Тема 4. Учение о Пресвятой Троице
Догмат о Пресвятой Троице. Догматическое и нравственное значение учения о Пресвятой Троице. Образы и аналогии Пресвятой Троицы в тварном мире. Библейские основания учения о Пресвятой Троице: Священное Писание о Троичности Лиц в Боге; Священное Писание о Божественном достоинстве Лиц Пресвятой Троицы. «Уничижительные места» Священного Писания.
Основные богословские понятия: лицо (prÒswpon), ипостась (ØpÒstasij), природа (fÚsij), сущность (oÙs…a), энергия (™nšrgeia): их содержание, история и соотношение. Вклад Великих Каппадокийцев в уточнение тринитарной богословской терминологии. Критерии различения ипостаси и сущности: критерий свт. Василия (общее и частное) и грамматический критерий свт. Григория (что? и кто?).
Единосущие Лиц Пресвятой Троицы. Собственные имена, ипостасные отношения и ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Учение о монархии Бога Отца. Отец как начало ипостасного происхождения Сына и Святого Духа, как начало природного единства Пресвятой Троицы, как начало энергийного проявления Пресвятой Троицы. Значение учения о монархии Бога Отца для православного богословия. Католическая доктрина Filioque.
Основные тринитарные заблуждения доникейского периода. Монархианство: динамизм и модализм. Богословские достоинства и недостатки триадологии Оригена. Тринитарные споры IV века. Доктрина Ария. Полемика с арианством в IV веке. 1 Вселенский Собор. Учение о единосущии Лиц Пресвятой Троицы. Учение о Пресвятой Троице Великих Каппадокийцев. Духоборчество. II Вселенский Собор.
Учебные пособия и дополнительная литература
Алипий Кастальский-Бороздин, архим., Исаия Белов, архим. Догматическое богословие. — М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — С. 102-157.
Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 129-206.
Давыденков О., свящ. Катихизис: курс лекций. — М., 1998. — С. 53-54; 71-72.
Давыденков Олег, прот.; Емельянов Николай, прот.; Чурсанов С. А. Основная богословская терминология: Учебное пособие. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2010. — 168 с.
Бобринский Борис, протопр. Тайна Пресвятой Троицы: Очерк догматического богословия / Пер. с фр. Б. Бобринского и Е. Ю. Бобринской. — М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, 2005. — С. 300–325.
Богословская конференция Русской Православной Церкви «Пресвятая Троица». Москва, 6–9 июня 2001 г. Материалы. — М.: Синодальная богословская комиссия, 2002. — 292 с.
Иоанн Дамаскин, прп. Философские главы: 4, 9-11, 13, 30, 31, 41–47, 67 // Творения прп. Иоанна Дамаскина: Источник знания. — М.: Индрик, 2002.
Каллист (Уэр), еп. Святая Троица — парадигма человеческой личности / Пер. с англ. А. Кырлежева // Альфа и Омега. — 2002. — № 2 (32). — С. 110–123.
Лосский В. Н. Догматическое богословие // Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. — М.: Центр «СЭИ», 1991. — С. 208–221.
Лосский В. Н. Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице / Пер. с фр. В. Рещиковой // Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сборник статей / Под общ. ред. В. Пислякова. — М.: Свято-Владимирское братство, 2000. — С. 347–376.
Лосский В. Н. К вопросу об исхождении Святого Духа / Пер. с фр. В. Рещиковой // Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сборник статей / Под общ. ред. В. Пислякова. — М.: Свято-Владимирское братство, 2000. — С. 377–389.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. — М.: Центр «СЭИ», 1991. — С. 36-53.
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — Т. 1. — С. 156-348.
Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы / Пер. с англ. В. Марутика. — Минск: Лучи Софии, 2001. — С. 256-269.
Савва (Тутунов), мон. Filioque: ересь или особое мнение? Православное богословие XX века о Filioque. — М.: Изд-во храма св. мч. Татианы, 2006. — 144 с.
