Пять принципов в исследовании истории
Чтобы нам серьезно взглянуть на возможность обнаружения примеров стратегического уровня духовной войны в истории Церкви, в первую очередь необходимо исследовать принципы самой истории, поскольку каждый из этих принципов оказывает самое прямое воздействие на то, как мы понимаем вопросы, поднятые критиком Б. В нашем исследовании истории нам следует помнить следующие пять принципов:
Принцип первый. Далеко не всякое событие в истории сохраняется в записи. Мы с вами не в состоянии запомнить все, что произошло вчера, не говоря уже о прошлом годе или событиях десятилетней давности. У нас как у отдельных личностей, так и у семей и целых обществ имеются врожденные фильтры, которые в значительной степени позволяют отбирать то, что мы считаем нужным запомнить, а остальные мы отбрасываем.
Для христиан история Иисуса и апостолов является чрезвычайно важной. Но из самой Библии мы знаем, что библейские авторы задействовали тот же фильтр, хотя в их случае они поступали так под воздействием Самого Бога. Когда апостол Иоанн закончил свое Евангелие, он сказал: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан.21:25).
Когда в недавнем времени я писал комментарии к Деяниям святых апостолов, я сделал некоторые расчеты. Я имею в виду повествование Луки о том семинаре, который Павел организовал в Милите для пасторов Эфеса и Малой Азии.
Это очень значительное событие, потому что это единственный случай, представленный в Деяниях, когда Павел обучал христиан. Для среднего читателя Деяния 19:18-35 могут показаться объемным материалом. Вряд ли можно предположить, что Павел провел однодневный семинар, однако Лука предпочел выбрать всего лишь полпроцента из всего учения Павла, чтобы записать его в своей книге. Наше историческое знание об этом событии в истории явно ограничено, потому что далеко не все, что происходит, сохраняется в записи или устной истории.
Принцип второй. Не все записанное сохраняется. Многие исторические записи выбрасываются, потому что те или другие люди подвергают сомнениям их ценность или считают их просто вредными. Некоторые документы были уничтожены врагами из чувства ненависти. В различные периоды истории армии захватчиков сжигали библиотеки покоренных городов, чтобы запечатлеть свои победы. Фернандо Кортес, например, во время своего завоевания уничтожил многие исторические записи ацтеков, к великому огорчению современных археологов и историков.
Принцип третий. Не все сохранившееся можно найти. Одним из аспектов деятельности историков являются попытки найти исторические записи, которые по той или иной причине спрятаны. В наше время одним из наиболее удивительных открытий стала находка в 1947 году свитков Мертвого моря.
Принцип четвертый. Не все найденное становится доступным. Другой задачей историков становится попытка сделать известный исторический материал доступным для других историков и общественности через перевод, издание и публикации. Чем более понятным становится исторический материал, тем больше пользы он может принести обществу. Для тех из нас, кто не является профессионалом в области историографии, многое из такого материала могло бы заинтересовать, но такой материал чаще всего недоступен. Я лично испытал эту ограниченность, когда вместе с моим ассистентом Джанис Уилер мы пытались найти материал для этой главы. Я уверен, что существует намного больше материала на тему духовной войны стратегического уровня, чем то, что мы сумели найти с учетом нашего ограниченного времени и ограниченных возможностей как историков.
Принцип пятый. Не все доступное воспринимается одинаково. Историк, как и всякий другой человек, обладает собственными парадигмами — особыми линзами, через которые он и прочитывает историю. Я вернусь к этому, и мы поговорим об этом подробнее чуть позже, потому что я подозреваю, что именно по этой причине у нас нет достаточного материала на тему духовной войны стратегического уровня. Тема невидимого мира просто не находит себе места в умах некоторых историков, как христиан, так и нехристиан.
Три варианта
Если мы запомним эти пять принципов и посмотрим на взаимосвязь между историей и духовной войной стратегического уровня, нам понадобится слишком много времени, чтобы понять истинное положение вещей. Но раз мы начали исследовать историю, мы можем проследить за развитием трех возможных вариантов:
Вариант А: Мы не находим явных примеров в истории.
