Секретные ритуалы митраизма.

Культ Митры[30]посредника между человеком и персидским божеством Ормаздом[31]был когдато весьма процветающим. Зародившись в Персии, он распространился на Месопотамию, Грецию и в конце концов на Римскую империю, с момента зарождения христианства составляя ему серьезную конкуренцию. С закатом Римской империи христианство одержало победу, но тем не менее поклонники этого ‹солнечного› божества существуют и сейчас, а в Лондоне даже есть храм Митры.

Считалось, что Митра приносит своим почитателям успех в их земной жизни и безмятежное существование в загробном мире. Первоначально его считали добрым духом, представляющим на земле невидимую силу, которая повелевает людскими судьбами; позже (история митраизма измеряется тысячелетиями) - всего лишь одним из двадцати восьми духов, правда, самым важным, так как он способен выполнить любое человеческое желание. Так древнеиранский культ Ахурамазды, высшего существа, был заменен культом одного из его представителей.

Археологические раскопки не дают нам ясного представления о ритуалах и верованиях поклонников Митры. К счастью, ббльшая часть их традиций сохранилась на Востоке - от Индии до Сирии. Поэтому можно составить себе представление о способе мышления приверженцев этого культа и их магических церемониях.

Для митраизма типичны три ритуальных объекта: корона (связь с солнцем, со сверхъестественными силами), молот или дубина (символ созидательной деятельности человека) и бык (представляющий природу, мужскую силу, плодородие). Благодаря правильному пониманию этих предметов и тому, что за ними кроется, простой смертный может возвыситься над окружающей действительностью, подняться, достичь успеха, исполнения всех желаний и, наконец, счастливо жить до конца дней своих. Что же требуется от него? Практически ничего - всего лишь хранить верность богу, который руководит каждой судьбой.

Закат культа, безусловно, частично связан с тем, что число его новых членов было ограничено: слишком мало было тех, кого митраисты считали достойными благодати. Скажем, христианская религия была открыта большей части населения, хотя ее таинства не сразу стали общедоступными. Кстати, некоторые митраистские культы были заряжены такой эмоциональной силой, что оказали большое влияние на чисто церемониальный аспект христианства.

Первая степень митраистского посвящения, или ‹Таинство›, теоретически была доступна любому человеку, способному хранить его секрет и желающему стать ревностным и усердным поклонником культа. Эта ступень носила символическое название ‹Ворон› и символизировала, как говорят современные митраиты, смерть неофита и его возрождение к новой жизни. Она означала конец жизни в неверии и отменяла всякое прошлое подчинение лжекультам. Возможно, слово ‹ворон› связано с древним персидским обычаем выставлять мертвецов на улицу, чтобы те стали добычей хищных птиц. Кстати, этот обычай до сих пор существует в Индии, у парсиев, чьи верования сходны с древней иранской религией - зороастризмом. Ворон не только символизировал смерть, ему также поручалась доставка мертвеца в загробный мир. С этой точки зрения он стоял выше человека, как верующий стоит выше обычных смертных.

Вот в чем состоял ритуал посвящения. Кандидат спускался по семи ступенькам в подземный храм, похожий на пещеру, и там подвергался множеству испытаний. Его преследовали ‹демоны› и ‹дикие звери› - жрецы в звериных шкурах, - его окружали разные устрашающие предметы… В течение трех дней неофиту не давали пищи. Затем, ослабев от голода, он выслушивал рассказ жреца о своих новых обязанностях: отныне он будет обращаться со словом ‹брат› лишь к посвященным, все семейные связи должны быть порваны, самым главным в жизни станет добросовестный труд и поклонение Митре… Заключительная церемония проходила под звон медных тарелок и рокот барабанов. Поднимался занавес, за которым скрывалась статуя бога, несущего быка за задние ноги. Новообращенному объясняли символику этой скульптуры: кроме плодородия, бык представляет собой звериную страсть, но почитатели Митры умели усмирять эту силу и владели секретами самодисциплины.

Один из секретов этой религии заключался в том, чтобы навязать последователю физическое принуждение, которое поможет ему усмирить самого себя и подчинить себе других людей. Это символическое учение о направлении сексуальной силы в разумное русло показывает что митраизм в основном следовал модели всех мистических школ, которые учат, что сила рождается благодаря дисциплине. Необходимо отличать их от оргиастических учений, более примитивных и менее значительных, в которых практиковались безрассудное подчинение инстинктивным порывам, массовая аморальность и т.д.

