Почему в наше время практически
НЕТ ЭКЗОРЦИСТОВ
Те из читателей, которые столкнулись с проблемой порчи в реальной жизни, хорошо знают, что в наше время (конец ХХ — начало XXI века) практически не осталось уже духоносных отцов, способных изгонять из людей нечистых духов. Конечно, я не имею в виду сокрытых от мира старцев, избранных сосудов Святого Духа, которыми не оскудеет Церковь до скончания века. Большинство известных ныне и доступных для посещения священнослужителей, которые пытаются заниматься экзорцизмом, или, как его называют, «отчиткой», на самом деле не имеют достаточно духовных сил, чтобы заклинать и изгонять демонов. Некоторые из них находятся в состоянии духовной прелести и самообольщения, имея весьма завышенное мнение о своих более чем скромных возможностях.
На самом деле для того чтобы изгонять бесов, вовсе не нужен заимствованный у папистов чин заклинаний, включающий особый канон и специальные молитвы. Для этого необходимо иметь лишь одно качество — личную святость. Все известные нам православные святые изгоняли демонов самой краткой молитвой с призыванием имени Господа Иисуса Христа. Своими подвигами борьбы против похотей плоти и «духов злобы поднебесных» они стяжали такой потенциал нетварной энергии Святого Духа, то есть благодати, что даже приближение к ним на версту (см. житие преподобного Сергия Радонежского) обжигало демонов. Нечистые духи не могли терпеть жжения благодати, которая для них есть «огонь поядающий» (Исх. 24, 17), и, попадая в благодатное «поле» святого человека, вынуждены были покидать тела одержимых ими людей.
Прекрасный пример того, как изгоняли демонов святые люди, не прибегая к долгим заклинаниям, а буквально проходя мимо, мы находим в рассказе очевидца, Н. Воронова, из книги «Чудеса Божии в наши дни. Член св. Синода прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский)». Рассказ приводим в сокращении.
«5 августа 1907 г. после ранней литургии, когда о. Иоанн выходил из Андреевского собора, направляясь к пролетке сквозь толпу ожидавших благословения прихожан, все услышали громкий собачий лай, а затем нечеловеческий вопль. Этот крик и собачий лай исходили от юноши, который рвался из рук державших его четырех сильных мужчин.
— Пустите, опалил меня, сжег всего, выйду! — кричал ужасный голос.
Не обращая на это никакого внимания, кронштадтский пастырь продолжал идти сквозь толпу к экипажу, благословляя окружавших людей. Все присутствующие, видя мучения и крики бесноватого, стали умолять о. Иоанна:
— Дорогой батюшка, исцели его, он сильно страдает.
Внезапно обернувшись, пастырь спросил:
— Где он?
Бесноватого подвели. Ужас и страдание отразились на лице несчастного, который продолжал кричать и биться в руках держащих его людей. Отец Иоанн трижды крестообразно дунул в лицо юноше и сказал:
— Исцеляет тебя Сам Господь!
При этих словах бесноватый кричать перестал.
— Тебе, говорю, сатана, выходи из него. Сам Господь повелевает тебе! — продолжал пастырь.
— Не пойду! — хрипло ответил голос из юноши.
Громко и повелительно о. Иоанн повторил приказание и добавил:
— Как зовут тебя?
Не глядя в лицо священнику, бесноватый дико крикнул:
— Зачем спрашиваешь? Сам знаешь, как звать. Ты изгнал меня в Леушинском подворье и теперь гонишь. Не гони меня, я еще год пробуду в нем… Не пойду!
Батюшка строго взглянул на юношу и потребовал:
— Алексий, открой глаза!
В это время жутким смрадом пахнуло от бесноватого и он дико закричал:
— Не пойду, не открою… Ты Николай чудотворец…
— Твои слова ложны, — спокойно возразил батюшка, — открой глаза и смотри на меня.