1.1. Понятийно-тематический минимум
Триадология, троичный догмат, аналогия Пресвятой Троицы, «Уничижительные места» Священного Писания, лицо, ипостась, природа, сущность, энергия, Отец, Сын, Святой Дух, ипостасное свойство, нерожденность, рождение, исхождение, единосущие, подобосущие, монархия Бога Отца, Filioque, богословие и икономия, субординатизм, монархианство, динамизм, модализм, арианство, духоборчество.
1.2. Вопросы для самопроверки
1. Приведите формулировку троичного догмата.
2. На основании формулировки троичного догмата поясните, в чем заключается троичность Бога.
3. На основании формулировки троичного догмата поясните, в чем заключается единство Бога.
4. На основании формулировки троичного догмата поясните, является ли каждое Лицо Пресвятой Троицы Богом.
5. Можно ли на основании формулировки троичного догмата сделать вывод, что Богов три? Почему?
6. Каково место троичного догмата в догматическом богословии?
7. С какими догматическими учениями связано учение о Пресвятой Троице? Приведите конкретные примеры и поясните их.
8. Каково значение учения о Пресвятой Троице для христианского нравоучения?
9. Можно ли постичь догмат о Пресвятой Троице: а) рассудком; б) в опыте духовной жизни?
10. Почему святые отцы, выражая учение о Пресвятой Троице, прибегают к образам и аналогиям из тварного мира?
11. Приведите примеры образов и аналогий Пресвятой Троицы в тварном мире. В чем заключаются их достоинства и недостатки?
12. Каким должно быть отношение к образам и аналогиям Пресвятой Троицы в тварном мире?
13. Приведите примеры прикровенных указаний на троичность Бога Священном Писании Ветхого Завета.
14. Перечислите имена, указывающие на Сына Божия в Священном Писании Ветхого Завета.
15. Приведите содержащиеся в Священном Писании Ветхого Завета указания на Лицо Святого Духа.
16. Приведите указания Священного Писания Нового Завета на различие Божественных Лиц.
17. Какие указания Священного Писания Ветхого и Нового Заветов подтверждают, что Святой Дух не является безличной силой?
18. Приведите новозаветные свидетельства Иисуса Христа о Его Божественном достоинстве.
19. Приведите свидетельства апостолов Петра, Фомы, Иоанна и Павла о Божественном достоинстве Иисуса Христа.
20. Приведите слова Священного Писания Нового Завета, где Святой Дух прямо именуется Богом.
21. Приведите косвенные указания Священного Писания Нового Завета на Божественное достоинство Святого Духа.
22. Что такое «Уничижительные места» Священного Писания? Кто ссылался на эти места в подтверждение своего учения?
23. Приведите примеры «Уничижительных мест» и их возможные толкования.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
24. Приведите греческие аналоги терминов природа, сущность, энергия, ипостась, лицо.
25. Укажите, какие из терминов до IV века употреблялись как синонимичные: природа, сущность, энергия, ипостась, лицо.
26. Какой вклад в уточнение основной богословской терминологии внесли Великие Каппадокийцы?
27. Укажите, какие из терминов с IV века стали употребляться как синонимичные: природа, сущность, энергия, ипостась, лицо.
28. Поясните, что означает критерий различения ипостаси и сущности как общего и частного: а) в триадологии; б) в антропологии.
29. Поясните, что означает грамматический критерий различения ипостаси и сущности (кто и что): а) в триадологии; б) в антропологии.
30. Чем является природа по отношению к ипостаси?
31. Чем является ипостась по отношению к природе?
32. Может ли природа существовать без ипостаси?
33. Может ли ипостась существовать без природы?
34. Как соотносятся между собой понятия природа, сущность, энергия?
35. Что означает единосущие Лиц пресвятой Троицы?
36. Можно ли считать, что Отцу принадлежит одна часть сущности, Сыну – другая, а Святому Духу – третья? Почему?
37. Можно ли на основании природных свойств Божиих выразить различие Божественных Лиц? Почему?
38. Перечислите собственные имена Лиц Пресвятой Троицы.
39. Укажите отношения по происхождению между: а) Отцом и Сыном; б) Отцом и Святым Духом.
40. Есть ли отношение по происхождению между Сыном и Святым Духом?
41. Что такое ипостасное свойство? На основании чего формулируются ипостасные свойства?
