - так же, как и предметы для всех других подобных обрядов (например, пепел для пепельной среды).

У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался (ни у греков, ни у староверов его, разумеется, и в помине нет). Народ не очень понимает - зачем он нужен, этот чин. Вот и возникают всякие суеверия.

20 февраля 2007 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=3&t=563&start=60

Богослужение на Троицу

Дух не "считался сотворённым до Второго Собора" - Дух не считался сотворённым даже и в межзаветной литературе, христианство изменило в дохристианской иудейской религиозной мысли в отношении представлений о Духе Божием лишь то, что Дух был опытно узнан как Ипостась;

ни молитвы на Троицу "не возникли до Второго Собора"; возникли они позже - атрибуция их свт. Василию означает лишь константинопольское происхождение молитв (где вообще все атрибутировали вплоть до иконоборческих времён свт. Василию - начиная с чина Крещения и заканчивая этими вот молитвами).

Есть молитва Богу Духу Святому среди трёх или так и остались две последние Богу-Сыну, по "дособорной" памяти?

Молитвы Духу Святому нынче нет. Об этом ниже.

"Дособорная память" - это Вы о Втором Вселенском Соборе? Второй Вселенский Собор здесь не при чём, я уже ответил.

Молитва Святому Духу для коленопреклонной вечерни Пятидесятницы была составлена Патриархом Константинопольским Филофеем Коккином в XIV веке как дополнение к четырём существенно более древним (но все-таки установленным не в IV веке - иначе сохранились бы их следы у нехалкидонитов) молитвам (т. е. тем, что сейчас у нас - а у нас сейчас три блока молитв, первый и второй включают по одной молитве собственно Пятидесятницы + ещё по одной молитве из вседневной песненной константинопольской вечерни [остальные молитвы песненной вечерни, которых всего было около 12, читаются ежедневно в качестве семи светильничных молитв плюс главопреклонной молитвы вечерни, а эти в нынешний чин вечерни не входят, зато хоть на Троицу читаются], третий блок включает сразу две молитвы собственно Пятидесятницы + ещё одна молитва вседневной песненной вечерни).

У греков это филофеевское дополнение - молитва Св. Духу (логика Филофея ясна: почему Отцу и Сыну молитвы есть, а Духу нет?) - совсем как-то не прижилось, а у нас прижилось - благодаря другу и ученику Филофея, свт. Алексию Московскому. Но при никоновской справе филофеевскую молитву Св. Духу выкинули - как не имеющую соответствия в греческой Триоди, так что она только у старообрядцев осталась.

Итого у всех православных (кроме старообрядцев и единоверцев) сейчас - одна молитва Отцу и ещё три Сыну, причём одна из них имеет явно выраженный заупокойный характер (и здесь - связь с Троицкой субботой).

ПРИЛОЖЕНИЕ:

- к тому, что якобы "дух считался сотворённым до 382 г.":

сщмч. Ириней Лионский (конец II - начало III века): "Бог не имел нужды в ангелах, чтобы сотворить то, что Он преднамеревался сотворить. Ибо всегда существует у Него Слово и Премудрость, Сын и Дух, через Которых и с Которыми Он все сотворил" (Против ересей IV. 20. 1)

Тертуллиан (конец II - начало III века): "Дух Божий есть Бог и Слово Божие - Бог, ибо Они от Бога" (Против Праксеана 26)

сщмч. Дионисий Александрийский (конец III века): "не останется безнаказанным тот, кто изрекает хулу против благого Духа Святого, ибо Дух есть Бог" (Ответы против Павла Самосатского) и т. д.

О сотворенности Духа учили ариане всех направлений (если уж Сын сотворён или хотя бы не совечен Отцу, то тем более Дух) - почему, собственно, этот вопрос и обсуждался на Втором Вселенском Соборе.

Ариане взяли эту ересь не с потолка, эту интересную тему можно исследовать, не забывая, однако, что "если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф 12. 32).

По поводу того, что "дух считался сотворённым до 382 г." я привел несколько цитат из существенно более ранних, чем 382 г., источников, так что ложь этого утверждения ясна. По поводу межзаветных представлений вообще и о Духе Божием в частности начинать читать лучше отсюда: Charlesworth J. The Old Testament Pseudepigraphia. Vol. 1-2. Doubleday, 1983-1985. По поводу датировки молитв до Второго Вселенского Собора в приведенной Вами цитате никакой аргументации нет. Древнейшая рукопись, содержащая эти молитвы - Vatican. Barberini 336, кон. VIII века. В более ранних источниках эти молитвы не цитируются (если Вы мне в этом не верите - найдите цитату). Поэтому можно предположить, что эта датировка (до Второго Вселенского Собора) или просто взята с потолка - тогда говорить вовсе не о чем, - или же основана на единственном факте, а именно - в ряде рукописей эти молитвы атрибутированы свт. Василию. По поводу атрибуции свт. Василию я уже написал, по поводу невозможности датировки молитв IV веком - тоже.

Читать об истории праздника (или праздников; хотя праздник Пятидесятницы соединён с праздником в честь Пресвятой Троицы, конечно, не только в Русской, но и вообще в Православной Церкви - тогда как у католиков, например, разделён) в православной традиции на данный момент нужно уже упоминавшуюся книгу Скабаллановича, а также статью А. А. Лукашевича, приложенную к книге "Пятидесятница", выходившей года два назад в ИС РПЦ. Еще есть какие-то работы прот. Н. Озолина - и о Пятидесятнице, и о прекрасных (а не "сумбурных" или ещё каких-то!) коленопреклонных молитвах Пятидесятницы. Вот их-то и нужно читать.

14,15,16 июня 2006 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=22&t=346

Наши рекомендации