Джон Буньян. Путешествие пилигрима

Джон Буньян. Путешествие пилигрима

Роман.

Глава вторая Топь уныния.

И вот вижу, что Упрямый повернул домой, а Сговорчивый с Христианиномвдвоем продолжили путь, разговаривая друг с другом: - Ну, сосед, - говорил Христианин, - как я рад тебе! Ты хорошо сделал,что решил идти со мной! Если бы Упрямый, подобно мне, почувствовал всювласть и ужас того, что нам пока неведомо, он бы не так легко решилсяповернуть назад. - Послушай, сосед, - попросил Сговорчивый, - пока мы одни, объясни мнетолком, что мы идем искать, что это за достояния, и куда мы с тобойнаправляемся? - Это духовные богатства, их можно почувствовать, но очень трудноописать словами. Но если ты горишь желанием узнать более подробно об этихбогатствах, я могу тебе прочесть некоторые главы из моей книги. - И ты веришь, что все, что там написано, истинно? - Без сомнения, потому что эту книгу нам дал Тот, Кто лгать не может. - Это прекрасно! Так что же мы с тобой получим? - Мы будем жить в Царстве, которое будет существовать во веки веков, иполучим жизнь вечную. - Чудесно! Ну, а еще что? - Мы получим венец славы и одежды, которые будут сиять, как солнце насинем небе. - Превосходно... Ну, а что же еще? - Там не будет больше стенаний и печали, потому что Владыка тех местсотрет всякую слезу с наших очей. - А кто будет там вместе с нами? - Мы там будем с херувимами и серафимами - такими чудными созданиями,один вид которых теперь ослепил бы нас. Еще встретим мы там тысячи тысячпришедших в это Царство задолго до нас. Никто из них не делает зла, онидобры и святы и ходят пред оком Господним; это старцы в белых одеждах изолотых венцах, это гусляры, играющие на гуслях своих. Мы увидим людей,которых на земле пытали, сжигали на кострах, отдавали на съедение зверям,топили в морях - и все это они претерпевали ради любви к Господу. Все тамбудут здоровы и невредимы и облечены в одежду бессмертия. - Слушая тебя, - заметил Сговорчивый, - я восхищаюсь, но в самом лиделе мы сделаемся причастниками таких радостей? - Господь - Владыка этой страны - обещал нам это в Своей книге, и еслимы к этому искренне будем стремиться, Бог изольет на нас Свою благодать, имы все это получим даром. - Хорошо, дорогой попутчик, меня радуют твои слова. Прибавим-ка шагу. - Не могу идти так быстро, как хотелось бы: у меня на спине тяжелаяноша. Она мне сильно мешает. Так, незаметно, беседуя друг с другом, они подошли к грязной топи,находящейся в середине равнины, но по рассеянности не остереглись ипровалились в тину. Эта топь имела несколько мрачное название. Называласьона топью Уныния. Барахтаясь в грязи, Христианин из-за тяжелой поклажи наспине стал захлебываться в тине. Мешок за плечами с огромной силой тянул егоко дну. - Ах, сосед, - воскликнул Сговорчивый, - что с тобой? - Право, - отвечал Христианин, - сам не знаю. Этот ответ очень удивилСговорчивого, и он с раздражением возразил своему попутчику: - Так вот каково твое блаженство, о котором ты только что мне с такимувлечением рассказывал! Если такое приключилось с нами в самом начале нашегопутешествия, то что же нас ждет впереди? Только б мне выбраться отсюдаживым! Можешь один добираться в свою сказочную страну! С этими словами, собрав последние силы, он вылез из топи на тот берег,который был ближе к его дому, и пошел домой. Христианин же, оставшись один, долго выбирался из топи Уныния, стремясьдобраться к тому берегу, который был ближе к Тесным вратам. Из-за тяжелойноши на спине он никак не мог выбраться из болотной пучины. Все его усилиябыли напрасны. Но вот вижу, подходит к нему человек по имени Помощь испрашивает: - Что ты здесь делаешь? - Некто по имени Евангелист, - ответил тонущий Христианин, - указал мнепуть прямо к Тесным вратам. Чтобы избегнуть будущего гнева Божия, яотправился туда и по пути неожиданно для себя провалился в болото. - Но почему же ты не обратил внимание на ступени? - Меня обуял такой страх, что я невольно кинулся в другую сторону,оступился и стал тонуть. - Вот тебе моя рука: ухватись за нее. И он вытащил Христианина из топи, поставил на твердую землю и повелелему продолжить путь. Тогда я решился подойти к тому, кто его вытащил, и спросил его: - Будьте добры, объясните мне, почему на пути, ведущем из города Гибельк Тесным вратам, через эту