Подкуп надгробной стражи (28:11-15).
11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. 12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 13 и сказали: «Скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим». 15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.
Этот рассказ о свидетельстве и подкупе надгробной стражи содержит только Евангелие от Матфея. Его нет у прочих евангелистов. Но в принципиальной исторической достоверности этого сообщения Матфея не может быть никаких сомнений. Для врагов Иисуса было (и остается) важным путем всяческих предположений и слухов поставить под сомнение Его Воскресение. Евангелист Матфей решительно подчеркивает ложность всех этих инсинуаций о якобы обмане и Самого Иисуса, и Его учеников. Вспомним, что уже «на другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: “Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого”» ( Мф 27:62-64). Нет, утверждает Матфей: истина в том, что Распятый Иисус Воскрес! Об этом возвестил Ангел, отваливший камень от входа в гробницу: «Его нет здесь – Он воскрес, как сказал»; Воскресший явился женщинам, приветствуя их: «Радуйтесь!» (Мф 28:6.9).
Сами стражники, несмотря на то, что они во время явления Ангела у опустевшей гробницы «пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф 28:3), то есть пребывали в полуобморочном состоянии от страха, были невольными свидетелями происшедшего и честно «объявили первосвященникам о всем бывшем». Их сообщение не могло не взволновать иудейских начальников. Они, несмотря ни на что, не желают слышать о Воскресении. Они хотели бы заткнуть себе уши. – Если раньше они издевательски говорили Распятому Иисусу: «Пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф 27:42), то теперь, когда они услышали свидетельство стражников о Воскресении, они не только не уверовали, но, собравши совещание, решились на обман. Как недавно они заплатили Иуде за предательство, так и теперь они подкупают стражников, дают им «довольно денег» за обман. «В тексте много иронии: те самые люди, которые просили у Пилата стражу, чтобы ученики не украли тело, теперь просят ту же стражу сказать, что ученики действительно украли тело»[191]: «Скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали». Подкупают первосвященники солдат не только деньгами, но и обещанием заступиться за них перед Пилатом. Ведь часовым, уснувшим на посту, грозило наказание вплоть до смертной казни. Поэтому стражникам говорят: «Если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим». Стражники остались довольны: и наказания избежали, и деньги «заработали». Поэтому они, «взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня». Довольны стражники, довольны иудейские начальники. Иначе говоря, начала действовать антихристианская иудейская пропаганда, которая особенно интенсивной была именно во второй половине I века, когда Матфей писал свое Евангелие, и когда особенно обострились отношения между Церковью и синагогой.
Конечно, одно лишь утверждения факта Воскресения Распятого Иисуса не могло удовлетворить евангелиста. Ему было важно обратить внимание читателей на те следствия, которые вытекали из Воскресения Иисуса для Его учеников и для всего мира. Ведь Воскресение было не просто неким частным событием, отражающим отношения между Сыном и Богом, Его Отцом. Ибо, когда Бог воскресил Иисуса из мертвых, исполнились слова Псалма:
«Сказал Господь Господу моему:
Седи одесную Меня,
Доколе положу врагов Твоих
в подножие ног Твоих» (Пс 109:1).
Но ведь это означает ничто иное, как то, что отныне Иисус поставлен Господом Богом как Господин всего мира. Некогда Он начал свое поучение на горе со слов: «Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:20). На протяжение всей Своей публичной земной деятельности Он учил людей этой лучшей праведности. И теперь, после Воскресения, Он не оставил Своей заботы о людях, которые были «как овцы, не имеющие пастыря» (Мф 9:36). Он послал им Своих ближайших учеников с Благой Вестью: «Приблизилось Царство Небесное», Оно уже здесь! (Мф 10:1.7).
Об этом – последний отрывок нашего Евангелия.