Призвание «ловец» – царя и апостола

У Ноя было три сына – Иафет, Хам, Сим. Преемство в жизни Ветхозаветной Церкви пошло по линии Сима (его потомком был Авраам). Институт царства возник среди потомков Хама и был угоден Господу. Первым царем в Священной истории упомянут Нимрод внук Хама, сына Ноя.

Св. Писание дает нам понять, что царство существует отдельно от Церкви.Так мы можем яснее понять, какими качествами должен обладать царь при основании царства.

У Хама был сын Хуш,«Хуш родил Нимрода»,Нимрод «начал быть исполин на земле» (Быт. 10:8). «Исполин» – гиббóр, означает «сильный». Однако только этим значением нельзя ограничиться. Допотопные человеки, злодеяния которых привели к Потопу, названы в Писании гибборúм’ы (Быт. 6:4). Различие Нимрода от допотопных исполинов – в том, что те памяти по себе не оставили, и имен их нет. Нимрод же был исполин – которого мы знаем по имени.

Нам важно знать, в чем Нимрод был «силен» (исполин, гиббóр). «Он был исполин ловец пред лицом Господа. Поэтому говорят: как Нимрод исполин ловец пред лицом Господа» (Быт. 10:9).

Нимрод оставил по себе имя; известно также, в чем он был «силен»: он «гиббор» ловитвы, имя «Нимрод» стало нарицательным. И качество его ловитвы удостоверено – «пред Господом Богом». С Нимродом родилось какое-то новое начало жизни, и хоть он – один из гибборимов (что очень настораживает), но то, что началось с Нимродом, для Господа не отвратительно: он «гиббор ловец пред лицом Господа».

«И было начало царства его Вавилон, и Эрех, и Аккад, и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10). Нимрод – первый царь в Священной истории. То, что начало быть при Нимроде, это – «начало царства». Политическая организация жизни народа, государственное начало – особая сфера жизни; так, особняком стоит Нимрод не только в «сынах Хуша», но и в общем родословии всех сынов Ноя (Бытие, гл. 10).

И то качество, которое сделало Нимрода первым царем Священной истории, Писание называет сочетанием двух значительных слов – «исполин ловец». Ведь не за то же помнили Нимрода, что он был «сильный зверолов» (как в Синодальном переводе и в переводе Д. Йосифона), или «могучий охотник» (перевод И.Ш. Шифмана). Нимрода помнили как основателя первого царства, поэтому «говорят» (говорили) не о зверолове-охотнике, а о том, кто подлинно царь: «как Нимрод – исполин ловец пред Господом». Первым словом, «исполин» гиббор, обозначалось, что и до Нимрода (до Потопа) были властители сильные, от Нимрода началось нечто новое: Нимрод был первый из гибборим’ов пред Господом: он, так сказать, легитимный царь; дело его – богоугодное; и имя его остались в истории. Царь должен быть в чем-то «гиббор», что само по себе значит «сильный», – мы бы сейчас сказали (в контексте политики) «сильная рука».

Из какого ядра развиваются нужные для властителя качества при основании царства? При переходе к сильному централизованному правлению какими качествами должна обладать новая власть?

Книга Бытия дважды свидетельствует, что при самом начале устроения царства властитель должен обладать качествами, которые сходятся в одном занятии: цáйид – «ловец».

В истории Нимрода как-то предполагается, что «ловец» – это охотник-зверолов. Пусть при начале своей жизни будущий царь – охотник на зверей, но ведь и способы охоты бывают разные. Всякая охота – борьба человека и зверя, она требует мужества, владения оружием, наблюдательности, выносливости, чутья и особого энтузиазма, – о таких говорят: это охотник. Однако охотник – это не поединщик, охотник не воин, его мастерство и его мужество – особого рода, оно лучше всего передается словом «ловец». Ловец – это, прежде всего, мастер засады и капкана, он умеет не обнаруживать себя, ловец превосходит зверя хитростью и неистощимым терпением. Умение выжидать, оставаясь незаметным для зверя, не выдать себя запахом, заманить зверя или приблизиться вплотную и произвести «операцию по захвату» – свойства «ловца».

От человека, который превосходит зверя как «ловец», начинается царство.От ловца царство начинается, ловцом царь и остается. Однако занятия «ловец» уже нет (почти нет) в современном мире, а задача организовать централизованное правления может быть очень актуальной. Понятно, что «от человека, который превосходит зверя как ловец, начинается царство», как эта мысль применима к процессу возникновения централизованной власти в современном мире? Тот, кто сосредотачивает власть, должен быть тем, кого на языке Библии называют «ловец», а на современном языке это кто?

