Глава 26. Одержимый дьяволом

В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:

Оставь! что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас. Знаю тебя, кто ты, святый божий.

Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. Марк, 1:23-26.

Весьма по-разному в те дни относились к Иисусу в Назарете и Капернауме: если в первом городе Христа терпеть не могли, то во втором он уже приобрёл славу маститого чудотворца.

Варфоломей, любимчик Иоанн и три других ученика рассказывали всем, кто хотел их слушать, многозначительную историю с сыном царедворца. Они старались вовсю, и уже на следующий день многие сбежались посмотреть на бродячего исцелителя.

Этот следующий день был субботой, днём покоя, еврейским воскресеньем, когда святоши неукоснительно являются в синагогу.

В субботу богослужение начиналось с раннего утра. Иисус не преминул явиться в синагогу в час «пик», когда народу там было больше всего. Любопытные стекались толпами. Каждый устраивался поудобнее и выискивал такое положение, в котором мог бы со всем вниманием вкушать необычайное красноречие, готовое излиться из божественных уст.

Иисус одёрнул складки хитона, разгладил воротник и засучил рукава. Ходячее Слово готовилось к основательному словоизлиянию.

Предварительно Иисус прокашлялся, чтобы прекратить передвижку стульев в синагоге. Когда желаемый результат был достигнут, стало так тихо, что можно было слышать, как муха пролетит.

Отступив на шаг, ходячее Слово провело рукой по бородёнке, опустило божественный подбородок на божественную грудь, затем шагнуло вперёд, выбросило руки эффектным жестом и произнесло следующие очаровательные фразы:

— Дамы и господа! Сегодня перед вами выступает отнюдь не закалённый в словесных битвах боец, как вы, без сомнения, полагаете, а потому я с самого начала прошу у почтеннейшей публики снисхождения. Нет, уважаемые дамы и уважаемые господа, я не оратор!

Воспитанный и вскормленный в семье плотника, я не мог с младенческих лет впитать с молоком матери мёд сладкоречия и желчь риторики. Пусть книжники и фарисеи занимаются словесными вывертами, а я буду счастлив и горд, если моя безыскусная речь хотя бы в какой-то степени привлечёт к себе ваше внимание...

На секунду он приостановился, чтобы оценить эффект своего вступления. Большинство мужчин, восхищённых столь скромным и сдержанным началом, сидело с разинутыми ртами. Женщины строили Иисусу глазки и шушукались:

— Какой милый предсказатель! Он просто восхитителен! Какое пьянящее изящество стиля! Он очарователен! Он божествен!

Иисус был удовлетворён — и продолжал:

— Благодарю вас, дамы и господа, за милостивое снисхождение. Я приложу все усилия, чтобы не обмануть ваших ожиданий.

Новая пауза с многозначительным покашливанием. Затем, сразу перейдя к делу, Иисус воскликнул:

— В жизни каждого народа наступает мгновение, когда гусеница превращается в куколку, а из куколки вылетает бабочка. Соприкоснувшись с божеством, народ стряхивает с себя вековое оцепенение, поднимается и шагает вперёд, на завоевание новых горизонтов.

Вчера никому не известный тёмный бедняк сегодня вдруг начинает излучать ослепительное сияние, а блистательный богач смущённо уходит в тень.

— Превосходно! Восхитительно! — зашептались наиболее восторженные слушатели.

— В такое мгновение глас божий касается не только оболочки душ, но проникает вглубь, в святая святых сердец и разливает в них благоухание веры. На грешников внезапно нисходит вдохновение, они осознают, что пора сбросить цепи и исполнить предписанный свыше долг, который...

Тут Иисуса остановил громкий вопль, раздавшийся из угла синагоги. Ходячее Слово поперхнулось на полуслове.

Слушатели повскакали с мест и полезли на стулья, пытаясь разглядеть наглеца, посмевшего прервать столь блистательную речь.

— За дверь крикуна! Выгнать в шею нахала! — раздались возмущённые возгласы.

— Вернуть ему деньги за вход и пусть убирается! — визжали дамы.

Иисус простёр над толпою руки, пытаясь восстановить тишину. Однако крикун продолжал испускать дикие вопли, жестикулируя как сумасшедший. Всеобщая сумятица усиливалась.

Внезапно один из присутствующих, видимо наделённый большей проницательностью, нежели остальные, узнал буяна и крикнул:

— Да это же бесноватый, одержимый дьяволом!

