Глава 5. В которой Иосиф примиряется со всей этой историей, хотя поначалу она ему весьма не понравилась

Иосиф же муж её, будучи праведен и не желая огласить её, хотел тайно отпустить её. Но когда он помыслил это, — се, ангел господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от духа святаго. Родит же сына, и наречешь ему имя: Иисус; ибо он спасет людей своих от грехов их... Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему ангел господень, и принял жену свою. (Матфей, 1:19-21, 24)

Мы уже знаем, что Иосиф был самым обыкновенным плотником, но, несмотря на свой простоватый вид, он был парень не промах, да и самолюбием бог его не обидел.

— Раз появился росток, значит, было посеяно зёрнышко! Не иначе как в огороде моём кто-то хозяйничал! — сказал он, едва увидел свою прелестную невесту.

И тут плотника охватила горькая печаль-кручина. Надо отдать ему справедливость: у него были для этого некоторые основания. В самом деле, мог ли столь простодушный и наивный человек представить себе, что соперник его всего-навсего голубь и что, хотя Мария забеременела не на шутку, она по-прежнему оставалась девственницей, как и до вмешательства святого духа? Нет, этого Иосиф представить себе не мог.

Поставьте на его место самого благочестивого верующего, вообразите, что женихом Марии был бы самый что ни на есть набожный человек и что, вернувшись после трёхмесячной отлучки, этот человек застаёт свою милую смуглянку к интересном положении: готов держать пари, что он расстроился бы куда больше, чем наш плотник.

Иосиф намеревался взять жену для того, чтобы она готовила ему обед и чинила штаны; однако не настолько уж он был безразличен к супружеской любви, чтобы оставаться вовсе нечувствительным к тому смешному положению, в какое неизбежно попадает супруг-рогоносец.

Однажды, явившись к Марии, как обычно, с букетом цветов, он заметил, что животик его невесты принял довольно внушительные размеры. Иосиф в ярости швырнул букет и воскликнул:

— Чёрт побери, сударыня, за то время, что я не имел удовольствия вас видеть, вы кое в чём преуспели!..

Мария смущённо опустила голову. Папаша Иоаким и матушка Анна просто обомлели. Иосиф повернулся к ним.

— Тьфу, пропасть! — начал он. — Если вы надеетесь, что после всего я женюсь на вашей вертихвостке, то с таким же успехом вы можете ждать, что на пальме вырастет редиска!.. И без того уже приятели смеются надо мною, говорят, я, мол, позарился на молоденькую!

Да они просто не дадут мне прохода! Таких песенок про меня насочинят!.. А стервецы-подмастерья, те будут из кожи вон лезть, только бы им придумать ещё какую-нибудь пакость! Нет уж, благодарю покорно, так дело не пойдёт... Беру своё слово назад... Я не хочу, чтобы обо мне судачила вся округа!

Пока Иосиф все это говорил, Мария успела уже овладеть собой. Она попыталась умаслить жениха и, состроив умильную рожицу, чтобы подсластить пилюлю, сказала:

— Иосиф, дружок, клянусь вам, вы ошибаетесь... я чиста, как младенец, который от меня родится...

— Чиста, как будущий младенец?! Ну, знаете, это уж слишком!

— Иосиф, зайчик мой, даю вам слово, я, как и прежде, достойна вас... Ни один мужчина не может похвастать, что поцеловал хотя бы кончик моего пальца...

— Нет уж, оставьте, оставьте... Кого-кого, а меня не проведёшь! Кто же, как не мужчина, привёл вас в такое плачевное состояние?

— Да это голубь!

Тут плотника взорвало.

— После всего ты ещё смеешь надо мной потешаться! — воскликнул он, — Ну и штучка! Хорошо ещё, что она пустилась в разгул до того, как мы побывали в мэрии... Ох, и попал бы я в переплет, будь я её мужем!

С этими словами Иосиф в ярости выбежал из дома.

