Запрет на браковенчания на Светлой седмице и Святках.

1. Упомянутый запрет на браковенчания в те или иные дни в действительности нигде, кроме патриархийного календаря, не прописан. В византийских сборниках ответов различных патриархов и канонистов встречается только указание не венчать в Великий пост. Расширение этой практики на другие дни года - локальная традиция Русской Церкви, а в других Церквах может быть иначе. Впрочем, мы - чада Русской Церкви, так что должны соблюдать.

Однако:

2. Запрет на венчания - совсем не то же самое, что запрет супружеского общения. Венчание имеет мощное социальное измерение: оно предполагает празднество с большим числом участников (и, как это было веками, попойкой). Потому Устав и не велит заслонять дни церковных праздников подобными вещами. Но супружеское воздержание - это совсем другой вопрос.

Раннехристианские и византийские каноны не регламентируют этот вопрос, за исключением требования воздерживаться накануне Причащения и предписания воздерживаться друг от друга не иначе как по обоюдному согласию, без вмешательства в этот процесс посторонних (речь об излишне пытливых представителях духовенства). А вот как говорят об этом древнерусские церковные постановления:

I. "... А отъ женъ не отлоучайте по нуже, оже сами не изъволять по съвету подроужьихъ своихъ. А намъ повелҍно есть тако, еже чистҍй недҍли и страстнҍй и въскреснҍй до конца, тъ тҍхъ трьи недҍль възбраняйте. А се слышалъ же есмь, оже дорузии попы глаголють дҍтемъ своимъ: Оли все говенье не лежiте съ женами, тъже дадимъ причастiе, - тъ того нҍтоуть. А вы, попове боудуче, оже въсхочете слоужити коли, тъ чи на много днiй отлоучаетеся отъ попадiй своихъ?! И оли то попомъ боудя, аже нъ простьчи, то любо си боудоуть и въ говҍнiи не оублюлися отъ женъ, дайте причащенiе...." (Поучение Новогородского архиеп. св. Иоанна II (Илии) / цит. по: Памятники древнерусского канонического права = Русская историческая библиотека, т. 6. Кол. 365-366 второй пагинации) - в переводе на современный русский: "А от <мужей> не требуйте, чтобы воздерживались от жен, если только они сами не станут это делать по согласию со своими супругами. Ведь нам предписано соблюдать только лишь Чистую <= первую Великого поста>, Страстную и всю Светлую седмицы, так что относительно этих трёх седмиц и поучайте. А ещё я услышал, что некоторые священники заявляют своим чадам: Допустим причащаться <на Пасху>, только если весь Великий пост воздержались от жён, - а вот нет такого <правила>! Вы-то сами, отцы, когда соберетесь служить, неужели по многу дней воздерживаетесь от своих жен?! И если уж для священников <нет такого требования>, то уж <тем более> для простецов; так что, если кто-нибудь и не воздержался от супружеского общения в посту, допускайте его причащаться".

II. "Прашахъ: Достоить ли дати томоу причащаниiе, аже в великыи постъ съвокоупляеться съ женою своiею? - Разгневася [владыка]: Ци учите, рече, въздержатися въ говҍниiе от жен?! Грҍхъ вы въ томь! - Рҍхъ: написано, владыко, iесть въ оуставҍ въ бҍлечьскомь, яко добро бы блюстися, iако Христовъ постъ iесть. Аще не могоуть, а преднюю недҍлю и послҍднюю. И Феодосъ, рече, у митрополита слышавъ, написалъ. - Такоже не ни написавъ, рече, ни митрополитъ, ни Феодос, развҍ недҍля, праздныя недҍли. а праздноiе недҍли вси дниiе, акы дньiе недҍля... А хотяче комоу причащатися въ недҍлю, то въ соуботоу измытися рано, и пакы къ женҍ въ понедҍльникъ на вечеръ" (Ответы Новгородского архиеп. св. Нифонта ("Вопрошание Кириково") / Там же, кол. 37-38 первой пагинации) - в переводе: "Я (Кирик) спросил: А следует ли допускать причащаться тех, кто был со своей женой в Великом посту? - <Святитель Нифонт> рассердился: Вы что, учите воздерживаться в посту от своих жен?! Грех на вас за это! - Я ответил: Владыко, но ведь так написано в уставе для мирян, что хорошо бы воздерживаться, ибо это пост Христов. И Феодосий так написал, со слов митрополита. - <Святитель ответил>: ничего подобного ни митрополит, ни Феодосий не писали. <Речь> только о воскресеньях и Светлой седмице. Ведь на Светлой седмице все дни - как воскресенья... А если кто хочет причаститься в воскресенье, то пусть с утра в субботу омоется, а в понедельник вечером снова может быть с женой".

III. С XV века в русских вопросах для исповеди появляется статья (в перечнях XIV в. ее ещё нет) о супружеском невоздержании "в субботу, неделю и господские праздники" (Алмазов А. Тайная исповедь... Т. 3. С. 145-151; епитимья: 40 или 50 дней поста) - характерно, что о многодневных периодах воздержания она тоже не говорит.

Таким образом, не совершение браковенчаний на Светлой никак не обосновывает запрет на супружеское общение. Однако этот запрет можно обосновать иначе: воздерживаться на Светлой было принято издревле.

11 июля 2014 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=4&t=569&start=30

Наши рекомендации