Если говорить о профессии, то это, пожалуй, секретная агентурная работа, разведывательная деятельность; «ловец» – это, в широком смысле слова, разведчик. Но есть у «ловца» в современном мире и еще одна – уже историческая задача. История знает опыт таких социальных потрясений, которые называются «революция». После революции неизбежно происходит то, что называется «контрреволюция». В исторический период контрреволюции власть сосредотачивается в руках одного человека, его можно назвать «контрреволюционер». Мы можем обозреть опыт контрреволюций и увидеть, что в разных личностях, учреждавших сильную централизованную власть после революционных смут, есть то качество, которое обозначается библейским словом «ловец». Поэтому с известными оговорками можно сказать, что в современном мире библейский «ловец» – это контрреволюционер.

(Есть мнение, что в России1987-1999 годы были временем революционных перемен, однако это не была революция, поскольку не произошла смена правящего слоя. Чем является первое десятилетие для России XXI века – вопрос открытый. Пока что видим, что коррупционеры везде есть, а «ловца» на них нигде нет.)

В истории Нового времени и современности видим, что далеко не всегда «ловец» бывает достаточно «ловец», чтобы власть – может быть, и при жизни его – осталась в одних руках. Бывает так, что «ловец» недостаточно «контрреволюционер». Бывает и так, что «ловец» основатель царства недостаточно разумен, об этом следующий библейский сюжет.

О зарождении царской власти среди потомков Авраама в Книге Бытия рассказана отдельная история. Это история о двух братьях-близнецах (различных по внешности и характеру), старший из которых уступил свое сыновство по Богу (оно называлось тогда «первородство») младшему брату. Младший брат обманом получил благословение от отца, бежал от старшего, опасаясь его гнева, много лет провел на чужбине, а когда вернулся, то застал старшего брата властителем и полководцем. Братья примирились. От младшего брата, который унаследовал «сыновство по Богу», пошла преемственность церковной жизни, а от того, кто был старшим братом и уступил первородство, пошла царская власть и цари. Одного звали Иаков (или Израиль), другого – Исав (он же Едом). «Цари царствовали в земле Едома прежде царствования царя у сынов Израиля» (Быт. 36:31). И вновь мы видим, что царская власть имеет отдельный источник происхождения: царская власть возникает не от сынов Божиих, но – «пред лицом Господа».

Преемство церковной жизни шло по своей линии (потомки Сима, Авраама, Исаака, Иакова), а царская власть возникала на своей линии родства. «Начало царства» пошло не от семитов, которым будет доверено нести «имя» Бога («Сим» означает «имя»), а от хамитов, – Нимрода, сына Хуша и внука Хама.

В семитахпотомках Авраама царская власть пошла не от Иакова, а от его брата Исава. Кто был Исав по своему занятию? Исав был, как и Нимрод – ловец. Как и Нимрод, Исав был ловец превосходного качества: Нимрод был гиббóр цáйид – «исполин ловитвы», Исав имел «ведение ловитвы», о нем сказано: «человек, ведущий ловитву» – иш йодеá цáйид (Быт. 25:27). О том, каким Исав был ловцом, можно судить по тому, что о нем трижды говорится, что он умел «ловитьловитву» (Быт. 27:3, 5, 33). Исав (Едом) был совершенный ловец; затем он был предводитель сильного и очень мобильного отряда, в масштабах Палестины – войска (Бытие, гл. 33); и наконец, Исав был родоначальник народа Едом, в котором царствовали цари раньше, чем в Израиле. Св. Писание приводит перечень царей Едома (Быт. 36:32-39).

Исав не был разумным человеком и потому, что продал первородство, и потому что взял жен из чужого племени, и они были в тягость отцу его и матери (Быт. 26:34, 35).

Из личных достоинств Исава следует отметить главное, что отец Исаак его особенно любил (Быт. 25:28) Еще Исав простил брата своего Иакова (Быт. 33:4). И еще нельзя не учитывать, что ко времени Боговоплощения царем – дурным царем, но сейчас не об этом речь – был идумеянин, потомок Исава. Таковы были устои царской власти, идущей от Исава.

Качества ловца необходимы при начале всякой сильной централизованной организации – светской и духовной. Светская власть и церковное устроение имеют каждое свою природу, а общее – то, что начальный импульс у того и другого есть ловление.

При этом царь уподобляется охотнику зверолову, а апостолы – рыболову. Об Исаве есть уточнение, что он не был рыбаком, а был «человек, ведущий ловитву, человек поля» (Быт. 25:27). Об апостолах Петре и Андрее рассказано, что они были «рыболовы»; Христос сделал апостолов «ловцами человеков», в буквальном переводе: «рыболовами человеков» (Мф. 4:18, 19).

