Шестая антитеза. О любви к врагам (5:43-48).

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

Итак, евангелист Матфей завершает шесть антитез такой антитезой, которая подводит итог всем предыдущим. Ведь только в ней находится прямое высказывание о Боге, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». И только в ней дается как бы обобщение всех антитез: «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

Но прежде разбора прочитанного отрывка сделаем небольшое текстологическое к нему примечание. Мы привели текст Синодального перевода 19-го века. Но пусть читатель новых переводов не удивляется, когда он увидит, что в них стих 44 значительно короче. Мы прочитали: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Но в самых ранних рукописях Евангелия от Матфея читаем так: «А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас». Так и во всех новых переводах. Как видим, в древнейших текстах не было призыва благотворить ненавидящим вас, благословлять проклинающих вас и молиться за обижающих вас. Эти слова появились в более поздних рукописях, с которых сделан и наш Синодальный перевод. Они попали в Евангелие от Матфея из параллельного места в Евангелии от Луки[65]. Любой текстолог знает, что для древних и средневековых переписчиков было характерно «гармонизировать», уравнивать параллельные тексты, чтобы в Евангелиях было как можно меньше расхождений. Разумеется, такая гармонизация не внесла никакого существенного искажения в содержание нашего отрывка.

Итак, новое слово Иисуса Христа начинается, как и прежние антитезы, – «Вы слышали, что сказано…». Далее следует ссылка не на библейский текст, но на религиозное убеждение иудеев того времени: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Буквально таких слов в Писании нет. Это не цитата, но сжатое изложение нескольких ветхозаветных заповедей. Прежде всего, это заповедь любви к ближнему. Мы уже упоминали эту заповедь в прошлой беседе: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18). Замечательная заповедь! Однако, как мы уже выяснили, речь в ней идет только о «ближних», то есть о единоплеменниках, об израильтянах. Да, единоверцев надо любить, и даже если среди них есть твои личные враги, к ним следует относиться по-доброму, не ненавидеть их, но молиться о том, чтобы они обратились на путь истинный[66]. Но это всё «ближние». Относительно же «дальних» в Священном Писании Израиля читаем совсем другое: «Когда Господь, ваш Бог, приведет вас в страну, овладеть которой вы идете, и изгонит из нее множество народов,… когда Господь, ваш Бог, отдаст их в ваши руки и вы победите их, то предайте их заклятию – уничтожьте! Не заключайте с ними договоров и не давайте им пощады»[67] (Втор 7:1-2). – О мстительной беспощадности читаем и еще более жестокие тексты, впрочем, хорошо известные тем, кто знает православное богослужение:

«Помяни2, гдcи, сы1ны e3дw6мскiя

въ де1нь *ерcли1мль глаго1лющыя:

и3стоща1йте, и3стоща1йте

до w3снова1ній e3гw2.

Дщи2 вавv0лw1ня w3кая1нная,

бл=же1нъ, и4же возда1стъ тебё2 воздая1ніе твое2,

e4же воздала2 є3си2 на1мъ:

Бл=же1нъ, и4же и4метъ

и3 разбіе1тъ младе1нцы твоя6 w3 ка1мень» (Пс 136:7-9).

Попутно заметим, что тексты, похожие на ветхозаветные, мы встречаем и в Коране. Например, «убивайте их [речь идет о «неверных»], где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас» (Сура 2. Корова, 191). Или: «Не берите из них [то есть из «неверных»] друзей, пока не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их»[68] (Сура 4. Женщины, 89). – Всё это обобщается в словах Иисуса: «Вы слышали, что сказано: …ненавидь врага твоего». Да, по сути именно это сказано в Законе Моисея. И если мы спросим: «Почему Израиль беспрекословно принимал такие бессердечные заповеди?», то ответ найти нетрудно: Израиль принимал такие повеления, потому что он был убежден в ненависти Бога к определенным людям. Ведь именно этой праведной ненавистью обосновываются повеления о ненависти к врагам: Когда ты служишь Господу, Богу твоему, «не делай такого [как они]..! Ведь они творили для своих богов все те дела, которые мерзки и ненавистны Господу. Они даже сжигали ради своих богов собственных сыновей и дочерей!»[69] (Втор 12:31). Однако ненависть Божия направлена не только на язычников. Эта ненависть относилась и к беззаконникам в самом Израиле. Об этом мы читаем у пророков и в Псалмах Давида.

«Ты Бог, не любящий беззакония;

У Тебя не водворится злой.

Нечестивые не пребудут пред очами Твоими;

Тыненавидишь всех, делающих беззаконие» (Пс 5:5-6).

Или:

«Господь испытывает праведного;

а нечестивого и любящего насилиененавидитдуша Его» (Пс 10:5).

Но если Бог ненавидит грешников и беззаконников – врагов праведника! –, то разве может человек пребывать в общении с Богом и в то же время любить грешников? Это казалось немыслимым. И об этом также читаем в Псалмах Давида:

«Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи,

Наши рекомендации