42. Перечислите все ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы.
43. В чем заключается учение о монархии Бога Отца (три основных аспекта)?
44. Правильно ли считать, что Отец выше Сына и Святого Духа, поскольку Он является Их единым началом?
45. Что означает слово Filioque?
46. Сформулируйте сущность римо-католической доктрины Filioque.
47. Укажите неприемлемые с православной точки зрения следствия из доктрины Filioque.
48. Допустимо ли с православной точки зрения утверждать исхождение Святого Духа «через Сына»? Почему?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
49. Перечислите основные проблемы троичного богословия в доникейский период.
50. Какую из этих проблем пытаются решить еретики монархиане?
51. В чем заключается первый способ решения этой проблемы еретиками динамистами?
52. В чем заключается второй способ решения этой проблемы еретиками модалистами?
53. Почему динамистическое и модалистическое понимание Бога неприемлемо?
54. Перечислите богословские достоинства и недостатки триадологии Оригена.
55. Сформулируйте основные положения учения Ария.
56. Приведите сотериологический и логический аргументы, сформулированные святителем Афанасием Великим в ходе антиарианской полемики.
57. На каком Вселенском Соборе была осуждена ересь Ария и догматически закреплено учение о единосущии Сына Отцу?
58. В чем заключается сущность ереси духоборчества?
59. В чем заключается сотериологическая неприемлемость учения духоборцев?
60. На каком Вселенском Соборе была осуждена ересь духоборчества? Какие изменения в этой связи были внесены в текст Символа Веры?
2. Богословское осмысление фрагментов святоотеческих текстов
Григорий Богослов, свт. Слово 31, о богословии 5 и о Святом Духе // Григорий Богослов, свт. Собрание творений: в 2 т. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. — Репринт: СПб., б. г. — Т. 1. — С. 461-462 (фрагмент).
«Чего я не рассматривал сам с собой в любоведущем уме своем, чем не обогащал разума, где не искал подобия для этого, но не нашел, к чему бы дольнему можно было применить Божие естество. Если и отыскивается малое некое сходство; то гораздо большее ускользает, оставляя меня долу вместе с тем, что избрано для сравнения. По примеру других, представлял я себе родник, ключ и поток, и рассуждал: не имеют ли сходства с одним Отец, с другим Сын, с третьим Дух Святой? Ибо родник, ключ и поток не раздельны временем, и сопребываемость их непрерывна, хотя и кажется, что они разделены тремя свойствами. Но убоялся, во-первых, чтоб не допустить в Божестве какого-то течения, никогда не останавливающегося; во-вторых, чтоб таким подобием не ввести и численного единства. Ибо родник, ключ и поток в отношении к числу составляют одно, различны же только в образе представления. Брал опять в рассмотрение солнце, луч и свет. Но и здесь опасение, чтобы в несложном естестве не представить какой-либо сложности, примечаемой в солнце и в том, что от солнца; во-вторых, чтоб, приписав сущность Отцу, не лишить самостоятельности прочие лица и не сделать их силами Божиими, которые в Отце существуют, но не самостоятельны. Потому что и луч и свет суть не солнце, а некоторые солнечные излияния и существенные качества солнца. В-третьих, чтоб не приписать Богу вместе и бытия и небытия (к какому заключению может привести этот пример), а это еще нелепее сказанного прежде. Слышал я также, что некто находил искомое подобие в солнечном отблеске, который является на столе и сотрясается от движения вод, когда луч, собранный воздушной средой и потом рассеянный отражающей поверхностью, приходит в странное колебание, ибо от многочисленных и частых движений перебегает он с места на место, составляя не столько одно, сколько многое, и не столько многое — сколько одно; потому что по быстроте сближений и расхождений ускользает прежде, нежели уловит его взор. Но по моему мнению, нельзя принять и этого. Во-первых, потому, что здесь слишком видно приводящее в движение: но первоначальнее Бога нет ничего, что приводило бы Его в движение, потому что Сам Он причина всего, а не имеет причины, которая была бы и Его первоначальнее. Во-вторых, потому, что и этим подобием наводится прежняя мысль о движении, о сложности, об естестве непостоянном и зыблющемся, тогда как ничего подобного не должно представлять о Божестве. И вообще ничего не нахожу, что при рассмотрении представляемого остановило бы мысль на избираемых подобиях, разве кто с должным благоразумием возьмет из образа что-нибудь одно и отбросит все прочее. Наконец заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих изречениях, иметь руководителем Духа, и какое озарение получено от Него, то сохраняя до конца, с ним, как с искренним сообщником и собеседником, проходить настоящий век, а по мере сил и других убеждать, чтоб поклонялись Отцу, и Сыну, и Святому Духу — единому Божеству и единой Силе. Богу всякая слава, честь, держава во веки веков. Аминь».
