Приготовление Пасхи (26:17-19).
17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: «Где велишь нам приготовить Тебе Пасху?» 18 Он сказал: «Пойдите в город к такому-то и скажите ему: “Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу Пасху с учениками Моими”». 19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили Пасху.
Что означает «первый день опресночный», о котором здесь идет речь? Праздник Пасхи (по нашему календарю) приходился на пятницу, но начинался в 6 часов вечера в четверг. До 6-ти вечера надо было успеть заклать пасхального агнца, и из дома должна была быть удалена всякая закваска. Поэтому здесь канун Пасхи, то есть четверг (по нашему календарю) назван «первым опресночным днем».
По какой причине удалялась всякая закваска? Дело в том, что Пасха – праздник величайшего события в древней истории Израиля – избавления из египетского рабства. Тогда израильтянам пришлось бежать из Египта так поспешно, что у них не было времени испечь хлеб из дрожжевого теста. Пресное тесто можно испечь гораздо быстрее. Таким образом, перед Пасхой из дома убирали закваску и дрожжи, а хлеб пекли пресный, повторяя все, что делали в ночь, когда уходили из Египта. Кроме того, в иудейской традиции закваска символизирует гниение. Закваска – это забродившее тесто, от хранения она дурно пахла (холодильников-то не было). Поскольку иудеи отождествляли брожение с гниением, закваска считалась символом разложения, и поэтому от нее перед Пасхой избавлялись. К вечеру начала празднования Пасхи в иудейских домах уже не должно было оставаться ничего квасного, – только опресноки, то есть пресный хлеб.
Итак, был «первый опресночный день». Его не следует путать с собственно семидневным «праздником опресноков», который начнется вместе с Пасхой. Вообще говоря, календарный вопрос может нас запутать, и потому мы не станем вдаваться в его подробности. Ясно одно: до пасхальной Тайной вечери, которая состоялась вечером в четверг (подчеркнем: наш четверг) ученикам отдается распоряжение приготовить место Пасхального ужина и Пасхальный ужин как таковой.
«Где велишь нам приготовить Тебе пасху?», – спрашивают ученики. Для нас слово «Пасха» означает преимущественно «праздник Пасхи» (хотя, как всем известно, в России «пасхой» называется еще и определенное пасхальное блюдо из сладкого творога). Но у иудеев Пасхой назывался не только праздник, но и принесенный в жертву во дворе Иерусалимского храма пасхальный ягненок, который затем должен был быть зажарен и съеден за пасхальной трапезой. Все это делалось в воспоминание о радостном Исходе на свободу из Египетского рабства, но также и о той жертве, благодаря которой Исход стал возможным.
Евангелие изображает Иисуса предвидящим события. Он не оставил все на последний момент. Мы уже раньше видели, что Он загодя договорился о молодом осле, на котором Он въедет в Иерусалим. Теперь Он снова сделал соответствующие распоряжения, договорился со Своими друзьями в Иерусалиме. Когда ученики спросили Его, где они должны приготовить Пасху, Иисус сообщил им адрес в Иерусалиме и назвал имя человека, с которым, видимо, была уже предварительная договоренность о праздновании Пасхи в его доме. Сообщается ученикам и пароль: «Учитель говорит: время Мое близко». До времени все это держалось в тайне, так что даже ученики Иисуса не знали ни адреса, ни имени хозяина дома. Предосторожность была не лишней, так как жизнь Иисуса подвергалась в те дни постоянной опасности.
Итак, ученики были посланы, чтобы приготовить все необходимое к празднику. Иисус говорит ученикам:«Пойдите в город к такому-то и скажите ему: “Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу Пасху с учениками Моими”». Обычно пасхальная трапеза совершалась в семейном кругу. Но Иисус собирается провести ее в кругу Своих ближайших учеников. Они – Его семья. Вспомним такой эпизод: «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»(Мф 12:48-50).
«Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили Пасху». Что это означало? Они купили ягненка, принесли его в жертву во дворе Храма, дома они определенным ритуальным образом (не ломая костей) разделали тушку и зажарили ее. Кроме того ученики должны были накрыть пасхальный стол, то есть приготовить посуду, салат из горьких трав, пресный хлеб, соленую воду, достаточно вина и протертую смесь из фруктов с орехами. Разумеется, перед всем этим из дома должны были быть удалены все дрожжи, вся закваска, до мелкого кусочка. Таков был обязательный обычай.
Вспомним символику пасхального обряда:
1. Во-первых агнецнапоминал иудеям о том, как их дома были защищены знаком крови агнца, когда ангел смерти проходил по Египту, истребляя египетских первенцев.
2. Во-вторых, опреснокинапоминали им о хлебе, который они ели в спешке, когда бежали из египетского рабства.
3. Чаша соленой воды напоминала им о слезах, пролитых в Египте и о водах Красного моря, через которое они чудом прошли от опасности.
4. Салат из горьких трав– хрен, цикорий, лук – напоминал им горечь рабства в Египте.
5. Была еще паста из фруктов и орехов, которая называлась харóсет и напомнала иудеям о глине, из которой они делали кирпичи в Египте.
6. Наконец, четыре чаши вина, которые выпивали на определенных этапах праздничного ужина, должны были напоминать им о четырех великих обетованиях в Исх 6:6-7:
«Я Господь! Я уведу вас из египетской неволи,
освобожу из рабства!
Я вас избавлю: занесена Моя рука и страшны Мои кары!
Я сделаю вас Моим народом и буду вашим Богом»[165].
Вот все эти приготовления нужно было сделать в четверг утром и пополудни. Всё это ученики приготовили. Теперь после шести часов вечера празднующие могли возлечь за Пасхальным столом.