топь не перекинули мост? Может, можно было быпроложить дорогу? Ведь так как другого пути нет, бедные путешественникивсегда здесь подвержены опасности утонуть... - Эту грязную топь ни осушить, ни замостить нельзя. Сюда стекаются"нечистоты" греха, поэтому все это место и называется топью Уныния. Когдагрешник пробуждается от отуманившего его греха и познает истину, им, спустянекоторое время, вдруг овладевают страх, сомнения и недоверие. Именно этитяжкие ощущения стекаются в это место. В результате они испортили почву, покоторой проходит путь к Тесным вратам. Не думайте, однако, что Владыка сихмест доволен, что путникам грозит здесь опасность. Не Его воля, чтобы топьсуществовала вечно. Насколько мне известно, уже тысячи, миллионы людей сцелым возом инструкций, чертежей и материалов пытались осушить это болото.Но, несмотря на все их усилия, эта топь Уныния существует, и будетсуществовать. Правда, по приказанию Законодателя через всю топь проложены ступени, ноиз-за невероятно большого количества пены и грязи, которые стекаются в топьв это время года, они не всегда заметны. Впрочем, даже когда они и видны,люди, проходящие по этим ступеням, чувствуют такое сильное головокружение,что непременно оступаются, отчаянно барахтаются и выбираются из топи,покрытые толстым слоем грязи. Но по ту сторону Тесных врат дорога хорошая,ровная. ...После этого я увидел во сне, что Сговорчивый вскоре вернулся домой.Все соседи собрались вокруг него. Некоторые хвалили его за то, чтообразумился, называли его рассудительным. Другие, наоборот, обзывалидураком, потому что он вздумал пуститься с Христианином в дальний и опасныйпуть. Третьи насмехались над ним, называли его трусом, добавляя при этом:"Уж если б мы решились двинуться в путь, то, конечно, не испугались быпервых трудностей и не повернули бы назад из страха столкнуться с ещебольшими". Сговорчивый сидел среди них пристыженный. Но мало-помалу он ободрился ивместе с другими стал всячески высмеивать Христианина. С этой минуты Сговорчивый никогда более не являлся в моем сновидении...

Глава шестая. Крест.





...И вот вижу я, что он опять шагает по дороге. По обеим сторонам еетянулись высокие стены с очень обнадеживающим названием - Спасение.Христианин спешил, но тяжкое бремя на спине мешало ему идти и утомляло его. Шел он не останавливаясь, пока не дошел до возвышенности, на которойстоял Крест. Немного пониже была могила. Как только Христианин дошел доКреста, бремя его стало как будто отделяться от спины, потом оно свалилось,покатилось к открытой могиле и упало в нее. Больше я эту ношу не видел. Христианин возрадовался и с ликованием в сердце воскликнул: "Его страдания даровали мне покой, а смерть Его подарила мне жизнь!". Долго стоял он, полон недоумения и удивления - каким образом один лишьвзгляд на Крест мгновенно избавил его от этого бремени? Неотрывновглядывался он в Крест, и слезы радости и благодарности лились из глаз его. Вдруг предстали перед ним три светящиеся фигуры, которые приветствовалиего словами: "Мир тебе!". Первый из них обратился к Христианину со словами:"Прощаются тебе грехи твои!". Второй снял с него грязное рваное рубище иодел на него праздничные одежды. Третий начертал на челе христианина знак ипередал ему свиток с печатью. Эта печать должна была быть ему утешением наего длинном пути и служить пропуском в Небесные врата. После этого ангелытак же внезапно исчезли, как и появились. Христианин радостно продолжал свойпуть, напевая: Крест Иисусовых страданий - избавленье для меня От печали, от рыданий, от душевного огня. Крест Иисуса - оборона от врагов души моей; Не страшусь я легиона у креста Его скорбей! Крест Христа меча грознее. Хоть я слаб, но он со мной. И, душою пламенея, я иду без страха в бой. Крест Христа - маяк высокий среди сумрака невзгод. На ревущие потоки он сиянье мира льет. Крест Христа - огонь и сила благовестья моего. Мудрость мира так уныла. Радость сердцу - крест Его. Христианин спустился с возвышенности, на которой стоял Крест, в долинуи возле дороги заметил трех крепко спящих людей с железными оковами наногах. Одного из них звали Глупость, имя другого было Лень, а третьего -Самонадеянность. Христианин подошел к ним и попытался их разбудить: - Эй, проснитесь! Вы спите точно на перекладине мачты среди