- Какие примеры аналогий Пресвятой Троицы в тварном мире приводит святитель Григорий?
- В чем, по мнению свт. Григория, заключаются достоинства и недостатки каждой из приводимых им аналогии?
- Какой вывод формулирует свт. Григорий относительно познания Пресвятой Троицы и выражения учения о Ней?
3. Богословское осмысление богослужебных текстов
«Прииди́те лю́дие, / триипоста́сному Божеству́ поклони́мся, / Сы́ну во Отце́, со Святы́м Ду́хом: / Оте́ц бо безле́тно роди́ / Сы́на соприсносу́щна и сопресто́льна, / и Дух Святы́й бе во Отце́ с Сы́ном прославля́емь: / еди́на си́ла, еди́но существо́, еди́но Божество́. / Ему́же покланя́ющеся вси глаго́лем: / Святы́й Бо́же, вся соде́явый Сы́ном, соде́йством Свята́го Ду́ха. / Святы́й Кре́пкий, Имже Отца́ позна́хом, / и Дух Святы́й прии́де в мир: / Святы́й Безсме́ртный, уте́шительный Ду́ше, / от Отца́ исходя́й, и в Сы́не почива́яй: / Тро́ице Свята́я, сла́ва Тебе́». (Триодь Цветная. Пятидесятница. Великая вечерня. Стихира на Господи воззвах)
- Выделите в данной стихире разделы, которые можно отнести к: 1) учению о Боге в Самом Себе (богословию); 2) учению о Боге в Его отношении к тварному миру (икономии).
- Поясните, как вы понимаете выражение «триипостасное Божество». Соотнесите его с формулировкой троичного догмата. Что означает наименование «Божество»?
- Найдите в тексте указания на ипостасные свойства и ипостасные отношения Божественных Лиц.
- Найдите в тексте указания на предвечность ипостасных свойств.
- Найдите в тексте все фрагменты, выражающие учение о единосущии Божественных ипостасей.
- Какие свойства Божественной природы можно выделить на основании данного текста?
- Что означает «сопрестольность» Сына Отцу?
- Найдите в тексте все фрагменты, выражающие учение о монархии Бога Отца. Какие аспекты учения о монархии Бога Отца выражены в данной стихире?
- С какими богословскими учениями связаны слова «во Отце́»? К каким ипостасям Пресвятой Троицы они относятся?
- К каким из Божественных ипостасей относятся обращения: 1) «Святый Боже», 2) «Святы́й Кре́пкий», 3) «Святы́й Безсме́ртный»?
- С какими богословскими учениями связаны слова «Святы́й Бо́же, вся соде́явый Сы́ном, соде́йством Свята́го Ду́ха»?
- Поясните, как вы понимаете слова «Святы́й Кре́пкий, Имже Отца́ позна́хом». Приведите слова Священного Писания, выражающие это же богословское положение. (Мф. 11, 27 (Лк. 10, 22); Ин. 8, 19; 12, 45; 14, 7-9; Кол. 1, 15; Евр. 1, 3).
- Соотнесите текст стихиры с православным учением об исхождении Святого Духа и с римско-католической доктриной Filioque.
