И как следует к нему относиться
«Senza testimonianza del mondo dei morti, nessuna comprensione sarebbe possibile del mondo dei vivi e delle cose vive, ne della liberta umana».
C.Malaparte*
* «Без знания о мире загробном нельзя понять ни этот мир, ни саму жизнь, ни человеческую свободу.» К.Малапарте. (итал.)
Конечно же, свобода слова сегодня не идёт ни в какое сравнение со словесной свободой пятилетней давности. И всё же я не уверен, что могу рассчитывать на понимание. Сейчас, как известно, и в обществе, и на страницах газет и журналов всплеск интереса ко всему, что связано со спиритологией и уфологией, к разного рода таинственным и странным явлениям. Последняя телепередача «Очевидное – невероятное», посвящённая так называемому «Барабашке», также является выражением этого интереса. И я хочу поделиться с читателем некоторыми своими мыслями обо всём том, что имеет отношение к теме, затронутой в этой телепередаче.
Очень обидно видеть растерянность и беспомощность наших учёных при встрече с этим явлением, которое они сами же и назвали «полтергейстом». Но, насколько я знаю, этот термин введён не ими, а явление, им обозначаемое, известно давным-давно. В одной английской книге я узнал, что слово это немецкое и является спиритическим термином, по-русски же оно значит приблизительно «беспокойный, озорной дух», «привидение», «домовой».
Интересно знать, действительно ли всё это неизвестно нашим учёным, или они только делают вид? Но, по-моему, тот, кто действительно желает серьёзно заняться изучением какого-либо вопроса, должен прежде всего познакомиться с его историей. Это поможет ему избежать множества ошибок, дилетантских суждений и деятельности, фигурально именуемой «изобретательством велосипеда».
Я довольно сносно знаю по-английски, и когда мне попала в руки книга английского учёного Вильяма Крукса, а через некоторое время один из томов «Протоколов» лондонского Общества Психических Исследований, то я прочитал книги и очень заинтересовался этим предметом.
Надо сказать, что прежде я относился к данной области, как, наверное, и большинство людей, с большим предубеждением и пренебрежением. Я думал, что всё это либо обман, либо какие-то глупые фокусы, а сама тема – какое-то дикое суеверие и скопище предрассудков (по крайней мере, в таком отношении к этому мы были воспитаны). Но когда я узнал, что спиритизм изучали и, не боясь неизбежных насмешек, поддерживали такие учёные с мировым именем, каким был Вильям Крукс, великий английский физик и химик, имеющий выдающиеся заслуги в самых разных областях знания и посвятивший спиритическим исследованиям более 40 лет жизни; А.Р.Уоллес, великий английский натуралист, одновременно с Ч.Дарвином и независимо от него создавший теорию естественного отбора и многое другое сделавший для науки; О.Лодж, другой крупнейший английский физик; К.Фламмарион, виднейший французский астроном; профессор Ч.Ломброзо, научные заслуги которого у нас теперь понемногу начинают признаваться; доктор П.Жибье, ученик Пастера, и ещё многие и многие серьёзные учёные разных стран, которые в литературе на эту тему упоминались, то я уже не мог позволить себе подобной самонадеянности, я понял, что за этим должно было быть хоть что-нибудь. Конечно, от всего этого можно было отмахнуться, решив про себя: «Пусть их! Видно, в голове у них есть какой-то изъян!». Тем более, что, с другой стороны, их современники, такие как Ч.Дарвин, Ф.Энгельс, Г.Спенсер, Лев Толстой, откровенно потешались над этой областью исследований.*
* Здесь необходимо отметить, что в своей пьесе «Плоды просвещения», в каковой Толстой задался целью нещадно высмеять Спиритизм, он на самом деле высмеял всего лишь собственные упрощённо-поверхностные о нём представления. Печальный и назидательный казус, когда великий ум, возомнившись, считает себя в праве издеваться над тем, с чем едва знаком понаслышке. (Й.Р.)
Но когда я узнал, что их пренебрежение этим вопросом достигло такой степени, что они даже не пожелали ознакомиться с предметом, заявив о своём априорном неприятии его, а сам Энгельс написал какую-то, извините меня, смехотворную чепуху в статье «Естествознание в мире духов», то я вынужден был понять, что они хватили через край, что как бы ни были они велики, каждый в своей области, но в данном вопросе они выказали непростительную слабость, поскольку их подход в данном случае чрезвычайно догматичен и всего менее научен. И, соответственно, наоборот, те учёные и мыслители, которые не почли за труд изучить спиритические явления, которые, установив, что они действительно существуют, попытались вывести управляющие ими законы, пошли по истинно научному пути, пути знания и прогресса. Так логика моих рассуждений окончательно поколебала мой скептицизм.
