Глава 19. о том, как бог явился на свадьбу
Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу свою; и уверовали в него ученики его. Иоанн, 2:11.
С этой небольшой компанией из пяти учеников Христос отправился в путь. Сперва они подались в сторону Назарета. Ни экипажа, ни лошадей у них не было, так что, переночевав одну ночь в Сихеме, а вторую — в Эль-Ганииме, они пешком пересекли Эсдрелонскую равнину и кое-как добрались до безвестного городишки, где проживала семья Иисуса.
У наших странников — об этом не следует забывать — в кармане не было ни гроша: все шестеро побросали свои хибары и не слишком доходные, но зато вполне честные ремёсла и отныне решили жить за счёт сердобольных дураков.
Они, без сомнения, налагали контрибуцию на попадавшиеся им по дороге курятники и фруктовые сады, так что во время походных трапез у них всегда было что-нибудь и на десерт.
Кроме того, они рассчитывали на некоторую поддержку со стороны назаретских друзей, но, когда они туда явились, родственников Иисуса не оказалось дома: они были на свадьбе неподалёку.
— Превосходно, — сказал Иисус, — пойдем и мы на свадьбу.
И они отправились в Кану, расположенную всего в каких-нибудь четырёх километрах от Назарета, где скромные ремесленники выдавали замуж свою дочь.
В Иудее свадьба считалась большим событием, так что даже в бедных семьях она праздновалась весьма торжественно и пышно.
Когда появился Иисус в сопровождении пяти спутников, торжество было уже в полном разгаре. Все необходимые обряды были уже совершены, и дело шло к свадебному пиру. Наши скитальцы прибыли весьма кстати: им представился удобный случай как следует выпить и закусить на дармовщинку, тем более что иногда свадебный пир продолжался несколько дней подряд.
Недолго думая, они нырнули в толпу гостей как раз в тот момент, когда прибыл свадебный кортеж во главе с молодожёнами. Была среда, день бракосочетания девиц; вдовы, вступавшие в брак вторично, венчались по четвергам.
Церемония происходила следующим образом. К торжественному дню невеста готовилась очень тщательно. Во-первых, накануне она принимала ванну, причём ванну ароматическую, — нередко это было для неё в диковинку.
Затем она надевала все свои безделушки и украшения, в том числе хитро застёгивающийся пояс, снять который имел право только будущий супруг. Наконец, она венчала причёску миртовым венком и с ног до головы закутывалась огромной вуалью.
Разодетая таким образом невеста ожидала приезда жениха. При ней находилось десять молодых девушек, которые должны были сопровождать её и освещать путь фонарями.
Поздно вечером — обычно для этой церемонии выбиралась тёплая ясная ночь, что в условиях малоазиатского климата не трудно было сделать, — раздавался крик: «Жених, жених приехал! Встречайте жениха!»
Во главе процессии шествовали певцы, голоса их смешивались со звуками флейт и тамбуринов. За ними следовал жених. На нём был парадный костюм, на голове золочёный тюрбан, украшенный гирляндами из роз и мирта.
Шествовавшие рядом с женихом десять его друзей держали в руках пальмовые ветви. Далее следовали родственники жениха с зажжёнными факелами, и все местные барышни приветствовали их, обмениваясь мнениями:
— Послушай-ка, сегодня Елеазар женится!
— И уж конечно на маленькой Ноэми?
— На ней самой, на дочке папаши Самуила... Они познакомились на балу у толстой Ревекки, в лесу Кикайон...
— Как она выглядит, эта Ноэми? Она так закуталась в свою вуаль, что и не разглядишь: даже нос спрятала!..
— Эдакая рыженькая, ни то ни сё, а рот такой, словно собралась луну проглотить... Девчонка, видать, разбитная!
— Говорят, она обожает своего наречённого... Недельку тому назад их застукали в овраге.
— А этот плут Елеазар — на седьмом небе! Гляди, как он сияет от счастья! По окончании процессии жених в сопровождении своих друзей направлялся к девушке и, взяв её за руку, вёл к дому. На пороге будущий тесть вручал ему плоский широкий камень, на котором была указана сумма приданого, разумеется, когда оно было.
Затем кортеж направлялся к месту свадебного пиршества.
