Опознание каинитян в мировой истории

Каин – это историческая личность, также «Каин» – это историческая общность. Каин – родоначальник антицерковного общества, которое привязано к Церкви Божьей до скончания мира. Каиниты как историческая общность всегда восстают на Церковь, или борются с ней изнутри, опознание каинитян есть практическая задача церковной жизни. Поэтому Св. Писание сообщает признаки, по которым можно опознать каинитян во все эпохи человеческой истории; эти признаки подразделяются по четырем рубрикам:

1) преступление в духе,

2) проклятие Каину,

3) Каинова печать,

4) Каинитянская цивилизация.

I. Преступление как жертвоприношение

Преступление Каина началось с жертвоприношения Богу и было жертвоприношением – не Богу: Каин «заклал» брата своего и тем усыновился диаволу (1 Ин. 3:12). Преступление Каина было в духе, его нельзя объяснить через психологический мотив.

1. Каинитяне – это духовная общность, следовательно, они в чем-то подобны Церкви. В частности, внутри себя сообщество каинитян подразделяется по различным служениям.

2. Какая-то часть каинитян всегда непосредственно рядом с Церковью. Каинитяне испытывают неодолимое влечение к праведникам. Каинитян ничем нельзя задобрить, от них нельзя отгородиться, их ничем нельзя отпугнуть от Церкви.

3. Преступление Каина совершилось в духе. Каин мог не испытывать никакой личной неприязни к убитому. Каинитяне есть духовная общность, а в личном общении это могут быть вполне доброжелательные люди.

4. Как Церковь Божья, так и каинитяне не есть никакой этнос. Однако каинитяне могут скрываться под видом нации и обвинять своих противников в национальной фобии. Если мы постоянно слышим о какой-то особо обижаемой нации, имеет смысл спросить: нация ли это?

5. Начальное событие, от которого народ становится носителем печати, всегда одного типа: кровопролитие в духе, заклание (умерщвление как культовое действие), за которым обязательно следует ложь (об Авеле, о Воскресшем, о последнем русском царе).

6. Последние импульсы поведения каинского сообщества находятся вне сферы психологии, – поэтому они часто действуют как неосознаваемые. Бессознательное поведение сообщества (роевое) может быть чрезвычайно согласованным, что и наблюдается у каинитян.

II. Проклятие Каину

Немногие из каинитян «ведают, что творят». Те, кто ведают, что творят, несут проклятие. Из проклятия, данного Каину, узнаем следующие признаки, по которым опознаются каинитяне. Каин – «стенающий» («сетующий»):

7. Каин Богу солгал «в лицо». Каин стал «стенающий» – не может молчать: обречен подавать голос. По звучанию этот голос есть стенание. В стенании каинитян в одно соединяются уныние и ропот, звучащие в чем-то по-женски (Быт. 3:16 греч. перевода; Быт. 4:12).

8. В стенании Каина содержится ропот и решимость жить без Бога. Каин умеет особым образом жаловаться. Каин жалуется тому, на кого ропщет и кому лжет в лицо. Такое стенание есть наглость.

9. Неспособность молчать каинитяне обратили в способность всегда говорить:

— каинитяне всегда будут выступать за неограниченную свободу говорения. Для каинитян нет запретных тем, они всегда предлагают обсудить какой-то вопрос, инициируют всякого рода обсуждения.

— чем более массовыми и «свободными» от нравственных обязательств делаются средства говорения (печать, вещание, обмен информации), тем большее влияние на жизнь общества оказывают каинитяне.

— ограничение свободы говорения воспринимается каинитянами как лишение жизни. Поэтому они будут биться за то, что они называют «свободой слова».

— говорение есть специальное служение внутри каинитянского сообщества. Однако, поскольку все каинитяне стенающие, они способны в один момент произвести нужный звук говорения – «гвалт».

