Тема 2. Учение о Богопознании
Понятие о Богопознании. Учение о Божественных трансцендентности и имманентности. Естественное и сверхъестественное Богопознание. Пути естественного богопознания. Сверхъестественное Богопознание в Ветхом и Новом Заветах. Понятие об апофатическом и катафатическом богословских методах. Основные апофатические свойства Божии. Основные катафатические свойства Божии. Антропоморфизмы Священного Писания.
Споры о характере и границах богопознания в 4 веке: евномианская доктрина, учение о Богопознании Великих Каппадокийцев и святителя Иоанна Златоуста. Споры о характере и границах богопознания в 14 веке: доктрина Варлаама Калабрийского, учение святителя Григория Паламы о Богопознании.
Учебные пособия и дополнительная литература
Алипий Кастальский-Бороздин, архим., Исаия Белов, архим. Догматическое богословие. — М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — С. 52-102.
Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 70-128.
Давыденков О., свящ. Спор о границах богопознания в XIV в. // Богословский сборник. — №8. — М.: ПСТБИ, 2001. — С. 37–56.
Иванов М. С. Богопознание // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 5.— 2002. — С. 476-486.
Каллист (Уэр), еп. Паламитские споры / Пер. с англ. К. Б. Михайлова // Альфа и Омега. — 2002. — № 4 (34). — С. 190–212.
Лосский В. Н. Апофатическое богословие в учении Дионисия Ареопагита // Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сборник статей / Под общ. ред. В. Пислякова. — М.: Свято-Владимирское братство, 2000. — С. 45–66.
Лосский В. Н. Богословие света в учении св. Григория Паламы // Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сборник статей / Под общ. ред. В. Пислякова. — М.: Свято-Владимирское братство, 2000. — С. 82–111.
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — Т. 1. — С. 102-155.
Михайлов П. Б. Естественное богопознание в греческой патристике // Философия религии. Альманах. — М.: ИФ РАН, 2007. — С. 247–263.
1.1. Понятийно-тематический минимум
Божественная трансцендентность, Божественная имманентность, богопознание, естественное богопознание, сверхъестественное богопознание, апофатический богословский метод, катафатический богословский метод, апофатическое свойство Божие, катафатическое свойство Божие, антропоморфизм.
Теория имен, сущность, энергия, споры о Фаворском свете, нетварная энергия.
1.2. Вопросы для самопроверки
1. Познаваем ли Бог? Ответ подтвердите цитатами из Священного Писания.
2. Определение богословской антиномии. Примеры богословской антиномии.
3. С чем связано использование антиномий в богословии?
4. С какой антиномией связано православное учение о богопознании? Почему необходимо одновременно утверждать оба положения этой антиномии?
5. Что такое трансцендентность и имманентность?
6. Богопознание и цель человеческой жизни (Деян. 17, 26-28).
7. Богопознание и спасение.
8. Богопознание и единство с Богом.
9. Богопознание и образ жизни.
10. Богопознание и Божественное Откровение.
11. Определение естественного богопознания.
12. Три пути естественного богопознания.
13. Определение сверхъестественного богопознания.
14. Отличие Ветхозаветного сверхъестественного богопознания от Новозаветного.
15. С какой антиномией связано использование в богословии апофатического и катафатического методов?
16. Что утверждается посредством апофатического метода?
17. Что утверждается посредством катафатического метода?
18. Определение апофатического свойства.
19. Примеры апофатических свойств. Что утверждается или отрицается посредством каждого из них?
20. Определение катафатического свойства.
21. Примеры катафатических свойств. Что утверждается или отрицается посредством каждого из них?
22. Примеры антропоморфизмов в Священном Писании и их истолкование.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
23. Кто является автором теории имен?
24. Сущность евномианской доктрины.
25. Основное положение учения Евномия о богопознании.
26. Сотериологическая неприемлемость учения Евномия о богопознании.
27. Перечислите святых отцов IV века, разработавших православное учение о богопознании.
28. Привлекая термины сущность и энергия, раскройте православное учение о богопознании, сформулированное в IV веке (одной фразой).
29. Сущность учения Варлаама о богопознании.
30. Почему споры XIV века о характере и границах богопознания названы спорами о Фаворском свете?
31. Кому принадлежит разработка православного учения о богопознании в XIV веке?
32. Какой вопрос в учении о богопознании был уточнен в XIV веке?
33. Привлекая термины сущность и энергия, раскройте православное учение о богопознании, сформулированное в XIV веке (одной фразой).
34. Основные положения учения святителя Григория Паламы о богопознании.
35. Сотериологическое значение учения о нетварных Божественных энергиях.
36. Можно ли Божественную энергию именовать Богом?
37. Соотношение понятий Божественная энергия и благодать.
38. Содержание понятий сущность и энергия.
39. Противоречит ли Божественной простоте различение сущности и энергии?
40. Является ли богопознание ущербным по причине недоступности Божественной сущности?