Такое сообщение никого не, удивило: людей, с которыми дьявол сыграл злую шутку, вселившись в их тело, в ту эпоху можно было встретить довольно часто во всех публичных местах, даже в храмах.

Сегодня не стало одержимых дьяволом, и нам трудно представить, как выглядели эти прихожане. Остаётся лишь положиться на учёных богословов, которые описывают таких одержимых со всеми подробностями.

Тщетно доктора всевозможных медицинских факультетов уверяют, что факт одержимости отдельных индивидуумов дьяволами, или бесами, не подтверждается новейшими исследованиями; тщетно современная наука твердит, что состояние, в которое впадают так называемые рабы Сатаны, на самом деле является результатом умственного расстройства, — церковь плюёт на медиков и на науку.

А в подтверждение своей версии церковь ссылается на многочисленные случаи столь отдаленной давности, что проверить их, к сожалению, уже невозможно.

Говорят, некогда были одержимые, которые с помощью вселившихся в них бесов совершали вещи поистине феноменальные.

Если верить богословам, досконально изучившим данный предмет, происходило это обычно следующим образом.

С утра пораньше дьявол являлся к лицу, которым намеревался завладеть. Для этого он принимал вид полузверя-получеловека, например человеко-собаки или человеко-жабы. Когда несчастный бывал в достаточной степени напуган и впадал от ужаса в оцепенение, дьявол входил в него через рот.

«Обосновавшись в теле одержимого, — пишет один из авторитетных отцов церкви, епископ Сегюр, — дьявол становится его полновластным господином. Он колет несчастного, гложет его, раздирает ему сердце и внутренности и мучает его всевозможными способами.

При этом он издает гнуснейшую вонь: от одержимого разит серой или старым козлом. Иногда, — чаще всего это бывает с женщинами, — дьявол заставляет свои жертвы изрыгать непристойную брань. Некоторых одержимых он поднимает на воздух и переносит в ад, где они с ужасом наблюдают мучения проклятых душ.

Других одержимых дьявол превращает в животных, в деревья или плоды. В ярости он может даже испепелить несчастного, однако некоторые одержимые бесами всё же излечиваются и обретают прежний вид благодаря святой воде и молитвам священников. Многие одержимые живут среди мерзких гадов ползучих или трупов.

Бывали среди них и такие, кто по собственной воле продавал свою душу Сатане и кровью подписывал с ним договор. Эти несчастные заранее обречены на вечные муки. И есть, наконец, одержимые, которые не испытывают никаких страданий: это те, кто пользуется покровительством князя тьмы.

Дьявол их защищает, учит их делать золото, открывает им будущее и тайны преисподней, а также наделяет их способностью творить чудеса, конечно, не святые, а с помощью чёрной магии и колдовства. Души этих потатчиков дьявола тем более обречены и потеряны безвозвратно».

Одержимый из Капернаума явно принадлежал к категории жертв самого зловредного нечистого духа. Он корчился на полу, сопровождая вопли непристойными телодвижениями.

Этот бесноватый незаметно пробрался в синагогу вместе с толпой, однако слова сына голубя не замедлили оказать на его жильца — дьявола — своё действие, и тот выдал себя с головой.

Бесноватый, не в силах более сдерживаться, разразился чудовищной бранью, обвиняя сладкоречивого пророка во всех смертных грехах. В конечном счёте, он был не так уж виноват, ибо устами его говорил сам чёрт.

Сначала скандальное поведение бесноватого возмутило толпу, но постепенно все успокоились: во-первых, одержимый не отвечал за свои слова и поступки, а во-вторых, зрелище было в достаточной мере захватывающим. Схватка дьявола с пророком, что может быть занимательнее?

Иисус, божество с головы до ног, был заранее уверен в своей победе. Он позволил бесноватому высказаться, а затем потребовал, чтобы его подвели поближе.

— Чего ты хочешь? — обратился сын голубя к одержимому.

— Оставь нас в покое — вот чего мы хотим! — ответил тот. — Что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас? Знаю, знаю, кто ты такой; ты — святой божий!

Это дьявольское признание в конечном счёте могло только польстить Иисусу: оно констатировало его божественное происхождение. Набожные комментаторы евангелия утверждают, что Сатана заговорил так с перепугу, подобно бичуемому рабу, который под плетями восхваляет своего хозяина, надеясь его разжалобить.