Проклятие Каина также в том, что он «трясущийся» («шаткий, шатающийся»):

10. Каинитяне не есть сообщество испуганное или пугливое, отнюдь. Их страх беспредметен. Каинитяне всегда готовы сняться с места, везде остаются неприкаянными, быстро осваивают чужой язык. Способность каинитян к языкам – совершенно особенная: для них нет иностранных языков.

11. Страх каинитян не имеет конкретной мотивации, поэтому он чаще всего неосознанный – трясение на уровне плоти с обратным воздействием на психику.

12. «Стенание и трясение» суть качества, которые каинитяне не хотят признавать за собой. Каинитяне подменили «стенание и трясение» (сначала в своей традиции, затем и на уровне самочувствия) на «изгнание и скитальчество». Так каинитяне избрали для себя позицию избранничества и сочинили себе «мировую скорбь». Страдания каинитян – действительные, позиция – ложная. В страданиях каинитян нет трагизма. Страдание без Бога с претензией на избранничество, мученичество и благородство – позиция комическая.

Также Каин «проклят от земли».

13. Некоторые каинитяне несут проклятие Каина (другие – каинову печать без проклятия). Те, кто проклят, никогда не раскаются. Отсюда следует, что попытки обратить каинитян к Богу – занятие вообще трудное, а иногда – совершенно бесполезное (опасное).

14. «Каин» проклят от земли, тем сильнее он хочет владеть земной жизнью, ее он ценит выше всего. Жизнь земная – временная, и у «Каина» самое острое чувство времени. Желание владеть земной жизнью для каинитян, умных и мистичных, было осознано как цель овладения временем, исчислением времени, календарем. Также каинитяне усиливаются навязать Церкви иной календарь.

Еще Каину сказано: «земля не прибавит силы своей, чтобы дать тебе». Из этого не следует, что каинитяне не могут жить оседло, они могут жить оседло, однако:

15. Каинитяне любят странствовать – время от времени менять место жительства, перемещаться по планете.

16. Народ, который не имеет корня на планете, мечтает иметь корень на почве. Отсюда инстинктивное стремление части каинитян закрепиться на земле при помощи коллективных форм ведения сельского хозяйства (кибуц, колхоз).

17. Самую эффективную форму выживания вне отношения к земле изобрел сам Каин – город. Город удовлетворяет страхованию Каина. «Город» как форма жизни вне отношения к земле есть центр посреднической деятельности. Каин был основателем первого города, также он (поскольку дал городу имя) – властитель городской жизни (буржуа). Каин – универсальный и непревзойденный посредник.

III. Каинова печать

Когда Каин получил проклятие, он издал свое первое стенание и оказал, что такое каиново трясение: «Будет так, что всякий встречный убьет меня». Каину по его просьбе была дана «Каинова печать».

18. Человек под печатью Каина видит каждого другого человека: польза он мне или угроза? – только в отношении к себе. Такой человек не видит других людей как других, не понимает их, он – одинок. Для такого человека творчество есть только сфера самовыражения.

19. Каин выпросил себе у Бога знамение: за насилие над Каином Господь положил «семикратное расслабление» (Быт. 4:15 греч. перевода). Сообществу Каина дана совершенная охрана от насилия. Каин в своем одиночестве находится под охраной.

20. Каинова печать – защита для каинитян, однако, они могут обратить ее к нападению. Духовные сыны Каина могут вызывать другие народы (и сынов Божьих) на побиение себя. Одно из служений внутри каинитянского сообщества есть провокация погрома. Подставляя часть своего сообщества на побиение, каинитяне ослабляют другие народы, в среде которых они живут. Каинитяне жизненно заинтересованы в распространении агрессивного национализма. Простор для каинитянских провокаций возрастает вместе со свободой для говорения – свободой слова без нравственных ограничений.

IV. Каинитянская цивилизация

21. Первым деянием Каина было «скрыться от лица Божия». Каин ушел от Бога, потерял отечество – и землю, и отца Адама. Сообщество, которое принимает печать Каина, сознает себя совершенно особенно от других сынов Адама – приписывая себе иную человеческую природу, чем у других народов. Движущая сила цивилизации – мечта изменить человеческую природу. Когда строители Вавилонской цивилизации осознали, что их главной задачей является изменение самой человеческой природы, в них воскрес дух «Каина».

