IV. Украинская Православная Церковь обретает «независимость»
9 июля 1990 года в Киеве собрался епископат Украинского Экзархата, который принял «Обращение Украинской Православной Церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в управлении» [62], а также единогласно избрал Предстоятелем Украинской Церкви митрополита Филарета (Денисенко) [55].
Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 20 июля 1990 года рассмотрел Постановление Синода Украинской Церкви от 10 июля о мерах, направленных на расширение ее автономии. Украинские архиереи просили дать Экзархату еще более широкую самостоятельность, аргументируя свое прошение сложной религиозно-политической ситуацией на Украине. Священный Синод РПЦ постановил в связи с принципиальной значимостью данного вопроса рассмотреть его на Архиерейском Соборе Русской Церкви, который назначался на 25-27 октября 1990 года. Для его подготовки создавалась специальная Комиссия во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым). Комиссия должна была изучить предложения украинского Синода в их связи с широким кругом исторических, канонических, пастырских и межнациональных проблем [62].
Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил 1 октября деятельность Комиссии. Материалы и предложения, выработанные ею, были направлены для ознакомления епархиальным архиереям Русской Церкви и вынесены на обсуждение и утверждение предстоящего Собора [62]. Однако, православная общественность на Украине не была проинформирована о предстоящем даровании Украинской Церкви независимости. Казалось бы, что широкое обсуждение данного вопроса могло бы благотворно повлиять на церковную жизнь Украины, показав сколь много внимания уделяет Московский Патриархат вопросу о развитии канонической самостоятельности Украинской Церкви. Однако, митрополит Филарет весьма хорошо понимал, что слишком для многих на Украине камнем преткновения является не вопрос об автокефалии как таковой, а о его личности. Поэтому он опасался, что придание гласности предстоящей реформе статуса Украинского Экзархата всколыхнет направленные против митрополита настроения. Кроме того, абсолютное большинство православного населения центральных и восточных областей Украины было настроено против любой формы церковной «самостийности» и выступало за тесное единство с Русской Церковью в составе Московского Патриархата. В новом автономном статусе Украинской Церкви многие справедливо усматривали зародыш потенциальной автокефалии, которой большинство православных на Украине отнюдь не желало даже при условии ее каноничности.
25-27 октября года в московском Свято-Даниловом монастыре собрался Архиерейский собор Русской Православной Церкви. В числе вопросов, предложенных на рассмотрение иерархов, главным в повестке дня значился вопрос о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении. В итоге обсуждения проблемы нового статуса УПЦ Собором было определено следующее:
«1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении.
2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» упраздняется.
3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».
5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший».
6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения.
7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины.
8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви» [62].
Следует отметить, что Поместный Собор Русской Церкви, который должен окончательно утвердить решение епископата о независимости УПЦ пока еще не собирался.
Уже 28 октября 1990 года, на следующий день после состоявшегося Собора Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Киев для того, чтобы торжественно объявить о независимости Украинской Церкви, даруемой ради преодоления раскола и водворения мира церковного. В день приезда Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Софийском соборе Киева [15]. Древнейшая кафедра Предстоятелей Русской Церкви Софийский собор в годы советской власти была обращена в музей-заповедник. Ранее власти уже предоставляли храм в распоряжение раскольников, совершивших в нем свое «богослужение» после лже-собора УАПЦ в июне 1990 года. Понимая, что передача собора в руки какой-либо одной конфесии чревата новыми конфликтами на религиозной почве, правительство Украины распорядилось сохранить за Софийским храмом музейный статус. Решено было предоставлять его лишь на время для праздничных богослужений как канонической Украинской Православной Церкви, так и раскольникам. Последнее обстоятельство не могло не опечалить православных. Тем не менее, для Патриаршей службы Свято-Софийский храм был 28 октября открыт. Перед началом литургии Первосвятитель даровал митрополиту Филарету грамоту о независимости Украинской Церкви.
В грамоте говорилось о том, что она даруется во внимание к желанию и ходатайству украинского епископата об устроении церковной жизни на Украине на началах независимости и самостоятельности [55]. Патриарх своей грамотой митрополиту Киевскому объявлял: «Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церквовь с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов» [55]. Фактически УАПЦ получала полную независимость, сохраняя лишь каноническое единство с Московским Патриархатом. Сходный статус имела до конца XVII века Киевская митрополия в составе Константинопольского Патрархата. Причем, характерно, что автокефалисты, говоря об этом домосковском периоде истории Украинской Церкви, именовали его временем независимости [80]. Оценивая же положение Украинской Православной Церкви после дарования ей независимости в 1990 г., они непременно указывали, что это фикция, и ни о какой самостоятельности УПЦ нет и речи. В качестве аргументов, подкрепляющих подобные утверждения, нередко до сих пор приводятся фото украинских архиереев во главе с митрополитом Киевским в календарях Московского Патриархата или продаваемые в храмах Украины свечи со штампом софринских мастерских.
