Чинопоследование Литургии и элементы её исторического развития.
Греческое понятие lietourgiva [литургия] имело в античное время значение общественной службы или государственной повинности, позже могло обозначать любой вид служения. Это понятие стало восприниматься как какое-либо общее дело, могло быть обозначением любого собрания людей объединенных какой-либо общей задачей и интересом. В последствии в христианской традиции это понятие вошло в обиход, обозначая собрание людей, объединенных общим религиозным служением и, в частности, оно стало использоваться для обозначения богослужебного собрания членов Церкви; в конечном итоге это понятия в восточно-православной традиции стало применяться исключительно для обозначения богослужения Евхаристии. На западе за понятием «литургия» сохранилось более широкое значение, в смысле всякого общего религиозного служения, что может быть относимо как к богослужениям, так и к социальной и просветительской деятельности Церкви. Служение Евхаристии в западной традиции стало именоваться месса(т.е. мирная). Такое название происходит от слова, взятого из латинского возглашения священника в завершении Евхаристии Ite, missa est – что значит «идите в мире» (в славянской Литургии – это возглас «с миром изыдем» перед заамвонной молитвой).
Согласно современной практике Литургию в восточно-православной традиции условно разделяют на три основные части:
I. Проскомидия;
II. Литургия Слова (Оглашенных);
III. Литургия Верных.
9.4.1. Проскомидия.
Начальная (подготовительная) в современной практике часть Литургии называется проскомидия. Это понятие происходит от греческого глагола proskomivzw, имеющего значение «приношу», «привожу», и буквально означает «приношение». Функциональным назначением проскомидии является приготовления хлеба и вина для освящения за Литургией. Аналогичным по значению словом просфора – от греческого глагола prosfevrw – «приношу», «подношу», называют специальные хлебцы, употребляемые на Литургии. Современный вид просфоры представляет собой двучастный квасной хлеб с печатью наверху. В нынешней практике для литургии используются 5 основных просфор: Агничная ( -тье) для причастия), Богородичная, девяти чинов святых, за живых и за усопших (см. далее на рисунке). При этом подразумевается, что хлеб для литургии – единый, что характерезуется единством расположения частиц на дискосе вокруг Агнца. У греков эта идея подчеркнута использованием одной большой просфоры с пятью печатями (см. рис). Кроме этого у греков чинопоследование проскомидии несколько отличается от русской практики, в частности, у них в обязательном порядке в третьей просфоре поминаются бесплотные силы, русская практика о них на проскомидии вовсе не упоминает. Есть и некоторые иные, менее существенные, отличия.
Множественность просфор и поминаний за литургией вошли в практику не сразу, к примеру, известно, что помимо основного евхаристического Хлеба к концу IV веказа богослужением по местам стали приносить просфору в честь Богородицы. Эта практика, в скором времени стала частью традиции. В редакциях литургии ап. Иакова сохраняется порядок, согласно которому проскомидии с использованием нескольких просфор не предусматривается, приносится только единый Агничный хлеб, преломляемый надвое. Весь хлеб и вино к богослужению приносили сами верующие, отсюда и название - «приношение». Специальное место, куда приносились вещества, именовалось «предложение» (греч. - profevsei"). Лучшее из принесенного использовалось в литургии. Хлеб и вино к литургии готовили диаконы.
Поминаний имен по запискам, к которым мы сегодня привыкли, тоже не было. Как вариант поминаний в V-VI веках, появляются диптихи (за живых и усопших) с именованиями церквей и святителей (соответственно живых и почивших), за которыми подразумевались все чада той области, предстоятелями которой они являются. Но эти диптихи читались, как правило, в завершении евхаристической молитвы, что в исторических условиях богословских споров подчеркивало ортодоксальность поминаемых и указывало на то с какими лицами и Церквями данная Церковь находится в евхаристическом общении.[130] Значительно позже, начинает зарождаться традиция подачи верующими отдельных личных поминальных записок на проскомидию, но истоки этой практики, как мы видим, лежат ранее - в общих ходатайственных поминовениях в контексте евхаристических молитвословий. В древнейшей молитве предложения, сохраняющейся до сего дня на проскомидии, поминаются «принесшие и ихже ради принесоша», т.е. и те, кто непосредственно участвовал в приношениях, и те, с памятью о ком приношения сделаны, но без упоминания конкретных имен.