22. Когда Каин изобрел новую форму жизни и назвал ее по имени своего сына (город «Енох»), он показал движущую силу цивилизации – мечта о новой жизни и лучшей жизни для будущих поколений. Человечество может время от времени испытывать одержимую увлеченность, религиозный энтузиазм от новых изобретений цивилизации. «Упование» свое целые народы вдруг начинают полагать в обустройстве земной жизни. Такая надежда есть мечта.

23. Каин был оторван от земли и стал изобретателем города как центра посреднической деятельности. Город есть первичная форма цивилизации – такого общественного устройства, которое существует независимо от богопочитания. По мере развития цивилизации доля посреднических операций будет возрастать: от натурального обмена до всемирной кредитно-финансовой системы. Меняла, торговец и финансист, часто мошенник – каинитянин видит других людей как себя самого, поэтому он будет лучшим менялой, лучшим торговцем, лучшим финансистом, лучшим мошенником. Каинитянин не может жить на земле, но он может распространять город на землю. Посредническая деятельность оказалась под началом не имеющего покоя, неприкаянного, трясущегося человека, город будет распространять себя на всю землю, – цивилизация не имеет внутри себя никакого ограничителя роста. Способ жизни для каинитянской цивилизации есть постоянное расширение. С развитием цивилизации и всех форм посредничества происходит концентрация всех средств посреднической деятельности, на языке Библии, золота, в одних руках.

24. Мечта о «новой жизни» существовала в каинитянах не далее пятого поколения от Каина. Когда мечта иссякла, произошел цивилизационный взрыв (дети жен Ламеха) и цивилизация показала свою обреченность (песнь Ламеха). Может быть, на этом этапе в каинитянах начали проявляться признаки вырождения, именно на этом этапе произошло изменение понятия родства. Родство стало передаваться через материнскую кровь, и явилось особое служение каинитянских женщин – приобщение к каинитянам детей от мужчин иного сообщества.

25. Два события совпали по времени – изменение понятия родства (ощущения крови) и второй (после закладки города) цивилизационный скачок. Каинитяне имели возможность осознать, что развитие цивилизации приводит к окончательному закреплению печати Каина над их родом (песнь Ламеха). Это открытие каинитяне могут обращать себе на пользу: когда другой народ обретает веру в «прогресс», он становится союзником каинитян в истории. Если человек целиком принимает достижения цивилизации, он окончательно ступает на «путь Каина» (Иуд. 1:11). Сам человек может этого не хотеть, об этом не знать и оставаться добродушным и беспечным.

26. Изобретения цивилизации амбивалентны с нравственной точки зрения, но в рамках каинитянской цивилизации они скорее имеют отрицательный знак. Город (Енох) оказался несбывшейся мечтой о новой жизни. Кочевое скотоводство могло быть самовольной попыткой найти связь с землей. Инструментальная музыка без сомнения вторила интонациям Каинова стенания. Обработка металлов привела к изобретению орудий убийства.

27. Каинитянин оказался первым вооруженным воином и первым агрессором. Трясущийся человек может стать зачинщиком регулярных боевых действий, – понять такое проще, если вспомнить, что бессилие Каина (его печаль и страх) совмещалась с его энергичной решимостью (жить без Бога) в особом состоянии «наглости», – такую же наглость обнаруживают трясущиеся каинитяне в своей агрессивности (стратегия «упреждающего удара»).

28. Последний штрих в духовном облике каинитян обозначает некоторую матриархальность зрелого каинитянского общества. Женщины-каинитянки определяются в своем служении, каждая отчетливо знает свою роль: 1) жена для своих; 2) жена для чужих; 3) блудница-кедешá – для совращения «сынов Божьих». Каинитяне всегда выступают за легализацию всех форм разврата и извращенных отношений. Дух Каина многократно проявлял себя в Священной Истории во взаимоотношении с «сынами Божиими», впервые – в виде «дочерей человеческих», которые проникли к потомкам Сифа, сынам Божиим. Сыны Божии пошли «путем Каина», и совратившееся человечество погибло в Потопе.

