Глава о побуждении к смирению в намазе.
700. Какая разница между смирением (хушу') и спокойствием (туманина) и каково их постановление – смирение это присутствие сердца в намазе, а спокойствие – это спокойствие органов тела в намазе. Первое желательно, а второе обязательно.
701. Что такое (ихтисар) и каково его постановление – ихтисар – бывает двух видов: 1. ложить руки на пояс 2. ложить правую руку на левую, но опускать правую до левой стороны пояса, а левую до правой стороны пояса, в результате чего получается что-то вроде креста. Оба этих действия запрещены в намазе.
702. Если подана еда и дана икама на намаз - с чего начинать – с еды, если есть хоть небольшое чувство голода.
703. Если человек начал с намаза, а не с еды, действителен ли его намаз – да, кроме как если человек был настолько голоден, что думал только о еде и вообще не смог сосредоточиться в намазе.
704. Если подана еда, но уже выходит время намаза – обязательно совершение намаза и откладывание еды.
705. Можно ли перебирать камешки или поправлять коврик в намазе – больше одно раза нежелательно.
706. Можно ли поворачивать голову в намазе – нежелательно.
707. Можно ли поворачивать голову в намазе, если в этом есть нужда – можно.
708. Можно ли в намазе смотреть глазами в разные стороны – нежелательно.
709. Разрешено ли плевать в сторону кыйблы в намазе и не в намазе – в намазе запрещено, а вне намаза разрешено, если человек не находится в мечети.
710. Можно ли плевать направо во время намаза – нет.
711. Можно ли в намазе плевать слева от себя, а также под левую ногу, и можно ли плевать в мечети – слева разрешено (в платок, одежду или салфетку и т.п.), под ногу можно если человек совершает намаз не в мечети, в мечети плевать запрещено, а если все же плюнул, то обязательно удалить плевок.
712. О намазе в одежде или на коврике или в помещении отвлекающих от намаза из-за пестрых изображений – нежелательно, но намаз действительный.
713. Можно ли смотреть вверх в намазе – запрещено.
714. Куда нужно смотреть в намазе – на место, в котором будет голова в земном поклоне.
715. Куда нужно смотреть в ташшахуде – на указательный палец правой руки, которым молящийся указывает в сторону кыйблы.
716. Можно ли закрывать глаза в намазе – нежелательно и противоречит Сунне, кроме как для того, чтобы не отвлекаться на украшения вокруг, тогда разрешено.
717. Можно ли совершать намаз тому, кто хочет справить малую или большую нужду – можно, но желательно справить нужду, а затем совершать намаз. Но если нужда настолько сильная, что человек не может сосредоточиться в намазе и теряет спокойствие, то намаз недействительный.
718. Что делать с зевотой в намазе – стараться сдержать, если невозможно, то закрыть рот и при этом не зевать издавая звук.
719. Можно ли в намазе совершать движения руками ввиде веера – нежелательно, кроме как при сильной необходимости.
720. Можно ли переминаться с ноги на ногу в намазе – разрешено.
721. На каком расстоянии нужно держать ноги в намазе – не слишком широко, но и не соединять ноги одна с другой. Держать примерно на уровне плеч.
Глава о мечетях.
722. Обязательность и желательность возведения мечетей, а также оберегание их от нечистот, и содержание их в чистоте – если в районе городе или в деревне нет мечети, то ее возведение – коллективная обязанность мусульман этой местности. Если же мечеть есть, но есть нужда во второй, то ее возведение желательно, но может стать и обязательным. Оберегание мечети от нечистот и ее очищение от нечистот – обязательно. Содержание мечети в чистоте – желательно.
723. О запрете возведения мечетей над могилами – это строго запрещено в Исламе, и является одной из основных причин возникновения большого многобожия.
724. Можно ли многобожнику и неверующему входить в мечети, в том числе в мечеть Запретную – в Запретную мечеть нельзя, в остальные мечети можно.
725. Обязательно ли многобожнику и неверующему получить разрешение от мусульман для входа в мечеть – нет.
726. Допускается ли проявление неверующими признаков своей религии в мечети – нет.