безбрежногои бездонного океана. Проснитесь скорей и уйдемте отсюда! Если хотите, япомогу вам освободиться от ваших оков, ибо вы непременно станете жертвойтого, кто в поисках добычи подобен рыкающему льву. При этих словах они взглянули на Христианина полусонными глазами иответили каждый сообразно своим способностям. - Я никакой опасности не вижу, - заявила Глупость. Лень возмутилась: - Стоило из-за такого пустяка будить добрых людей! А Самонадеянностьгордо произнесла: - Всяк сверчок знай свой шесток! И все трое снова устроились поудобнее и моментально уснули. Христианинже пошел дальше. Он был сильно смущен тем, что люди, пребывающие в такой опасности,совсем не поняли его и не оценили его милосердие. Ведь он хотел им датьмудрый совет и помочь им сбросить с ног эти железные оковы. Все еще находясь под впечатлением этого разговора, он вдруг судивлением заметил двух мужчин, очень ловко перелезающих через стену.Мужчины спрыгнули и быстрым шагом пошли навстречу Христианину. Одного из нихзвали Формалист, второго - Лицемер. - Кто вы, господа, и куда держите свой путь? - вежливо осведомилсяХристианин. - Мы родом из страны Тщеславие и идем к горе Сион за славой. - Почему же вы не прошли через Тесные врата, стоящие в начале пути?Разве вы не знаете, что написано: "Кто не дверью входит во двор овчий, ноперелазит инде, тот вор и разбойник"? - В нашей стране принято избирать всегда наикратчайший путь и входитьчерез врата считается признаком дурного тона. - А разве Владыка той страны, куда мы направляемся, не сочтет это занеповиновение и явное нарушение Его воли? - Пусть тебя это не волнует. Мы придерживаемся старого, доброго обычаянашей страны и можем на многих примерах подтвердить, что именно так людистраны Тщеславие в последнее тысячелетие и поступали. - Правомерно ли такое сокращение пути? - Обычай, существующий более тысячи лет, без всякого сомнения будетлюбым беспристрастным судьей расцениваться как законный. Кроме того, комукакая разница, как мы оказались на этом пути. Главное - идти этим вернымпутем. Ты прошел через эти врата, но тем не менее даже несколько отстал отнас. Чем же твое положение лучше нашего? - Я следую указаниям Господа, а вы действуете по своему собственномуусмотрению. В глазах Бога вы уже сейчас обманщики. Как же можно причислитьвас к честным людям, когда вы закончите свое путешествие? Вы ступили на этотпуть самовольно, без Божьего благословения и закончите свой путь без Егомилости. Формалист и Лицемер посоветовали ему не вмешиваться в их дела иоставить их в покое. Долго шли они молча. Наконец один из них обратился кХристианину: - Только не подумай, что мы менее добросовестно придерживаемся этихзаконов и предписаний, чем ты. Единственное, чем ты отличаешься от нас, этотвое платье. Но мы подозреваем, что тебе его дал один из твоих соседей,чтобы прикрыть твою наготу. - Законами и предписаниями вы себя спасти не можете, так как прошлисюда не через Тесные врата. Что касается моей одежды, то она мнедействительно дарована самим Владыкой той страны, куда я иду, и именно длятого, как вы справедливо заметили, чтобы прикрыть свою наготу. Прежде на мнебыли одни лохмотья, я был одет в рубище. Это платье я расцениваю как знакЕго особого благоволения ко мне. Платье это является и моим утешением. Янадеюсь, что у врат того города, куда я иду, Господь непременно признаетменя, так как на мне одеяние Его, в которое Он меня облачил по Своей воле втот день, когда угодно Ему было снять с меня рубище. Кроме того, на челемоем знак, которого вы, вероятно, еще не заметили; он начертан одним издоверенных моего Царя в тот день, когда тяжелое бремя упало с моих плеч.Добавлю еще, что тогда же мне был вручен свиток с печатью, чтобы чтением егоутешаться во время долгого пути. Я получил приказание отдать его у Небесныхврат. Этот свиток гарантирует мне вход в Божий Град. Все это, я уверен, ивам необходимо иметь при себе, но у вас этого нет, так как пробрались высюда через стену, минуя Тесные врата. Спутники Христианина ему ничего не ответили, но, переглянувшись,засмеялись. Молча продолжали они свой путь. Христианин шел немного впереди,разговаривая сам с собой, иногда со вздохом, а иногда с тихой радостью.Часто открывал он свиток, врученный ему одной из светящихся фигур, и чтениеокрыляло его.

