Соучастие в богослужении. Миряне и Клирики.
Сегодня отдельный верующий, приходя в храм, не чувствует себя участником и совершителем богослужения, не знает, что он, составляя Церковь со всеми другими, призван в этом акте выразить Её. Верующий любит обряды, символы, атмосферу храма, это питает его душу, но эта любовь не жаждет понимания истинного смысла богослужения, которое является выражением, созиданием и исполнением Церкви. Существенный принцип богослужения должен заключаться в том, чтобы участие народа Божьего в нем было «реальным», т.е. имеющим как внутреннее, так и внешнее выражение. Оно не должно быть пассивным, верующий не должен участвовать в богослужении подобно человеку, посещающему театр, купившему билет и программку, и безучастно наблюдающим за разворачивающимся на его глазах действом. Каждый христианин призван к сознательному и деятельному участию в спасении и освящении мира, в том числе и через совершение богослужения, как соучастии в жизненно необходимом процессе богообщения, ведущем к обожению.
Основанием литургической роли и священного достоинства христианина является его принадлежность к «царственному священству» (1Пет.2:9), - в силу крещения и миропомазания, совершаемого в древности через епископское рукоположение, каждый христианин имеет право и обязанность участвовать в богослужении. Из этого полного онтологического равенства некоторые избраны и утверждены божественным действием в качестве епископов, священников, диаконов (т.е. священнослужителей). Они взяты от единого народа Божия, не составляя особой структуры над ними, являясь органической частью церковного организма, - на рукоположенного священника возложена функция: председательствовать в общине верных, объединяя их священную молитву, а совершителем богослужения выступает не только епископ или священник от имени всего собрания, как это было в Ветхом Завете, а вся собравшаяся за богослужением община верных, главою которой является Сам Христос, как глава Тела Церкви.
Предстоятелем за Евхаристическим собранием верных являлся епископ. Поэтому, один из принципов Церковности апостольского времени, выраженный священномуч. Игнатием Богоносцем: «без епископа нет Церкви», т.е. Евхаристического собрания, как выражения Церкви. Предстоятель и община верных взаимно обуславливают друг друга и лишь в своей целокупности являют собой Церковь. В современной практике, когда местные евхаристические общины возглавляются иереями, подразумевается, что епископ объединяет священническую молитву всех верных в собрании через благословение Антиминса.
Степень соучастия в богослужении рядовых членов Церкви на сегодня сведена до минимума. Характерно, что ещё в византийскую эпоху выделились лишь два полюса народа Божия, которые якобы еще сохраняют харизматическое достоинство: христианский царь, защищающий Церковь и именуемый “епископом внешним“, а также монахи и священство, жизнь которых целиком посвящена интересам Церкви, особым образом выделяются лики святых канонизированных церковью. Простым верным не находится святого места, и они, к глубокому сожалению, оказываются в «профанной» пустоте, большинство верных отождествляется с вещами мира сего, отсюда появляется негативное определение –мирянин. Это тот, кто способен только лишь на пассивное восприятие, ему нечего функционально делать в храме, кроме денежного пожертвования, поскольку у него нет служения, нет харизмы. Он практически остается вне церковного служения, что со временем стало способствовать тому, чтобы клерикально оттеснить рядовых верующих от участия в богослужебных действиях, - ударение постепенно переносится на исключительное и фактически самодавлеющее значение духовенства, как тайносовершителей. Молитвенное присутствие народа сохраняет всю свою важность посколько Таинство совершается для него, для его освящения; в византийскую эпоху стал наблюдаться переход от идеи соборного литургического акта, «запечатывающего» Евхаристическое преломление хлеба, к идее индивидуально-освятительного участия за богослужением, имеющего отношение к личному благочестию, но не к экклезиологическому (церковному) статусу причащающегося.[3]
Изначально в христианской Церкви столь жесткого разграничения между клириками и мирянами не было.ПонятиеКлирос(греч. klh'ro") дословно означало –жребий, доля, удел. В древности религиозное служение осуществлялось по чередам и жребию, - см. Лк 1:8-9. Апостол Петр всех христиан называет клиром, - «…наследием (klhrwn) Божиим…», - см. 1Пет 5:3. В апостольскую эпоху все именуются учениками, святыми, верными, составляющими единый организм служения Церкви в зависимости от тех или иных харизматических даров. В ранних христианских письменных источниках упоминаются такие харизматические служения как апостол, учитель, пророк, пресвитер. КIV веку в число церковных степеней включались: епископы, пресвитеры, дьяконы, верные (греч. laov" - народ) и оглашенные (готовящиеся принять крещение), о чём свидетельствуют блаж. Иероним, Августин, Климент, Феофил Александрийский…
Под клиром подразумевали различные специальные служения при храме, которые являлись частными видами общего служения - это привратник, чтец, певец, дьякон, пресвитер, епископ. Они стали называться - клир (klh'ro"), в отличие от народа (laov"), но здесь трудно определить границу между клиром и народом т.к. привратник, чтец и певец для нас сегодня определялись бы как «миряне», хотя архиерейское посвящение в чтеца существует и поныне, существует также посвящение в иподиакона. Со временем граница между клириками, как служителями алтаря, и «мирянами», к сожалению, стала чрезмерно отчетливой.
Сегодня, согласно Уставу, в Русской Православной Церкви клириками (или причтом) считаются все служащие на приходах по указу правящего архиерея священники, диаконы и псаломщики. При этом псаломщик – это должность, в которой на практике может числиться диакон. А современное посвящение в чтеца носит, в большей степени, формальный характер. В реальности псаломщик на приходе, являющийся членом причта, может и не иметь посвящения в чтеца.