Послание к Ефесянам: брань против начальств и властей

Послание, которое Павел написал церкви в Эфесе, содержит в себе наиболее обширный отрывок в Новом Завете на тему духовной войны. Читатели Книги Деяние, глава 19, могут не сомневаться, что во время написания этого послания у Павла из памяти не выходила Артемида Эфесская, территориаль­ный дух, власти которой был нанесен серьезный ущерб че­рез служение Павла в этом городе. Очень немногие верую­щие в Эфесе могли не увидеть едва прикрытый смысл ссы­лок на Артемиду и ее воинство в отрывке Послания:

«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». (Ефес.6:12).

В предшествующем же, одиннадцатом стихе Павел на­писал:

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских».

Как видно, шестая глава этого послания представляет грозный вызов тем, кто стремится утверждать, что в Новом Завете нет никаких указаний для Божьего народа на ведение духовной войны стратегического уровня. Прочтение только лишь этих стихов и оставшейся части главы производит противоположное впечатление. Павел говорит, что все хри­стиане должны облечься во всеоружие Божье, потому что мы все находимся на полях сражений.

Для литературного стиля Павла вполне типично смешение метафор. И здесь он сравнивает нас с борцами и воинами.

Борьба была очень популярным видом спорта в греко-римской культуре. Во время боев борцы вступали в близкий контакт друг с другом. Цель борца заключалась не в том, что­бы защитить себя, хотя и это было очень важно. Борец стре­мился к победе над соперником в физическом поединке. Хо­рошая оборона была важна в победе, но только хороший натиск мог обеспечить полную победу в матче.

Но кто является нашим соперником в этом духовном по­единке? В двенадцатом стихе Павел употребляет не совсем обычный язык: «начальства», «власти», «мироправители» — это термины, очевидно, предназначенные показать нечто большее, чем обычного демона. Бесы на наземном уровне, я думаю, включены в понятие «духов злобы поднебесных». Хотя библейские ученые не в состоянии определить конк­ретную иерархическую структуру, подразумеваемую под этими словами, они все же соглашаются в том, что борьба против перечисленных здесь сил имеет в виду стратегиче­ский уровень в дополнение к освобождению на наземном уровне. Очевидно, нас не считают зрителями, мы — настоящие участники в космическом борцовском матче.

Другая аналогия Павла — римский легион. Римский ле­гионер имел, как и мы теперь имеем, и оборонительное, и на­ступательное военное снаряжение. Те, кто полагает, что нам не следует активно выступать против сил тьмы, пытаются объяснить свои взгляды тем, что в Послании к Ефесянам (6:12) Божье всеоружие носит оборонительный характер. Они утверждают, что мы должны защищаться только в том случае, если начальства и власти сил зла предпримут против нас атаку. Мы же якобы никогда не должны проявлять ини­циативу и ни в коем случае не должны вступать на их терри­торию и бросать им вызов.

Однако римские легионеры видели свой долг в ином. Они не строили высоких стен вокруг Рима, чтобы защитить себя в случае нападения на них врага. Напротив, они посто­янно выступали за пределы своих границ, вторгаясь на тер­риторию врага, ставя перед собой цель отнять у врага как можно больше. Эта мысль содержится как в практике, так и в учении Павла. Иисус посылает нас с Евангелием Царства в стан врага, чтобы захватить его духовную территорию и присоединить ее к Божьему Царству. Павел никогда не забы­вал своего «небесного видения» и поручения — обратить людей «от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян.2б:18). Его активным образом действия был переход в наступление и захват царства сатаны, и, я верю, он ожидает, что мы станем действовать так же.

В другом месте Послания к Ефесянам Павел пишет:

«Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная пре­мудрость Божия» (Еф.3:10).

Долг Церкви — свидетельствовать о Божьей мудрости тем существам, которые населяют невидимый мир, и словом, и делом. Нашим посланием в мир является чистота Церкви, Невесты Христовой, плоды Духа в жизни верующих, сила Божья, явленная в исцелении и спасении, и другие элементы христианской жизни и поведения. Точно таким же послани­ем становятся марши прославления, молитвенные обходы, пророческие акции и духовная борьба на стратегическом уровне, являющая собой лобовое столкновение с начальствами и властями, как это и происходило, по словам Рамсея Макмаллена, в первые века христианства.

В попытке избежать неприглядного триумфализма неко­торые робкие верующие стараются вовсе не применять та­кой язык. («Триумфализм» — термин, иногда употребляемый незападными христианами для описания высокомерной са­моуверенности и отсутствия смирения, который демонст­рируют некоторые западные христианские лидеры.) Делая так, они отдаляют себя от апостола Павла, у которого была уверенность в том, что Христос и Его последователи одер­жат победу. Павел сказал: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте» (2Кор.2:14, курсив мой). Павел верил, что Евангелие будет распространяться и силы тьмы потерпят поражение на лю­бом уровне.

Наши рекомендации