Глава седьмая. Чертог.

...Христианин ускорил свой шаг, чтобы скорей добраться до Чертога.Буквально через пару метров дорога сузилась. Вот уже и караульная сторожкапоказалась за поворотом. Вдруг Христианин увидел перед собой двух львов."Вот она - опасность, о которой говорили Робкий и Недоверчивый", - подумалон. Львы были цепями прикованы к дереву, но рассмотреть цепи былоневозможно. Он в полной нерешительности остановился. Но сторож по имениБдительный, заметив испуг Христианина, закричал: - Неужели вера твоя так слаба? Не бойся львов, они прикованы цепями инаходятся здесь для испытания веры странствующих. Иди по самой серединедороги, и они тебя не тронут. Христианин последовал совету Бдительного и, придерживаясь серединыдороги, прошел между львами, хотя и не без некоторого страха. Львы зарычали,но не тронули его. Сияя от счастья, что ему удалось пройти между этимихищниками, он подошел к привратнику. - Что это за дом? - спросил Христианин. - Можно ли мне в немпереночевать сегодня? - Этот дом Хозяин горы построил для странников. Устав после длинной итяжелой дороги, они могут здесь найти покой и приют. Кто ты и куда держишьсвой путь? - Я иду из города Гибель и держу свой путь к горе Сион. Но уже поздно,солнце село, поэтому я очень хотел бы здесь переночевать. - Как зовут тебя? - Сейчас меня зовут Христианином, но раньше мое имя было Безблагодати.Я из рода Иафета, которого Господь обещал поселить в шатрах Симовых. - Но почему ты так опоздал? Солнце ведь уже закатилось. - Я непременно пришел бы раньше, но увы, я имел несчастье заснуть вбеседке, что стоит на склоне горы. Во время сна я выронил свидетельствосвое. Хватился я своей пропажи уже на вершине горы и вынужден был вернутьсяназад. А как только отыскал его, пришел сюда. - Хорошо. Я приглашу одну из обитательниц этого дома. Если она сочтеттебя достойным, она введет тебя в нашу семью. Бдительный позвонил в колокольчик. Дверь отворилась, и вошла скромнаяпрелестная дева по имени Благоразумие. Бдительный представил ей Христианина как пилигрима из города Гибель,идущего на гору Сион. - Ночь застала этого человека в пути, и он желал бы здесь переночевать.Прошу тебя принять этого странника по правилам нашего дома. Она внимательно расспросила его о прошлом, о его путешествии и надеждахи, по-видимому, осталась довольна его ответами. Улыбаясь, она объявила ему,что сейчас позовет еще нескольких членов семейства. Она направилась к дверии кликнула трех дев: Мудрость, Благочестие и Милосердие. Задав ему нескольковопросов, они решили ввести его в дом и познакомить с другими членами этойбольшой семьи. Многие вышли на крыльцо со словами: "Войди к нам,благословенный Господом! Этот дом построен для отдыха подобных тебепилигримов". Он поклонился и пошел за ними в дом. Там его усадили, предложиличудесный напиток, и до ужина они провели время в приятных беседах. Егособеседницами были: Мудрость, Благочестие и Милосердие... Разговор начала Благочестие: - Дорогой Христианин, с большой радостью мы приняли тебя в наш дом.Расскажи нам подробнее о твоем путешествии. - С большим удовольствием! Как приятно мне ваше участие! - Что заставило тебя пуститься в такой опасный путь? - Я жил, как все. Но однажды я услышал о том, что все жители этогогорода погибнут. - Как это получилось, что ты избрал для своего путешествия именно этотпуть? - Во всем я вижу исключительно Божие Провидение. Я не знал, куда идти,и в полной растерянности стоял на развилке трех дорог. Помог мне человек поимени Евангелист. Он посоветовал мне идти к Тесным вратам. - Заходил ли ты к Толкователю? - О, конечно! Три его толкования я запомню на всю жизнь: как Христос,несмотря на козни сатаны, сохраняет в сердце человека дарованную Имблагодать; как человек может быть настолько грешен, что уже не рассчитываетна милосердие Божие; а также сновидение человека, считавшего, что насталдень Страшного суда. Да, много полезного увидел я там и с радостью осталсябы и дольше у этого доброго человека, но я знал, что мне предстоит долгийпуть. Долго рассказывал он. Когда он закончил свой рассказ, в разговорвступила вторая дева по имени Мудрость. - Ты, вероятно, нередко вспоминаешь покинутую тобой страну? - Да, но со стыдом и душевной болью. Ведь если бы я тосковал по ней, тодавно мог бы уже вернуться домой. Но теперь я стремлюсь в страну лучшую,небесную, на свою Родину. - Но не вынес ли ты со своей старой родины нечто такое, от чего тебеследовало бы освободиться, в чем ты находил наслаждение? - Увы, совершенно против моей воли остались при мне некоторые плотскиежелания, которые и поныне доставляют радость моим соотечественникам икоторые когда-то и для меня были наслаждением, но теперь они стали причиноймоей скорби. И если бы это зависело от меня, я более не вспоминал бы о них.