Я уже сказал, что свадьба продолжалась несколько дней. За завтраками следовали обеды, за обедами — ужины; наедались до того, что лопались животы, а в промежутках между трапезами развлекались игрой в шарады и в другие умственные игры. Всё происходило именно так, как я рассказываю, — тут нет никакого вымысла.
«Целая неделя, а то и две проходили в сплошных увеселениях» (Тобий, 8, 23). И вот, чтобы несколько охладить разгулявшихся гостей и внушить им более серьёзные мысли, существовал такой обычай: время от времени жених и невеста бросали свои бокалы на пол и разбивали их вдребезги.
Кроме того, временами все гости покрывали себе головы салфетками или уголком скатерти и поднимали при этом страшный крик. Как уже было сказано, наши блюдолизы поспели к самому началу пиршества.
Они без зазрения совести примазались к гостям, а хозяин дома, не желая конфузить их и нарушать общего веселья, сделал вид, что ничего не видит. Мария попыталась, было сделать Иисусу родительское внушение, но тот, отличавшийся сыновьим почтением отнюдь не более, чем благовоспитанностью, довольно дерзко оборвал её:
— Женщина, что между мной и тобой общего?
Евангелие от Иоанна (2:4) приводит эти грубые слова с такою невозмутимостью, как будто это самый обычный и естественный ответ сына своей мамаше.
Заметьте кстати: слова эти изобличают Иисуса не только как грубияна, но и как воплощение невежества. Будь то Иосиф, ему Иисус, строго говоря, мог бы ещё сказать: «Между нами нет ничего общего». Но ляпнуть такое родной матери?! Вот уж действительно образец глупости и хамства!
Я спрашиваю у всех отцов и матерей: не заслуживала ли подобная выходка крепкого подзатыльника?
Оправдать Иисуса может только одно обстоятельство: вероятно, перед тем как войти в зал, он хватил лишку и от этого у него зашумело в голове.
Однако не всё ли равно? Как и у большинства матерей, у Марии были слабости: она лишь обернулась к хозяину и слугам и сказала:
— Ладно, не мешайте ему, пусть делает что хочет.
И вот вся святая компания уселась за общий стол. Андрей, Симон, Иоанн, Филипп и Варфоломей, которых никто раньше и в глаза не видел и которые не получили никаких приглашений, без лишних церемоний заняли самые почётные места.
Ясно, что такая публика живо опорожнила все бутылки, и через некоторое время гости стали требовать ещё вина.
Иисуса — ему тоже хотелось промочить горло — так и подмывало нажать на все педали всемогущества. Он решил пустить в ход свою божественную силу и сотворить чудо.
В зале, где происходил пир, было шесть каменных сосудов, к концу пиршества их наполняли водой, чтобы гости могли вымыть руки.
Христос подозвал к себе слуг и сказал им:
— Наполните сосуды водою. Слуги наполнили сосуды до краёв.
— А теперь почерпните из них и обнесите гостей.
Слуги сделали, как он велел.
И — о чудо! — вода превратилась в вино, да ещё какое!
Отец невесты ненароком подумал, что это зять его приготовил гостям такой сюрприз, и обратился к своему новому родственнику:
— Я восхищаюсь вами! Вы поступаете не так, как другие! Обычно сперва подают хорошее вино, а потом, когда гости захмелеют, им подсовывают всякую дрянь, считая, что теперь они всё проглотят. Вы же, наоборот, сначала угостили нас хорошим вином, а теперь предлагаете ещё лучшее. Это похвально, друг мой, очень похвально! Вы заслужили моё уважение (Иоанн, 2:10).
Но молодожён-то отлично знал, сколько у него было бутылок; он не мог не воздать должное странствующему плотнику: внезапно превратив самую обыкновенную воду в превосходнейшее вино, тот сполна расплатился и за себя и за своих друзей, без приглашения явившихся на праздник.
Таким образом, Иисус, на которого поначалу смотрели довольно косо, сразу же стал героем празднества.
Благодаря Иисусу лучшие вина текли рекой. Все изрядно напились и разошлись по домам сильно навеселе.
Итак, первым своим чудом Христос оказал покровительство не кому иному, как пьяницам.