Разнообразие духовных переживаний.
Вы, может быть, спросите: «Как я буду знать, что Святой Дух почил на мне?» Я не могу сказать, как вы будите это знать. В Слове Божием не описаны ни впечатления, ни переживания учеников в день Пятидесятницы. Мы не знаем в точности, что они ощущали, но знаем, что их чувства и их поведение были не совсем обычны, так как люди, которые их видели, говорили, что они пьяны. Когда Святой Дух нисходит на чадо Божие, то случается нечто такое, чего мир не может ни понять, ни объяснить. Может произойти какое-нибудь необычайное явление, хотя, в сущности, это ничто иное, как потрясающее нас сознание Божиего присутствия. Мы не можем и никогда не должны указывать на какие-нибудь определённые формы переживаний, сопутствующие этому необычайному явлению, но можно сказать с уверенностью, что все те, на ком почил Дух Божий, будут знать об этом.
Когда Святой Дух спустился на учеников в день Пятидесятницы, то было нечто необычайное в их поведении, что Апостол Пётр объяснил всем присутствующим текстом из Священного Писания. В сущности, он им сказал: «Когда Святой Дух спустится на верующих, то они будут пророчествовать, другие будут видеть видения, некоторые будут вразумляемы с нами. Это то, о чём говорил Бог через пророка Иоиля». Но разве Апостол Пётр пророчествовал? Во всяком случае не в таком смысле, как это имел в виду пророк Иоиль. Пророчествовали ли все сто двадцать? Все ли видели ведения? Об этом нам не сказано видели ли они сны? Как могли они видеть, когда никто из них в тот момент не спал. Тогда что же хотел сказать Апостол Пётр, цитируя этот текст, который казалось, совсем не относился к происходящему событию. И действительно, в тексте, на который ссылается Апостол Пётр (Иоиль 2:28-29), сказано, что излияние Духа будет сопровождаемо пророчеством, снами, видениями, а между тем все эти признаки явно отсутствовали в день Пятидесятницы.
С другой стороны пророк Иоиль ничего не говорит о «шуме с неба, как бы от несущегося сильного ветра», ни о «разделяющих языках, как бы огненных», как о признаках, сопутствующих излиянию Духа; а между тем, эти явления произошли в горнице, где находились ученики. Пророк Иоиль также не упоминает о «других наречиях», однако мы читаем, что в день Пятидесятницы каждый слышал их, говорящими на своём родном наречии.
Что хотел сказать Апостол Пётр? Представим себе его, цитирующего текст из Слова Божия, как доказательство того, что всё, происходящее в день Пятидесятницы, есть предвозвещение Иоилем излияние Духа, тогда как ни одно из этих видимых признаков, упомянутых пророком, не было проявлено. Упомянутые в Писании признаки не были проявлены в этот день, а в том, что пережили ученики, не было упомянуто в Писании! Так что ссылка, взятая Апостолом Петром из Писания, скорее опровергала, чем подтверждала сказанное им. Какое объяснение этой загадки?
Вспомним, что Апостол Пётр говорил под действием Духа Святого. Книга Деяния Апостолов была написана по вдохновению Духа, в ней нет ни одного слова, сказанного случайно. В ней не может быть ни одной ошибки, в ней полная гармония. Обратим внимание, что Апостол не говорит: «То, что вы видите и слышите, есть точное исполнение того, о чём говорил пророк Иоиль». Он только сказал: «Это есть предречённое пророком Иоилем» (Деяние 2:16) апостол Пётр говорит этим, что произошедшее в день Пятидесятницы – это то же самое действие Духа Святого, предсказанное пророком Иоилем, только проявленное в другой форме. В сущности, он сказал, что хотя это не является точным исполнением, но это действие того же Духа. Этим через Апостола Петра, Дух Святой подчеркнул, что Его проявления могут быть очень разнообразными. Внешние признаки могут быть многочисленными и разнообразными, и мы должны согласиться, что иногда они бывают очень странными. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же, производящий всё во всех» (1 Коринфянам 12:4-6).