Участие в приношении не крещенных в древности не допускалось, посему проскомидия являлась начальным элементом Литургии верных. Историческое место проскомидии находилось непосредственно перед «Херувимской песней», лишь после того, как оглашенные покидали помещение храма. Сегодня отголоском такого порядка является практика совершения проскомидии на архиерейских богослужениях, когда священник, совершающий приготовление хлеба и вина перед началом Литургии не довершает проскомидию до конца, и лишь архиерей во время «Херувимской» оканчивает приготовление. При этом сам служащий епископ на «великий вход» с перенесением даров не идёт, но принимает переносимые Дары в царских вратах и поставляет их на престол. Издревле обязанность совершения приготовления хлеба и вина к литургии лежала на диаконах, а в конце VII-VIII веках совершение проскомидии от диаконов постепенно перешло к священникам. Проскомидию стали совершать во время пения литургийных антифонов, а вскоре, к XIIв., она оказалась смещена в самое начало богослужения за пределы литургии Слова и замкнулась в отдельную маленькую приготовительную службу, совершаемую в алтаре и завершающуюся отпустом.
К XI веку складывается более-менее четкая практика использования нескольких просфор на Литургии, но ещё отличная от современной. В Византии при константинопольском патриархе Николае Грамматике (1084-1111) было установлено использование 4-х просфор: «одна представляла Христа, другая – Богоматерь, третья – архангелов и все ангельские чины, четвертая – Иоанна Предтечу, всех апостолов, пророков, исповедников и святых. Дополнительные просфоры могли приноситься за живых и умерших».[131]В последующие три века оформляется развернутое последование чина проскомидии, продолжающее сохранять различные поместные особенности, по сути сохраняющиеся по ныне. Число просфор в это время варьировалось. В последствии укрепилась традиция служения на пяти просфорах (на востоке - одна с пятью печатями), а в практике Русской Церкви дониконовского времени использовали даже до 7 просфор (отдельная просфора приносилась за царя).
Согласно практике древности в качестве приношений к храму несли различные дары, значительная часть которых шла на общие трапезы. Но в скором времени были запрещены иные приношения кроме хлеба, вина и масла. То есть приносить в храм следовало только те вещества, которые могут иметь богослужебное применение, о чем свидетельствуют 3-е Апостольское правило и 24-е правило Карфагенского собора.[132] Сегодня, к сожалению, степень соучастия прихожан в евхаристических приношениях сведена к минимуму. Просфоры санкционировано приобретаются для Литургии в епархии, так что рядовой верующий может лишь пожертвовать денежную сумму на покупку просфор, но не может, к примеру, сам их испечь и принести к проскомидии. Корзина для пожертвований, находящаяся в храме возле панихидного столика служит сбором продуктов для служителей храма (в лучшем случае – на общую трапезу). Единственно возможным для прихожанина остается пожертвование хорошего вина для евхаристии.
жертвенник приготовленный
К проскомидии
Использование Вина за Литургией в традиции закрепилось непременно в разбавленном с водой виде. По древневосточной практике вино смешивали с водой в соотношении: одна часть воды к двум частям вина. Надо сказать, что в практике сирийского и армянского богослужения использовали и не смешенное с водой легкое сухое вино. В нынешней русской практике на проскомидии смешивание вина с водой осуществляется чисто символически – воды добавляется очень не много, у греков – воды добавляется больше. Кроме этого, вскипяченная горячая вода (так называемая «теплота») добавляется в Чашу после освящения Святых Даров, что указывает на «теплоту веры» и живость Крови Христовой, которая становится теплой. В сирийской практике и в древних редакциях Литургии ап. Иакова «теплота» в Чашу не добавлялась.
Вино должно быть натуральное, красное. Хотя в практике Церквей известно об использовании белого вина. Такая традиция сохраняется в Румынской Православной Церкви. На поместном соборе РПЦ в начале ХХ века говорилось о возможности служения на белом вине, и даже на виноградном или каком-либо ином красном соке, при этом хлеб допустимо использовать не только из пшеничной муки, но и из ржаной, но только в экстренных случаях.