Мартин: миссионер-первопроходец во франции

Он известен гак Мартин Турский. Он вошел в историю Церкви как самый знаменитый миссионер-первопроходец во Фран­ции, называвшейся в те времена Галлией. Он завоевал попу­лярность своим благочестием, состраданием, щедростью, простым образом жизни и исключительным духовным авто­ритетом. В качестве миссионерской стратегии для завоевания Душ анимистов среди населения Франции Мартин использо­вал стратегический уровень духовной борьбы. Он имел пре­имущество служить в четвертом веке после того, как импера­тор Константин в 312 году стал христианином, и после того, как прекратилось преследование христиан. Мартин и его ок­ружение поэтому могли распространять Евангелие повсюду, гДе желали, не таясь, пользуясь защитой правительства.

Рамсей Макмаллен рассказывает, как изменения в прави­тельстве открыли путь для более агрессивной и наступатель­ной духовной войны на стратегическом уровне. После 312 года, говорит он, миссионеры «несли свой огонь в совер­шенно изменившихся условиях. Они могли действовать от­крыто и перейти в наступление... Там, где они раньше изгоня­ли демонов только из бедных, одержимых ими душ [духов­ная война наземного уровня], теперь они могли войти в священные храмы и со зрелищным эффектом перед огром­ными толпами народа изгоняли демонов из их собственных обиталищ [духовная война стратегического уровня]» (кур­сив мой).

Дух в сосне

Одно из таких впечатляющих проявлений Божьей силы со­хранилось в записях о жизни Мартина Турского. В одной деревне он изгнал территориального духа или духов из ме­стного храма, как обычно. Однако его удивило то, что мест­ных язычников это совсем не обеспокоило, как в других ме­стностях. Причина скоро стала ясна, поскольку он обнару­жил, что главным обиталищем этого территориального духа была сосна, росшая рядом с храмом, а не сам храм. Когда Мартин начал рубить сосну, тогда люди поднялись против него.

Мартин объяснил им, что это дерево посвящено демону и должно быть уничтожено. Как только он сказал это, из тол­пы вышел человек и обратился к Мартину: «Если ты так дове­ряешь своему Богу, как говоришь, мы сами срубим это дере­во, так что оно упадет на тебя. Если ты заявляешь, что твой Господь с тобой, тогда дерево тебя не раздавит». Мартин с радостью принял это предложение и вступил в видимую схватку с демоническим духом, который держал этих людей в плену неизвестно сколько времени и радовался их жертвам и поклонению.

В последние годы я сам участвовал в большом количестве различных событий, связанных с духовной войной страте­гического уровня, но никогда не слышал и не видел ничего подобного. Сами нехристиане решили разрушить сосну.

чтобы вместе с ней уничтожить и миссионера, утверждавше­го превосходство своего Бога над другими силами. Они пре­красно осознавали, как и Мартин, что их борьба была не против плоти и крови и не против такого объекта, как дере­во, но против властей и сил зла.

Так случилось, что сосна та росла в одном определенном направлении, поэтому не было никаких сомнений, куда она упадет после того, как будет срублена. Толпа потребовала, чтобы Мартин стоял точно в том месте, куда должна была упасть сосна, что он и сделал. Биограф Мартина, Сульпиций Север, говорит, что язычники «начали рубить свое дерево с великой радостью и ликованием... а на расстоянии стояли огромные массы зрителей... а монахи, стоявшие в отдалении, побледнели... ожидая гибели Мартина».

Но Мартин, в твердом уповании на силу Божью, мирно ждал, пока огромное дерево с громким треском и шумом не начало падать. Мартин поднял руку, действуя властью, дан­ной ему Иисусом Христом. Север пишет: «И тогда, буквально описав круг (словно его оттолкнули), дерево изогнулось в обратном направлении до такой степени, что чуть не сокру­шило тех крестьян, которые встали там, полагая то место са­мым безопасным».

Неверующие были потрясены силой истинного Бога, проявленной против злых сил, которым они служили и по­читали в течение столь долгого времени. Монахи плакали от радости. Все превозносили имя Иисуса. «Всем известным ре­зультатом было то, что в тот день в эту область пришло спа­сение. Ибо из всей огромной массы народа вряд ли был хоть один человек, который не выразил желания отречься от сво­их нечестивых ошибок и исповедовать свою веру в Господа Иисуса». Не только в той деревне, но и во всем регионе очень скоро появилось множество церквей и монастырей.

Есть ли сомнение в том, что территориальный дух был низложен и благословение Царства Божьего явилось на всех этих людей через дерзновенную и агрессивную духовную схватку на стратегическом уровне? Макмаллен говорит, что когда демоны сталкивались с Мартином Турским, они на­столько устрашались, что сообщали свои имена, как однаж­ды это сделал Меркурий. «Такая богословская демонстрация была совершенно неопровержимой».

Святой Бенедикт

Бенедикт Нурсийский является основателем регламентиро­ванной жизни западных монастырей. Устав св. Бенедикта стал учебником не только для его ордена, но и для многих других монашеских орденов, возникавших в течение после­дующих веков. Бенедикт служил по всей Италии шестого века. Он написал свой знаменитый устав в монастыре, кото­рый построил на вершине горы Монте-Кассино, подарен­ной ему одним политическим деятелем. То, что мы знаем о св. Бенедикте, принадлежит перу папы Григория Великого, который написал его биографию примерно через пятьдесят лет после смерти монаха.

Бенедикт столкнулся с яростным сопротивлением, когда принял в дар эту гору, на которой построил монастырь. К тому времени Италия была в основном христианской, а Монте-Кассино повсюду была известна как центр проведе­ния языческих ритуалов, где приносились жертвы идолам и где им поклонялись. Вполне вероятно, что на тот момент гора представляла собой престол сатаны для всего региона. На горе размещались по меньшей мере шесть отдельных храмов для поклонения наиболее влиятельным властям тех дней: Аполлону, Юпитеру, Митре, Венере и другим. Язычес­кое поклонение было нелегальным, но, как говорит Теодор Мейнард, автор биографии Бенедикта, «языческое поклоне­ние все еще практиковалось, поскольку крестьянство в отда­ленных частях по-прежнему оставалось преданным преж­ним богам, несмотря на официальные запреты».

Наши рекомендации