Субъективное творчество Креста.
Мы возьмём четыре места из четырёх благовествований: от Матфея 10:34-39: "Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч; ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её".
От Марка 8:32-35 "И говорил о сём открыто (о Своей смерти). Но Пётр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её".
От Луки 17:32-34 "Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит её; а кто погубит её, тот оживит её. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели; один возьмётся, а другой оставится".
От Иоанна 12:24-26 "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю не умрёт, то останется одно; а ели умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой".
Эти четыре места имеют общие черты. В каждом из этих мест Господь говорит о деятельности человеческой души, и в каждом из них Он касается иного облика или иного проявления жизни души. В этих стихах Господь очень ясно указывает нам, что вопрос человеческой души можно разрешить, но для этого есть только один способ - это каждый день нести крест свой, следуя за Господом.
Как мы только что видели, жизнь души, или природная жизнь, о которой идёт здесь речь, значит гораздо больше, чем ветхий человек или плоть, о которых говорится в других местах Писания. Мы старались указать, что в отношении нашего ветхого человека - Бог ясно, определённо это подчёркивает - Он выполнил всё, распяв нас со Христом на Кресте. В Послании к Галатам мы видим, что аспект "распятия" на Кресте упоминается три раза как нечто уже совершившееся. И в Послании к Римлянам 6:6 тоже ясно указано, что " наш ветхий человек был распят", следовательно, если время глагола " был" имеет значение - мы можем это выразить таким образом: "Наш ветхий человек был окончательно и навсегда распят". Это уже было выполнено, и мы должны принять сказанное нам как Божие откровения и верою применить к себе.
Но есть ещё другой аспект Креста, который включает это выражение "каждый день нести свой крест". Я был распят на Кресте; теперь я должен его нести. И "нести свой крест" - это вопрос нашего внутреннего состояния. Это то, что мы подразумеваем, когда говорим "субъективное творчество Креста". Кроме того, это ещё и ежедневное хождение, это следовать за нашим Господом шаг за шагом. Перед нами теперь вопрос нашей души, и заметим, что ударение не то же самое, как оно было, когда речь шла о нашем ветхом человеке. Нам здесь не сказано о "распятии" самой души в таком значении, как если бы наши дарования и наши природные способности, наша личность и наша индивидуальность должны быть полностью устранены. Если бы это было так, то слова, призывающие нас стоять "в вере ко спасению души" (Евреям 10:39), не были бы нам сказаны. Или же эти: "радуйтесь радостью неизречённою и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ" (1Петра 1:8-9). Или "терпением вашим спасайте души ваши" (Лука 21:19). Нет, не в таком смысле мы теряем наши души, потому что это было бы полной потерей нашего индивидуального существования. Наша душа со всеми её природными дарованиями оставлена нам, но Крест должен провести эти дарования через смерть, - Крест должен поставить на этих дарованиях печать смерти Христа - чтобы вернуть их нам потом воскресшими в той мере, как будет угодно Богу.
Это то, что имеет в виду Апостол Павел, когда пишет Филиппийцам, изъявляя своё желание "познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его" (Филиппийцам 3:10). Эта печать смерти всегда на душе, чтобы привести её в полное и постоянное подчинение Духу и чтобы она никогда не действовала самостоятельно, то есть независимо от Духа. Только Крест, действующий таким образом, мог из такого выдающегося человека, как Апостол Павел, с такими умом и природными способностями, о которых он вскользь упоминает в Послании к Филиппийцам 3-ей главе, сделать из него человека, который до такой степени боится собственных сил, что пишет Коринфянам: "Ибо я рассудил быть у вас не знающих ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого; и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (1Коринфянам 2:2-4).
Душа - это местопребывания наших чувств, и мы знаем, какое влияние они оказывают на наши решения и на наши действия! Заметим, что в самих чувствах нет ничего плохого, однако это они порождают в нас естественную склонность к другой личности, что может в результате повлиять неправильно на всё наше поведение. Поэтому, в первом из четырёх приведённых нами мест, Господь предостерегает нас: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня". Мы видим, что путь Креста указан нам, как единственно правильный путь, чтобы следовать за Господом. И Господь тот час добавляет: "Сберегший душу свою потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, сбережёт её" (Матфея 10:39).
В этой тонкой деятельности наших чувств есть тайная опасность сойти с пути Божиего; и главная суть этой опасности - наша душа. Крест должен действовать и в этом, я должен "потерять" свою душу в том значении, какое придаёт этому слову Господь и которое мы стараемся сейчас объяснить.
Многие из нас знают, что значит потерять свою душу. Это означает, что мы не можем больше исполнять её желание; мы не можем больше ей уступать; мы не можем больше ей угождать; это и есть "потеря" души. Мы проходим через тяжёлые переживания, чтобы отучить нашу душу от требований, предъявляемых ею. И надо сознаться, что очень часто неопределённый грех препятствует до конца следовать за Господом. Очень часто мы бываем удержаны на этом пути какой-нибудь скрытой любовью или какой-нибудь вполне естественной привязанностью, которые могут заставить нас сойти с истинного пути. Да, чувства играют большую роль в нашей жизни, и Крест должен войти в нашу душу, чтобы совершить своё творчеств в ней.