Неофит выпивал немного вина из медной тарелки. Тем самым он признавал, что этот музыкальный инструмент помогает достичь ритуального экстаза, благодаря которому можно вступить в контакт с ‹высшими силами›.

Посвященные вставали на колени двумя длинными рядами по обе стороны низких каменных скамеек; в окружении жрецов появлялся новообращенный, он проходил между рядами верующих, чтобы участвовать в ‹Хлебной церемонии›. Куски сухого хлеба были разложены на барабане, похожем на тот, в который бьет жрец. Кандидат съедал один кусок, признавая тем самым, что Митра дает людям пищу. До того хлеб некоторое время лежал под лучами солнца, как бы впитывая его силу и плодородие. Вкушая хлеб, последователь учения словно приобщался к самой природе солнца.

Затем новообращенному открывали ‹пароль›, служащий для распознавания своих, и он много раз повторял эти слова, чтобы хорошенько запомнить их: ‹Я съел с барабана и выпил из тарелки; я познал секрет религии›. Эта довольно корявая фраза, приведенная Матернусом, одним из первых христианских писателей, была внушена митраитам, по словам автора, ‹самим дьяволом›.

На второй стадии посвящения, называемой ‹Тайна›, кандидата ввергали в своего рода экстаз, во время которого его заставляли поверить, что статуя бога движется. Вряд ли для этого использовалось какое-то механическое приспособление, так как при раскопках храма Митры не было обнаружено никаких следов машинерии. Затем претендент подходил к идолу и угощал его хлебом и водой в знак полного подчинения богу: ‹С этой простой пищей я кладу к твоим ногам свою жизнь›.

Звание ‹Солдат›, которое присваивали прошедшему эту ступень, очевидно, свидетельствует о том, что главными распространителями культа Митры в античной Персии были именно воины. Во всяком случае можно утверждать, что особой популярностью митраизм пользовался в римских легионах, стоявших в приграничных областях империи.

Затем на лбу посвященного рисовали знак в форме креста, символ солнца; с этой минуты человек этот принадлежал божеству. На кончике меча ему протягивали корону. Он отталкивал ее со словами: ‹Единственная моя корона - Митра›.

Напомним, что персидская корона, послужившая прототипом венцов всех современных монархов, представляет собой позолоченный солнечный диск с отверстием посередине. По периметру корона зазубрена, что символизирует солнечные лучи. Эта форма по-прежнему существует в западной геральдике под названием ‹восточная корона›.

Затем неофита вводят в анфиладу подземных пещер, где он должен проявить себя в символическом сражении с чудовищами и вражескими воинами. Когда эту стадию проходил император Коммод, он действительно убил одного из участников ‹сражения›, хотя, разумеется, все его действия должны были быть чисто символическими.

Через некоторое время удостоенный звания ‹Солдат› мог пройти испытание на право называться ‹Львом›. Его снова вводили в пещеру, где смазывали лоб медом - на предыдущей стадии ‹крещения› использовали воду. Звание ‹Лев› присваивалось лишь тем, кто решался навсегда порвать с миром, чтобы полностью посвятить себя культу. ‹Лев› - своего рода жрец, или, точнее, монах. Его обучали ритуалам и открывали некоторые секреты.

Пройти третью ступень можно было лишь в период, когда солнце находилось в созвездии Льва (21 июля - 20 августа), во время персидского месяца ‹Асад›, что также переводится как ‹Лев›. В митраизме сильна астрологическая традиция, к которой примешивается кабалистическая нумерология. Например, греческие митраисты высчитали, что числовой эквивалент священного слова (которое звучит по-гречески как ‹Меитрас›) - 365, что соответствует количеству дней в солнечном году.

У этой религии была и чисто магическая сторона. Например, поклонники Митры считали, что имя бога и ранг, занимаемый человеком в системе культа, имеют магическую силу; тот, кто хочет добиться исполнения какого-то желания, должен был сконцентрироваться на слове ‹Митра›, готовясь к принятию ритуальной пищи и ударяя попеременно в барабан и в тарелки.