Однако часто, когда я хочу сделать что-нибудь хорошее, это плохое мешаетмне. - Не кажется ли тебе, что то, что тебя смущает, в тебе уже преодолено? - Иногда, но очень редко. В такие минуты я самый счастливый человек насвете. - Не можешь ли ты сказать, что именно дает тебе уверенность считать,что все прежнее дурное в тебе уже побеждено? - Я чувствую, что окончательно преодолел грех, когда вспоминаюувиденное на Кресте; когда смотрю на мое вышитое одеяние или читаю свиток,который ношу на груди. А еще - когда мои мысли устремляются к той цели, ккоторой я иду. Тогда мне кажется, что все прошлое умерло во мне навсегда. - Откуда в тебе это сильное желание идти на гору Сион? - Там я надеюсь увидеть Того, Кто умер за меня на Кресте, иокончательно избавиться от всего, что меня мучает и смущает. Там нет смерти,и я буду жить среди безгрешных. Я очень люблю Его, потому что Он избавилменя от моего бремени, от которого я очень устал. Я жажду быть там, гдесмерть побеждена, в числе тех, кто постоянно взывает: "Свят, свят, святГосподь Бог Вседержитель!". Затем в разговор вступила Милосердие: - Ты человек семейный? Есть ли у тебя жена? - Жена и четверо детей. - Почему же ты не привел их с собою? - О, с какой радостью я сделал бы это! - со слезами на глазахвоскликнул Христианин. - Но они все были против моего путешествия! - Но тебе надо было их уговорить! Надо было им объяснить, чтооставаться в городе опасно! - Я так и поступил. Я рассказал им все, что Бог мне открыл. Не скрыл яи то, что город наш будет разрушен. Они не поверили мне, а решили, что ясошел с ума. - Молился ли ты, чтобы Бог благословил твои слова? - О да, и очень ревностно! Мои жена и дети очень дороги моему сердцу! - Так почему же они отказались с тобою идти? - Жена не хотела расстаться с миром, дети были беспечны, и не принималимои слова всерьез. Короче говоря, мне пришлось пуститься в путешествиеодному. - Но, может быть, ты своей жизнью, которая шла в разрез с тем, что тыговорил, оттолкнул их? - Я, право, не могу хвалить себя и утверждать, что я жил правильно.Часто я поступал не так, как следовало бы. Знаю я и то, что человек своимипоступками, своим образом жизни может другому стать преградой в принятиитого учения и тех понятий, которые с самыми лучшими намерениями пытаетсяобъяснить. С чистой совестью я могу сказать, что я очень старался избегатьдурных поступков, дабы не помешать им начать со мной это путешествие. Яотказывал себе часто во многом, в чем они не видели ни малейшего зла.Единственное, что могло им не понравиться, это мой страх, как бы несогрешить против Бога и не обидеть ближнего. - Так Каин возненавидел брата своего Авеля за то, что его собственныедела были злые, а брата - добрые. И если твоя семья восстала против тебя, тоэто значит, что они не понимали, что такое добро, и твоя совесть в отношенииих чиста. Так они беседовали до самого ужина. Когда все было готово, они сели застол. Хорошее вино и нежное мясо были им угощением. За трапезой они говорилио Том, Кто является Хозяином этой горы, и Кто построил этот дом. И судя потому, как они отзывались о Нем, я заключил, что Он - Сильный и Смелый Воин,победивший хозяина державы смерти. Победа далась Ему нелегко, ведь борьбабыла связана со смертельным риском. - Я знаю и верю, - говорил Христианин, - что Он пролил кровь за нас,пролил ее из любви к нам. Некоторые из членов большой семьи этого Чертога видели Его иразговаривали с Ним после Его смерти на кресте. И они свидетельствовали, чтослышали из собственных Его уст, как нежно Он любит бедных странников. Онотказался от славы и могущества, чтобы стать таким же бедняком, как самыйпоследний бедняк в этом мире. Очевидцы доказывали, что Он не хочет жить водиночестве на Сионе. Многих бедных пилигримов он сделал князьями, несмотряна то, что от рождения они были нищими. Беседа продолжалась до глубокой ночи. Помолившись и вверив себя Божьемупокровительству, они отправились на покой. Христианину отвели высокуюпросторную комнату с окнами на восток. Комната называлась очень красиво -Мир. Спал он всю ночь спокойно, а проснувшись, душа его запела: Где ныне я? Заботу и любовь Христа К паломникам я