(Заметим, что Апостолы ловят души, и диавол – «ловец» душ. Господь спасает от сетей диавольских: «Он избавит тебя от сети ловца» (Пс. 91/90:3); упомянута «сеть» — для ловли птиц (Прит. 7:23; Пс. 69/68:23), густая сеть, такая что птице (образ души) не вылететь. Диавол – «ловец»-йакýш — ловит на приманку, птицелов (Прит. 6:5). Если апостолы были «рыболовы» (рыба – символ Христа), то диавол – птицелов, губит души – заманивает в сеть.)

Искусство ловца как служение – будь то рыболовство (духовное руководство) или звероловство (светская власть) – от Господа. Так Сам Господь говорит пророку Иеремии о Своих людях, что и рыбаки будут их ловить: «рыбаки – рыбачить» (что означает духовное руководство), и «ловцы – ловить»: что означает здравую, сильную, легитимную светскую власть, однако в начале духовное, а после – светское: «Вот Я посылаю рыбарей многих, говорит Яхве, и будут ловить (рыбачить) их, и после того пошлю многих ловцов, и будут ловить их… ибо очи Мои на всех путях их» (Иер. 16:16, 17).

Не только при начале царства или при новой фазе Церковного устроения должны быть в обществе «звероловы» и «рыболовы», исполняющие общественное служение. Такие должны быть всегда: великое благо для народа, когда у него есть священство и царство.

Почти всегда Нимрода изображают так, будто он был царем Вавилона, когда в Вавилоне начали строить знаменитую башню. Это категорически неверно.

Во-первых, при Нимроде Вавилон мог не называться «Вавилон», это имя было дано ему после «смешения» языков. Св. Писание толкует имя «Вавилон» как «смешение» (Быт. 11:9). В Св. Писании часто обозначали место его позднейшим именем (Быт. 28:19).

Во-вторых, та местность, над которой царствовал Нимрод, определенно не была тем, что называется «город». Первые города появились на севере от Вавилона. Не Вавилон был первым городом после Потопа, а то, что возникло на севере от Вавилона и долины Сеннаар (это Ниневия, Реховоф-город и Ресен, «город великий»; Быт. 10:11, 12).

В-третьих, по хронологическим соображениям Нимрод не мог быть современником Вавилонской стройки. Рассеяние народов (ближайшее следствие Вавилонского столпотворения) произошло на шестом поколении от Ноя (Быт. 10:25); Нимрод – третье поколение от Ноя. Нимрод не был царем Вавилона, когда в Вавилоне начали строить знаменитую башню.

И, наконец, это главное: среди строителей Вавилонской башни не могло быть ни священника, ни царя. Те, кто начал Вавилонскую стройку, вытеснили царство на север, они принесли с собой сильный корпоративный дух, это были эмигранты, которые пришли «от востока» (Быт. 11:2).

Власть, что от Бога, касается церковного устроения; власть, что «пред лицом Господа» – политическая. И то, и другое имеет смысловой, символический, начальный и волевой импульс – ловление. В народе должны быть рыболовы и ловцы. Без этого рода служителей в обществе начнутся разрушительные процессы под видом созидания, а кончится дело революцией. Св. Писание приводит пример такой революции, имя ее «Вавилон».

Ловец – это всегда человек чуткий, – чуткий и терпеливый. Но Вавилон – это, прежде всего, грандиозная стройка. Технические изобретения и революционный замысел башни были таковы, что они породили великий энтузиазм, при котором чуткость и терпение, качества необходимые для ловца и рыболова (здравой светской и церковной организации), были бы помехой. Строители Вавилона решились жить без священства и царства.

Эмиграция

Вавилон Книги Бытия (11:1-9), – это великое по значению событие библейской истории имело духовно-исторические предпосылки. Первое – «хамство», исторический процесс утраты сыновства, который начался от Хама, а в своей духовной эволюции завершился отрицанием священства как такового (что можно условно обозначить как протестантство).

Вторым духовно-историческим условием Вавилона было изгнание царя (Нимрода). «Вавилон» – это революция, а для всякой революции священство и царство – величайшие противники.

Третье историческое условие возникновения Вавилона на планете – эмиграция. И эмиграция здесь также является не как исторический процесс только, но как явление духовного порядка, и поэтому эмиграция должна рассматриваться в контексте других аналогичных явлений, когда эмиграция имела двигательный импульс в духе и потому зафиксирована в Св. Истории.