Знакомясь дальше с вопросом, я узнал, что спиритизм – не изобретение XIX века, с ним же закончившееся, но что он существовал всегда и везде, потому что человек всегда был духом. Вопросы эти достаточно серьёзно обсуждались и в XVIII веке, следы его мы находим в средневековье и в античности (например, Тертуллиан сообщает о «говорящих столах» и т.д.), но особенно много внимания уделялось ему в Индии (взять хотя бы такую эзотерическую работу, как «Агрушада-Парикшай» /»Индийская Книга Духов»/), и йоги пользовались способностями, сообщаемыми им духами. Во всяком случае, должен сказать, что, на мой взгляд, то, что сегодня делает в этом направлении Р.Моуди (я хорошо знаком с его «Жизнью после жизни»), по сравнению с ранее достигнутым в этой области, безусловно, представляет собой несколько шагов назад и слишком часто выглядит как беспомощное топтание на месте. В целом же следует отметить, что наш «Барабашка» – лишь частный и наименее интересный случай в данном круге проблем. Если вы почитаете Крукса, то узнаете другие, гораздо более интересные и удивительные вещи.
Когда впоследствии я читал книгу о Конан-Дойле, который, оказывается, тоже интересовался этими вещами, то встретил в ней два новых для себя имени. Это были два французских мыслителя, целиком посвятивших себя этой проблеме, – Аллан Кардек и Леон Дени. Их книги, как я узнал, являются высшим авторитетом в данной области. Впоследствии я вполне убедился в справедливости столь высокой оценки их трудов. Надо сказать, что в книгах англичан, американцев, немцев и итальянцев, которые я читал по этой теме, приводятся лишь какие-то любопытные случаи, происшедшие там-то и там-то с тем-то и тем-то, либо подробно рассматриваются разные физические явления, связанные с проявлением этих феноменов, или же даются протоколы сеансов, но нигде у них, думается мне, этот вопрос так определённо не повёрнут в сторону философии и нравственности, человеколюбия и ответственности людей друг перед другом в своих поступках, как это сделано в работах этих двух французских авторов. Знакомство с «Книгой Духов» Кардека и с книгой Дени «После смерти» производит неизгладимое впечатление. По понятным цензурным соображениям произведения эти в человеколюбивой советской стране ни разу не издавались. Возможно, что в ближайшие годы это достижение марксистской идеологии удастся преодолеть, и тогда люди получат возможность познакомиться с основами этой области знаний, т.е. со спиритизмом.
Вообще, «спиритизм», чтобы не вызывать ненужных и ошибочных ассоциаций, предпочтительнее называть по-русски «духоведением», «учением духов», либо просто «духовничеством». Сейчас как раз очень много ведётся всяких разговоров и толков о так называемой «духовности». Но никто не уточняет, что она такое, да и непонятно, о какой духовности могут говорить те, кто не признают существования самого духа. Скорее всего, в их устах это только пустой звук, метафора, за которой ничего не стоит. «Красное словцо». И чтобы призывы на эту тему не были беспредметны, необходимо разобраться прежде всего в том, что же такое – дух, духовность. Но как раз в этой-то спиритической литературе речь и идёт о духовности как таковой, о духе в противопоставлении их всему материальному. Надо сказать, что спиритизм – это синтез философии, науки и религии, в котором устраняются извечные противоречия и вражда последних двух.
В нашей современной жизни, когда утрачены старые «идеалы» и многие мечутся в поисках опоры, не всегда верно отыскивая её в религии, церкви, представляется просто сверхважным помочь людям обрести правильное представление о мироздании, не затуманенное догмами и предрассудком, о роли человека, смысле и цели появления каждого из нас на этой несчастной Земле.
Попытаюсь изложить здесь основополагающие принципы спиритического учения. Прошу только читателя учесть, что это не какие-то перепевы Гегеля и других кабинетных идеалистов или что-то давно известное и эклектичное. Это как раз суть всего учения, преподанная духами высокого ранга, его мощный костяк, который, по мере постепенного ознакомления читателя с предметом, начинает для него обрастать живой плотью и тогда приобретает совершенно особенный и неожиданный смысл. С наскоку же судить об этих вещах значит вводить себя в заблуждение. В целом созвучие здесь стоит искать не с Гегелем, но с Ричардом Бахом или с рериховской «Агни-Йогой». Итак, вот эти принципы:
1. Божественный Разум правит мирами. С ним отождествляется Закон, пребывающий в самом себе, вечный, всенаправляющий закон, которому подчиняются все живые существа и неодушевлённые предметы.
2. Подобно тому как человек, под своей материальной, непрестанно обновляющейся оболочкой, сохраняет свою духовную тождественность, это неразрушимое «я», это сознание, в коем он узнаёт себя и собой обладает, так и Вселенная, под своими изменчивыми обликами, владеет собой и отражает себя в некой живой целостности, которая есть её «Я». «Я» Вселенной это и есть Бог, высшая целостность, к Коей стремятся и сводятся и в Коей гармонизуются все отношения, необъятный, безмерный, могучий очаг Света и Совершенства, из которого излучаются и распространяются на все космические человечества Справедливость, Мудрость, Любовь!