Древнеримские источники приводят множество примеров благотворного воздействия посвящения; митраисты изображаются как цельные, честные люди, достигшие благодаря своей вере морального совершенства. Их достоинства признавали даже идейные противники. Так, Тертуллиан[32]в труде ‹De Corona›, написанном в III веке н.э., ставит митраистов в пример своим собратьям христианам: ‹Вы, соратники Христа, стыдитесь, ибо солдаты Митры сильнее вас. Клянясь в верности своему богу, они отвергают протянутую им корону и держат свою клятву. Верностью своих слуг дьявол срамит нас›.

Всего в митраизме существовало семь степеней посвящения, хотя у некоторых ветвей, более склонных к мистицизму, их было двенадцать. После ‹Льва› следовали ‹Перс›, ‹Гелиодром›, ‹Отец› и, наконец, ‹Отец отцов›. Двенадцатой степенью, очевидно, был ранг ‹Царь Царей›, присуждаемый лишь высшему лидеру, обычно Шахиншаху (‹Царю Царей›) Персии. Этот древнейший культ, послуживший основой многих современных тайных обществ, содержит ряд элементов, типичных для подобного вида организаций. Будучи системой духовного обучения, он дает своим приверженцам возможность войти в реальное или воображаемое соприкосновение с высшими силами. Используя магическую власть, его жрецы заставляют посвященных верить в возможность с помощью магических слов добиться того, что недоступно непосвященному.

Митраизм не был антисоциален: его цели не вступали в конфликт с общей политикой тех стран, где он развивался, он не угрожал существующим порядкам. Отличаясь терпимостью по отношению к другим культам, он не пытался вытеснить их. Ежегодный праздник ‹Рождения солнца›, который митраисты отмечали 25 декабря, перешел в христианскую традицию. Впрочем, нынешние поклонники этой религии утверждают, что христианство не столько вытеснило митраизм, сколько поглотило его, заимствовав некоторые внешние формы и приспособив их к собственным нуждам. Справедливо или нет, но один поклонник Митры, живущий ныне в Англии, сравнивал недавно этот феномен с вытеснением с политической арены либералов, ‹поскольку две другие партии взяли на вооружение их цели и расширили таким образом свою политическую базу. Только нынешние митраисты знают, что было потеряно в результате этого процесса›. Таким образом, у этого древнего божества, которого часто изображают победителем быка или даже человеком с львиной головой, по-прежнему есть поклонники. А солнце продолжает светить.

Гностики.

Множество талисманов и причудливых камней с надписями свидетельствует о могуществе гностических сект, появившихся на Ближнем Востоке вслед за христианством и на протяжении многих столетий остававшихся тайной для непосвященных. Одна из самых любопытных гностических эмблем - фигура Абраксаса, существа с головой петуха, телом человека и змеями вместо ног. Одето это существо словно древнеримский солдат, в правой руке у него меч, а в левой - овальный щит с выгравированными на нем словами ‹Иао› и ‹Сабаотх› - символами власти. Внизу иногда условно изображают молнию.

Кто же такой этот Абраксас? В кабалистической нумерологии его имя соответствует числу 365, то есть количеству дней в году. Для гностиков, у которых не было ни богов, ни идолов, этот образ означал раз'личные стороны того, что составляло высший разум, Всемогущество. Тело - это сам человек. Птичья голова олицетворяет ум и приветствие солнцу, как это делает петух на заре. Солдатская туника - необходимость борьбы; оружие - защита и сила в руках поклонников гнозиса (познания); молот или кнут - власть; две змеи - ‹Нус› (интуиция) и ‹Логос› (понимание).

Гностические наставники с помощью этой фигуры растолковывали ученикам свои теории.

Человек, говорили они, раскрывается в полной мере, лишь развивая силу своего ума. Нужно сражаться, чтобы прийти к гнозису - познанию мистического смысла бытия, а не просто нагромождения фактов. Большое значение уделялось личному мистическому опыту, который посвященный приобретал постепенно, в обстановке строжайшей секретности.

Гностики не ограничивались в своих исследованиях одной-единственной религией, а заимствовали примеры из всех известных им верований, поэтому их называли то христианамиеретиками, то иудеями, пытавшимися подорвать христианство, то последователями персидских солнцепоклонников. Первые христианские отцы церкви пристально изучали этих ‹служителей Мудрости›, поэтому большинство приговоров, вынесенных гностикам, основывается на их свидетельствах. Однако практически никто не исследовал духовный опыт гностиков там, где они работали, то есть в Азии и Северной Африке, где до сих пор сохранились важные и интересные свидетельства их верований и ритуалов.