ощущаю вновь: Он властию Креста простил и освятил, И ближе к небесам в обитель поселил. Утром, когда все встали, хозяева дома после первых приветствий объявилиему, что они его не отпустят, не показав ему всех достопримечательностейэтого Чертога. Начали они с архива, где показали ему среди прочих древнихдокументов родословную Владыки горы, из коей видно было, что Он - СынПредвечного и происходит из вечного начала. Здесь хранились документы сподробным изложением всех Его деяний, и имена многих тысяч, которых Онпризвал служить Себе и поселил в такие обители, которые не поддаютсяразрушению временем. Зачитали ему деяния и некоторых служителей Господа: как они покорялицарства, творили справедливость, получали откровения, закрывали пасти львам,гасили огонь, избегали острия мечей, из слабых превращались в сильных, былимужественными на войне и обращали в бегство полчища врагов. Из другогодокумента он узнал, с какой радостью и готовностью Владыка горы принимает кСебе любого кающегося грешника. Как бы ни оскорблял он Его в прошлом, но кактолько грешник обращается к Господу, Милосердный принимает его. Много прочелХристианин чудесных свидетельств. Были тут древние и современные рассказы,немало пророчеств и предсказаний, страшных для грешников и врагов Христа, норадостных и утешительных для пилигримов. На другой день девы повели пилигрима в оружейную комнату, где показалиему всякого рода оружие, приготовленное Владыкой для странников: мечи, щиты,шлемы, кольчуги и наколенники, которые не стареют и не изнашиваются. Оружиябыло так много, что можно было вооружить для служения Господу столько людей,сколько звезд на небе. Показали ему и предметы, которыми служители Господа когда-то совершалиудивительные деяния. Например, жезл Моисея; молоток и гвоздь, которыми Иаильубила Сисару; сосуды, светильники и трубы, которыми Гедеон привел в бегствополчища мадианитян. Кроме того, была тут острая воловья кость, которойСамегар убил шестьсот человек филистимлян. Он увидел также ослиную челюсть,которой Самсон одержал столько побед; пращу и камень, которыми Давид убилвеликана Голиафа. Наконец ему показали и меч, которым Господь поразитчеловека- грешника. Много важного и интересного увидел Христианин. ...На другое утро Христианин стал собираться в путь, но гостеприимныехозяева уговорили его остаться еще на один день. - И тогда, - пообещали обитатели дома, - мы, если погода будет ясная,покажем тебе Отрадные горы, вид которых вселит в тебя радость, так как ониближе к желанной пристани, чем то место, где ты сейчас находишься. Христианин согласился. На следующее утро они забрались на крышу дома ипосмотрели на юг. Там вдали виднелся ослепительной красоты горный кряж свиноградниками и фруктовыми деревьями по склонам, с фонтанами и ключами, откоторых невозможно было оторвать глаз... Христианин осведомился о названииэтой местности. Они ответили, что это страна Эммануила, которая так жедоступна всем пилигримам, как и дом на этой горе. - И когда ты дойдешь туда, ты увидишь врата в Небесный Град, и пастыри,живущие там, тебе укажут путь к ним. Наконец Христианин сказал, что ему пора, и они уже более неотговаривали его. Спустившись с крыши, они еще раз зашли в оружейнуюкомнату. Там они вооружили его с ног до головы на случай, если ему придетсязащищаться от врагов во время пути. Снаряженный таким образом, он направилсясо своими друзьями к воротам и спросил Бдительного, не проходил ли здесь ещекакой пилигрим? Тот ответил утвердительно. - Не знаете ли вы, как его зовут? - Я спросил его имя, и он сказал, что зовут его Верный. - О, знаю, знаю! Он из одного города со мной. Как вы думаете, далеко онуже отсюда ушел? - Теперь он должен быть у подножия горы. - Благодарю, добрый друг, да будет с тобой Господь и да пошлет Он тебееще больше благ за твою доброту. Он уже хотел попрощаться, но Мудрость, Благочестие, Благоразумие иМилосердие решили проводить его до подошвы горы. Всю дорогу они продолжаливести духовную беседу. - Насколько труден был подъем в гору, - заметил Христианин, - настолькоопасен будет спуск. - Да, - подтвердила Благоразумие, - тяжело человеку спускаться в долинуУнижения, в которую ты теперь входишь, и не оступиться, потому мы и решилипроводить тебя. Христианин очень осторожно продолжал спускаться, но все-таки несколькораз оступился. Когда они все спустились со склона, Христианин, получив от своихспутниц хлеб, бутылку вина и кисть винограда, простился с ними и одинотправился дальше.

