Краткая история чина Венчания

1. Чин венчания не был выделен из Литургии. Вообще нет данных, чтобы на Востоке в I тысячелетии по Р.Х. венчание совершалось внутри Литургии. На Западе — другое дело. На Востоке попытки объединить венчание с Литургией относятся ко II тысячелетию.

2. Чин венчания продолжал оставаться связанным с Причащением до XVI века. Причащение Святых Таин было обязательной частью чина венчания примерно до этого времени.

3. Чин венчания как самостоятельное последование существовало задолго до эпохи Льва VI. Феофилакт Симокатта подробно описывает чин, по которому состоялось браковенчание императора Маврикия, а прп. Роман Сладкопевец цитирует фразы из молитв венчания. Так что не позднее VI века самостоятельный чин венчания уже существовал, поэтому на рубеже VIII—IX веков (эпоха Льва VI) никакой необходимости откуда-либо его «выделять» у Церкви не было и не могло быть.

Фактически, отец Димитрий кратко воспроизводит концепцию А. Завьялова (описана в его статье в дореволюционной «Православной богословской энциклопедии»), которую впоследствии повторил прот. И. Мейендорф в работе «Брак в Православии». Последняя работа широко растиражирована; при этом у прот. И. Мейендорфа есть более поздняя работа «Христианский брак в Византии», где он от этой концепции явочным порядком отказался, убедившись в ее противоречии историческим фактам. Завьялов строил свою статью на западных публикациях своего времени, которые вполне естественно опирались на данные западной традиции, где брак действительно был с ранних времён связан с чином мессы. Но у византийского богослужения — своя история. Жаль, что ошибочная концепция продолжает жить своей жизнью и регулярно воспроизводится.

http://priest.today/news/bogoslovskij_smisl_braka

О статье о. Иоанна Мейендорфа о Браке

Эта статья о. Иоанна, к сожалению, отнюдь не учитывает _подлинную_ историю развития чинопоследования. Она построена на ошибочной статье А. Завьялова из дореволюционной ПБЭ. Когда о. Иоанн ознакомился с современной литературой, он написал более корректную (т. е. излагающую реальные факты, а не предвзятую и неверную концепцию Завьялова о том, что якобы на чин венчания очень повлияло то, что "Церковь стала юридической инстанцией для регистрации брака" и т. п.) статью: http://www.golubinski.ru/ecclesia/meyen/marriage.htm

(д. А. Платонов перевёл ее на русский всего неделю назад).

А вообще, действительно, посмотрите статью "Брак" в ПЭ. Можно ещё вот эту статью посмотреть: http://www.jmp.ru/jmp/04/11-04/10.htm

20 февраля 2007 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=8&t=647

Венчальная литургия

В статье http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/04/11-04/10.htm я достаточно ясно выразил свое отношение к чину "венчальной литургии": ненужный новодел.

В крещальной литургии нет винегрета - сначала совершается Крещение, полностью, затем литургия, начиная с малого входа. Примерно так крестили в Византии в Лазареву Субботу (в отличие от Великой, где, как правильно здесь сказано, Крещение шло параллельно с паремиями). А венчальная литургия - это винегрет, лишённый смысла.

03-04 июля 2013 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=24&t=3060&start=15

"Главы ваша" в чине Венчания

Действительно, в ряде чинопоследований Требника тоже "ваша" вместо "наша"; это есть влияние чина литургии.

С венчанием это влияние (именно влияние; как показывает исследование, наш чин венчания не отделилось от литургии, а изначально представляло собой отдельный чин, который со временем к литургии был приближен; у греков сейчас, кстати, приближен больше, чем у нас - у них в книгах недавно появилась уже просто венчальная литургия) тем понятнее, что в свой состав оно с самого начала и до 16-17 веков включало в себя Причащение (заранее освящёнными Дарами; снова повторю, что в состав литургии венчание в древности на Востоке никогда не входило (а вот на Западе - могло входить)).

Т. е. последовательность в этом месте была скопирована из литургии:
1) Отче наш- 2)Главы ваша (ваша - просто потому что как на литургии) и молитва перед Причащением- 3)Преждеосвященная Святая святым и Причащение- 4)Господу помолимся, молитва на общую чашу и общая чаша (общая чаша, вопреки распространённому мнению - не напоминание об исключённом Причащении, а - исторически - первая чаша брачного пира (тогда как шествие вокруг аналоя это - исторически - шествие с пира в опочивальню); именно поэтому в старину общая чаша делалась из стекла и разбивалась сразу после распития новобрачными (старообрядцы так до сих пор делают. Т. о. битье бокалов на свадьбе - весьма древний обряд. К примеру, иудейский брачный чин тоже в себя включает общую чашу и ее разбивание женихом)).