Что пережил Р.А. Торрей, когда после многих лет служения Дух Святой спустился на него? Предоставим ему самому рассказать об этом:
«Я помню точное место в моём кабинете, где, стоя, на коленях, я молился. Это был тихий спокойный момент, один из самых спокойных моментов в моей жизни…Тогда Господь мне сказал, не через уши, а прямо в моём сознании: «Это твоё. Теперь иди и проповедуй». Господь мне уже говорил через 1 Иоанна 5:13-14, но тогда я ещё не знал Библию так хорошо, как я её знаю сейчас, и Бог сжалился над моим незнанием и говорил мне прямо в моём сознании…Я пошёл проповедовать, и с этого дня и по сей день я стал новым служителем…Через некоторое время после этого (я не помню точно через сколько времени) я сидел в моей комнате…и вдруг я начал кричать (а я не привык к этому, характер у меня тихий, но в этот момент я ликовал как самый восторженный методист): «Слава Богу, слава Богу, слава Богу», не имея сил остановиться…Но не в этот момент я был крещён Духом Святым. Я был крещён Духом Святым, когда я принял Его просто верою в Слово Божие»* _________________________________________________________________* «Святой Дух, Его личность и действие» Р.А. Торрей
Внешне проявления Духа в случае с Р. Торрей не были такими, как их описал пророк Иоиль или апостол Пётр, но и то и другое, хотя это и не факсимиле, но тем не менее это действие одного и того же Духа.
А что пережил Д.Л.Муди и как он себя вёл, когда Дух Святой сошёл на него? – «Я вопиял к Богу не переставая , чтобы Он исполнил меня Духом Святым. И вот однажды в городе Нью-Йорке – о! какой день! – я не могу его описать, я редко об этом говорю; это слишком свято, чтобы о нём говорить. У Апостола Павла было переживание, о котором он не мог говорить в течение четырнадцати лет. Я могу только сказать, что Бог открыл мне, и у меня было такое сознание Его любви, что я должен был просить Его, чтобы Он остановил Свою руку. Я продолжал проповедовать, мои проповеди были те же, я не открывал новых истин, однако, сотни людей обращались к Богу. Я не хотел бы вернуться к старому, т.е. к тому, что было до этого благословенного переживания; даже если бы мне предложили весь мир, то для меня это было бы пылинкой на весах»1)
1) Жизнь Д.Л. Муди, описанная его сыном В.Р. Муди.
Внешнее проявление Духа, пережитое Д.Л.Муди, в точности не соответствует описанному пророком Иоилем или Апостолом Петром, или Р.А. Торрей. Но кто может сомневаться в том, что пережитое Д.Л.Муди, это тоже проявление Духа, хотя и в другой форме, что пережили и ученики в день Пятидесятницы? Хотя и иначе выраженное, но сущность переживания безусловна та же, так как это действие того же Духа.
А что пережил великий Чарли Финней, когда сила Духа Святого почила на нём? – «Я получил мощное крещение Святым Духом, совсем не ожидая этого; и не предполагая даже, что это может случиться со мною. Я никогда ничего подобного ни от кого не слышал, не помню даже, чтобы кто – нибудь упомянул о чём – либо подобном. Дух Святой сошёл на меня таким образом, что мне казалось, что Он проник в мою душу и моё тело. Никакими словами не возможно выразить чудную любовь, излитую в моё сердце. Я плакал от любви и счастья»1)
1) Автобиография Чарли Финнея.
Переживания Чарли Финнея не являются репродукцией Пятидесятницы, ни копией того, что пережил Р. Торрей или Д.Л. Муди, но это несомненно проявление того же Духа.
Когда на детей Божиих излит Святой Дух, то переживания одних не похожи на переживания других. Одни получают новую способность «видеть», другие получают способность приобретать души; иные будут провозглашать Слово Божие с силою и властью, а другие будут исполнены радостью ил же переисполнены хвалой и славословием Богу. И всё это проявление одного и того же Духа. Будем славить и благодарить Бога за всякий Его дар в связи со славою Христа. В Божиих путях в отношении Своих детей нет никакого шаблона. Следовательно, из-за наших предрассудков и предвзятых мнений мы не должны заключать творчество Духа в узкие рамки, будь то в нашей собственной жизни или в жизни других. В равной мере это относится и к тем, которые требуют определённое проявление, как «говорение языками», как доказательство того, что Дух Святой был излит на них, а так же и на тех, которые отвергают наличие всякого видимого проявления. Мы должны предоставить Богу свободу действовать, как Ему угодно, и подкреплять Своё творчество признаками по Своему усмотрению, Он – Господь, и не нам предписывать Ему наши постановления.