Глава девятая Апполион.

В долине Унижения бедному Христианину пришлось туго. Не успел он пройтии несколько метров, как вдруг увидел, что навстречу ему идет ангел бездны поимени АПОЛЛИОН. Завидев Аполлиона, Христианина обуял сильный, почти животный страх. Онне знал, бежать ли ему прочь или ожидать врага на месте. Но он быстросообразил, что спина его не прикрыта защитной броней, и если подставить емуспину, злодею не составит особого труда пронзить его тело огненнымиотравленными стрелами. Христианин решил вступить с ним в бой. Так они ипродолжали идти навстречу друг другу. На страшилище страшно было смотреть.Вместо кожи тело Аполлиона было покрыто рыбьей чешуей (чем он особенногордился), на спине росли огромные, как у дракона, крылья, ноги напоминалимедвежьи. Из живота вырывался огонь и дым, а пасть была подобна львиной.Бросив на Христианина уничтожающий, полный гнева взгляд, ангел бездныобратился к нему: - Откуда ты и куда направляешься? - Я иду из города Гибель, места всех зол, и направляюсь к Сиону. - Значит, ты мой подданный, так как вся эта земля принадлежит мне, и я- царь и бог этой земли. Если б я не надеялся, что ты еще можешь мне бытьполезен, я бы тебя одним ударом отправил на тот свет. - Я действительно родился в твоих владениях, но служба у тебя оченьтяжела и оплата настолько мизерна, что на нее не проживет ни один человек. Ипотому, когда я духовно возмужал, я поступил, как многие благоразумные люди- я стал искать выхода из беды. - Нет владыки, который бы добровольно согласился отдать своихподданных, - грозно сказал АПОЛЛИОН. - Но если ты жалуешься на свою прежнююслужбу и плохую оплату, вернись со мною назад, и я обещаю отдать тебе всесамое лучшее, что у меня есть. - Нет, я уже поступил на службу к другому, а именно к Царю царей. Ячестный человек и не могу вернуться к тебе. - Но нередко бывает так, что те, которые выдают себя за слуг Царя,через некоторое время перестают Ему служить и возвращаются ко мне. И тыпоступи так же, и все еще образуется. - Я поклялся Ему в верности. Как я могу теперь изменить Ему? Ведьпредательство наказуемо, и я буду казнен! - Но ты точно так же поступил со мною, однако я готов простить тебя,если ты согласишься вернуться ко мне на службу. - Обещание тебе я дал еще до своего совершеннолетия. Притом я верю, чтоЦарь, у Которого я теперь на службе, готов забыть и простить мне все, что яделал прежде в угоду тебе. И скажу тебе, ненавистный Аполлион, истиннуюправду, что я люблю свою новую службу и доволен правлением, обществом истраной своего Владыки. Ни за какие богатства в мире я не променяю Егоцарство на твое. И потому отойди от меня, я Его слуга и буду следовать лишьза Ним. - Но взгляни на вещи трезво и подумай, что тебя ждет на твоем пути. Тыведь знаешь, что Его служители, как правило, кончают плохо, потому что онинепокорны мне. Сколько их умерло постыдной смертью! Ты считаешь, что твойВладыка лучше меня и предпочитаешь служить Ему, а Он еще ни разу не покинулСвоего города, чтобы прийти на помощь Своему слуге. А сколько раз я, весьмир об этом знает, либо властию своей, либо обманом спасал верных мне отвладычества Его и стараний Его! Помогу и тебе. - Если Он и несколько медлит со Своей помощью, то лишь затем, чтобыиспытать любовь и веру Своих подданных. А то, что ты рассказываешь остраданиях их ради имени Его - то это самая великая их слава! Они и неожидают на земле избавления от зол, они живут в ожидании славы, которуюполучат, когда их Князь во славе придет со Своими ангелами на землю. - Но с тех пор, как ты поступил к Нему на службу, ты уже был неверенЕму. Неужели, несмотря на это, ты рассчитываешь получить от