Теперь мы перейдём к 8-ой главе от Марка. Я думаю, что это место имеет очень важное значение. Наш Господь по дороге в селение Кесарии Филипповой только что открыл Своим ученикам, что Он должен много пострадать от руки старейшин иудейских и быть убитым. Только Пётр, движимый любовью к самому Учителю, прекословил Ему: "Господи, не делай этого! Пожалей Себя! Дм не будет этого с Тобою!" - Из любви к своему Учителю он умоляет Его пощадить Себя. И Господь осуждает Петра так, как Он осудил бы сатану, потому что Пётр не думал о том, что Божие, а о том, что человеческое. И всем присутствующим там Господь ещё раз повторяет эти слова: "Кто хочет идти за Мною отвергни себя и возьми крест свой и следуй за Мною ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её".
Ещё раз встаёт вопрос о душе, и здесь особенно выступает её желание сохранить себя. Мы видим тонкую политику души, которая говорит: "Если я смогу жить, то буду делать всё, что угодно, я готова на всё; но надо, чтобы я жила!" Как если бы она воскликнула в отчаянии: "Идти на Крест, быть распятой? Но это слишком много! Пожалей себя! Подумай о себе! Неужели ты пойд1шь против самого себя, чтобы следовать за Господом?" Некоторые из нас хорошо знают, что следуя за Господом, нам часто нужно идти против голоса души - нашей души или против голоса других душ - и предоставить Кресту привести и молчанию этот инстинкт самосохранения.
Боюсь ли я Божией воли? Святая женщина, о которой я уже упоминал, и которая так повлияла на течение моей жизни, часто задавала мне этот вопрос: "Любите ли вы волю Божию?" Я не знаю другого вопроса, который так глубоко проникал бы в сердце, как этот. Помню, однажды у неё были затруднения. Она знала, что хочет от неё Господь, и в глубине своего сердца она тоже этого хотела, но ей было трудно исполнить это. И я слышал, как она молилась: "Господи, я признаюсь, то мне это не нравится, но молю Тебя не уступай мне. Потерпи, Господи, - и я уступлю Тебе". Она не хотела, чтобы Господь, сжалившись над ней, уменьшил свои требования к ней. Она ничего другого не желала, лишь только исполнить Его волю.
Иногда, чтобы исполнить Его волю, мы должны быть готовы оставить даже то, что мы считаем хорошим и ценим - да и может быть, даже что - нибудь из Божиего дела. Забота Петра о своём Господе была продиктована природной, душевной любовью. Мы может быть, думаем, что Пётр, который так любил Господа, мог позволить себе упрекнуть Его. Только очень сильная любовь могла побудить Его сделать это! Да, но когда дух чист, освобождённый от всякой примеси чувств души, тогда мы не впадаем в ошибку Петра. Тогда мы распознаём Божию волю, и только в ней мы найдём радость нашему сердцу. И мы не прольём не одной слезинки из сочувствия к нашей плоти. Да, действие Креста проникает очень глубоко, и здесь мы ещё раз видим, насколько его действие должно быть реальным в отношении нашей души.
Господь ещё раз говорит о нашей душе в 17-ой главе от Луки, и на этот раз Он говорит о ней в связи со Своим вторым пришествием. Он говорит о том дне, "когда Сын Человеческий явится", и Он проводит параллель между этим днём и днём, "в который Лот вышел из Содома" (ст. 29-30). Немного ниже Он говорит о "восхищении" этими словами, трижды повторёнными: "один возьмётся, а другой оставится" (ст. 34-36). Но между ссылкой на призыв Лота выйти из Содома и намёком на восхищение Господь произносит эти замечательные слова: "В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад: вспоминайте жену Лотову" (ст.31-32),. Вспоминайте жену Лотову! Почему? - Потому что "кто станет сберегать душу свою, тот погубит её; тот оживит её" (ст.33).
Если я не ошибаюсь, это единственное место в Новом Завете, где говорится о нашем ответе на призыв к восхищению. Может быть мы думаем, что когда Сын Человеческий придёт, мы будем взяты, так сказать, автоматически, потому что мы прочли в Послании к Коринфянам, что мы "...все изменимся вдруг, во мгновении ока, при последней трубе...". Но как бы мы не согласовали эти два места, во всяком случае, сказанное нам в 17-ой главе от Луки должно заставить нас задуматься, так как здесь сильно подчёркнуто, что один берётся, а другой оставляется. Здесь речь идёт о нашей реакции в тот момент, когда будет призыв к восхищению, и поэтому Господь так настоятельно увещевает нас быть готовыми: "И так бодрствуйте, потому что не знаете, в какой час Господь ваш придёт" (Матфея 24:42).