Вариант Б: Мы находим множество примеров в истории.
Вариант В: Мы находим небольшое количество примеров в истории.
На мой взгляд, совсем неважно, на каком варианте мы остановимся — А., Б или В. Достоверность духовной войны стратегического уровня можно подтвердить в любом из трех случаев, если помнить те пять принципов, что были перечислены чуть раньше. Итак, последуем дальше.
Вариант А. исторических примеров нет
Предположим, что мы исследовали все девятнадцать столетий истории Церкви, начиная с эпохи апостолов, но не суме ли найти примеров использования нашими предшественниками того, что мы сейчас называем духовной войной стратегического уровня, духовной картографией или отождествленным покаянием. По мнению наших сторонников, эта ситуация может показаться наихудшим из возможных вариантов.
На самом деле все обстоит иначе, как мы скоро увидим, но тем не менее давайте будем помнить о двух важных вещах.
Во-первых, нам следует признать, что отсутствие доступного материала не доказывает тот факт, что в прошлом никто не осуществлял духовную войну на стратегическом уровне. Может быть, они вели такую борьбу, однако о ней просто нет записей, или записанные сведения имелись, но были со временем утеряны. Способы и средства исторических исследований постоянно совершенствуются, и на поверхность выходит масса новой исторической информации. Завтра мы будем знать намного больше, чем знаем сегодня.
Во-вторых, даже если мы согласимся с гипотетическим выводом о том, что стратегического уровня духовная война никогда в прошлом не велась, мы столкнемся с другой серьезной проблемой: а может ли Бог творить нечто новое? Или, другими словами, будет ли Бог творить в 1990-е годы новое, чего Он не делал раньше, при варианте А, во время жизни предыдущих поколений христиан?
Очень немногие из знакомых мне людей, независимо от их согласия или несогласия с концепцией духовной войны стратегического уровня, станут сомневаться, что Бог может решить творить что-то новое в нашем поколении. Ничто в характере Бога не может помешать Ему в этом. В Книге пророка Исаии мы читаем, что Бог сказал: «Вот, Я делаю новое» (Ис.43:19). И в другом месте сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер.31:31). Все ближе то время в будущем, когда Он выполнит сказанное Им: «Се, творю все новое» (Отк.21:5).
В таком случае уже не кажется невероятным, что Бог может решить обеспечить нас новой духовной технологией для завершения Великого поручения в нашем поколении.
Входит ли в понятие новых технологий духовная война стратегического уровня, духовная картография и отождествленное покаяние — все еще вопрос спорный. Я лично думаю, что входит, а что касается исторической перспективы, я совершенно убежден, что Бог в разных поколениях действительно творит что-то новое. Самый лучший пример этого я обнаружил во время моих тщательных исследований вопроса о духовных дарах.
ОТКРЫТИЕ СЛУЖЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ
За последние три десятка лет я приобрел богатый опыт в изучении духовных даров. Из всех написанных мною книг мой труд о духовных дарах, которые могут помочь церквям расти («Your Spiritual Gifts Can Help Your Church Grow»), стал самой популярной книгой. По мере исследования истории духовных даров я столкнулся с вариантом А. Я не обнаружил никаких исторических примеров наличия учения в Церкви о том, что в поместных церквях священники или сами прихожане должны выполнять служение с использованием духовных даров, данных им Богом.
Это удивило многих. Принятие феномена служения всех верующих как членов Тела Христова можно проследить лишь с начала 1970-х годов. Книга о жизни Тела Христова Рея Стедмана («Body Life»), опубликованная в 1972 году, стала первым исследованием на эту тему. Некоторые могут вообразить, что пятидесятническое движение, возникшее в начале двадцатого века, стало инициатором этого учения, но это не совсем так Пятидесятническое движение действительно привлекло внимание Церкви в целом к духовным дарам. Однако их список был сильно ограничен девятью дарами, представленными в двенадцатой главе Первого послания к Коринфянам, включая такие зрелищные дары знамений, как иные языки, истолкование языков, пророчества, дары исцелений и так далее. Более того, лидеры пятидесятников не всегда учили, что эти дары наряду с остальными восемнадцатью для каждого верующего являлись обычным средством для исполнения его или ее повседневного служения в поместной церкви. Ранее классическое пятидесятническое движение было удивительно клерикальным по своему характеру, и некоторые из этих церквей продолжают в том же духе до сих пор.