Тем не менее, Иисус отверг эту лесть. Он подошёл прямо к одержимому и, угрожая вселившемуся в него бесу, строго приказал:

— Замолчи и выйди из него!

«Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него» (Марк, 1:26).

Зрелище было, наверное, весьма странное.

Несчастный едва не вывихнул челюсти, выпуская из себя дьявола, а затем поднялся и сел как ни в чём не бывало. Даже на теле его, столько времени служившем обиталищем для сатанинских сил, не осталось ни малейшего следа.

Восхищению присутствующих не было границ. Из обычного колдуна Иисус сразу превратился в чудотворца.

У евреев было великое множество бесноватых, и для изгнания из них бесов существовала довольно сложная церемония, которая Иисусу не понадобилась. Например, Иосиф Флавий рассказывает, что дьявола извлекали через нос одержимого с помощью кольца из волшебного корня.

В таких случаях бесноватый катался по земле, а дьявол, чтобы доказать, что он действительно из него вышел, должен был опрокинуть все сосуды с водой, расставленные вокруг на определённом расстоянии.

Итак, Иисус обошёлся без обычного священного ритуала.

Ему было достаточно произнести несколько слов, чтобы владыка тьмы выскочил из захваченного им тела. И при этом одержимый полностью излечился, хотя способ лечения был проще простого.

«Что это? — вопрошали друг друга ошеломлённые капернаумцы. — Что это за новое учение? Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются ему!» (Марк 1 стихи 21-27).

Глава 27. Чудеса в решете

При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям.

И он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что он Христос. Марк, 1:32-34.

Так одним махом Иисус приобрёл солидную репутацию, во всяком случае в Галилее.

Однако наш бог был не таким человеком, чтобы на этом успокоиться. Тем более, что у него в запасе имелось полное решето других чудес.

Едва Иисус вместе с толпою восхищённых капернаумцев вышел из синагоги, к нему устремился Симон-Камень и воскликнул так, чтобы его услышали все окружающие;

— Господи, беда стряслась!

— Что такое? — спросил Иисус.

— Ты знаешь, господи, что моя семья живёт в Вифсаиде?

— Знаю.

— Но семья жены моей живёт здесь.

— В самом деле, припоминаю: ты мне рассказывал, что женился на девице из Капернаума... Так в чём дело, старина, ты с ней несчастлив?

— Я сейчас не о ней...

— Так о ком же?

— О своей тёще. Старушка подхватила где-то горячку, и я боюсь, как бы она не преставилась.

— Твоя тёща?

— Да, господи.

— Ничего не понимаю. Заболела тёща, и ты из-за этого портишь себе кровь? Странно...»

— И вовсе не странно, господи! Моя тёща всем тёщам тёща — истинный клад.

— То есть тёща, на тёщ не похожая?

— Вот именно, господи. Добрая старушка дорога мне, и я прошу тебя исцелить её.

— Не могу тебе отказать, старина. Веди меня к этой феноменальной тёще! Симон-Камень, не дожидаясь повторного приглашения, направился к дому больной, и сын голубя последовал за ним.

Вскоре они вошли в дом. Это была скромная хижина. Тёща, о которой шла речь, лежала на жиденькой подстилке и бредила: горячка трепала её не на шутку.

При виде Иисуса больная понесла уже совершеннейшую чушь, однако миропомазанный не обиделся. В общем-то он был добродушным парнем.

— Видишь, она уже не знает что говорит, — пробормотал один из сыновей рыбака Ионы, — Эта её горячка нас всех беспокоит. В бреду она болтает такое, что хоть святых выноси. И так с утра до вечера и с вечера до утра.

— Да, это серьёзно, — согласился Иисус. Он пощупал у больной пульс, а затем обратился к горячке точно так же, как к нечистому духу в синагоге.

— Горячка! — воскликнул он. — По какому праву вселилась ты в тело этой превосходной женщины?

Однако язык у горячки, видимо, был не так хорошо подвешен, как у нечистого духа, и она ничего не ответила.

— Горячка, горячка! — снова возгласил Иисус. — Ты что молчишь? Почуяла, кто я такой? А ну пошла вон! Да пошевеливайся!

Произнеся эти слова, он схватил больную за руку, приподнял её и одним своим прикосновением вернул измождённому телу и силы и жизнь. «Подойдя, он поднял её, взяв её за руку; и горячка тотчас оставила её, и она стала служить им» (Марк, 1:31).