«Свыше показуя единственную богоначальных в триех Ипостасей державу, отче, рекл еси равнодетельному Твоему Сыну и Духу: придите, сошедше, языки их слияим» (Воскресная полунощница, глас 1. Тропарь канона)
«Нераздельное Существом, неслитное Лицы, богословлю Тя, Троическое едино Божество, яко единоцарственное и сопрестольное, вопию Тебе песнь великую, в вышних трегубо песнословимую» (Страстная седмица. Среда. Малое повечерие. Тропарь трипеснца)
«Кто разве Тебе иный Твоего знает Отца? Или кто кроме Тебе весть час, или день? У Тебе бо сокровища премудрости вся внутрь суть, Христе Боже» (Страстная седмица. Понедельник. Великое повечерие. Тропарь трипеснца)
«Вся веси, вся знаеши Иисусе яко имеяй все в Себе Отеческое достояние Божественне, и всего Духа всаждена носяй в себе, соприсносущнаго Отцу» (Страстная седмица. Понедельник. Великое повечерие. Тропарь трипеснца)
«Человека естеством осуществовавыйся Христе от Девы, Лазарево Ты погребение навыкнути вопрошал еси яко Человек, не неведый яко Бог, идеже лежаше» (Суббота Ваий. Утреня. Тропарь канона)
«Дух Святы́й бе у́бо при́сно, и есть, и бу́дет: / ниже́ начина́емь, ниже́ престая́й, / но при́сно Отцу́ и Сы́ну счине́н и счисля́емь: / Живо́т, и животворя́й, / Свет, и све́та пода́тель, / самоблаги́й и исто́чник благосты́ни: / Имже Оте́ц познава́ется, и Сын прославля́ется, / и от всех познава́ется, / еди́на си́ла, еди́но счета́ние, / еди́но поклоне́ние Святы́я Тро́ицы» (Пятидесятница. Великая вечерня. Самогласен на Хвалитех)
«Дух Святы́й Свет и Живо́т, / и живы́й исто́чник у́мный, / Дух прему́дрости, Дух ра́зума, / благи́й, пра́вый, у́мный: облада́яй, / очища́яй прегреше́ния: / Бог и боготворяй, / Огнь и от Огня́ происходя́й: / глаго́ляй, де́яй, разделя́яй дарова́ния, / Имже проро́цы вси, / и боже́ственнии апо́столи с му́ченики венча́шася, / стра́нное слы́шание, / стра́нное виде́ние, / огнь разделя́яйся в подая́ние дарова́ний» (Пятидесятница. Великая вечерня. Самогласен на хвалитех)
«Единаго Бога по существу чту, три Ипостаси пою определительне, иныя, но не инаковыя: понеже Божество едино, в триех Лицех, ибо Отец, и Сын, и Божественный Дух» (Страстная седмица. Среда. Малое повечерие. Тропарь трипеснца)
«Иже источник, и корень Отец сый, яко виновен, иже в Сыне, и Святем Твоем Дусе, срасленнаго Божества трисолнечный сердцу моему источи свет, и причастием осияй, богодетельнаго сияния» (Воскресная полунощница, глас 2. Тропарь троичного канона).
«Един Бог убо Троица, ни Отцу изступившу в сыновство, ниже Сыну пременившуся во исхождение, но свойственная и обое Свет, Бога, три славлю во веки» (Страстная седмица. Понедельник. Великое повечерие. Тропарь трипеснца)
«Безначален еси Отче, несозданен еси Сыне, сопрестолен и Душе, едино три Естеством, и три Лицами, един Бог истинный» (Страстная седмица. Вторник. Великое повечерие. Тропарь трипеснца)
«Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице, трое сущая и едино, Отче, Сыне и Душе, единый Боже, приими пение от бренных язык, якоже от уст пламенных» (Страстная седмица. Понедельник. Великое повечерие. Тропарь трипеснца)
«Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице нераздельней, единице по Существу: яко Свету и Светом, Животу и Животом, животворящему и просвещающему концы» (Страстная седмица. Среда. Малое повечерие. Тропарь трипеснца)
«Отца, и Сына, и Духа Святаго вси единомудренно, вернии, славословити достойно помолимся, Единицу Божества, в Триех сущую Ипостасех, неслиянну пребывающу, просту, нераздельну и неприступну, Еюже избавляемся огненнаго мучения» (Страстная седмица. Пятница. Утреня. Блаженны)