Мартин Лютер стал богословским героем фактически для всех протестантов, потому что помимо всего прочего он заново открыл священнические функции для всех верующих. Это было чем-то новым, по крайней мере, в том, что касалось истории Церкви шестнадцатого века, — таким же новым, каким сегодня для многих является духовная война стратегического уровня. Христиане открыли для себя, что для общения с Богом совсем не обязательно прибегать к помощи рукоположенных священников, как учила Церковь, и что каждый верующий может идти прямо к Отцу и через свое ходатайство может приводить к Отцу и других людей. И хотя Мартин Лютер учил о священстве всех верующих, он все же так и не начал осуществлять служение всех верующих. В последующем лютеранство, как и классическое пятидесятничество, стало исключительно клерикальным, и основные священнические функции в этих церквях выполнялись священниками, которых для этой цели приглашали на службу.
Противодействие такого рода клерикализму на более ранних этапах можно найти в таких радикальных движениях, как квакеры, Плимутские братья и Движение восстановления под руководством Александра Кэмпбелла и Бартона У. Стоуна. С некоторыми исключениями эти движения не подчеркивали ни в учении, ни на практике необходимость для верующих поиска, развития и применения большего количества, чем те два десятка конкретных духовных даров, которые упомянуты в Новом Завете. И только начиная с 1970-х годов мы видим все более растущее согласие во всем Теле Христовом в этом вопросе. Теперь мы все верим, что каждый члена Тела наделен духовными дарами, чтобы выполнять конкретное служение, а главная задача пастора — помогать людям обнаруживать дары, которыми они обладают, а затем высвободить членов церкви для того служения, к которому Бог призвал их.
Я полагаю, что здесь мы сталкиваемся с примером относительно нового, которое творит Бог и с которым согласны практически все, несмотря на отсутствие исторических прецедентов. Но разве духовная война стратегического уровня не может быть повторным случаем сотворения нового? Вполне вероятно, Бог мог сотворить и это новое!
Вариант Б. Множество примеров
Если бы в истории христианской Церкви имелось изобилие примеров, подтверждающих участие верующих в духовной войне стратегического уровня, я бы не писал эту книгу. Исторические традиции имеют большой опыт в использовании того, что предположительно отсутствует как библейский прецедент. Я лично считаю, что мы имеем множество библейских прецедентов, подтверждающих участие верующих в духовной войне стратегического уровня. Примеров в пользу духовной войны намного больше, чем в поддержку празднования Рождества и Пасхи, богослужений по воскресеньям и строительства церковных зданий или же канона именно в шестьдесят шесть книг. В перечисленных здесь пунктах нет прямых библейских указаний, и тем не менее сегодня они являются обычным аспектом жизни всех верующих людей.
Мало найдется сегодня таких критиков, которые бы ходили и жаловались, что неправильно праздновать Рождество и Пасху или строить церковные здания. Очень немногие захотели бы читать книгу с объяснением того, почему нам нужно иметь больше или меньше шестидесяти шести книг в наших Библиях. И хотя об этом не сказано в Библии, мы не видим, чтобы люди из-за этого теряли покой и заявляли, что это «не по-библейски», как многие заявляют по поводу духовной войны стратегического уровня. Почему?
Ответ на этот вопрос относится к варианту Б. Если мы найдем достаточное количество примеров исторической традиции, тогда нас не будет беспокоить отсутствие этого в Библии, при условии, что Библия явно не запрещает этого. В то же время мы должны признать, что у традиции имеются собственные ограничения. У нас имеется достаточно примеров христианской традиции устанавливать в церквях идолов, но я, например, не потерплю этого в своей церкви именно потому, что Библия запрещает это делать. Но даже при этом условии традиция достаточно сильна.