Возрадуемся тому, что Господь Иисус воссел на престоле, и превознесём Его, так как из-за того, что Он был прославлен, Дух Святой был излит на нас. Если мы примем верою этот совершившийся Божий факт, то мы познаем Его силу с такой реальностью, что можем сказать с полной уверенностью: «Это и есть то, о чём предсказал пророк Иоиль».
Дух, пребывающий в нас.
Теперь мы остановимся на втором аспекте дара Святого Духа, Который как мы это видим из следующей главы нашего изучения – является главной темой 8-ой главы Послания к Римлянам. Это то, что мы называем – Дух, пребывающий в нас. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в нас…» (Римлянам 8:11).
Если мы хотим на опыте в нашей жизни познать силу Духа, излитого на нас, как и силу Духа, пребывающего в нас, являющихся действительно нашими, то для этого, прежде всего нам нужно Божие откровение. И когда мы видим Христа как Господа, вознесённого на небесах на Престол, тогда мы познаем силу Духа, излитого на нас. И когда мы видим Христа как нашего личного Господа – то есть как подлинного Господина всей нашей жизни, - тогда мы познаем силу Духа в нас.
Апостол Павел предложил коринфским христианам откровение Духа, пребывающего в них, как лечебное средство от их духовного бессилия. Очень важно отметить, что христиане в Коринфе были сильно озабоченными видимыми признаками излияния Святого Духа и придавали большое значение «языкам» и чудесам, тогда как их жизнь полная противоречий и являлась оскорблением для имени Господа. Вне всякого сомнения, они получили дар Святого Духа, а между тем они не достигли духовной зрелости. И лечебное средство, которое Бог предложил им от их духовного бессилия, остаётся всё то же самое; Бог т сегодня предлагает его Своей Церкви, как лекарство от той же болезни.
В своём Послании к Коринфянам Апостол спрашивает их: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас» (1 Коринфянам 3:16). Другим верующим он пишет, что молит Бога просветить очи сердец их, «дабы они познали» (Ефесянам 1:18). Знать дарованное нам Богом, было необходимо христианам той эпохи, и это необходимость остаётся насущной и в наши дни. И сегодня мы также нуждаемся, чтобы Бог просветил очи сердца нашего, дабы мы знали, что, Сам Бог обитает Духом Святым в нашем сердце, и что Христос тоже присутствует в Лице Духа Святого. Следовательно, если Святой Дух живёт в нашем сердце, то и Отец и Сын пребывает в нём также. И это не просто теория или учение, а благословенная действительность. Может быть, мы уже осознали, что Он является личностью? Поняли ли мы, что иметь Духа в себе – это иметь в себе живого Бога?
Для многих христиан Дух Святой не реальный. Они считают его просто как влияние – вероятно, как хорошее влияние, но не видит в Нём ничего большего. В своём понятии они смешивают, более или менее, совесть и Дух. Для них это «нечто» обличающее их, когда они плохо поступают, и старающееся научить их быть хорошими. Затруднение коринфских христиан заключалось не в том, что Дух не прибывал в них, а в том, что они не сознавали Его присутствия в себе. Они не отдавали себе отчёта в величии Того, Кто сотворил Свою обитель в их сердцах. Поэтому Ап. Павел им пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Коринфянам 3:16). Да, в этом и заключалось лечебное средство от их духовного бессилия – им просто надо было знать, Кем является Тот, Кто в них.
Сокровище в сосуде.