В основе гностической доктрины лежит принцип невидимой, неощутимой высшей власти. Человек, однако, может вступить в контакт с этой силой и с ее помощью научиться контролировать себя, стать творцом собственной судьбы. Все великие религиозные наставники, по мнению гностиков, находились в контакте с этой властью. Пути достижения слияния с высшей силой - и есть та главная тайна, которую гностики передавали своим ученикам из поколения в поколения; но чтобы быть готовым к такому контакту, надо неустанно тренировать свой разум и тело, пока земная оболочка не очистится настолько, чтобы стать достойным вместилищем для этой силы. Тогда посвященный сможет отождествить себя с высшей властью и в конце концов достигнет своего истинного предназначения, возвысившись над остальными людьми, прозябающими во тьме невежества.

Символы, эмблемы и методы достижения мистической власти в различных гностических сектах неодинаковы, но один элемент остается неизменным: поиск и достижение того, в чем неосознанно нуждается человечество. Гностики утверждают, что в душе каждого мужчины и каждой женщины заключены неудовлетворенные потребности, которые не могут найти своего выражения обычным способом, потому что общество не предлагает ничего, чтобы помочь их осуществлению, и только гностицизм может удовлетворить эту неосознанную жажду. Без него все поиски совершенства в любви, успехов в делах, на профессиональном поприще или в теологии тщетны и обречены на неудачу.

Теории тех гностических школ, которые изучали теологи-христиане, вторичны по отношению к тайным ритуалам и обрядам, помогающим приблизиться к гнозису, к Свету. Слишком многие авторы недооценивали этот момент, пытаясь изучать верования гностиков на основе их трудов и сведений, почерпнутых из третьих источников.

Какова суть гностической доктрины? Прежде всего это вера в необходимость борьбы, приложения всех духовных сил для слияния с высшей силой. Кроме того, это разделение людей на тех, кто навек прикован к земле, к материальному, и тех, кто способен очиститься. Члены секты, разумеется, набирались среди второй категории. Кроме того, гностическое учение включало в себя великое множество и разнообразие методов, позволяющих достичь божественного озарения; для каждого вновь обращенного путь выбирал его наставник. Некоторые гностики считали, что транс и мистических: экстаз освобождают человека от телесных пут, другие же уповали на медитацию и пост. Современный гностицизм, еще существующий на Востоке, рекомендует использовать различные методы в зависимости от темперамента.

Гностики считали себя интеллектуальными аристократами: их знания были доступны лишь узкому кругу избранных. Именно в этом, а не в боязни преследований кроется причина их пристрастия к таинственности. У гностиков были свои пароли: например, пожимая друг другу руки, они определенным образом щекотали ладонь своего собрата. Члены секты всегда по мере сил помогали друг другу в любых жизненных затруднениях.

Их нельзя считать пантеистами; они рассматривали свою доктрину как нечто вторичное по отношению к религиозному опыту, чего не одобряют ни теологи, ни служители церкви, к какой бы вере они ни принадлежали. Гностицизм отличается от других религий и тем, что отдает личности предпочтение перед обществом. Самые просвещенные гностики были без преувеличения выдающимися людьми, настоящими аристократами духа. Они считали, что, если члены их секты достигли определенного благосостояния, это свидетельствует о благополучии всего общества, поэтому гностикам разрешалось примыкать к любой из религий и действовать внутри любых политико-религиозных систем. На протяжении столетий гностицизм оказывал глубокое влияние на умы не только на Востоке, но и в Европе; возможно, их доктрина легла в основу принципов многих других тайных обществ, хотя их члены весьма бы этому удивились.

Первые христианские авторы обвиняли гностиков в разврате и непристойностях. Нет ни малейшего сомнения в том, что многие гностики верили в коллективный экстаз, но все же вряд ли их секретные ритуалы были настолько известны широкой публике, что о них можно было сколько-нибудь объективно судить. Убеждение в том, что некоторые люди способны управлять собственной судьбой и с помощью сверхъестественных сил, безусловно, связано с магическими верованиями. Мириады гностических камней, с выгравированными на них змеями и кабалистическими письменами служили скорее талисманами, чем свидетельствами принадлежности к секте, как это утверждают некоторые авторы: во-первых, эти камни весьма похожи на талисманы, которыми пользовались в других религиозных сообществах, а во-вторых, на них можно прочесть магические послания, или схематические заклинания.