Если мы подумаем об этом серьезно, мы, протестанты, удивимся тому, в какой степени мы позволяем традиции, а не Писанию, влиять на нашу веру. Евангельские христиане особо не любят признавать это, но это факт. Об этом ясно написал один евангельский верующий — Джек Диер. Диер приводит гипотетический пример студента, у которого, скажем, нет своего личного мнения о тысячелетнем царстве. Если студент решит посетить Уэстминстерский семинар в Филадельфии, то он, скорее всего, станет амилленарием. Но если он поступит в Далласскую семинарию, он закончит ее с равно твердым убеждением как премилленарий.
«Наше окружение, наши богословские традиции и наши учителя имеют намного большее отношение к тому, во что мы верим, чем мы это понимаем. В некоторых случаях они обладают намного большим влиянием на то, во что мы верим, чем сама Библия».
Диер говорит: «Наше окружение, наши богословские традиции и наши учителя имеют намного большее отношение к тому, во что мы верим, чем мы это понимаем. В некоторых случаях они обладают намного большим влиянием на то, во что мы верим, чем сама Библия».
Сказав это, я первым признаюсь, что исторические примеры, относящиеся к духовной войне стратегического уровня не так многочисленны, чтобы убедить многих. В данном случае мы не можем позволить себе вариант Б. Однако все сказанное ни в коей мере не должно привести нас к выводу о том, что подобные исторические примеры отсутствуют. Это лишь значит, что мы переходим к варианту В.
Вариант В. У нас имеется несколько примеров
Рамсей Макмаллен — это надежный историк, профессор истории и классики в Йелльском университете. В качестве профессора истории Макмаллен выбрал Римскую империю как основную область своих исследований. Очень немногие ученые изучили так же хорошо, как Рамсей Макмаллен, основные и дополнительные источники, относящиеся к истории Римской империи. Он подтверждает свои заключения большим количеством сносок и ссылок на работы на латинском, греческом, сирийском, немецком и французском языках, как и на английском.
Любой профессиональный ученый, специализирующийся на Римской империи, должен попытаться проанализировать и объяснить чрезвычайно значительный исторический феномен: каким образом Римская империя, которая была совершенно языческой (за исключением горстки иудеев, рассыпанных то тут, то там), стала христианской за период около трехсот лет? Рамсей Макмаллен выполнил эту задачу и опубликовал свои открытия в замечательной книге о христианизации Римской империи в период между 100 и 400 годами нашей эры («Christianizing the Roman Empire A.D. 100-400»). He зная Макмаллена лично, я не имею представления о его личной вере и религиозных убеждениях. По этой причине я обращаюсь к нему как к «светскому историку», полагая, что он изучает историю с одним лишь желанием — проанализировать ситуацию с точностью и исторической честностью.
Это важно знать, потому что выводы Макмаллена поразительны. Он перечисляет некоторые факторы, которые способствовали христианизации Римской империи, однако он считает все факторы второстепенными по сравнению с самым значительным — изгнанием демонов. Главной отправной точкой в выводах Макмаллена является тот же вывод, к которому пришел и я.
Макмаллен говорит: «Мой интерес сосредоточен только на том, каким образом нехристиане были привлечены к Церкви». В конце своей книги он подытоживает и четко очерчивает все то, что обсуждалось на предыдущих страницах: он подчеркивает «проявление чудес, откровенный вызов нехристиан испытать силу, лобовую конфронтацию со сверхъестественными существами и бессильное отступление рациональных путей, уступающих место истинному познанию Божественного».