Итак, духовно-исторические предпосылки революции Вавилон суть:

— протестантство,

— цареборство,

— эмиграция. На очереди рассмотрения – эмиграция.

Первым эмигрантом в Св. Истории был Каин. Особенностями первой, Каиновой эмиграции были ее добровольный характер и богоборство. После того, как Каин убил брата и солгал Господу, что не знает, где его брат, Господь сказал: «Когда будешь возделывать землю (адамá), она не прибавит, чтобы дать силу свою тебе. Шатающимся и сетующим будешь на земле (éрец)» (Быт. 4:12)

«Шатающийся (шаткий) и сетующий» – это никак не «изгнанник и скиталец» (как в Синодальном переводе и иудейской традиции). Тексты, древнееврейский и древнегреческий, не дают основания считать, что кто-то принуждал Каина к изгнанию и скитальчеству:Каин может жить вполне оседло.

Господь не присуждал Каина к изгнанию и скитанию.Такова особенность первой Каиновой эмиграции: Каин сам избирает долю изгнанника и скитальца и возлагает вину за свое странничество на Господа: «Вот Ты изгоняешь меня днесь от лица земли, и от лица Твоего я скроюсь» (Быт. 4:14). Каин готов сделать то, чего от него точно никто не требовал: он готов скрыться от лица Божия. «И исшел Каин от лица Господа и поселился в земле Нод на восток от Едема» (Быт. 4:16).

Имя земли Нод происходит от глагола нуд (сетовать, качаться, убегать). Страну проживания первый эмигрант, «сетующий» Каин назвал по имени своему – земля «Сетование» (или земля «Бегство»).

Земля Нод располагалась «на восток от Едема». «Восток» – имя Божие (Лук. 1:78; Зах. 6:12 греч. перевод).Когда Каин захотел скрыться от лица Божия, он не пошел от Бога, не пошел на запад. Каин пошел на Бога, на Восток, против Бога. «Бог не хочет видеть тех, кто не хочет видеть Его» (см. Иов 35:12, 14, греч. перевод). Вот что знал Каин, и он добился, чего хотел. Если есть черта, которая отделяет человека от Бога, она не за спиной (бегущего), она перед ним – как его «путь», направленность воли, свобода.

Бегство Каина есть образец невынужденной эмиграции, источник ее исключительно внутренний, импульс – духовный. Писание разрабатывает тему подобной эмиграции: «Нечестивый бежит, хотя никто не гонится [за ним]» (Прит. 28:1).

Так может бежать человек, так может бежать целый народ, знавший Бога и отступивший от Бога. После исхода из Египта Господь сказал народу: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих… будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами» (Лев. 26:14, 17).

Второй, после Каина, образ невынужденной эмиграции дан во Второзаконии. Это особый образ – эмиграция как рассеяние. Такова, предупреждает Господь, может быть судьба еврейского народа. Как последний показатель духовного беспокойства приходит состояние, когда человек или народ «не находят покоя стопе ноги своей»:

Рассеет тебя Яхве по всем народам...

и между племенами теми ты не отдохнешь,

и не будет покоя стопе ноги твоей,

и даст Господь тебе там сердце трепещущее,

обман (букв.: истребление) глаз и тоску души.

Втор. 28:64, 65

Вавилон и Вавилонскую башню начал строить народ эмигрантов «от востока». Каин эмигрировал «на восток». Народ эмигрантов пришел «от востока». И то, и другое событие имеет символический, и даже мистический смысл. «И было, когда они странствовали от востока, и нашли долину в земле Сеннаар, и поселились там» (Быт. 11:2).

Народ эмигрантов строителей Вавилона не был этносом в понятиях библейской истории, ибо народы в собственном смысле возникли только после Вавилонского столпотворения. Народ эмигрантов был, как видно из дальнейшего, сплоченной общиной, способной воспринять идею и сразу ее осуществлять – строить.

«Вавилон» Книги Бытия, как впоследствии «Вавилон» Апокалипсиса, обозначает крупный катастрофический сдвиг в истории человечества – переворот, революцию. Все потрясения в истории имеют основание в духовной жизни. Так и древнейшему «Вавилону» предшествовала некоторая духовная эволюция, которая была одновременно эволюцией (перемещением) в пространстве – «от востока».

Эта эмиграция «от востока» никак не была первым движением после Потопа. Ковчег пристал к «горам Араратским» (Быт. 8:4). Арарат находится на северо-западе от Сеннаара. Горная цепь Арарат и долина Сеннаар (Шумер) – слишком известные в древности географические объекты, чтобы могла возникнуть мысль о возможности двигаться от Арарата на запад («от востока») и прийти в южную Месопотамию.