Гуманизм

Имя человеку «человек» (адáм) дал Бог. Это знание о человеке находим после рассказа о сотворении человека. О сотворении человека в Книге Бытия говорится дважды: в истории сотворения мира (глава 1) и в описании райской жизни (глава 2). Ни там, ни там не было сказано, что имя человеку дал Бог – почему так?

В библейском мировоззрении называние имени есть мистический акт – именующий познает то, что именует, и начинает им ответственно обладать.

Первые имена человек давал в раю, сначала это были животные рая; последним, кого назвал Адам, была жена, затем, после грехопадения, Адам дал имя жене – «Ева» (Быт. 2:19-23, 3:20). Само называние было познанием. В назывании имен человек постигал сущность того, что названо, и принимал его в общение.

То, что человеку не представимо, не познаваемо, не подлежит, то называл Бог:

1. Благодатный свет первого дня творения (Быт. 1:5) – непостижимый для человека.

2. Небесная твердь (Быт. 1:8) – недостижимая для человека.

3. Суша и собрания вод (Быт. 1:10). Человек должен знать, что планетарная система для него непознаваема.

4. Для тех, кто смотрит на звезды неподобающе – как на возможную обитель или некий ресурс жизни (этот взгляд культивируется фантастикой), тем сказано, что Господь «множество звезд исчислил, и всем им имена назвал» (см. Пс. 147/146:4).

5. И наконец, человека Бог назвал человеком. Человек после греха обязательно будет думать о себе, что он – автономное существо, что человек – это высшая ценность, что он сам себе полагает законы и сам себе господин (в жизни и смерти). Этот взгляд культивируется как целое умонастроение – гуманизм. Для таких, для гуманистов, сказано, что Бог назвал человека «человеком» (Быт. 5:1,2).

Через наречение имени Богом устанавливаются границы власти человечества – над миром и над собой. Бог назвал человека «человеком», это значит, что человек не может себя познать, не может собой владеть, не может создать себя заново. Прежде, чем сказать о наречении имени человеку (Бытие, гл. 3), Св. Писание излагает историю о грехопадении (Бытие, гл. 3), затем историю о возникновении антицерковного общества каинитов (Бытие, гл. 4). После того, как мы увидели человека согрешившего и человека от Бога отвратившегося, нам становится более понятной та истина, которую открывает Св. Писание (Бытие, гл. 5) в первой Книге церковной истории: Бóг назвал человека, человек не может познать себя и без участия Творца не владеет собой.

Как человеку «вести себя», если он не властен над собой и не может знать себя? Человек должен учитывать, что он живет в мире, который ему дан: это – мир природы, подобных ему людей, бесплотных духов и Самого Творца.

Называя имена, Бог как бы говорит с человеком: вот границы, в них жизнь, когда ты захочешь построить свой мир и устроиться в нем по своему разумению, то неизбежно столкнешься с этими границами, которые тебе не дано переступить.

Называние имени связывает именующего с именуемым. Человек устроен так, чтобы жить с Тем, Кто не только сотворил, но и назвал его человеком. Жизнь человечества есть жизнь богочеловечества, которое есть Церковь.

Когда человек пытается построить свой мир и на своих началах, тогда является – цивилизация и является гуманизм.

Чем выше уровень развития цивилизации, тем больше вероятность, что человек будет воспитан в духе гуманистического мировоззрения. Единицы сознательно придерживаются убеждения, что человек сам по себе есть высшая ценность и сам себе господин. Большинство как будто рождается с этой уверенностью, что человек вполне может сам устроиться и, при определенных условиях, построить социальную жизнь и распорядиться собой исключительно по собственной воле.