Лицом к лицу с силами тьмы
Я хочу подчеркнуть тот факт, что фраза «лобовая конфронтация со сверхъестественными существами» имеет в виду, как увидит любой читатель Макмаллена, именно то, что мы называем духовной войной стратегического уровня. В работе Макмаллена также содержится значительный материал о других аспектах силового служения, таких, гак духовная война на наземном и оккультном уровне, исцеления, чудеса и пророчества. Эти исторические вопросы, которые мы также исследуем в настоящее время, относятся к намеренному столкновению с властями, силами и начальствами, а также с территориальными духами невидимого мира. Рамсей Макмаллен утверждает, что этого в истории было предостаточно — намного больше, он полагает, чем мы сможем найти в относительно немногих письменных источниках, которые могут быть нам доступны в настоящее время.
Касаясь служения Павла и Иоанна и их столкновения с Артемидой в Эфесе, о чем я подробно буду говорить в девятой главе, Макмаллен говорит, что сила христианства была подтверждена ими в Эфесе и «продемонстрирована в разрушении жертвенника Артемиды». Далее он поясняет: «Эта схватка была решающей. Мир, в конце концов, поклонялся десяткам и сотням богов. Каждый мог выбрать себе любого божка. И только исключительная сила могла потребовать исключения всяких других вариантов и полной верности и преданности себе; и только самая убедительная демонстрация силы могла сработать. Поэтому мы должны обратить на это особое внимание как на главный инструмент обращения, как то и делали лучшие свидетели» (курсив мой).
Я знаю, что некоторые удивятся таким выводам светского Историка. Они захотели бы услышать от Рамсея Макмаллена, что главной причиной обращения язычников, населявших Римскую империю, стала чистая проповедь оправдания по вере, вознесение Иисуса Христа на крест, убедительное утверждение суверенности Бога, жертвы Иисуса Христа, чистоты христианской этики и свидетельство жизни, изменившейся через новое рождение. Конечно, все это следует принимать в расчет. Но Макмаллен особо подчеркивает следующее: «Это было достигнуто не литургией Церкви, не ее моралью, не монотеизмом, не внутренней организацией... которая казалась нехристианам совершенно отличной от всего другого».
Но чем же тогда? Макмаллен говорит так «Другим отличительным признаком, казавшимся самым значительным, была враждебность Бога по отношению ко всем другим сверхъестественным силам». Языком, который превосходит терминологию любого члена Организации по ведению духовной войны («Spiritual Warfare Network»), Макмаллен описывает агрессивную наступательность ведения духовной войны ранними христианскими евангелистами и миссионерами против сил тьмы: «Обращение с демонами — умение принизить их, заставить их выть, молить о милосердии, выдать все их секреты и в спешке бежать от верующих — служило целям, исключительно важным для христианского определения монотеизма: видимое, впечатляющее и эффективное превосходство силы, покровительствующей христианам, над всей остальной силой».
В современной миссионерской терминологии это называется «классическим столкновением сил». Я даю следующее определение столкновению сил: Видимая, практическая демонстрация того, что Иисус Христос намного более могуществен, чем духи, силы и лжебоги, которым поклоняются и которых боятся представители данной группы населения. Как и в первые несколько веков, столкновение сил сегодня может стать важным ключом к эффективному евангелизму в городах и сельской местности по всему миру- На мой взгляд, нам следует использовать возможность этой борьбы как можно больше.
Давайте посмотрим, как это использовалось в третьем, четвертом, шестом и восьмом веках.
Григорий чудотворец
Как можно оценить следующую информацию в качестве миссионерской работы в третьем веке?
Григорий родился в анимистической семье, где почитались злые духи и где им служили как господам во всех сферах жизни. В четырнадцать лет он со своим братом совершил путешествие в Кесарию Филиппову, где встретился со знаменитым христианским учителем по имени Ориген, мастером в области диалектики, философии, геометрии, астрономии, морали, физики, древней литературы, греческой философии, библейской науки и богословия. В процессе занятий с ним Григорий принял Иисуса Христа своим Господом и Спасителем. Он стал миссионером в своем родном городе Неокесарии, о котором рассказывают как о «богатом, многолюдном, глубоко погрязшем в пороках и идолопоклонстве».