Итак, от Потопа до описываемого «странствия с востока» – прошло историческое время. Чем-то оно было заполнено, что, придя в долину Сеннаар, люди единодушно принялись за греховное дело. Движение «от востока» было фактом духовной истории.

Чтобы двигаться «от востока» и попасть в Сеннаар, нужно было оказаться далеко от Арарата и далеко уйти на восток. А что такое Восток?

Еврейское кéдем имеет пять основных значений: 1) «восток» как сторона света. 2) Восток – то, что «впереди», передняя сторона. 3) Восток – «древность», прошлое, прошедшее, прежнее. Заметим, что в библейском мировосприятии прошедшее время, поскольку оно значительно, это не то, что у нас за спиной, это то, что перед глазами – впереди, на востоке. 4) Восток – такая древность, которая растет из вечности и сама есть «вечность» (синоним олáм). 5) Восток – это такая вечность, которая есть «начало» (синоним решúт).

Рай в Едеме был обращен на Восток (Быт. 2:8). Когда Адам был изгнан из рая, чтобы жить в истории, он был поселен относительно Восточной стороны райского сада (Быт. 3:24). И Боговоплощение, и Второе пришествие имеют произойти от Востока.

Мировая история есть направленный процесс: человека к Богу, и Бога к человеку, человека – к Востоку, Бога – от Востока.

Беда, когда на этой магистрали происходит сбой. Впервые на эту линию, что указывает «на Восток», наступил Каин, пошел «на Восток», против Бога. Каин обладал достаточным богопознанием, чтобы быть богоборцем.

Писание не дает нам спутать географический восток с духовным ориентиром истории. На востоке жили волхвы, которые пришли поклониться Христу. Они пришли «от востока», а вела их звезда, которую они видели «на востоке». Как они пришли на запад, если звезду они видели на востоке? Звезда Восток показывала им путь. Волхвы держались небесного, поэтому, их путь в западном направлении был истинным паломничеством.

Если есть в Писании контрапозиция Новозаветным волхвам, то это, в Ветхом Завете, народ, который пришел «от востока» в долину Сеннаар.

Как и волхвы, эти люди, пришедшие от востока, имели духовный опыт. Некогда они ушли – на Восток. Еще не богоборцы, отнюдь не «Каин», но они – паломники, и, в отличие от волхвов, паломники – в страну Востока. Волхвы на своем пути нашли Бога, эти после Потопа богоискатели, не нашли Бога, они «нашли землю».

Волхвы шли от востока и смотрели на небо; эти паломники-эмигранты шли от востока и смотрели уже на землю. И они «нашли» землю себе по сердцу, и поселились там.

Можно подумать, что они эту землю открыли, что Сеннаар был не заселен. Нет, эмигранты вытеснили или уничтожили царство Нимрода. Эти крепкие общинники принесли с собой сильный корпоративный дух.

Итак, народ-богоискатель пришел «от востока», нашел в южном Междуречье долину, поселился там, уничтожил царство, и на других общественных началах начал строить цивилизацию «Вавилон».

Конечно, могут возникнуть сомнения: что это мы так уверенно расписываем таинственный исторический процесс глубочайшей древности, от которого остались такие краткие свидетельства, как будто мы были его очевидцы? Именно, мы и были очевидцы возникновения «Вавилона» – современного, когда возник в конце II тысячелетия по Р.Х. «однополярный мир».Так возникала «Америка»…

Некогда от востока пришли

богоискатели-энтузиасты,

эмигранты,

отринувшие священство,

враги всякого царизма,

устроились на земле между двух океанов,

очистили ее от прежних поселенцев,

и начали строить свой мир на новой земле,

небывалый, «новый» мир, –

точь-в-точь Библейский – тот еще, «Вавилон».

Революция «кирпич-асфальт»

Вавилон Книги Бытия (11:1-9) строили эмигранты-богоискатели. Вначале (после Потопа) эти люди ушли на восток, затем они возвращались назад. Странствующие «от востока» нашли себе землю в Междуречье, в долине Сеннаар. Богоискатели стали богоборцами не сразу. Вначале был помысел и энтузиазм. Вот как все начиналось.

1. «И сказали, человек другу своему...» (Быт. 11:3). Те, что пришли «с востока», были сплоченной общиной, они принесли с собой сильный корпоративный дух. Именно от них, – никак не от царя или даже отдельной личности, – снизу пошла инициатива. Неверно это, что всегда «глас народа глас Божий»; вот был тот глас, того народа:

2. «И сказали, человек другу своему: Приидите…». Побуждение к действию передается еврейским хáва: давай (давайте), греческим «приидите». ― Это пафос, это энтузиазм. Зачем «приидите»? Что «давайте»? Зачем сбор?