Знаете ли вы, мои дорогие друзья, что Дух пребывающий в вас, есть Сам Бог? О! Да откроются наши глаза, что бы видеть величие дара Божия! О! Если бы мы осознали, какое богатство возможности сокрыто в наших сердцах. Когда я об этом думаю, то мне хочется кричать от радости: «Дух, пребывающий во мне, не просто влияние, а живая Личность. Это – Сам Бог. Бог вечности пребывает в моём сердце!» Я чувствую себя неспособным описать эту радость, наполняющую меня от этого открытия, что Святой Дух, пребывающий во мне, есть Личность. Я могу только повторять: «Он –Личность!» Повторять ещё и ещё: «Он – Личность! Он Личность!» О! мои дорогие друзья, я хотел бы повторить вам тысячу раз: «Дух Божий во мне есть Личность!» Я только глиняный сосуд, но в этом глиняном сосуде я ношу сокровище неоценимое – Господа славы!
Все беспокойства и мучения детей Божиих прекратились бы, если бы их глаза открылись, и они увидели бы, какое сокровище сокрыто в их сердцах. Знаете ли вы, что в вашем сердце есть всё необходимое, чтобы ответить на требования всевозможных обстоятельств, в которых вы можете очутиться? Знаете ли вы, что там есть достаточно силы, чтобы всколыхнуть весь город, в котором вы живёте? Знаете ли, что там есть достаточно силы, чтобы поколебать вселенную? Позвольте мне сказать вам ещё раз – и я говорю это с глубочайшим уважением: вы рождённые от Духа Божия, вы носите Бога в вашем сердце!
Всякое легкомыслие спадёт с детей Божиих, если они осознают, какое великое сокровище заложено в них. Если в вашем кармане только 2 рубля, то вы можете идти по улице с лёгким сердцем, вы можете весело болтать. Не важно ведь, если вы потеряете эти деньги, они ведь не представляют большой ценности. Но если в вашем кармане будет 20 000рублей, то всё ваше отношение будет другим и ваше поведение также. В вашем сердце будет великая радость, но вы не будете рассеянно прогуливаться по улице; время от времени, замедлив шаг и протянув руку, вы ощупаете ваше сокровище и пойдёте дальше, радуясь вашему богатству.
Во время Ветхого Завета в лагере израильтян было сотни палаток, но среди них была одна палатка не такая, как все остальные. Во всех палатках можно было делать, что угодно: есть или поститься , быть весёлым или серьёзным, или тихим. Но эта особая палатка была местом, где требовались сосредоточенность и страх. Во все остальные палатки можно было войти и выйти, громко разговаривая и весело смеясь, но как приближались к этой особенной палатке, то все инстинктивно проникались уважением и, подходя к ней, склоняли головы в благоговейном молчании. Никто не мог прикоснуться к ней безнаказанно. Кто бы ни посмел это сделать – будь то человек или животное – неизбежно наказывался смертью. Что же особенного было в этой палатке? Это был храм Бога живого. Сама по себе эта палатка не представляла ничего необычайного; снаружи она была сделана из обыкновенного простого материала, но великий Бог избрал её местом Своего жилища.
Понимаем ли мы, что произошло при нашем обращении? Бог вошёл в наше сердце, чтобы сделать из него Своё храм. Во дни Ветхого Завета Бог обитал в храме, сделанном из камней; в наши дни Он обитает в храме, составленном из живых верующих. Когда мы действительно поймём, что Бог из наших сердец устроил Себе жилище, то какое чувство глубокого уважения наполнит наши жизни! Когда мы знаем, что мы являемся храмом Божиим, и что Дух Божий живёт в нас, тогда всякое легкомыслие, всякая фривольность исчезнут, так же как и всякое искание своего. Подлинно ли мы осознали, что всюду, куда бы мы ни пошли, мы носим в себе Святого Духа Божия? Мы не носим с собою просто Библию, ни даже богатое познание о Боге, а Самого Бога.
Многие христиане не познали в своей жизни силы Духа Святого – хотя Он и живёт в их сердцах – по причине их не уважения к Нему. У них нет уважения, потому что их глаза не были открыты на реальность Его присутствия в них. Дух Святой живёт в них, но они этого не осознали. Как это получается, что некоторые христиане живут жизнью победы, а другие живут в постоянном поражении? Это разница происходит не из-за присутствия или отсутствия Духа (ибо Он живёт в сердце каждого чада Божия), а оттого, что одни признали Его присутствие в них, тогда как другие этого не признали. Только искреннее откровение того, что Дух Божий живёт в нашем сердце, может в корне изменить жизнь всякого христианина.