Кеннет Скотт Латуретт, историк, рассказывает о Григории: «Когда он умер около 270 года от P. X., примерно через тридцать лет служения, говорят, что вместо семнадцати христиан, которых он принял в начале своего служения в качестве епископа, он оставил всего семнадцать человек язычников из всего многочисленного населения Неокесарии». Какой миссионер не хотел бы иметь таких результатов своей деятельности?
Но что же побуждало и питало такое движение масс к христианству? Григорий так рассказывает о своих занятиях с Оригеном: «Он наполнил наши умы рациональным вместо иррационального, удивлением при виде священной организации вселенной и совершенным устройством всего сущего». Современники высоко чтили Григория за его «смирение, самоотречение и практический ум... Он был человеком уникальной силы характера и веского суждения». Он совершенно заслужил все эти слова, и его стремление к проповеди Евангелия обеспечило ему имя, которое дошло до нас через века, — Григорий Чудотворец.
Первый обращенный Григория появился, когда он путешествовал по сельской местности. Однажды он заночевал в языческом храме, посвященном Аполлону. В тот вечер Григорий вступил в яростную духовную схватку против той силы, которая была приглашена обитать в этом храме Когда На следующий день жрец этого храма пришел в святилище своего бога, он удивился тому, что не получил ответа от контролирующего храм демона, который обычно находился там. В ту же ночь демон сам явился к нему во сне и сказал, что он может вернуться в храм только с позволения Григория. Жрец нашел Григория и объяснил тому ситуацию, на что Григорий, по словам одного историка, «написал для него приказ: "Григорий Аполлону. Я позволяю тебе вернуться на свое место и продолжать выполнять то, что ты делал". Жрец положил записку к образу идола, после чего демон вернулся в храм».
Сила может завоевывать души
Нам сегодня может показаться странным, что Григорий позволил демону вернуться в храм, но дело не в этом. Дело в том, что в глазах жреца и других людей, поклонявшихся в храме Аполлона, христианский миссионер обладал сверхъестественной силой над тем, кто предположительно был хорошо известным территориальным духом, и сам этот дух первым признал превосходство силы миссионера. Каким был результат этого эпизода? «Вера жреца в идола была поколеблена. Возвратившись к св. Григорию, он стал катехуменом, а впоследствии, святостью своей жизни показав себя достойным, унаследовал пост епископа после нашего святого».
Существует, кроме того, интересное примечание о том, что этот оккультный практик, по-видимому, испытывал необычайное затруднение в принятии учения Григория о воплощении Иисуса. Поэтому Григорий решил убедить его делом. Согласно этому источнику, «Григорий молитвой заставил одну скалу передвинуться с одного места на другое. Таким образом, преодолев его сомнения, он привел слугу идолов в рабство Веры».
Такие случаи были обычным делом в жизни и служении Григория Чудотворца, и Рамсей Макмаллен включает некоторые из них в свою эпохальную книгу. В одном случае Макмаллен рассказывает о том, как Григорий изгонял бесов. Не давая определения статусу этого демона, Макмаллен приходит к заключению, что то был территориальный дух. Он говорит: «Сам демон, придя в ярость, оттого что епископ Григорий отобрал у него территорию, на которой и главный город, и вся сельская местность находилась под контролем демонов, побудил одну женщину опорочить его. Она была проституткой и обвинила епископа в том, что тот был одним из ее любовников, но он и из нее изгнал злого духа» (курсив мой).
К возможному ужасу моих критиков, которые полагают, что единственным видом деятельности миссионеров должна быть проповедь Евангелия для обращения язычников, а не силовое служение, Макмаллен говорит о Григории Чудотворце следующее: «Он лишь отчасти преуспевал в речах, обращенных к публике. Да, конечно, он говорил, но он и подтверждал сказанное на практике. В результате его речей обращенных не было. В повествованиях о нем обращенные появлялись в результате его сверхъестественной деятельности, они являлись следствием величайшей картины его успеха в кампаниях, проводимых им против демонического воинства» (курсив мой).
Духовная война, включая стратегический ее уровень, не была случайностью, но главной частью поражающего воображение успеха Григория в его миссионерской деятельности и евангелическом труде в третьем веке.