3. «И сказали, человек другу своему: Приидите, (сделаем)кирпичи…» (Быт. 11:3). Как кирпичи связаны с пафосом? Нет для строителя «Вавилона» выше пафоса, чем «кирпич». Еврейский текст с необыкновенной энергией передает взрыв творческой мысли о кирпичах: три оборота с использованием однокоренных слов идут подряд, что непереводимо ни на какой язык: «кирпичить кирпичи», «жечь жегом», использовать смолу хемáр как известь хóмер.

«И сказали, человек другу своему: давай, скирпичим кирпичи и обожжем [их] жегом. И был им кирпич в камень, и асфальтовая (смола) была им в асфальтовую (известь)» (Быт. 11:3).

Техническая революция предшествовала апостасии – отступничеству от Бога.

Был заново открыт и использован технический принцип, применение которого Бог открыл Ною при построении ковчега, – «сборная конструкция». Бог сказал Ною: «Сотвори себе ковчег из деревьев четвероугольных… и да осмолишь его внутри и снаружи смолою» (Быт. 6:14 греч. перевода).

Техническая оснащенность ковчега Ноя не была изобретением человека: она была дана Богом для спасения человечества. Ковчег Ноя был и сборной конструкцией, и символом церковного собора (членов Церкви), и, в конечном счете, он, хотя и был собран,не был сконструирован: ковчег был образ, он был символичен во всех деталях своего устройства, из тех, что упомянуты в Писании, и мог быть построен только человеком особого сердца.

Все детали конструкции ковчега имели символическое значение. 1) Деревья, из которых был сделан ковчег, – «четвероугольные» (Быт. 6:14 греч. перевода). Каждый из элементов корпуса был строго ориентирован на четыре стороны (подобно кресту). Ковчег – это собор из дерев крестных. В ковчеге было спасение. 2) Как в царстве небесном много «обителей» (Ин. 14:2), а в Церкви Божьей много служений, – так вся внутренность ковчега устроена «гнездами» (Быт. 6:14). 3) Ковчег защищен от воды, которая несла смерть, двойным слоем смолы – прежде всего, внутренним, затем, внешним (Быт. (6:14).). Гидроизоляция, в этом контексте, становится символом внутренней чистоты и непроницаемости для греха и смерти – святости Церкви. 4) Пропорции ковчега (300 х 50 х 30 локтей) таковы, что если представить его на воде, то это судно, которое никуда не плывет (Быт. 6:15). Ковчег, прежде всего, устойчив на воде и служит спасению. 5) На ковчеге нет паруса, нет руля, нет «капитана». Человек не прокладывает маршрут и не руководит плаванием. Только Сам Бог водит Свою Церковь. «Наместник Бога на земле» сказать так же нелепо, как «капитан ковчега». 6) В ковчеге открытым осталось одно окошко размером локоть на локоть (Быт. 6:16). Ковчег не имел верхней палубы, на крышу нет хода. Нельзя посмотреть на ковчег извне: те, кто остались снаружи, погибнут, а те, кто внутри, да не выйдут наверх: там ничего нет. Те, кто смотрят на Церковь снаружи, не видят «предмета»; это все равно, что смотреть на ковчег Ноя со стороны. 7) Ковчег имел три внутренних яруса и не мог освещаться маленьким окошком в крыше (это окошко было водопроводом). Ковчег освещался, как земля в третий день творения: когда жизнь была, а солнца еще не было. 8) В ковчеге три яруса, что соответствует трем дням, когда была сотворена жизнь – день третий, день пятый, день шестой.

Используя принцип сборной конструкции, Ной сотворил великий образ спасения и Церкви. Чем стал принцип «сборной конструкции» у пионеров с востока, заселивших Вавилон? Чем этот принцип стал сравнительно с тем, что было осуществлено в ковчеге?

1. Деревья ковчега, плотницким искусством сплоченные в единую постройку, указывают на человеческую природу – собор Церковный. На что указывает глина, из которой делали кирпичи? Изначально тело «Адама» есть глина, брение (люди – бренные). Изобретение обожженной формованной глины, превратившейся в универсальную единицу конструкции, исходит из интуиции собственного человеческого тела. И ковчег Ноя, и кирпичный Вавилон – это предприятия, которые черпают силу в самочувствии и самосознании человека.