Что касается морали, то в этой области гностики выделяли две категории: добра и зла. На то, чтобы найти равновесие между этими двумя силами, способны, по их мнению, лишь посвященные: никто другой не может сказать, приведет ли то или иное действие в конечном итоге к благу человека или коллектива. Это тайное знание идет от мистической интуиции, которой владеют гностики, приобщившиеся к высшей силе.

Некоторые руководители гностических сект, уверенные, что достигли гнозиса (высшего знания), умножали самые нелепые ереси. Сторонники офитской ветви прославляли змея, искушавшего Еву. Они говорили, что благодаря ему в мире распространилось знание. Базилид учил, что Христос не умер на кресте, а секта каинистов призывала людей уничтожить все материальное, объявляя его низким и грязным по сравнению с духовным началом.

Естественно, именно эти крайности привлекали к себе всеобщее внимание, компрометируя более умеренные учения. Благоговейный ужас, который внушали первым отцам Церкви наименее уважаемые гностики, навсегда закрепился в западной литературе. До сих пор мало кто знает о существовании сторонников различных гностических сект, разбросанных по Ближнему Востоку и даже Западной Европе. Как правило, большинство из них следует несколько видоизмененным идеям Валентина[33]Вот вкратце их суть: материя скорее плоха, чем хороша; человек должен очищаться путем умственной концентрации, и тогда после смерти он достигнет того, о чем мечтал на земле, и соединится с теми, кого любил. Валентин учил также, что все материальное будет уничтожено огнем.

В Иране существуют еще мандейцы - небольшая, но упорная секта; следующая древней форме гностицизма, предусматривающей обряд посвящения, коллективный экстаз и ритуалы, по всей вероятности, похожие на обряды франкмасонов.

Русские скопцы.

Возможно, самым экстремистским тайным обществом новейшего времени были российские и балканские скопцы. Поскольку они практиковали кастрацию как религиозный ритуал, многие считали их сумасшедшими, но новейшие психологические исследования говорят о том, что, очевидно, это явление было реакцией на глубокую внутреннюю несостоятельность слишком уж много приверженцев было у этого противоестественного на первый взгляд движения. Впрочем, возможно, какую-то роль играло здесь внушение.

Конечно, среди множества скопцов, живших от Кавказа до Венгрии, были и сумасшедшие фанатики. Но ‹есть среди них и люди весьма образованные и даже выдающиеся›, пишет изумленный современник.

Культ кастратов и кастраторов черпал свои кадры среди христиан, но его идеи восходили к античности. Аскеты, монахи и отшельники считали, что могут достичь слияния с божественным началом благодаря умерщвлению собственной плоти. Античные поклонники богинь-матерей иногда во время службы приносили в жертву собственные гениталии.

Считается, что у древних проведение мистических ритуалов сопровождалось оргиями и беспорядочными половыми связями, которым отводилась очень важная роль. Но нам известно, что в некоторых культах основной целью было уничтожение полового влечения или его замена экстатическим состоянием. Очевидно, именно это и делали скопцы.

В своей современной форме скопчество появилось около 1757 года, одновременно с сектой хлыстов[34]члены которой бичевали и уродовали себя для достижения религиозного транса. Подобная практика была достаточно распространена в различных тайных сектах. Добровольное членовредительство распространялось, словно зараза, но русское правительство было официально проинформировано об этом явлении только в 1771 году.

Распутин, полубезумный русский мистик, принадлежал к секте хлыстов. Князь Юсупов так описывал их радения: ‹Они утверждают, что вдохновляются словом и воплощают Христа… Это чудовищная смесь христианской религии, языческих ритуалов и примитивных предрассудков… Цель этих церемоний - достижение религиозного экстаза и эротического исступления. После молитвы и пения гимнов члены секты образуют круг и начинают ритмично раскачиваться, затем кружат все быстрее и быстрее… Руководитель церемонии бичует всякого танцора, чей пыл ослабевает. Радения заканчиваются ужасной оргией, когда все участники катаются в экстазе по полу, доходя порой до конвульсий›.