Итак, горячка исчезла, не оставив даже обычной в таких случаях слабости. В тот же миг тёща Симона-Камня поднялась на ноги и, вспомнив про горшок на плите, побежала на кухню, чтобы снять пену с бульона.

Ещё через несколько минут здоровая как лошадь тёща уже накрывала стол и потчевала своего зятя и всю честную компанию.

Это было уже вторым чудом подряд. Капернаумцы не успели опомниться.

— Господи, возможно ли такое? — судачили кумушки. — Что же это за человек, который одним своим словом изгоняет бесов и болезни? Теперь уже все смотрели на Иисуса как на волшебника экстракласса, но никто даже не подозревал, что своей способностью творить чудеса он обязан божественному папе-голубю. Впрочем, объясни он толпе, что его отец — птичка небесная, и это никого бы не удивило.

Как бы там ни было, всевозможные больные, прослышав о чудесных исцелениях, совершённых Иисусом, задрожали от радости и загорелись надеждой избавиться, наконец, от своих страданий.

Однако им пришлось ждать, пока солнце не зайдёт и день не окончится, потому что суббота у евреев считалась священным днём отдыха, когда человек по закону не мог даже вправить себе вывихнутую ногу: это ведь тоже была работа!

Но едва солнце зашло, улицы Капернаума заполнились толпами калек.

Горожане никогда ещё не видели подобной процессии; они словно очутились в каком-то кошмарном царстве уродов!

Малярики тряслись всем телом, бесноватые бились в эпилептических припадках, сумасшедшие корчили мерзкие рожи на потеху городской детворе, большинство выставляло напоказ отвратительные язвы и уродливые опухоли, несчастные, одержимые пляской святого Витта, вертелись в жутком хороводе, среди которого везли на тележках неподвижных паралитиков. На этом карнавале не хватало только обезглавленных с собственными головами под мышкой.

Вскоре бурлящая толпа осадила дом Симона-Камня, где, по имевшимся сведениям, остановился великий врачеватель.

— Равви! Равви! — взывали калеки. — Сжалься над нашими страданиями! Исцели нас!

Иисус не заставил себя долго упрашивать. Учитывая, что чудеса ему ровным счётом ничего не стоили, торговаться с несчастными просителями было бы просто неприлично.

Итак, выстроив пациентов, Иисус начал приём.

Он прикасался к страждущим рукою и излечивал их одним словом, — проще не придумаешь!

Когда подходила очередь бесноватого, Иисус приказывал бесу покинуть захваченное им тело. Нечистый дух изрыгал в ответ такие хулы, что волосы шевелились даже у лысых, однако не смел ослушаться и выходил прочь через рот или через ноздри. При этом чёрт не забывал воскликнуть:

— Ангел меня побери, ну и силён же ты, если сумел одним словом выставить меня из моего жилища... Поистине ты не простой пророк, а сын божий!

Ходячее Слово не слишком обольщалось подобными комплиментами.

Напротив, оно было оскорблено тем, что нечистые духи так бесцеремонно разоблачают его божественное инкогнито. Евангелие подчёркивает, что он угрожал дьяволам и запрещал им говорить о том, что они знают, то есть о том, что он Христос.

С первого взгляда такое поведение может показаться странным, однако достаточно немного поразмыслить, чтобы понять, насколько оно было логичным.

Выдавая себя за простого смертного, Иисус восхищал современников как непревзойдённый исцелитель, и наоборот, если бы они узнали его истинное происхождение, все его чудеса не принесли бы ему никакой славы. Для того, кто из ничего создал целый мир, излечить лихорадку или выпрямить искривлённый позвоночник не ахти какое достижение!

Миропомазанный занимался исцелениями целую ночь. Он не отступал перед самыми сложными случаями. Какой бы увечный или больной к нему ни являлся, он простирал руку — и недуг исчезал.

Такое изобилие чудес заставило призадуматься евангелиста Матфея. Возник вопрос: что сделал Иисус со всеми бесчисленными болезнями, от которых он освободил людей? И Матфей пришёл к выводу, что божественный исцелитель принял их на себя.

В самом деле, чудеса этого дня, по его словам, были свершением пророчества Исаии: «Он взял на себя наши немощи и понёс болезни» (Матфей, 8:14-17).

Как известно, Иисус явился на нашу планету, чтобы взвалить себе на спину все грехи рода человеческого. Не следует забывать, что над каждым из нас тяготело бремя первородного греха, совершённого Адамом и Евой, когда они съели в земном раю яблоки, нарушив строжайший запрет своего бога-отца.