Иоаким и Анна совершенно растерялись. Удивление их было так велико, что они просто рты разинули.

Когда Иосиф ушёл, в доме разразился ужасный скандал. На Марию градом посыпались неприятные слова. Папа и мама во что бы то ни стало хотели знать имя того шалопая, который был повинен в том, что Иоаким и Анна, не ведая о промысле божьем, считали делом позорным.

По соседству жил некий молодой человек по имени Пантер, и подозрения мамаши сразу же пали на него. Пантер был недурён собой и в своё время сватался к Марии.

Мария клялась всеми богами, что во всем виновен только голубок, но никто ей не верил. В конце концов, удручённые Анна и Иоаким решили ждать развития событий.

Они уже потеряли всякую надежду выдать свою дочь замуж, как вдруг однажды утром к ним явился Иосиф. Плотник вошёл, потирая руки; никогда ещё не видели они на его лице такого счастья.

— Здорово, будущий тесть и будущая тёща! Вы не передумали насчёт того, чтобы взять меня в зятья?

— Вот тебе и на! — разом воскликнули Иоаким и Анна. — А мы решили, что вы отказались от Марии после той маленькой беды, которая с ней стряслась!..

— Что верно, то верно. Я действительно рассердился, не стану этого отрицать... Но теперь мне всё известно... Анна и Иоаким удивились пуще прежнего.

— То есть как? — сказал папаша. — Теперь вам известно всё и потому вы хотите жениться?..

— Вот именно.

— Мы, должно быть, вас плохо поняли...

— Я говорю: вот именно.

— Вы шутите, Иосиф... Зачем так зло смеяться над нашим горем?

— Я не шучу... Я всё знаю и могу вас уверить, что малютка не соврала, сказав, что всему виной голубь. Анна и Иоаким переглянулись.

— И нечего глядеть друг на друга, словно нашкодившие коты... Я тоже утверждаю, что это голубь...

— Ну что ж, — пробормотал Иоаким, — если вы хотите, пускай будет голубь... В конце-то концов, это ваше дело.

— Вообразите, сегодня мне приснился сон... Прекрасный златокрылый ангел запросто уселся на моей кровати и, скрестив ноги, сказал мне: «Послушай, Иосиф, ты же форменный остолоп... Ведь стоит тебе протянуть руку, и ты станешь обладателем сокровища. А ты не хочешь пальцем шевельнуть!..» — «Где, где сокровище?» — спросил я у ангела.

«В двух шагах от тебя, в твоём же городке, в самом Назарете. Сокровище это — Мария, дочь папаши Иоакима, очаровательная брюнетка, с которой ты обручён».

— «Да-да, — сказал я, — это та самая, что забеременела неизвестно от кого. Все думают, что это работа Пантера. Если Мария и в самом деле сокровище, то уж, во всяком случае, не сокровище добродетели», — «Ты ошибаешься, Иосиф. Пантер здесь ни при чём, ни при чём тут и прочие смертные: Мария невинна, словно птенец в яйце. Младенец, которого она носит в своем чреве, — это, дружище, мессия, оказавшийся там в результате вмешательства святого духа».

— «Стало быть, рассказ про голубя — это правда?» — спросил я. «Правда, сущая правда. Я архангел Гавриил, так что можешь мне поверить». — «Ну, раз так, молчу. Что же вы мне посоветуете?» — «Женись, дружок, на Марии, и как можно скорее. Таким образом, в глазах закона ты без всякого труда станешь папашей мессии, который спасёт народ Израиля, а заодно и весь род людской».

Иоаким и Анна пришли в восторг. Иосиф продолжал:

— Теперь вам, надеюсь, ясно, почему я тороплюсь стать вашим зятем... Не дай бог, кто другой получит такое же небесное откровение и перехватит у меня это сокровище!

— Ну что ж, по рукам, любезный Иосиф! — воскликнули счастливые родители. — Мы отдаём вам Марию. Объявим о помолвке, и дело в шляпе... Но только, чур, на попятный не ходить!