Крестьянин Андрей Иванов был судим и осужден за то, что убедил тринадцать своих товарищей искалечить самих себя. В этом кровавом деле, сопровождавшемся оргией, песнями и танцами, ему помогал некий Кондратий Селиванов, крестьянин из деревни Столбово Орловской губернии.

Процесс проходил в Санкт-Петербурге. Ни судьям, ни публике так и не удалось понять, как люди могут поступать так с собой, не имея на то видимых причин. В конце концов Иванова суд приговорил к наказанию кнутом и высылке в Сибирь, где он. очевидно, и умер.

Селиванов же остался на свободе. Он скрылся в Тамбовской губернии, где продолжал проповедовать свое учение: добиться спасения можно лишь путем высшей жертвы, ‹огненного крещения›. Вскоре у него появились ученик, Александр Шилов, и множество последователей. На частых встречах обращенные доводили себя до дикого и неконтролируемого безумия, призывая друг друга к членовредительству. В 1775 году их предводитель, человек с расплывшейся фигурой евнуха и без следов растительности на лице (результат кастрации), прибыл для распространения своего учения и вербовки новых последователей в Москву. Там его арестовали, били кнутом и сослали в Сибирь, откуда, впрочем, он вскоре сбежал. По решению суда многие его последователи также были высечены и отправлены на каторжные работы в Дортмундскую крепость. Те, кто еще не совершил ритуального оскопления, были взяты под наблюдение и отпущены с условием не проповедовать культ.

Но, к великому изумлению государственных мужей, движение не переставало шириться. В 1797 году Селиванов вновь объявился в Москве. Император, заинтригованный подобным извращением, удостоил его аудиенцией, после которой отправил скопца прямиком в приют для умалишенных.

Вступление на трон Александра 1 - человека, весьма расположенного к мистицизму, - изменило судьбу Кондратия Селиванова. Царь находился под большим влиянием баронессы Крюгенер - довольно странной женщины, верившей в магию и считавшей Селиванова святым. Она вызволила скопца из приюта и ввела его в высшее общество. П^ред Селивановым открылись двери лучших домов, у него появились преданные ученики из всех сословий. Среди них был человек очень влиятельный, оказывавший скопцам разнообразную помощь: государственный советник Алексей Михайлович Еланский, тайный сторонник культа, сам кастрированный и кастрировавший новообращенных.

Вскоре, благодаря стараниям высокопоставленных учеников, Селиванов поселился в роскошном доме в Санкт-Петербурге. Почитатели выполняли любую его прихоть, без устали привлекали в секту новых членов - порой весьма влиятельных - и под его руководством предавались ритуалам, которые, как они считали, принесут им счастье в этом мире и откроют врата в Царствие небесное.

Особняк учителя они величали то ‹Божьей обителью›, то ‹Небесным Сионом›, а то и ‹Новым Иерусалимом›. Селиванова они считали новым воплощением Христа, а того в свою очередь - перерождением более древнего, неизвестного божества. Но переселение души Христа в скопца Селиванова произошло не прямым путем, а через Петра III, родившегося, как утверждали, от незапятнанной девы Елизаветы Петровны.

Ходили слухи, что эта государыня реально царствовала всего два года, а затем уступила место похожей на нее придворной даме, а сама, изменив имя на Акулину Ивановну, полностью посвятила себя культу. Сначала она вроде бы жила у скопческого пророка Филимона (пророками скопцы называли тех, кто убедил двенадцать человек кастрироваться) в Орловской губернии, затем перебралась в святилище у подножия некоей стены, куда паломники приходили поклониться ей вплоть до 1865 года. Говорили, что бывшая императрица перед смертью передаст избранному ею человеку свои божественные дары, среди которых было умение привести скопцов к осознанию божественной общности.

Легенды, ходившие о Селиванове, были не менее удивительны. Родившись в герцогстве Голштинском, он якобы кастрировал с^х)я, едва сформировавшись. Чтобы убедить других людей, что это - единственный путь к 'спасению, он утверждал, что его власть творить чудеса объясняется лишь принесенной им жертвой.

Наследовав трон под именем Петра Ш, он был вынужден жениться. Супруга, Екатерина II, обнаружив его увечье, решила избавиться от мужа; но вовремя предупрежденный император поменялся одеждой с часовым, которого и убили вместо него. Позже Петр стал крестьянином Селивановым. Императрица вскоре узнала о подмене, но ей было выгодней считаться вдовой. Определенная популярность Селиванова среди влиятельных людей служила для его последователей доказательством правдивости этой истории.