Тогда бог Яхве сказал:

— Вы впали в грех. Так вот, чтобы впредь было вам не повадно, отныне весь род ваш будет страдать от болезней, которых вы никогда не знали. А самое главное — отныне вы все будете умирать, вместо того чтобы пользоваться обещанными вам благами вечной жизни. Исходя из этого положения Библии, иудеи смотрели на больных как на людей, которых бог карает за какие-то тайные грехи.

Первым качеством праведника поэтому считалось безупречное здоровье.

Вот почему Иисус и занялся исцелением больных. Ведь таким образом он очищал от грехов их души!

Когда последний калека ушёл, бросив у двери Симона-Камня ненужные ему костыли, уже занимался день. Иисус за всю ночь не сомкнул глаз. Он поднялся и побрёл через спящий Капернаум, отыскивая какое-нибудь уединённое место для утренней молитвы.

Но, видно, в книге судеб было написано, что в тот день ему не дадут ни минуты покоя. Едва жители Капернаума продрали глаза, они заметили исчезновение своего исцелителя и бросились на его розыски.

Особенно отличился Симон-Камень со своими приятелями. Они проявили такую прыть, что первыми отыскали погружённого в размышления Иисуса.

— Радуйся! — закричали они. — Теперь всё в порядке. Слава твоя неоспорима. Твои чудеса привлекли к тебе толпы сторонников. Люди толпами ищут тебя и требуют новых чудес.

— Нет уж, для одного раза достаточно, — возразил Иисус. — Хорошенького понемножку. К тому же капернаумцы и без того удостоились моих милостей сверх меры, а я спустился на землю не только ради них. Есть другие деревни и города, которые нуждаются в моих услугах. Пора в путь!

Едва он произнёс эти слова, как толпа, следовавшая за его учениками по пятам, окружила Иисуса со всех сторон. Его пытались убедить, что в Капернауме ему будет лучше, чем где бы то ни было, что ему отведут приличную квартиру и будут кормить на убой за счёт города и что вообще здесь он будет себя чувствовать как рыба в воде.

Особенно настойчиво уговаривали его женщины. Не было ни одной, которая не пыталась бы соблазнить Иисуса. Они делали лукавые гримаски, ластились к нему и мурлыкали, как влюблённые кошечки:

— Вот увидите, равви, каким вниманием и заботой мы вас окружим!

— Ваша жизнь будет полна такого тепла, такой неги...

— В других городах вы можете столкнуться с грубиянами, которые будут вас оскорблять, как в Назарете, а у нас...

— Вас будут холить...

— Нежить...

— Баловать...

— Чествовать...

— Любить...

— Да, да, мы все вас будем любить!

Иисус был очарован столь многообещающими просьбами, однако осёдлая жизнь, как известно, была ему не по вкусу.

— Душечки, — ответил он игривым капернаумкам, — вы поистине прелестны, и, право же, я вряд ли найду где-нибудь ещё такой радушный приём. Я бы с удовольствием задержался в вашем приветливом Капернауме, но увы! Мой долг призывает меня, овечки мои. Я обязан принести свет моих скромных дарований тем, кто его лишён. Поэтому прошу меня извинить.

Решимость Иисуса была непоколебима, и никакие заигрывания не могли его удержать.

Капернаумские кумушки, особенно содержательницы харчевен, не зря хотели, чтобы Иисус остался. Они прекрасно понимали, что слух о чудесных исцелениях привлечет в город, где остановился чудотворец, многочисленных гостей, и Капернаум быстро превратится в самый модный курорт Тивериадского озера.

Если бы Иисус остался в Капернауме, будущее города было бы обеспечено. Все жители это понимали. Мужчины уже предвидели блестящие сделки, женщины предвкушали сладость грядущих побед и мечтали об ужинах в отдельном кабинете и бриллиантовых ожерельях, оставленных на память заезжими иностранцами.

От всего этого им пришлось отказаться. Все их надежды рухнули, как карточный домик, когда ходячее Слово в последний раз торжественно поклялось не иметь постоянного местожительства ни в одном из городов. Иисус попрощался с капернаумцами с отменным изяществом, обещал к ним вернуться и удалился (смотри евангелия от Марка, 1:28-39; от Луки, 4:38-44).

Наши рекомендации