— Решено!

Прошло десять дней после этого разговора, и юную Марию стали величать мадам. Во время брачной церемонии несколько мальчишек попробовали было отпустить шутку насчёт венка из флердоранжа на голове невесты, но первосвященник Симеон по наитию божьему толкнул плотника в бок и тихо шепнул ему на ухо.

— Не робей, счастливчик!

Глава 6. Родословная Мессии

Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении матери его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от духа святаго. (Матфей, 1:17-18)

Теперь, пожалуй, будет кстати познакомить читателя с родословной Иисуса и напомнить о тех обещаниях, которые Яхве дал патриархам. Сия любопытная родословная — любопытная главным образом тем, как она оканчивается, — изложена в евангелии. А посему необходимо уделить ей место.

Вполне допустимо, что в момент, когда пречистая дева вот-вот должна была разрешиться от бремени, оставаясь при этом девственницей, патриархи направили к Яхве делегацию, дабы выразить ему свою радость в связи с тем, что в их прямом потомстве появится на свет младенец, которому пророки предопределили спасти род человеческий и искупить грех, совершённый Адамом и Евой.

Первым к всевышнему явился Авраам и сказал:

— Господь бог, в награду за мою верность твоим небесным законам ты обещал, что я стану праотцом благословенного рода и что среди моих прямых потомков будет мессия. И вот время пришло. О всемогущий бог! Клятвы твои святы и неизменны, ты сдержишь свое слово.

— Разумеется, Авраам, причём охотно.

— Господь, я родил Исаака.

Исаак пришёл и сказал: «Я, боже, родил Иакова». Иаков пришёл и сказал: «Я родил Иуду». Иуда пришёл и сказал: «Я родил Фареса». Фарес пришёл и сказал: «Я родил Есрома». Есром пришёл и сказал: «Я родил Аминадава». Аминадав пришёл и сказал: «Я родил Наассона». Наассон пришёл и сказал: «Я родил Салмона». Салмон пришёл и сказал: «Я родил Вооза». Вооз пришёл и сказал: «Я родил Овида». Овид пришёл и сказал: «Я родил Иессея». Иессей пришёл и сказал: «Я родил Давида».

Тут явился Давид. Яхве дружески потрепал его по щеке и сказал:

— Милый Давид, ты всегда был моим любимцем. Поэтому я пообещал тебе то же самое, что обещал дать Аврааму. В истории ты, мой дорогой, будешь называться прародителем мессии.

Давид отвесил поклон и сказал:

— Я родил Соломона.

Соломон пришёл и сказал: «Я родил Ровоама». Ровоам пришёл и сказал: «Я родил Авию». Авия пришёл и сказал: «Я родил Асу». Аса пришёл и сказал: «Я родил Иосафата». Иосафат пришёл и сказал: «Я родил Иорама». Иорам пришёл и сказал: «Я родил Озию». Озия пришёл и сказал: «Я родил Иоафама». Иоафам пришёл и сказал: «Я родил Ахаза». Ахаз пришёл и сказал: «Я родил Езекию». Езекия пришёл и сказал: «Я родил Манассию».

Явился Манассия. Он уже готов был назвать имя своего отпрыска, но господь бог жестом прервал его.

— Кого-кого, а тебя, Манассия, я хорошо знаю, — сказал он. — Тебе здорово повезло, что ты оказался в списке предков мессии. Не в упрёк тебе будь сказано, но ведь всю жизнь ты был негодяем, каких мало.

На твоей совести не одно нечестивое деяние: ты поклонялся дьяволу, ты приказал распилить пополам Исаию, одного из любимых моих пророков. Христос родится со дня на день — неужто ты думаешь, ему будет лестно иметь тебя в числе своих предков?

— Что верно, то верно, — согласился Манассия, — признаюсь, я был нечестивцем и не верил в бога моего. В угоду идолам я велел укокошить твоего пророка Исаию.

«Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба. И делал он неугодное в очах господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал господь от лица сынов Израилевых.

И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему... И поставил истукан Астарты... Ещё же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлек Иуду в грех — делать неугодное в очах господних» (4 Царств, 21:1-4, 7, 16).

Но ведь и то правда, господи, что я не преступал законов морали, как Соломон, никогда не спекулировал прелестями своей жены, как Авраам, не являюсь сыном блудницы, как толстяк Вооз.

— Простите, мне послышалось, вы что-то сказали по моему адресу? — забеспокоился Вооз.

— В чём дело? В чём дело? — полюбопытствовали Авраам и Соломон.

— Дело в том, — ответил Манассия, — что господь упрекает меня в святотатстве, а я привожу смягчающие обстоятельства и сравниваю себя с вами. Для мессии не очень-то лестно числить меня среди своих предков, с этим я готов согласиться. Но за меня, я думаю, ему придётся краснеть ничуть не больше, чем за мать Вооза госпожу Раав, иерихонскую потаскушку...

— Тише, тише! — оборвал его всевышний. — К чему нам перетряхивать своё грязное белье в присутствии всех этих юных херувимов и серафимов? Угомонитесь, голубчики!

Манассия, друг мой, я прощаю все твои проделки, и не стоит тебе шельмовать остальных предков Христа. Давайте продолжим наш экскурс в родословную, которая весьма любопытна и которая имеет целью доказать, что я сдержал обещания, данные мною Аврааму и Давиду. Итак, кого же родил ты, Манассия?

Манассия ответил:

— Я родил Амона.

Амон пришёл и сказал: «Я родил Иосию». Иосия пришёл и сказал: «Я родил Иеханию». Иехания пришёл и сказал: «Я родил Салафииля». Салафииль пришёл и сказал: «Я родил Зоровавеля». Зоровавель пришёл и сказал: «Я родил Авиуда».

Авиуд пришёл и сказал: «Я родил Елиакима». Елиаким пришёл и сказал: «Я родил Азора». Азор пришёл и сказал: «Я родил Садока». Садок пришёл и сказал: «Я родил Ахима». Ахим пришёл и сказал: «Я родил Елиуда». Елиуд пришёл и сказал: «Я родил Елеазара». Елеазар пришёл и сказал: «Я родил Матфана». Матфан пришёл и сказал: «Я родил Иакова».

Иаков поднялся со своего места.

— Уф! — вздохнул Яхве. — Остался ты один, мой милый Иаков номер два.

— Да, да, господи, совсем недавно ты вычеркнул меня из списка живых, но сын мой ещё здравствует.

— Кого же ты родил?

— Я родил Иосифа, — ответил Иаков. Патриархи переглянулись.

— Стало быть, этот Иосиф и будет отцом мессии? — спросил Авраам.

— Вовсе нет, Иосиф всего-навсего муж некой Марии, которая родит означенного Христа.

— Вот-вот! — заметил Давид, полагавший, что он всё понял. — Этот Иосиф, мой потомок, будет отцом обещанного вами мессии.

— Да нет же, чёрт возьми!.. Иосиф не имеет к нему никакого отношения. — Он — муж Марии, и только. А остальное вас не касается.

Патриархи о чём-то долго перешёптывались, а потом воскликнули:

— Выходит, господи, что ты над нами посмеялся?!

— На кой мне чёрт вся эта генеалогия, — сказал Авраам, — если последний из моего рода палец о палец не ударил для появления на свет мессии?.. Меня просто облапошили!

— Нас всех облапошили! — подхватили остальные. Бог-отец ударил кулаком по своей конторке (это была замечательная конторка, украшенная бриллиантами).

— Ну и упрямцы! — крикнул он. — Ни черта не могут понять, вынь да положь им решение загадки!

— Загадка так загадка! Как тебе будет угодно, — заметил Давид. — Но ведь обещал же ты мне, что мессия будет происходить из моего рода? Да или нет?