В ‹Книге о страстях искупителя› рассказывается, как император Павел 1 вернул Селиванова в столицу, чтобы отдать свою корону, потому что узнал в нем собственного отца. Но дело не сладилось: Селиванов, как можно догадаться, предложил Павлу оскопиться, чтобы приобщиться к истинной вере. Кончилось все тем, что Селиванов очутился в желтом доме по приказу нечестивца-царя, которому собственные гениталии были дороже божественного спасения.

Далее легенда утверждает, что Александр, взойдя на трон и освободив Селиванова, вступил в секту и вовлек в нее свою жену. Достоверно известно, что у Селиванова были покровители при дворе, хотя в правительстве его считали угрозой общественной безопасности.

Когда министрам удалось наконец заключить его в Суздальский монастырь, Селиванов объявил себя бессмертным. Скопцы и по сей день верят, что однажды он вновь объявится, и тогда вся Россия будет кастрирована в соответствии с его учением.

Нынешние приверженцы культа (по крайней мере, еще недавно "их можно было найти на Балканах, в Ливане и Турции) несколько видоизменили учение Селиванова. Каждый член секты вправе завести двоих детей, после чего его все-таки следует кастрировать. Это непременное требование для членов секты.

Селиванов умер в 1832 году, будучи весьма преклонного возраста, в Спасо-Евфимиевом монастыре. Один из его самых ревностных помощников, капитан Созонович, сосланный в другой монастырь, вернулся к православию и открыл самые сокровенные тайны культа настоятелю своего монастыря.

Эта секта обладала какой-то удивительной притягательностью для людей разных национальностей и темпераментов. Один русский доктор составил карту ее распространения на территории России, основываясь на рассказах сектантов, которых одного за другим арестовывали и судили в начале XIX века; из этих карт явно следует, что до 1839 года центры скопчества имелись во всех губерниях многонациональной России - от Черного до Белого моря. В 1822 году учение Селиванова распространялось особенно стремительно: к нему примкнуло большинство столичных сирот, оно укоренилось по всему Крыму…

В середине XIX века император Николай 1 начал суровое преследование скопцов, которых сотнями арестовывали и ссылали в Сибирь. Но это не остановило распространение культа. Центром обращения в скопчество стали Балканы, и все больше людей добровольно лишали себя гениталий. Культ заражал целые профессии (извозчиков, плотников, строителей…).

В 1870 году после нескольких лет затишья, принятого некоторыми за начало конца, культ заявил о себе с новой силой. Скопцам требовались все новые и новые сторонники; но их культ был тайным, и сочетание двух этих моментов породило довольно интересную особенность.

Многие историки утверждают, что членам секты открывали тайну только после кастрации. Надругавшись над собой подобным образом, новообращенный не только доказывал, что он достоин хранить тайну, но и отрезал все пути для возвращения к прежней жизни. По признанию так называемого сумасшедшего скопца, пресловутая тайна якобы давала человеку возможность получить абсолютную власть над другими людьми и даже творить самые настоящие чудеса. Один молодой человек, услышавший разговор своих родителей на эту тему, - надо заметить, что ему удалось сбежать из дома еще до достижения половой зрелости и таким образом избежать ‹блаженства›, уготованного ему родными, - утверждал, что смысл учения состоит в получении человеком божественной власти, якобы приносящей ему несравненно больше удовлетворения, чем подчинение инстинкту продолжения рода. Только пожертвовав половыми органами, можно познать наслаждение великой, ‹настоящей› властью.

До 1902 года в секту принимались лить русские. В 1874 году один журналист горько иронизировал по этому поводу: ‹Может быть, это потому, что ни в одной другой нации не найти больше подобных безумцев?›

Казалось, ничто не может остановить энтузиазм воодушевленных видением высшей власти кастратов. В 1865 году обитатели побережья Азовского моря пожаловались правительству на засилье сектантов, и полиция, нагрянув в скопческую общину, обнаружила там сотни искалеченных мужчин и женщин.