3. Всё развивается во Вселенной и стремится к высшему состоянию. Всё преобразуется и совершенствуется. Поначалу смутная, неясная, нерешительная, Жизнь поднимается из недр бездн, одушевляя бесчисленное множество всё более совершенных форм, и наконец расцветает в полную силу в Человеке, в каковом она обретает сознание, разум, волю и составляет душу, или дух.
4. Душа бессмертна. Венец и плод слияния низших сил Природы, она содержит в зародыше все высшие способности; ей суждено развить их своими трудами и усилиями, перевоплощаясь в материальных мирах, и, со ступени на ступень следующих друг за другом отдельных жизней, подняться по необозримо высокой лестнице своей жизни к Совершенству.
5. У души несколько оболочек: самая низшая из них – это земное тело, орудие борьбы и испытаний, которая распадается после смерти; другие, менее грубые оболочки, природа которых полуматериальна, также лишь временны, и душа, через какое-то время после смерти физического тела, равно сбрасывает их с себя. И лишь одна оболочка её – флюидическое тело (перисприт) – постоянна. Флюидическое тело неотъемлемо от души и развивается и очищается вместе с нею.
6. Земная жизнь есть своего рода школа, некий способ воспитания и совершенствования Трудом, Учёбой, Страданием. Счастье и несчастье не вечны. Награда или кара заключается в увеличении или уменьшении наших способностей, в расширении или сужении нашего кругозора, что является следствием того, насколько хорошо или плохо мы пользовались свободой своей воли и тех стремлений и склонностей, которые мы в себе развили. Свободная и ответственная, душа носит в себе закон своих судеб: в настоящем она пожинает плоды прошлого и сеет радости или страдания грядущего. Наша настоящая жизнь есть наследие наших предшествовавших жизней и создание тех, которые за ней последуют. Дух просвещается, возрастает в умственной и нравственной силе соразмерно исполненной работе и побуждению, возникающему у него к свершению Добра и исканию Истины.
7. Цель появления каждого Человека на этой Земле – не страдание или наслаждение, но работа над собой, нравственное самосовершенствование. Страдание и наслаждение – лишь средства, помогающие ему этой цели достигнуть. Только проявив в себе совершенное, Человек может вступить в Высшее Бытие, т.е. в Огненный Мир, или Царство Божие. Таков именно смысл слов Христа: «Царство Божие внутри вас!»
8. Полная общность мыслей и интересов связывает всех духов, одинаковых по своему происхождению и своим целям и разных лишь по своему временному положению: одни из них пребывают в свободном состоянии в пространстве, другие же вновь покрыты тленной оболочкой; но они поочерёдно переходят из одного состояния в другое, поскольку смерть есть лишь пора отдыха между двумя земными существованиями. Происшедшие от Бога, их общего отца, все духи суть братья и составляют одну великую космическую семью. Вечная общность и сопричастность, а также постоянное общение связывают мёртвых с живыми.
9. В пространстве духи различаются по рангам в зависимости от плотности их флюидического тела, которая строго соответствует степени их продвинутости и очищения. Положение, занимаемое ими, определяется известными законами; в области Морали эти законы играют ту же роль, что в мире Физики отведена законам притяжения и тяжести. Справедливость там царит так же, как здесь равновесие. Духи виновные и дурные окружены плотной флюидической оболочкой; она увлекает их к низшим мирам, в которых они должны воплотиться, чтобы освободиться там от своих несовершенств. Добродетельная же душа, одетая в тончайшее эфирное тело, участвует в ощущениях духовной жизни и возносится к счастливым мирам, в коих Материя имеет меньше власти и где царят гармония и высшее блаженство. Душа, в своей высшей и совершенной жизни, сотрудничает с Богом, совместно с Ним работает над сотворением миров, руководит их развитием, бдит над прогрессом космических человечеств, над исполнением вечных законов.
10. Благо, Добро есть высший закон Вселенной и цель эволюции всех существ. Зло не имеет собственно бытия, оно есть лишь эффект контраста, свойство оттенения; это состояние неполноценности, переходная ступень, на которую становятся все существа в своём восхождении к лучшему состоянию.
11. Поскольку воспитание души является самоцелью жизни, то необходимо хотя бы в нескольких словах изложить её заветы:
– подавлять в себе грубые потребности и низменные инстинкты, материальные аппетиты; создать себе потребности возвышенные – потребности Ума и Духа;
– понимать, что Жизнь – это Искусство, процесс творческий, и потому относиться ко всякому Делу творчески и осмысленно;
– стремиться превратить свою жизнь в свободное Творчество, а самому стать Художником, созидающим её как неповторимое произведение Искусства;
– приобщать себе подобных к великолепиям Истины и Красоты;
– бороться, биться, страдать, когда это надо, за прогресс людей и миров;
– любить Истину и Справедливость, проявлять ко всем Милосердие и Благожелательность.
В этом тайна грядущего Счастья и в этом наш Долг!
ХАРИ ОМ!
1989г.
Й о г Р а м а н а н т а т а
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