— Обещал.

— А мне? — накинулся на бога Авраам.

— Бесспорно. Именно поэтому вашим прямым потомком и является плотник Иосиф, супруг Марии, которая станет завтра матерью Христа.

— Помилуй, господи, — заголосила разом вся компания, — но если этот Иосиф всего-навсего супруг платонический?..

— Пусть так, а вам-то что?

— То есть как это нам-то что?! Ты нарушаешь свои обязательства!

— Извините, пожалуйста, но...

— Ты уклоняешься от их выполнения!

— Ни в какой мере.

— Ну, это уж слишком!

И фальшивые предки мессии затопали ногами, даже не пытаясь скрыть ярость, в которую повергло их сие жестокое разочарование.

Всевышний потерял терпение и тоже вышел из себя.

— Разрази вас гром! — вскричал он не своим голосом. — Вы мне в конце концов, осточертели! Убирайтесь прочь отсюда, да поживее! Ваши претензии просто нелепы. Я выполнил свое обещание, потому что я непогрешим.

Иосиф не отец мессии, и тем не менее мессия происходит из вашего рода. Разве не довольно вам того, что я это утверждаю? И не вашего ума это дело, потому что здесь тайна.

Но патриархи продолжали бушевать, и тогда Саваоф приказал:

— Престолы, Власти, Начала! А ну-ка выпроводите всех их за дверь!

В мгновение ока приказание было выполнено. Вот почему евангелие всячески старается нам доказать, что Иисус Христос происходит от Давида и Авраама, хотя и не является сыном Иосифа, прямого потомка этих двух любимых богом патриархов.

— Чтобы меня не упрекнули в том, что я выдумываю всякие несуразицы и приписываю их так называемым «священным» книгам, привожу дословно шестнадцать первых стихов из Евангелия от Матфея:

«Глава 1. — Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова.

2. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

3. Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

4. Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

5. Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

6. Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

7. Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

8. Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

9. Озия родил Иофама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10. Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11. Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13. Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14. Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15. Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16. Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос».

Читая евангелие, невольно поражаешься нагромождению вопиющих глупостей и противоречий. Ну не абсурдна ли религиозная доктрина, которая в большой мере основывается на непорочности Марии и под страхом анафемы запрещает хотя бы на секунду допустить причастность Иосифа к рождению мессии?

А наряду с этим евангелие усердствует вовсю, ведя родословную платонического супруга Марии от Давида и Авраама и таким образом доказывая, будто бог выполнил свои обещания, данные патриархам, и мессия явится их потомком. Какой величественный памятник глупости!

Но и в этом нелепейшем утверждении евангелие само себе противоречит. Так; родословная Христа в изложении святого Луки и в изложении святого Матфея — отнюдь не одно и то же. Вот как излагает генеалогию мессии евангелист Лука:

«Глава 3.

23. Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев,

24. Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,

25. Магтафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,

26. Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин,

27. Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев,

28. Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,

29. Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,

30. Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,

31. Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,

32. Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,

33. Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,

34. Иаковлев, Исааков, Авраамов...»

Таким образом, святой Матфей и святой Лука сходятся в так называемой родословной Иисуса Христа от Авраама до Давида; но начиная с Давида эти два евангелиста, оба вдохновлённые голубем, явно противоречат друг другу: по словам Матфея, род шёл через Соломона, а по словам Луки, бог выполнил свои обещания через другую, Нафанову ветвь рода Давида.

И — о чудо из чудес! — эти две противоположные ветви тем не менее завершаются плотником Иосифом: вот до чего всемогущ Яхве!

Вывод: обе родословные Иисуса Христа, приводимые в евангелии, не только смехотворны сами по себе, поскольку их вывод разрушает все их построения, но они к тому же ещё находятся в вопиющем противоречии друг с другом, что является уже верхом глупости.

Склонимся же, братья мои, перед этой галиматьёй и уверуем в неё, ровным счетом ничего в ней не понимая.

Наши рекомендации