Душой секты была одна ‹пророчица›, крестьянка Бабанина, которой приписывалась способность лечить любую болезнь путем наложения рук, говорить голосами умерших (души которых ‹сидели› в ней) и добиваться путем гипноза милостей для любого человека в России. Конечно, все это пришло к ней после приобщения к истинной вере путем ритуальной операции. Вместе с множеством своих единоверцев Бабанина была выслана в Сибирь, но вскоре обнаружилось, что община на Азовском море - лишь часть значительно более обширного объединения.

Город Моршанск Тамбовской губернии стал местом удивительных галлюцинаций и массового обращения в скопчество. Власть зловещих скопцов неуклонно росла. Вечером 31 декабря 1869 года начальника местной полиции вызвали со светского приема, и слуга одного крупного торговца вручил ему письмо с просьбой освободить трех находившихся в тюрьме женщин - членов секты с обещанием, что они вернутся к завтрашнему утру. К письму были приложены десять тысяч рублей наличными. Полицмейстер немедленно передал дело в уголовный розыск, и торговец, некто Плотицын, был арестован за попытку подкупа, а его дом подвергли обыску.

При обыске было обнаружено, что дом Плотицына на самом деле представляет собой несколько зданий, связанных четырьмя громадными подвалами, в которых нашли огромное количество золота и бумажных денег. Но главным открытием стала обширная переписка хозяина с богатыми купцами из разных районов России, в частности со знаменитым миллионером из Санкт-Петербурга, недвусмысленно свидетельствовавшая о принадлежности всех этих людей к секте, чья деятельность простиралась от подкупа должностных лиц до подготовки государственного переворота. На допросе свидетели признались, что попросили временного освобождения трех женщин, чтобы вызвать ритуальный экстаз у членов секты: ведь присутствие на радении заключенных означало, что каждый сектант может быть в любой момент вызволен из тюрьмы благодаря магической силе. Ничего оригинального в этом способе воздействия на человеческий разум не было, как не было ничего магического и в помощи сектантам со стороны полицейских и тюремщиков, которых скопцам удавалось обратить в свою веру.

Плотицын был лишен прав состояния и выслан в Сибирь вместе с тремя десятками своих единоверцев. Это громкое дело вызвало волну преследований скопцов по всей Российской империи. Более двух лет тянулись судебные процессы, обвиняемыми на которых выступали люди всех сословий. По ходу дела выяснялись такие ужасные подробности, в деятельности секты оказывались замешаны столь высокопоставленные персоны, что все протоколы судебных заседаний были запрещены к публикации.

Преследование секты было продиктовано скорее интересами внутренней безопасности империи, чем религиозными соображениями, поэтому арестованные скопцы практически не подвергались пыткам. Однако их признания и без того дают достаточно полное представление об идеях и методах скопцов.

Способом заслужить вечное спасение считалось ‹огненное крещение›, его также называли ‹Божья печать›. Словосочетание ‹большая печать› было эвфемизмом, обозначающим полное удаление гениталий - высшую форму посвящения. ‹Малая печать› - обычная кастрация. Нормальные сексуальные отношения между _мужчиной и женщиной считались смертным грехом, поэтому каждый неофит был обязан перед посвящением растоптать листок бумаги с собственноручно написанными именами родителей. Заметим тем не менее, что члены некоторых сообществ считали это чисто символическим жестом, означающим официальный разрыв со всеми мирскими связями. Как мы уже отмечали, в некоторых сектах разрешалось до посвящения завести двух детей, в других группах - лишь одного.

Представим себе типичную скопческую религиозную церемонию. Субботний вечер. Мужчины и женщины распевают гимны под руководством одного или нескольких ‹пророков›. Слова в этих песнопениях кажутся варварскими, а завораживающая музыка мало-помалу погружает собравшихся в транс. Во время исполнения гимнов кто-нибудь из руководителей собрания вдруг начинает биться в конвульсиях, выкрикивая бессвязные пророчества. Эти ‹откровения› благоговейно записываются, и затем община старается по возможности следовать им. Радение заканчивается бешеным экстатическим танцем. Самый распространенный танец похож на экзерсисы монгольских шаманов. Вытянутые руки танцора вскидываются вверх и снова опускаются, подчиняясь ритму маленького барабана; тело конвульсивно напрягается. Два шага левой ногой, затем два шага правой-. Музыка напоминает то дьявольские ритмы дикарей, то медленный вальс.

Временами танцор, копируя одного из своих наставни<

Наши рекомендации