2. Богословское осмысление фрагментов святоотеческих текстов
а) Василий Великий, свт. Письмо 226 (234). К Амфилохию // Святоотеческие тексты догматического содержания. Хрестоматия к спецкурсу по Догматическому богословию / Cост. и коммент. Д. В. Новиков; Вступ. ст. М. В. Асмус, диак. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. — С. 14-15 (фрагмент).
«То ли чествуешь, что знаешь, или то, чего не знаешь? Если ответим: что знаем, тому и поклоняемся, у них готов иной вопрос: какая сущность поклоняемого? Если же признаемся, что не знаем сущности, снова, обращаясь к нам, говорят: следовательно, поклоняетесь тому, чего не знаете. А мы говорим: слово «знать» многозначительно. Ибо утверждаем, что знаем Божие величие, Божию силу, премудрость, благость и Промысл, с каким печется о нас Бог, и правосудие Его, но не самую сущность. Поэтому вопрос ухищрен. Ибо кто утверждает, что не знает сущности, тот еще не признается, что не знает Бога, потому что понятие о Боге составляется у нас из многого, нами исчисленного. <…> Но действования многоразличны, а сущность проста. Мы уже утверждаем, что познаем Бога нашего по действованиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Ибо хотя действования Его и до нас нисходят, однако же сущность Его остается неприступною. Но говорят: «Если не знаешь сущности, то не знаешь и Бога». Скажи же наоборот: «Если утверждаешь, что знаешь сущность, то не познал ты Самого Бога». Ибо укушенный бешеным животным, видя в сосуде пса, видит не больше здоровых. Напротив того, жалок тем, что думает видеть, чего вовсе не видит. Поэтому не дивись его обещанию, но признай жалким его безумие. Итак, признавай за шутку эти слова: «Если не знаешь сущности Божией, то чествуешь, чего не знаешь». А я знаю, что Бог есть. Но что такое есть сущность Его, поставляю сие выше разумения. Поэтому как спасаюсь? Чрез веру. А вера довольствуется знанием, «яко есть» Бог (а не что такое Он есть) «и взыскающим Его мздовоздаятель бывает» (Евр. 11:6). <…> Когда поклонился Авраам? Не тогда ли, как был призван? Где же засвидетельствовано в Писании, что он постиг при сем Бога? Когда поклонились Ему ученики? Не тогда ли, как увидели, что тварь покорена Ему? Ибо из того, что море и ветры повиновались Ему, познали Его Божество. Итак, вследствие действований – знание, а вследствие знания – поклонение. Веруешь ли «яко могу сие сотворити? Верую, Господи, и поклонися Ему» (ср.: Мф. 9:28; Ин. 9:35, 38). Поклонение следует за верою, а вера укрепляется силою. Если же говоришь, что верующий знает, то, в чем верует, в том и познает, или обратно: в чем познает, в том и верует. Познаем же Бога по Его могуществу. Почему веруем в познанного и поклоняемся Тому, в Кого уверовали».
- Найдите в тексте и перечислите катафатические свойства Божии, рассматриваемые святителем Василием Великим.
- Какую богословскую задачу решает святитель Василий Великий, указывая эти катафатические свойства?
- Кратко сформулируйте сущность учения святителя Василия Великого о богопознании.
- На кого указывает и что означает пример «укушенного бешеным животным»? С какой целью святитель Василий приводит этот пример?
- Поясните слова «вследствие действований – знание, а вследствие знания – поклонение».
б) Григорий Богослов, свт. Слово 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя // Григорий Богослов, свт. Собрание творений: в 2 т. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. — Репринт: СПб., б. г. — Т. 1. — С. 524-525 (фрагмент).
«Бог всегда был, есть и будет или, лучше сказать, всегда есть, ибо слова "был" и "будет" означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему, а Сущий — всегда. И сим именем именует Он Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Как некое море сущности, неопределимое и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве, одним умом (и то весьма неясно и недостаточно, не в рассуждении того, что есть в Нем Самом, но в рассуждении того, что окрест Его) через набрасывание некоторых очертаний оттеняется Он в один какой-то облик действительности, убегающий прежде, нежели будет уловлен, и ускользающий прежде, нежели умопредставлен, столько же осиявающий владычественное в нас, если оно очищено, сколько быстрота летящей молнии осиявает взор. И сие, кажется мне, для того, чтобы постигаемым привлекать к Себе (ибо совершенно непостижимое безнадежно и недоступно), а непостижимым приводить в удивление, через удивление же возбуждать большее желание, и через желание очищать, и через очищение соделывать богоподобными; а когда сделаемся такими, уже беседовать как с присными (дерзнет слово изречь нечто смелое) — беседовать Богу, вступившему в единение с богами и познанному ими, может быть, столько же, сколько Он знает познанных Им (1 Кор. 13:12)».
- Найдите в тексте и перечислите апофатические свойства Божии, рассматриваемые святителем Григорием Богословом.