Него награду? - В чем же, Аполлион, был я Ему неверен? - В самом начале своего путешествия ты пал духом и чуть не утонул втопи Уныния. Ты свернул с правильного пути, чтобы избавиться от своей ноши,вместо того чтобы ждать, пока Он Сам снимет ее с тебя. Ты согрешил, уснув впути, и потому потерял драгоценный свиток. Ты в душе уже решился повернутьназад, когда увидел львов. Рассказывая о своем путешествии и о том, что тывидел и слышал, ты просто ищешь личной славы во всех своих делах и словах. - Все это сущая правда. Я в своей жизни совершил гораздо большедурного, чем ты перечислил. Но Царь, Которому я служу, милосерден и готовмне все простить. Притом, все эти немощи и сомнения одолевали меня еще втвоих владениях, там я стонал под ними, покаялся и наконец получил прощениеот самого Царя. От этих слов Аполлион пришел в ярость и заревел, как лев: - Я враг этого Царя. Я ненавижу Его, и законы Его, и народ Его; япришел сюда, чтобы погубить тебя. - Берегись, Аполлион, и отойди от меня! - мужественно ответилХристианин. - Я иду поистине царским путем к святости. Дай мне дорогу! Но Аполлион приблизился вплотную к Христианину и грозно воскликнул: - Мне страх не ведом! Готовься умереть, ибо я клянусь своим подземнымцарством, что дальше ты уже не пройдешь. Здесь оставишь ты свою душу и своюжизнь! С этими словами он метнул огненную стрелу прямо ему в грудь. НоХристианин ловко прикрылся щитом и избежал таким образом опасности. Когда онпонял, что пришла минута борьбы не на жизнь, а на смерть, он сам двинулся внаступление. Град стрел выпустил Аполлион на бедного пилигрима. Мужественнозащищался Христианин, пока боль и кровоточащие раны на голове, руках и ногахне заставили его отступить. Аполлион с новой силой стал наседать на него. Христианин начал терятьсилы, так как от полученных ран и потери крови сильно ослабел. Аполлион, заметив его изнеможение, схватился с пилигримом врукопашную иповалил его на землю. В этот момент Христианин выпустил из рук свой меч. Изгруди Аполлиона вырвался торжествующий крик: "Теперь ты мой!". С этимисловами он стал душить его с такой силой, что Христианин начал опасаться засвою жизнь. Но Господу было угодно оставить его в живых. Изловчившись,Христианин дотянулся до рукоятки меча. - Не радуйся, ангел бездны! Я встану! - воскликнул Христианин. С этимисловами он так ударил злодея мечом, что тот пошатнулся, словно получилсмертельную рану. Заметив это, Христианин добавил: - Мы победили именем Того, Кто возлюбил нас! Совершенно опешив,Аполлион распустил крылья и улетел прочь. После этого Христианин больше сним никогда не встречался. Невозможно даже представить себе тот дикий рев, который испускалАполлион во время схватки. Стоны и вздохи вылетали из груди Христианина. Нокогда он понял, что своим мечом нанес серьезную рану Аполлиону, он срадостной улыбкой поднял свое просветленное лицо к небу. - Я хочу поблагодарить Бога, Который спас меня от страшных клыков льваи дал мне силы победить это Страшилище. Вдруг с неба протянулась невидимая рука с листьями от Древа Жизни,которые Христианин приложил к полученным ранам. Раны сразу же затянулись. Он сел на землю передохнуть, поесть хлеба и глотнуть вина. Укрепившись,он встал и пошел дальше, держа меч на всякий случай в руках. После долины Унижения начиналась другая долина - долина Смертной Тени,которой Христианину было не миновать, так как путь к Небесному Градупролегал только через нее. Эта долина напоминала пустыню. Пророк Иеремия такописывает ее: "Это земля пустая и необитаемая. Земля сухая, по которой никтоне ходил и где не обитал человек".

Джон Буньян. Путешествие пилигрима

Роман.

Наши рекомендации