Такое умонастроение противно самим основам библейского мировоззрения. Сколько бы человек гуманистического склада ни повторял: «В Бога мы верим» (надпись на американском долларе), – он остается безрелигиозным индивидом (или богоборцем).

Гуманизм не есть утверждение – достоинства человека, свободы человека или общечеловеческих ценностей. Гуманизм не есть утверждение, гуманизм – это отрицание, что человек есть образ Бóжий.

Если дознать истоки гуманистического мировоззрения, мы доберемся до библейского Каина. Каин сказал Богу: «От лица Твоего я скроюсь» (Быт. 4:14), и Каин нашел способ и как скрыться от Бога, и как строить новый мир, его средоточием был «город» (Быт. 4:17), Каин и его потомки построили первую цивилизацию. Противник Церкви Божьей всегда и всячески будет содействовать распространению гуманизма. Библейский «Каин» – друг гуманистов всего мира. Гуманисты – союзники Каина в истории.

Называние имени связывает именующего с именуемым. Когда человечество разделилось на Церковь и антицерковное общество – богочеловечество и цивилизацию, – Каин назвал город по имени своего детища, «по имени сына своего Енох» (Быт. 4:17), поэтому он теперь связан с этой формой цивилизации, а она с ним. Что для сынов Божиих жизнь, то для Каина – выживание.

Что для сынов Божиих – Церковь, то для «Каина» – цивилизация.

Но каинская цивилизация в изолированном виде обнаружила свою нежизнеспособность: она столкнулась-таки с границами, которые от Бога положены. Каинитяне не могут жить изолированно от сынов Божиих, каинитянская цивилизация существуют на земле постольку, поскольку живет Церковь Божия. Об этом говорит Христос в притче о плевелах (см. Мф. 13:24-30, 37-43).

Сыны Божии «прилепляются к Господу» (1 Кор. 6:17), и тем они живут, и через то весь мир живет. «Сыны лукавого» всеяны «врагом между» сынами Божьими (Мф. 13:25) – жмутся к ним и мешаются между ними. Таков их способ выживания; Каиниты живут на земле относительно: их бытие в мире сем соблюдается, чтобы не вредить сынам Божиим и ради знамения, которое дал Господь Каину (Быт. 4:15; т.н. «Каинова печать»).

Искушение идеями гуманизма – старше, чем Каин. Первым людям диавол в образе змея сказал о запретном древе: «Знает Бог (Элохúм), что в день, когда съедите от него, откроются очи ваши и будете как боги (элохúм), знающие хорошее и злое» (в греч. переводе: «знающие хорошее и лукавое»; Быт. 3:5).

По-еврейски «Бог» – Элохим и «боги» – элохим. Диавол совершает подмену имени Божьего «Элохим». Он начинает говорить о Едином Боге: «Элохим знает», а заканчивает со словом элохим во множественным числом: «будете как элохим – знающие», что дает понимание имени элохим как «боги». Но «боги» – это уже пантеон, это многобожие. В раю негде взять других богов? Сами, люди, и будете как боги.

По замыслу Творца люди есть боги, потому что человек – образ Богу уподобляющийся, а человек – сын Божий.

Я сказал: вы – боги (элохúм),

и сыны Вышнего – все вы,

однако как человек (адáм) – умираете,

и как каждый из князей – падаете.

Пс. 82/81:6, 7

Бог сотворил человека богом по усыновлению. Отец лжи диавол родил первую заповедь гуманизма: вы боги сами по себе – если посмеете.

Враг говорит человеку: то, что тебе подарено и задано, возьми как свое. Не потому вы боги, что вы образ и что вы сыны Бога; вы станете как боги, если преступите – в том ваша свобода. Величие и достоинство человека в том, чтобы переступить и продолжать… В этом энергия прогресса – доказывать, что люди – это «элохим», человек сам по себе – высшая ценность. Человек должен отрешиться от образа Божьего в себе и от сыновства – тогда он гуманист.

Наши рекомендации