Воскресший Иисус является женщинам (28:9-10).
9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: «Радуйтесь!» И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. 10 Тогда говорит им Иисус: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня».
«Радуйтесь!», – приветствовал Воскресший бегущих от гробницы женщин. Вообще-то «радуйся!» или «радуйтесь!» – греческое приветствие, и Воскресший Иисус, скорее всего, приветствовал женщин не по-гречески, а так, как было принято у евреев – «Мир вам!». Но евангелист Матфей, только что поведавший о великой радости обеих Марий, находит вполне уместным и в уста Воскресшего вложить слово о Радости.
Женщины «ухватились за ноги Его и поклонились Ему». Сейчас нам непонятный жест «ухватиться за чьи-то ноги» в древности был понятен всем. Обнять ноги означало признать чью-то власть над собой, знак покорности. Что касается слов «поклонились Ему», то в оригинале стоит характерное выражение «пали ниц перед Ним». Падение ниц – проскинеза – совершалось только в Божественном присутствии, так что в нашем случае это признание Божественного присутствия в Иисусе, признание Его Господом. Так некогда ученики «поклонились» Иисусу, когда увидели Его идущим по воде и поддержавшим тонущего Петра. Тогда ученики «поклонились Ему и сказали: “Истинно Ты Сын Божий”» (Мф 14:33). – Весьма символическая сцена.
Иисус повторяет слова Ангела: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Ученики не только прощены, но и названы «братьями» Воскресшего Господа.
Но вот еще что интересно и удивительно: мужчин-учеников, которые от страха бросили своего Учителя на произвол судьбы и фактически отреклись от Него, теперь должны призвать в путь оказавшиеся более верными женщины! Это женщины должны наставить на верный путь мужчин-апостолов, на тот путь, по которому впереди них прошествовал их Господь. – От Иерусалима в Галилею и далее…
Однако, когда мы читаем сообщения о явлениях Воскресшего Иисуса Христа, мы вновь невольно задумываемся о природе «тела воскресения». Явления Воскресшего всегда производят впечатление некоей непостижимой тайны. То Он неузнаваем, то становится узнанным, как это случилось с путниками на пути в Эммаус, когда у них внезапно «открылись глаза, и они узнали Его», после чего столь же внезапно «Он стал невидим для них»(Лк 24:31). Каким образом Он появился, и каким образом Он потом стал невидимым и исчез, – не объясняется. Явления – всегда события полные тайны. Иисус внезапно является, указывает ученикам на свои руки и ноги, говоря «осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет». Он дает им Себя потрогать, чтобы они убедились, что перед ними реальная «плоть» и реальные «кости». Он на виду у всех ест как обычный земной человек (Лк 24:39-43). Все эти рассказы евангелистов призваны в художественно-повествовательной форме доказать телесное присутствие Воскресшего в Церкви. В ранней Церкви, для которой в первую очередь писались Евангелия, понять именно это было очень важно, так как рассказы о явлениях предостерегали от характерного для эллинизма дуалистического воззрения, будто Христос присутствует в Церкви только «духовно». Нет, утверждают Евангелия: Христос присутствует в Церкви целостно и ощутимо-телесно. Но как? Каким образом? Ответ может быть только один: Христос присутствует так, как Он Сам обещал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18,20). Иначе говоря, Христос присутствует в общественных процессах, которые происходят в каждой общине верующих во Христа людей. В таком случае верующие ощущают Иисуса реально и «осязаемо».
Безусловно, в Евангелиях рассказы о телесных явлениях Воскресшего выражают мысль о Церкви как таинственном Теле Христовом. Эта мысль уже была неоднократно высказана в посланиях апостола Павла: Церковь есть некая «корпоративная личность». Она есть «Тело», но такое «Тело», которое радикально отлично от «тела» всякого иного земного общества, ибо Церковь есть Тело Воскресшего Христа, общество, наполненное Воскресшим Господом, Который действует в Церкви, ведет ее сквозь историю, организует ее и распределяет в ней харизмы, то есть дары Святого Духа. – Таково, как нам представляется, богословское измерение таинственных рассказов о явлениях Христа Воскресшего.
И еще один момент. Воскрешение как новое творение есть творение в свободу, то есть в независимость от материальных, физических условий привычного нам мира. Рассказы о явлениях, когда Иисус то появляется в осязаемом виде, то исчезает, то проходит сквозь запертые двери (Ин 20:19), – эти рассказы демонстрируют непостижимую земными условиями и земной логикой Божественную свободу Царства Небесного, возвещенного Иисусом с первых шагов Своей мессианской деятельности (Мф 4:17; ср. Мк 1:15;). Свобода предполагает и явления в любом образе.
И еще одну тему хотелось бы затронуть. Когда мы изучаем евангельские рассказы о пустой гробнице и последующих явлениях Воскресшего, мы неизбежно замечаем различия в повествованиях четырех евангелистов. В одном случае женщинам является Ангел, в другом два ангельски сияющих мужа, в третьем случае – ангел в виде юноши, а то и Сам Воскресший Иисус. Несмотря на множество попыток примирить эти расхождения, вряд ли возможно рационально «гармонизировать» эти рассказы предания. Встреча со столь таинственным, запредельным земному опыту событием как Воскресение, неизменно порождает осторожность и неопределенность в свидетельствах, а тем более в народных преданиях об этих мистических свидетельствах, которые переходят из уст в уста на протяжении нескольких поколений. Поэтому читателям следует не докапываться дотошно до ответа на вопрос: «А как же было на самом деле?», – но благодарно внимать высшему смыслу евангельских рассказов.
Беседа № 84.
Вот мы и подошли к последней, 84-й, беседе, комментирующей Евангелие от Матфея. В нескольких предыдущих беседах мы прошли путь, о котором краткими формулами говорит Символ веры: «Распя1таго же за ны2 при понт«йстёмъ пiла1тё, и3 страда1вша, и3 погребе1на. И№ воскре1сшаго въ тре1тiй де1нь по писа1нieмъ». Мы прочитали о том, как женщины «со страхом и радостью великою» побежали возвестить ученикам о Воскресении их Учителя. И когда они бежали, им на пути явился Иисус и повелел им: «Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф 28:10).
Для раннехристианской Церкви, в которой и для которой писал свое Евангелие Матфей, Воскресение Иисуса было центральным содержанием веры. Так апостол Павел пишет о том, «что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1 Кор 15:4-7). И вот с тех пор как Распятый открылся Своим ученикам как Живой и Воскресший, они твердо усвоили: Все, чему учил Иисус, и что Он делал, было оправдано. Бог не отверг Своего Сына, но взял к Себе!
Потому нас не удивляет тот факт, что именно Воскресение Иисуса с самого начала было предметом отрицания. Утверждалось, что, возможно, ученики украли тело Иисуса и потом с целью обмана показали Его опустевшую гробницу. – Об этом следующий небольшой отрывок Евангелия.