Первичная плоть Адама была одухотворена Духом Божиим. Колонизаторы древнего Вавилона прозрели, как затвердить глину: ее надо обжечь, убить, сделать глину (брение) прочным, главное, абсолютно – в идеале – унифицированным элементом конструкции. Это – кирпич!

Такова наша плоть: она может быть живой, с Богом, и бессмертной, она может стать «кирпич». В глине есть «кирпич», и древние строители увидели эту ее природу (обрели, изобрели). Отсюда в тексте два специфических оборота нилбенá левенúм: «скирпичим кирпичи, сделаем кирпичное кирпичами», и «обожжем жегом»: ве-нисрефá ли-срефá. Увидеть в глине «кирпич» было первым изобретением.

2. Работа плотника отличается от работы каменщика столпотворителя (mason’а). Деревья под руками плотника превращаются в сруб, деревья в срубедержатся друг другом и искусством плотника, – в образ Церкви Божьей (Христос был плотником). Иное дело кирпич.

Кирпич в своей идее существует сам по себе и в своем формальном равенстве с другим кирпичом. Кирпичи не сцепляются друг с другом никаким искусством: нужна специальная промежуточная среда – посредничество, media.

Когда строился ковчег, Бог указал Ною на земляную смолу кóфер: «да осмолишь ковчег смолою», – таково было естественное использование асфальта. Изобретатели кирпича заменили естественное употребление асфальта: вместо защитной, изолирующей обмазки асфальт стал использоваться как специальная промежуточная среда, изолирующая кирпичи друг от друга, но тем самым превращающая их в монолит.

Как в глине увидели «кирпич», так в асфальте хемáр увидели подобие извести хóмер, что оказалось другим естественным качеством земляной смолы. Это было вторым изобретением.

На этом первая стадия революции завершилась: «сказали, человек другу своему». Сказали и сделали: испекли кирпичи и извели известь, в этом сомнений нет, – что было сделано из кирпичей? На первой стадии технической революции изобретатели новой «сборной конструкции», можно думать, опробовали ее для городских построек и жилищ.

Обустройство земной жизни. Что в этом плохого? – Пафос.

Надо ведь знать, что это были за люди – с каким прошлым, откуда пришли. Пионеры Вавилона были люди, причастные религиозному энтузиазму. Нет с ними священника, нет над ними царя. И уже в этой их стройке нет с ними Бога. Поэтому обустройство земной жизни – вещь нужная, с пафосом – плохая. А с религиозным энтузиазмом? – Грех к погибели.

Первая стадия революции – техническая революция. За ней приходит вторая стадия. Эмигранты на новой земле второй раз побуждают себя к действию: «И сказали они: приидите» (Быт. 11:4).

Для своего дальнейшего революционного движения мысль человека должна сделать решительный рывок – отрешиться от того, что она мысль человека. Осознанная дегуманизация – таково свойство научного знания.

Теорема Пифагора или закон Ома, они одинаковы для всех людей; для их установления субъективность и личность не то, что не имеют значения, от них сознательно нужно абстрагироваться. Научное знание требует отрешенности: это – такое действие человеческого духа, которое предполагает общезначимость, истинность для каждого субъекта вне зависимости от его личных качеств. Прорвавшись к научному знанию, человек начнет строить самого себя сам на своих собственных основаниях.

На второй стадии революция стала научно-технической. Человек ничего нового не изобрел, он нечто понял: он понял, что такое «кирпич» с «асфальтом»: он понял эту систему «Кирпич-асфальт». Человек понял, что он получил операционный доступ к двузначной системе, ему открылась сила конструктивного принципа: это – минимальный набор элементов, числом два, для универсального применения. В деятельности конструирования – минимум есть универсум. «Кирпич» – «асфальт», и можно все построить.

Это могла бытьвсего лишь мысль, интересное отвлеченное знание без практических последствий. Нет, не могла эта мысль быть всего лишь мысль, ибо она залетела в голову народа, который пришел «от востока»: это были люди, много повидавшие, Бога не нашедшие, общинники сильного корпоративного духа, без священника, без царя, деятельные, практичные… Такая мысль, что «минимум есть универсум», дается только такой личности, которая не оставит ее без применения, а для применения не поставит границ.

И становится понятным это призывное «приидите… приидите». Двузначная система – это так просто, каждому доступно! Разве нужно призвание или вдохновение, чтобы понять, как функционирует «кирпич–асфальт»? Ребенка (!) – от игры можно приобщать «идее» невиданных конструктивных возможностей. И ведь все наглядно, и результат налицо!