Однако, уже во время совершения торжественного богослужения в Святой Софии произошли события, которые со всей очевидностью продемонстрировали, что разрешить проблему церковного раскола на Украине путем предоставления УПЦ даже самой высокой степени автономии невозможно. Националисты упорно требовали полной автокефалии. 28 октября политики из «Руха», имеющие самое отдаленное отношение к Украинскому Православию, устроили свою манифестацию с целью срыва Патриаршего богослужения [15]. «Руховцы» требовали передачи Софийского собора в руки приверженцев УАПЦ. Когда к храму стали подходить крестные ходы православных, направлявшиеся к Софийской площади от киевских храмов, их остановили бесчинствующие националисты, прибывшие в столицу Украины из Галичины на целых караванах арендованных «Рухом» автобусов. Сепаратисты не остановились перед насилием: множество православных было избито, в том числе священнослужители, киево-печерские монахи, пожилые миряне. Игумения киевского Флоровского монастыря Антония получила в этом побоище сотрясение мозга. Были избиты ветеран Великой Отечественной войны инок Руф и иеродиакон Алипий, преподаватель воскресной школы, которого «руховцы» били на глазах его воспитанников [132]. Заправляли толпой народные депутаты Л. Скорик, «народный поэт» Д. Павлычко и прочие, уже успевшие прогреметь на всю Украину своим экстремизмом. Причем, почти все они были выходцами из Галичины и, заявляя о своей конфессиональной принадлежности, называли себя приверженцами униатства. Откровенно до цинизма они демонстрировали, что проблема автокефалии носит на Украине исключительно политический характер. Начинался активный экспорт галицкого национализма и автокефалистской идеи в центральные и восточные области Украины, доселе не затронутые гибельной идеологией. Для большинства населения Восточной Украины характерен менталитет, сформировавшийся в советский период, с его парадоксальным сочетанием православного по своему происхождению долготерпения и индифферентизма в отношении к религии. Напротив, галичанам даже в годы советского режима (он, впрочем, здесь существовал не с послереволюционной поры, как на Востоке, а с 1939 г., и то за вычетом военных лет) удалось сохранить присущее им агрессивно-оппозиционным сознание. В силу этих обстоятельств националисты с Западной Украины при своей малочисленности, тем не менее, начали буквально терроризировать своими акциями всю республику. В печати и на телевидении неоднократно из уст «руховцев» можно было услышать заявления о том, что сами они не верят в Бога, но считают, что Церковь должна быть самостийной и национально сознательной, что поможет построению независимой Украинской державы [132].
И все же, благодаря содействию правоохранительных органов, молодчиков из «Руха», бесчинствовавших во время патриаршего богослужения, удалось унять. Литургия в Софии Киевской состоялась. Интересно, что наиболее резко в адрес автокефалистов по окончании богослужения тогда высказывался митрополит Филарет (Денисенко), который несколько раз в своей речи назвал раскольников «силами ада», а их действия «кознями диавольскими». Предстоятель Украинской Церкви заявлял: «Мы обращаемся к нашим отколовшимся в самочинную автокефалию братьям: «Придите к нам! Возвратитесь ко Христу!» [132]. Пройдет всего полтора года, и бывший митрополит Киевский сам станет у руля автокефалистского раскола, а чуть позже увенчается белым куколем раскольничьего «патриарха». Тогда же он не скупился на эпитеты, порицая «руховских» деятелей, скандировавших возле гостиницы, где остановился Святейший Патриарх Алексий, экстремистские лозунги типа: «Вон московского попа» и «Москали вон из Киева».
Интересно, что незадолго до описанных событий, 19 октября, в столицу Украины прибыл другой «патриарх» Мстислав Скрипник [177, с.27]. Несмотря на более чем девяностолетний возраст он развил весьма энергичную деятельность с целью попытаться наладить свой контроль над неожиданно свалившимся на него «Киевским патриархатом». Вполне возможно, что именно в связи с его приездом лидеры «Руха» не без контакта с автокефалистами и устроили «первое софийское побоище» (вторым впоследствии назовут драку с ОМОНом, случившуюся при похоронах лже-патриарха Володимира Романюка в июле 1995 года).
Вскоре после дарования Украинской Православной Церкви независимости в управлении Патриарх Алексий II направил в адрес украинского правительства официальное письмо, в котором объявлял об отказе Русской Православной Церкви от прав на собственность и имущество, до сих пор ей принадлежавшие на территории Украины, равно как и экспроприированные ранее у нее коммунистическим режимом. Правопреемницей Русской Церкви на Украине объявлялась Украинская Православная Церковь [5].