Бесноватый притих и стал понемногу открывать глаза. Затем поднял голову и уже спокойным прояснившимся взором посмотрел на своего исцелителя. Всем стало ясно, что чудо совершилось. Со слезами глядя на отца Иоанна, все присутствующие набожно крестились.
— Перекрестись, Алексий, и возблагодари Бога, Сам Господь исцелил тебя!
Исцеленный припал к груди священника, поцеловал его крест и попросил:
— Дорогой батюшка, избавь меня, чтобы не вернулся он ко мне вновь, и благослови причаститься святых Таин Христовых.
— Приведите его ко мне на квартиру, — ответил батюшка, садясь в пролетку. И, обратившись к исцеленному, добавил, — я причащу тебя через полчаса, приходи»[49].
Мы видим, что святой преподобный Иоанн Кронштадтский не применял никакого специального чина отчитывания. Сила благодати, которой действовал через него Господь благодаря подвижнической жизни святого, была очевидна для всех.
В настоящее же время экзорцизм, увы, стал массовым действом, иногда — выражением магического сознания. Об этом с прискорбием пишет профессор Московской духовной академии А.И. Осипов в книге «Путь разума в поисках истины»:
«Прелесть, т.е. высокое мнение о себе, невидение своего духовного убожества, “смиренное” чувство способности к получению откровений проявляет себя в самых разнообразных формах. Чаще всего — это дерзкие попытки к пророчествам, к беспрекословному духовному управлению людьми (лжестарчество), к совершению чудес и знамений и т.д. Одним из подобных деяний является и распространяющееся в последние два-три десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм).
Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то, как правило, благословения епископа, без которого, как известно, иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. Ссылки современных заклинателей на благословение духовника являются откровенным самооправданием, поскольку без благословения епископа любое священнодействие, и тем более отчитывание (как дело исключительное, не входящее в обычный круг обязанностей священника), превращается в деяние антиканоническое и греховное, губительно действующее и на заклинателя, и на больного». (http://osipov.vinchi.ru/books/54.html).
Как ни прискорбно, но, вероятно, именно из-за самоуверенности и самочиния современных экзорцистов демоны получили возможность применять очень своеобразную тактику для обольщения и уловления священников, которым они внушают мысль о том, что священнического сана самого по себе уже вполне достаточно для того, чтобы повелевать духами. Чтобы прельстить священника, дерзнувшего читать над страждущими заклинательные молитвы, демоны разыгрывают настоящий спектакль, притворно показывая, будто боятся этого «экзорциста». Именно с этой целью, увидев его, они начинают с неподражаемым искусством хрюкать, лаять и кукарекать из своих «подопечных».
Часто демоны кричат из женщин грубыми мужскими голосами: «Выхожу, выхожу, мне больно!» в расчете произвести эффект на публику, которая с восторгом шепчет: «Вот какой сильный батюшка! Как бесы-то его боятся!» Но именно на такую реакцию публики демоны и рассчитывают. Рано или поздно этот шепот становится известен батюшке и приятно щекочет его самолюбие. А если учесть, что и ему демоны непременно вкладывают помыслы: «А ведь действительно бесы меня боятся!», то благодаря льстящим тщеславию внешним высказываниям, а также «собственным» помыслам у священника складывается о себе весьма высокое мнение. Хотя известно, что Господь запрещал говорить бесноватым, да и Святые Отцы категорически запрещали слушать разглагольствования демонов, поскольку дьявол лжец и отец всяческой лжи. Однако у нас не только слушают «проповеди» лукавых, но порой на видео записывают, фильмы выпускают. В итоге к прельщенному священнику едут толпы страждущих, он постоянно окружен восхищенной толпой, ждущей чуда, чуда и еще раз чуда. И он начинает мнить себя чуть ли не святым, о котором идет молва «по всей Руси великой» как о чудотворце, способном изгонять демонов.