Операционный доступ к двузначной системе (кирпич-асфальт, ноль-единица, эрос-танатос), это все, что нужно для человека Вавилона.

Человек не будет тратить время, чтобы бороться с Богом. Богоискательство было коконом для энтузиазма, богоискательство – в прошлом. И богоборчества не будет: Бог – не интересно, интересно – строить.

Научно-техническая революция открыла перед человечеством Вавилона невиданные горизонты.

Революция «башня от неба»

Вавилон Книги Бытия (Быт. 11:1-9) допускает возможность говорить о нем в современных понятиях. Тот Вавилон – он же и современный. Идея Вавилонской стройки в современном мире возродилась, как только совпали и были соблюдены предварительные условия: оставление сыновства и отчизны, отвержение священства и царства, богоотступничество, идея построить свой мир на новой земле, научно-техническая революция, изобретение двузначной системы (кирпич-асфальт) для универсального конструирования.

Наука и изобретательство отличаются от научно-технической революции тем, что оставляют в целости мир, в котором возникли.

Научно-техническая революция по природе такова, что она зарождается в ином мире, – который еще только запроектирован, и его нужно построить, причем, непременно и любой ценой. «Кирпич-асфальт» в библейском Вавилоне – это уже не изобретение, это революционный вызов, это уже в человечестве произошедший прорыв за все рубежи к новым горизонтам. Убеждающая сила греха состоит в том, что он выдает себя за целостный мир. Это мы знаем по истории грехопадения и состоянию человечества перед Потопом. Человечество Вавилона начнет строить не отдельные сооружения – непременно всемирную цивилизацию. Настроимся на понимание их глобального замысла и дел.

«И сказали: Приидите, построим себе городи башню» (Быт. 11:4)

«Башня» ― мигддáл, имеет корень, который обозначает нечто «большое, великое». 1) В обычном значении «башня» – это цитадель, высокое укрепление внутри городских стен (Суд. 9:51, 52). 2) В винограднике строили «башню» как смотровую вышку для сторожа (Ис. 5:2; ср. Мф. 21:33; Мр. 12:1). 3) «Башня» – нечто прекрасное: с башней Давида можно было сравнить шею возлюбленной (Песн. 4:4). 4) «Башней» могли назвать возвышение из дерева, высокий помост для учителя: с него Ездра читал книгу Закона (Неем. 8:4). 5) Высокие цветочные террасы – это тоже «башни» (Песн. 5:13).

Таким образом, «башня» – это и последнее укрепление, и точка обзора на все стороны, и возвышение для учителя, и нечто красивое на вид, и нечто благоуханное.

И ни одиниз перечисленных смыслов не подходит к Вавилонской башне. Башня – это знак, что город это уже нечто большее, чем были все города до того. Город – уже не город, и башня – уже не башня... Это Каин пошел на Восток, от Бога сокрылся, город строил, боялся, чтобы не убили его… Каин был замотивирован.

Пионеры Вавилона – вольные каменщики: не нужен им город ни для защиты, ни для торговли. Башня была не крепостная, не дозорная. Башня из кирпичей была произведением духа.

И чтобы не было сомнений, – как памятник чистого, немотивированного движения духа – они замыслили строить башню с ориентацией в небо: «И сказали: Приидите, построим себе город и башню, ее же глава будет до неба» (Быт. 11:4 греч. перевода)

Здесь мы можем подумать, что столпотворители были глупее нас. Это не так, они не думали, что небо это место, которого можно достигнуть, а Бог сидит на облаке. Древнееврейский текст помогает понять замысел башни: «И сказали: Давай, построим себе город и башню, и начало (рош) ее в небесах» (Быт. 11:4).

Греческий текст рисует картину стройки от земли к небу. Еврейский текст обнаруживает замысел стройки – от неба к земле. «Начало, глава» – рош; «в начале» – бе-решúт: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Если Бог строит от «начала», то и человек должен пробовать. Человек, по замыслу строителей башни, может действовать как Бог: начало-рош башни в небе.

Научное знание отличается тем, что оно выводит свои положения из некоторых начал и для этих начал ищет, как вывести их из более «высоких» начал.

То, что мы наблюдаем как замысел столпотворения, это научно-техническая революция. Человек постигает одно начало за другим, начало за началом, поднимаясь все выше и выше в своем познании и поставив себе направление движения – к небу: необходимо познать начало, что «в небесах»: ба-шамáйим (Быт. 11:4).

Строить башню от неба означает познавать первоначала и осуществлять познанное на земле, сводить небо на землю – освоить, утилизировать начало, что «в небесах».

Что в этом плохого? – Сам стр

Наши рекомендации