727. Можно ли многобожнику или неверующему входить в мечеть пророка в Медине – да.
728. Разрешено ли декламировать стихи в мечети – если в этих стихах есть благо, как поминание Аллаха, возвеличивание религии и т.п., то это разрешено, более того желательно. Если же стихи дурные или же не содержат ни блага, ни зла – то нельзя.
729. Можно ли объявлять о розыске утерянной вещи в мечети – нет.
730. Обязательно ли произносить фразу да не вернет тебе Аллах твою вещь – достаточно если ее произнесет кто-либо один.
731. Можно ли объявлять о находке вещи в мечети – нет.
732. Можно ли покупать и продавать в мечети – запрещено.
733. Если кто-либо все-таки продал что-либо в мечети, является ли эта сделка действительной – нет.
734. Упоминание о некоторых аспектах торговли в мечети – нежелательно, но при нужде нежелательность спадает и это становится разрешенным.
735. Можно ли приводить в действие шариатские наказания в мечети – нет.
736. Разрешено ли разбивать палатку в мечети, или отгораживать комнату, или сажать дерево – палатку можно при нужде (как при и'тикафе, или для навещения больного и т.п.), остальное запрещено, т.к. в этом использование площади мечети, которая является уакфом (общим имуществом мусульман) не в правильных целях.
737. Можно ли играть в мечети – можно в два праздничных дня.
738. Можно ли спать в мечети – здесь может быть две ситуации: 1. тот, кто спит в мечети не постоянно, а по причине (как и'тикаф, или дремота днем настигшая человека и т.п.) – это разрешено, некоторые передали об этом ижма' 2. тот, кто спит в мечети постоянно – тут также может быть две ситуации – а) если это из вынужденности (человек не в своей местности, человек, у которого нет дома и т.п.) – это разрешено б) без вынужденности – нежелательно и противоречит тому, на чем были сподвижники.
739. Каково постановление о разукрашивании мечети – запрещено.
740. Обязательно ли совершать два ракаата намаза при входе в мечеть прежде чем сесть – да.
741. Если у того, кто зашел в мечеть, нет омовения или гусля можно ли ему сесть без двух ракаатов намаза – да, но если нет гусля, то желательно взять хотя бы омовение.
742. Можно ли проводить процесс взаимного проклятия между супругами (муля'ана) в мечети – да.
743. Можно ли судить людей в мечети – да.
744. Входить в мечеть с правой ноги, а выходить с левой – Сунна.
745. Что произносить при входе в мечеть и выходе из нее – при входе необходимо сказать: "Аллахумма саллим 'аля ннаби, Аллахумма фтах ли абуаба рахматик", или же можно сказать: " Аллахумма саллим 'аля ннаби, А'узу биЛляхиль 'Азым уа биуажхихи иль-карим уа султанихи иль-кадим минаш шайтан ир-ражим". При выходе нужно сказать: "Аллахумма инни асалюка мин фадлик". При этом как при входе так и при выходе можно сказать: "БисмиЛлях", исходя из общих доводов.
746. Можно ли выходить из мечети после азана – это запрещено, кроме как при необходимости.
747. Разрешено ли проходить через мечеть, не совершив двух ракаатов намаза – да.
748. Можно ли портить омовение в мечети, выпустив кишечные газы – разрешено, если это не принесет вред окружающим, но лучше этого не делать, так как ангелам приносит неприятность тоже, что и людям.
749. Можно ли выстраивать ряд между столбами мечети так, что столбы прерывают ряд – нет, это нежелательно. Мнение же о том, что это запрещено также недалеко от Истины.
750. Можно ли входить в мечеть тому, кто поел чеснок или лук или зеленый лук – запрещено, если есть запах изо рта.
751. Можно ли входить в мечеть тому, кто поел редиску – редиска не дает неприятного запаха, кроме как при отрыжке. Поэтому если человек считает, что отрыжки в мечети не произойдет, то в мечеть идти можно, а иначе нет.
752. Можно ли заходить в мечеть тем, от кого исходит неприятный запах в силу их профессии – им необходимо удалить неприятный запах любым разрешенным способом.