К таким псевдоэкзорцистам применимы слова Иоанна Кассиана Римлянина: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями...»[50]. У него же в беседах «О Божественных дарованиях» читаем: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими»[51].
Довелось мне видеть подобных «экзорцистов» чаще всего уже в заштатномсостоянии. Они были поруганы бесами, то есть сами стали одержимыми. Внешне эта одержимость проявлялась как психическое заболевание. Симптоматика у всех была разная. У одних — наблюдалось неадекватное восприятие действительности с необоснованными вспышками гнева, у других — навязчивые параноидальные мысли, у третьих — перемежающиеся маниакальные и депрессивные состояния с интермиссиями (состояниями облегчения между двумя приступами психоза) разной длительности.
Но и та «помощь», которую оказывают ныне здравствующие священники-экзорцисты, нередко весьма сомнительна. Неоднократно мне приходилось выслушивать жалобы страждущих, которым после посещения нескольких сеансов у этих экзорцистов становилось значительно хуже. Бесы, живущие в них, не только не выходили, а, наоборот, лишь приходили в ярость от прочитанных священником заклинаний. Словно пчелы, потревоженные в улье неопытным пчеловодом, они злобно набрасывались на своих «подопечных», и последнее для этих несчастных бывало хуже первого.
ТАК МОЖНО ЛИ «СНЯТЬ ПОРЧУ»?
Современные попытки изгнания демонов не увенчиваются успехом не только потому, что священники-экзорцисты не обладают духовной силой, иными словами — святостью, чтобы изгонять демонов. Есть и другая немаловажная причина. Действия экзорциста — не главное, а, так сказать, вспомогательное условие для освобождения человека от бесовской власти. Главное же — твердая решимость самого человека все силы своей души в остающиеся годы жизни направить на исполнение Заповедей Божиих и, конечно, на стяжание Святого Духа. Но именно такой-то решимости у одержимых демонами людей обычно не наблюдается. В этом, судя по всему, и заключается вторая причина, по которой бывают бесплодными попытки нынешних экзорцистов изгонять бесов из людей. Ведь если после изгнания нечистого духа душа человека не будет занята Духом Божиим, то произойдет худшее, о чем и говорил Христос в притче. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43–45).
Но именно это второе и происходило бы в храмах, где совершается так называемая «отчитка», как в просторечии называют «молебное пение над страждущими от духов нечистых». Там собираются сотни одержимых демонами людей. Многие из них — совершенно далекие от Церкви люди. Их приводят в храм верующие родственники, отчаявшиеся в помощи врачей-психиатров. Другие — хотя номинально и веруют, но никогда еще не пытались жить по Заповедям Божиим, да и не желают утруждать себя ими в будущем. Изгнание демонов из них обернулось бы для этих людей еще большими страданиями в будущем.
Преподобный Варсануфий Великий предостерегал: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно»[52].
На что же надеяться тем, чья жизнь подвержена порче их собственными грехами и досаждающими им демонами? На обещание Спасителя, который сказал, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Православная Церковь всегда следовала этим словам и учила, как надо поститься, молиться, исправлять свою жизнь, чтобы спастись. Для Бога нет ничего невозможного!
Ободрение и надежду могут почерпнуть страждущие от демонов в словах святителя Игнатия (Брянчанинова): «Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу»[53].
Как видим, обстоятельства нашей жизни сами показывают, что в настоящее время, возможно, нет Божьего благословения на изгнание демонов из людей с помощью человека, то есть священника-экзорциста. Да и на основе своей священнической практики могу подтвердить, что только длительный путь покаяния и исправления своей жизни, совместно с церковными Таинствами Исповеди, Причащения, Соборования и другими, может привести страждущего к освобождению от демонов-оккупантов. Его духовный труд поста и молитвы, его добрые дела и паломничества к святыням нередко приводят либо к значительному уменьшению демонического воздействия на психику и физиологию человека, либо полностью освобождают его от этого влияния.