Несомненно, для этого есть причина. Ясно, что призыв к восхищению в последнюю минуту не создаст в нас чудесную перемену без всякой связи с нашим следованием за Господом. Нет, в этот момент откроется, что является истинным сокровищем нашего сердца. Если это Сам Господь, то мы не станем оглядываться назад. Один взгляд, брошенный назад, решит всё. Так легко привязаться к Божиим дарам больше, чем к самому дарующему, - и я добавлю, к делу Божию больше, чем к Самому Богу.
Позвольте мне привести пример. Я сейчас пишу книгу**1938год - Изд. - Я написал уже 12 глав, и мне надо закончить 13-ую главу, из-за которой я взываю к Господу, прося Его помощи. И если бы в этот момент раздался призыв - "Поднимайся ввысь", а моей ответной реакцией будет - "А моя книга?" - то я могу получить такой ответ: "Хорошо, оставайся внизу и заканчивай свою книгу!" Это ценное дело, которое мы делаем на земле "в Его доме", может оказаться достаточным, чтобы задержать нас, как гвоздём прибитых к земле.
Это всё тот же вопрос, жить ли на земле душой или жить по духу. В этом отрывке из благовествования от Луки описана жизнь души занятой земными делами; и заметим, что эти дела не преступные. Господь перечисляет все эти действия, вполне законные: женились, садили, ели, продавали, - и в которых, по существу, нет ничего плохого. Но самый факт быть поглощенными до такой степени, что наши сердца привязаны ко всему этому, будет достаточным, чтобы удержать нас здесь на земле. Единственный способ избежать эту опасность - это потерять свою душу. Это замечательно иллюстрировано поступком Петра, когда на берегу озера он узнал воскресшего Господа. Хотя он вместе с другими учениками вернулся к своим прежним занятиям, он не подумал в этот момент о лодке, ни даже о чудесно наполненных рыбой сетях. Когда Пётр услышал сказанное Иоанном: "Это Господь", тогда - читаем мы - он "бросился в море" (Иоанна 21:7).
Это истинное отношение. Для нас весь вопрос в этом: где моё сердце? Крест должен произвести в нас подлинное отрешение от всего и от всех, кроме Самого Господа.
Но, обсудив всё это, мы обсудили только лишь внешние стороны деятельности души. Душа, попускающая своим чувствам управлять ею; душа, усиливающая в самой себе и желающая вмешиваться во всё; душа, поглощенная земными интересами - всё это только поверхностное, ещё не затрагивающее сердцевины вопроса. Есть ещё нечто более глубокое, которое мы попытаемся сейчас обсудить.
Крест … и много плода!
Прочтём ещё раз это место: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную" (Иоанна 12:24-25).
Мы видим здесь внутреннее творчество Креста, о котором мы уже говорили - о потере своей души - связанным и сравниваем с аспектом смерти Самого Господа Иисуса, изображённого пшеничным зерном, то есть с Его смертью ввиду приумножения. Цель, которая имеется здесь в виду, это плод, много плода. Господь Иисус - пшеничное зерно, в Котором есть жизнь, но "Он пребывает один". Он имеет власть дать Свою жизнь другим, но для этого Он должен вкусить смерть.
Мы знаем путь, пройденный Господом Иисусом. Он вкусил смерть, и Его жизнь возникла во многих других жизнях. Сын умер, и Он воскрес как Первенец среди "многих сынов". Он отдал Свою жизнь для того, чтобы мы могли её принять. В этом аспекте Его смерти призываемся умереть и мы. Этим Господь ясно указывает нам ценность нашего подобия Его смерти, что означает потерю нашей природной жизни и потерю нашей души, чтобы быть теми, которые дают жизнь, которые разделяют с другими новую Божию жизнь, находящуюся в нас. Это путь истинного служения, путь подлинного плода Богу. Как говорит Апостол Павел: "Ибо мы живые непрестанно предаёмся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас" (2Коринфянам 4:11-12).
Итак мы приходим к сердцевине нашего вопроса. Если мы приняли Христа, то в нас есть новая жизнь. Мы все имеем это драгоценное благо, это сокровище в сосуде. Слава и благодарение нашему Господу за Его истинную жизнь в нас! Но почему же Его жизнь так слабо выражена в нас? Почему же на практике Он остаётся один. Почему же Его жизнь не переливается так, чтобы передаваться другим? Почему же она так слабо выражена даже в нашей жизни? Причина, почему так мало признаков этой жизни, тогда как она действительно в нас, от того, что наша душа обволакивает и ограничивает эту жизнь (как верхняя оболочка обволакивает пшеничное зерно), так что новая жизнь не может проявиться. Мы живём нашей душой. Мы работаем и служим нашими собственными природными силами. Мы не живём Божией жизнью. Это наша душа препятствует проявлению Божией жизни. Потеряем всё - это путь полноты.