- На какое имя Божие, открытое Моисею, указывает святитель Григорий? На какое место Священного Писания он ссылается? (Исх. 3, 14). С каким Божественным свойством святитель Григорий соотносит это имя?
- Привлекая соответствующую богословскую терминологию, поясните слова «не в рассуждении того, что есть в Нем Самом, но в рассуждении того, что окрест Его».
- Что святитель Григорий понимает под «владычественным» в человеке?
- Какое условие умного созерцания указывает святитель Григорий?
- Сформулируйте, в чем, согласно святителю Григорию, заключается сотериологический смысл постижимости и непостижимости Бога.
- Доступна ли, согласно святителю Григорию, полнота богопознания для человека, достигшего полноты богоподобия? Каким свидетельством Священного Писания подтверждает святитель Григорий свой ответ на данный вопрос? Поясните ответ на данный вопрос, используя антиномические богословские формулировки.
3. Богословское осмысление богослужебных текстов
«Свете неизменный, Слове, Света Отца нерожденна, в явленнем свете Твоем, / днесь на Фаворе Свет видехом Отца, Свет и Духа, / Светом наставляющаго всю тварь» (Преображение. Светилен).
«Сокровенную молнию под плотию существа Твоего, Христе, / и Божественнаго благолепия на святей показал еси горе, Благодетелю, / просияв сущим с Тобою учеником, / и, разумевше нестерпиму сущу славу Твою, – Свят еси, – возопиша, / яко, неприступен сый, виден был еси плотию мирови, / Едине Человеколюбче» (Преображение. Утреня. Седален по полиелеи).
«Ты на горе законней и на Фаворстей / виден был еси Моисеем во мраце древле, / во Свете же ныне неприступнем Божества» (Преображение. Утреня. Тропарь канона).
«Тя, присносущное сияние, во Отечестей славе / ученицы яко видевше возсиявша, Христе, Тебе вопияху: / во свете Твоем пути наша направи» (Преображение. Утреня. Тропарь канона).
«Свете тихий святыя славы, безсмертнаго Отца небеснаго, святаго блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: темже мир Тя славит» (Вечерня. Неизменяемое песнопение).
Тема 3. Священное Предание
Понятие о Священном Предании. Священное Писание о Священном Предании. Три уровня Священного Предания. Церковь как единственная верная истолковательница Священного Писания и хранительница Священного Предания. Соотношение Священного Писания и Священного Предания. Понятие о Священном Писании, правила его чтения. Канон Священного Писания. Богодухновенность Священного Писания. Признаки того, что Священное Писание является Словом Божиим. Формы Священного Предания. Их отношение ко всей полноте Божественного Откровения.
Учебные пособия и дополнительная литература
Алипий Кастальский-Бороздин, архим., Исаия Белов, архим. Догматическое богословие. — М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — С. 31-41.
Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 46-69.
Давыденков О., свящ. Катихизис: курс лекций. — М., 1998. — С. 3-7; 21-31; 33-38; 45-49.
Лосский В. Н. Предание и предания / Пер. с фр. В. Рещиковой // Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сборник статей / Под общ. ред. В. Пислякова. — М.: Свято-Владимирское братство, 2000. — С. 513–544.
Тихомиров Б. А. Богодухновенность // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 5.— 2002. — С. 442–447.
1.1. Понятийно-тематический минимум
Священное Предание, Священное Писание, богодухновенность, канон Священного Писания, форма Священного Предания, символ веры, исповедание веры, вселенский собор, поместный собор, правило веры, литургическое предание.
1.2. Вопросы для самопроверки
1. Определение Священного Предания.
2. Священное Предание и Божественное Откровение.
3. Священное Предание как цепь передач. Кто является первым звеном этой цепи?
4. Значение Священного Предания для Церкви.
5. Почему не все Божественное Откровение вошло в Священное Писание?
6. Три уровня Священного Предания.
7. Почему Церковь является единственной верной истолковательницей Священного Писания и хранительницей Священного Предания?
8. Священное Предание и Святой Дух.
9. Является ли Священное Писание частью Священного Предания?
10. Верно ли утверждение, что Священное Писание выше Священного Предания?
11. Каково соотношение Священного Писания и Священного Предания?
12. Основные отличия Священного Писания от Священного Предания.
13. Определение Священного Писания.
14. Существует ли «чистый смысл» Священного Писания?
15. Правила чтения Священного Писания.
16. Кто является автором Священного Писания?
17. Что означает богодухновенность?
18. Что называется каноном Священного Писания?
19. Когда был утвержден канон Священного Писания Ветхого и Нового Заветов?
20. Перечислите пять признаков того, что Священное Писание является Словом Божиим.
21. Какие существуют формы Священного Предания?
22. Какие формы Священного Предания входят в правило веры?
23. Три критерия, по которым богослов считается отцом Церкви.
24. Какие формы можно выделить в Литургическом Предании?
25. Особое место Евхаристии в Священном Предании.
26. Взаимосвязь форм Священного Предания.
27. Заключается ли в каждой форме Священного Предания часть Божественного Откровения?