Итак, необходим личный духовный труд, а не «таблетка» от доктора: проглотил — и здоров, никаких трудов и собственных усилий! Однако нередко теперь бывает, что свою одержимость, «заработанную» греховной жизнью, людям приходится нести, как епитимию, необходимую для спасения души. И совершенно не имеет значения, каково происхождение этой одержимости: порча ли это, наведенная колдуном, или это — «благоприобретенная» одержимость, «заслуженная» множеством личных грехов самим человеком. Следует лишь помнить вышеприведенные слова святителя Игнатия и быть уверенным, что одержимость вовсе не означает того, что «порченый» человек непременно погибнет, что у него уже не остается надежды на спасение. Совсем нет. Если этот человек искренне уверует во Христа и начнет жить настоящей церковной жизнью, стараясь при этом не нарушать Заповеди Божии, то его одержимость будет ему вменена, как крест. И если он с терпением и упованием на Бога этот крест донесет до могилы, то непременно будет спасен, ибо так говорит Господь Бог: «…не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11).
Приложение
СОВРЕМЕННЫЙ СЛУЧАЙ
ДЕМОНИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ЧЕЛОВЕКА
Ответ священника женщине,
одержимой бесами[54]
Письмо в редакцию
(в сокращении)
Уважаемая редакция!
Пишет вам пенсионерка из Тобольска, вдова, в прошлом — министерский работник пищевой промышленности, с высшим образованием. Обращаюсь к вам, потому что постоянно читаю вашу православную рубрику. То, что происходит со мной вот уже четыре года, заставляет меня просить вашей помощи.
Посоветуйте, куда мне поехать полечиться, снять порчу. Может быть, вы смогли бы прислать молитву-оберег и подсказать, как изгнать всю нечисть бесовскую из дома.
По знаку Зодиака я — «Овен» и «Кабан», по характеру добрая, незлобивая, всем помогаю, чем могу, а вот мне — никто! Очень прошу вас, дайте объявление в вашей газете, может, кто и откликнется, мир же не без добрых людей.
***
Теперь я хочу рассказать вам то, что произошло со мной на старости лет, когда я осталась совсем одна. Похоронила маму, мужа, переменила место жительства. Вот здесь и начались мои мучения.
Перед отъездом пришла я на кладбище попрощаться с родными и с мамой. Плача, поговорила со всеми, сказала, что уезжаю. А когда села в самолет, уже на большой высоте услышала за спинкой кресла голос, позвавший меня по имени. То был голос моей мамы, затем еще один женский и мужской. Вот так, втроем, они прибыли со мной в Тобольск в 1993 году. Позже я узнала, что те двое были мои бабушка и дедушка. Так и поселились они у меня, везде сопровождали меня в пути, предупреждали о приходе кого-либо из соседей, подсказывали, если я что-то искала.
Стала им верить, слышу их голоса даже в церкви. А знаете, сколько их в магазинах, в бане, у соседей? Куда ни войдешь — их полно, просто не все их видят. Они везде меня сопровождают, даже в ванной — молодые и старые, некоторых я знаю по именам: Шурик и Николай. И все было бы хорошо, если бы не кусались. Им же нужна энергия человека, за счет которой они живут. Я прочитала об этом в одной книжке[55], где говорится о злых духах. Там написано: «По всем законам природы, продолжительность их жизни должна колебаться в пределах 40 дней, однако, на практике, некоторые более крупные экземпляры доживают до ста лет, а иногда и более. Взять энергию из атмосферы они не могут — нет всасывающих механизмов, энергию они попросту воруют у нас с вами».
Если я куда-нибудь иду, покойники сопровождают меня, а за ними по пути увязываются другие, хотя в дороге я всегда читаю много молитв на отгон. Все они потом проникают в мой дом и поселяются надолго. Нападают на меня по вечерам. А по ночам лезут, как к женщине. Наверное, это делают бесы. Я их вижу черными, с горящими глазами, иногда с рогами и хвостами. Иногда от них невыносимо пахнет.