А теперь, из-за исключения Причащения, получается очень нелогично:
Главы ваша - и сразу, без молитвы, Господу помолимся. Т. е. _два_ возгласа на _одну_ молитву (общей чаши).

Эта молитва, вместе с нынешних третей из трёх молитв в начале венчания, - и есть древнейшая основа чина (в наиболее древних рукописях они составляют простую пару "молитва+главопреклонная молитва", к которой прибавлен обряд венчания (мог быть и после пары молитв, и между ними) и Причащение, а дальше уже идут общая чаша (с молитвой) и одна-две молитвы на снятие венцов). Апостол и Евангелие были добавлены впоследствии - так же, как и Отче наш. Евангелие (которое вставили в середину указанной пары) за собой притянуло сугубую ектению, а Отче наш - просительную. Вот и получилась эта странная конструкция - Евангелие+сугубая ектения - молитва - просительная ектения+Отче наш.

Ну да, там (перед молитвой "Господи Боже наш, во спасительном...") изначально было "Главы наша..." - и никаких ектений.

Тропари эти в чинах хиротоний оказались сильно позже чина венчания (а в архиерейской хиротонии их до сих пор нет) - в эпоху, когда их первоначальное значение в чине венчания давно было позабыто, так что никаких намёков.

28 октября 2006 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=8&t=444

Вопрос "не обещался ли" при венчании

Что касается вопроса "не обещался ли" при венчании: он относится к юридической стороне брака. Когда-то он означал: "Не обручён ли ты?" (в смысле полноценного - то есть влекущего за собой юридические последствия - обручения). В наших реалиях смысл становится таким: "А ты с кем-нибудь другим, случаем, не расписан"? Если учесть, что первый вопрос в наших же реалиях фактически означает "хочешь обвенчаться?" (поскольку юридическое измерение брака стороны уже сформировали, а половое/бытовое измерения брака священника не касаются, если только у него не имеются особо доверительные отношения с женихом и невестой; хотя, конечно, в идеале, все это должно начаться только после венчания, так что можно сформулировать вопрос и так: "хочешь создать половой, бытовой и религиозный уровни брака?" - и вот уже из классического определения недостаёт только юридического уровня), или, как вариант: "хочешь обвенчаться и сыграть свадьбу?" (=религиозный+социальный брак, как исполнение юридического), никакого противоречия второй вопрос (вспомним, что он, по сути, таков: "а юридический брак у тебя в порядке?") в себе не содержит.

Конечно, в синодальную эпоху эти вопросы имели больший вес, поскольку первый вопрос, фактически, означал согласие на все уровни брака одновременно, а не как сейчас, с изъятием для юридического.

Другое дело, что эти вопросы происходят из Требника Петра Могилы и их нет ни в дониконовских книгах (и у единоверцев/старообрядцев), ни у греков. А нет их там потому, что само участие в церковном священнодействии предполагает имплицитное согласие. Эксплицитное согласие потребовалось для соответствия латинскому учению о таинстве брака.

13 мая 2015

http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=25&t=1998&p=58095&sid=b56f1bbfcac1a5f2c3fca54023f9ae92#p58095

Сокращённый чин Венчания

Самые древние:

[А. Обручение:] 1-я и 2-я молитвы обручения + само обручение

[Б: Венчание:] Мирная ектения, 3-я и 4-я (та, что после Евангелия) молитвы венчания + само венчание

[В: причащение Преждеосвящёнными Дарами] - в 17 веке уже сократили :(

[Г: брачный пир:] молитва общей чаши + общая чаша

На мой взгляд, если уж сокращать, то в первую очередь - 3-ю молитву обручения, 1-ю и 2-ю молитвы венчания, сугубую и просительную ектении венчания (но не молитву после Евангелия! древние молитвы обручения и венчания - см. выше - образуют пары по принципу Ветхий Завет-Новый Завет, посмотрите сами).

Третья обручения - конгломерат из трёх (или даже четырех) разных молитв; одна из них, действительно, про перстень.

А пары молитв (1-я+2-я обручения и 3-я+4-я венчания) сравните сами: в первой молитвы пары и в том, и в другом случае говорится о ветхозаветном браке (сговоре относительно выкупа невесты - при обручении; благословении брака праотцов - при венчании), во второй - о новозаветной перспективе (искупление=выкуп Церкви Христом при обручении и благословение Христом брака в Кане - при венчании). Сейчас эти пары не осознаются как целое (особенно в венчании, где между ними немало вставлено), но они являются таковым.

26 сентября 2007 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=25&t=931

Наши рекомендации