Эта нечисть постоянно делает мне разные пакости. Порвали мои сапоги, у сумки сломали замок-молнию, портят одежду, пищу, превратили во что-то зловонное только что сваренный суп. Постоянно прячут мой молитвенник, заколки для волос, а чаще всего — ключи, когда знают, что я собираюсь в церковь. В пятницу особенно неистовствуют — нападают все сразу, кусают, жалят и царапают когтями до крови, а я только реву от боли, потому что они ни святой воды, ни молитв моих не боятся.
Знаете, когда тонет утопающий, он всегда хватается за соломинку, вот так и я, грешница, — где ни скажут, что есть знахарь, — туда и еду. Я побывала во многих деревнях Тобольска и Тюмени, но исцеления никакого не получила, наоборот, привозила из деревень хвост чужих бесов и покойников, которые потом поселялись в моем доме.
Мне как-то посоветовали обратиться к магометанскому мулле. Я нашла даже трех: татарского муллу, узбекского и киргизского. Обратилась я к ним на свое горе — вместо помощи они послали на меня еще и своих дьяволов, вот и доверяй им всем!
В прошлом году меня познакомили с одним молодым человеком, прадед которого был большим колдуном. Я его просила:
— Алеша, дай, пожалуйста, мне молитву или заговор против бесов и покойников, то есть «оберег», если у тебя есть, я отблагодарю.
Он принес маленькую книжечку, из которой мне надо было выписать то, что он пометил. Но книжечка та пропала из шкафа — ее украл кто-то то ли из покойников, то ли из бесов. Они сами в этом сознались.
Вот и не знаю — куда мне еще поехать за помощью, да и боюсь уже: обожглась я на этих колдунах, знахарках-самоучках и экстрасенсе. Много раз пришлось ночевать у чужих, потому что дома спать мне не дают. Из когда-то красивой женщины превратилась в старуху уже в 56 лет.
Поехала я в октябре 1994 года в Троице-Сергиеву Лавру на «отчитку», лечилась у игумена Германа. В храме к нему собирается больше ста человек приезжих — всевозможных калек, бесноватых, да таких страшных, что только поглядишь, да сразу и свихнешься. Один хрюкает, другой воет по-волчьи, третий бьется об пол до крови, четвертый визжит неистово, аж мороз по коже пробегает, пятый смеется дурно, шестой мяукает и лает. Я была три сеанса, но больше не выдержала. Исцеления я так и не получила.
Из церкви прихожу опустошенная, потому что там, где продают свечи, что-то шепчут, подавая их, и когда дают просвирку — тоже шепчут и даже вслед шепчут. Нет, нет, не подумайте, что я сочиняю, все, о чем я написала, — истинная правда.
Когда я кроплю квартиру святой водой, бесы кричат:
— Не подходи!
Выбивают банку из рук, гасят свечу, толкают, плюют в глаза. Я и сама святой водой брызгаюсь, и «Господи, помилуй» 40 раз читаю, но не всегда помогает. А когда читаю молитвы «Живый в помощи Вышняго» и «Да воскреснет Бог», бесы кричат:
— Не верьте ей, она врет, не поможет ей, она наша!
Если я воскуриваю ладан, они становятся еще злее, кричат:
— Не подходи, убьем!
Ходила я ворожить на воду, чтобы узнать — от чего у меня эта дрянь, да все без толку. Вот и решила вам написать, может быть, кто и откликнется на мое письмо, пришлют адрес колдуна, ведуна или опытной знахарки, которая могла бы снять с меня порчу, дать «оберег» от нечистой силы. Надеюсь на добрых людей, что пришлют мне заговоры, молитвы и обереги, а я в долгу не останусь.
Прошу напечатать мое письмо в газете. Христом Богом молю, мои дорогие люди, помогите, прошу вас!
С уважением,
Валентина Алексеевна С.