Алчность; стремление к наживе
Мы приводили выше евангельскую притчу о талантах; ее непосредственный смысл заключается в пропаганде стяжательства, в жадном кулацком азарте наживы. Больше того, в ряде мест Ветхого Завета людям прямо рекомендуется самый обычный грабеж.
Когда евреи собирались уходить из Египта, бог инструктировал Моисея: «Внуши народу (тайно), чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили серебряных и вещей золотых»[Исход, гл. XI, ст.2.]. Так и было сделано: «И сделали сыны израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу (своему) в глазах Египтян; и они давали ему, и обобрал он Египтян»[Там же, гл. XII, ст.35―36.]. Самая обычная жульническая проделка, за которую привлекают к уголовной ответственности. А здесь сам бог учит людей преступлениям. И почему-то это должно считаться нравственным и даже священным!
Большим специалистом по части обирания людей Библия изображает Иосифа, сына Иакова. При помощи одной ловкой спекулятивной комбинации он буквально обобрал весь Египет и превратил египтян в фараоновых рабов.
Разгадав знаменитый сон фараона с семью коровами тощими и семью жирными, Иосиф понял, что семь ближайших лет будут урожайными, после чего последует семь лет неурожайных. В течение урожайных лет он скупил по низким ценам огромные массы зерна ― «весьма много, как песку морского, так что перестал и считать»[Бытие, гл. XLI, ст.49.]. А когда наступили голодные годы, он использовал свои запасы для ограбления и закабаления египтян. Вот как об этом рассказано в Ветхом Завете: «И не было хлеба по всей земле; потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская. Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов. И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас? Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам (хлеб) за скот ваш, если серебро вышло у вас. И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давали им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов»[Там же, гл. XLVII, ст.13―17.]. Когда же у египтян ничего не осталось, кроме земель, «продали Египтяне каждый сове поле; ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону. И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого»[Там же, ст.20―21.].
Самый крупный и самый бессовестный кулак и ростовщик мог бы позавидовать тому, как Иосиф провел эту кабальную операцию. Правда, он это сделал не в свою пользу, а в пользу фараона, но нам представляется, что такой образец верноподданнического рвения ничем не лучше, чем любые «подвиги» любых других царских прихлебателей всех времен и народов, направленные на то, чтобы всеми правдами и неправдами ограбить и поработить народ. Здесь это было достигнуто при помощи классических приемов ростовщического вымогательства. А делал это один из излюбленных героев библейского повествования, праведник, которому, с точки зрения религии, надо подражать…
Есть в Библии и еще более яркие примеры.
Когда бог, рассказывается в Библии, привел евреев в Ханаан, он отдал им всю страну с землями и городами, садами и виноградниками. Дело было только за тем, чтобы истребить хозяев всего этого добра людей, которые своим трудом все создали, и воспользоваться их имуществом. Так и было сделано при непосредственной помощи самого бога. И бог через Иисуса Навина напоминает об этом людям: «И дал я вам землю, над которою вы не трудились, и города, которых вы не строили, и вы живете в них; из виноградных и масличных садов, которых вы не насаждали, вы едите плоды"[Книга Иисуса Навина, гл. XXIV, ст.13.]. Оказывается, убивать людей и пользоваться потом их имуществом ― вполне согласуется с библейской моралью!
Вероломство и коварство
Вернемся к истории исхода евреев из Египта. Фараон не отпускает их. Почему? Потому что бог специально внушает ему такое упорство. «Я ожесточу, ― говорит он Моисею, ― сердце фараоново, и явлю множество знамений моих и чудес моих в земле Египетской. Фараон не послушает вас, и я наложу руку мою на Египет»[Исход, гл. VII, ст.3―4.]. Потом бог удовлетворенно говорит: «упорно сердце фараоново; он не хочет отпустить народ»[Там же, ст.13―14.]. Много раз повторяется, что бог ожесточает фараоново сердце и, для того чтобы смягчить это им же ожесточенное сердце, бог насылает на фараона и на египтян всевозможные «казни», вплоть до поголовного истребления всех первенцев. За что, собственно, бог наказывает египтян? За то, что он же искусственно вызывает непримиримость фараона? А причем тут египтяне, которые так жестоко наказываются при этом?! Если брать бога за образец нравственного и достойного поведения, то надо, видимо, следовать ему и в таких поступках. А что в них хорошего?
В истории исхода евреев из Египта обращает на себя внимание еще одно обстоятельство. Всемогущий бог, конечно, может заставить египтян отпустить евреев из плена. Однако он не делает этого, а людей, которых он хочет освободит, учит, как добиться обманными путями своего освобождения. Он приказывает, например, Моисею сказать фараону, что евреи хотят отправится в пустыню только на три дня, чтобы принести там жертву богу. На самом деле они должны, обманув египтян, уйти навсегда. Избранному народу, таким образом, дается урок лжи и вероломства.
Вспомним кстати, как евреи при исходе из Египта обобрали египтян. Вместо того, чтобы прямыми и честными путями добиваться удовлетворения своих требований, люди, наученные богом, ведут какую-то жульническую игру, которая, кстати сказать, совсем не вызывается необходимостью. Неважный, мягко выражаясь, урок нравственного поведения…
Все библейское учение о боге буквально насыщено представлением о нем как о существе, которое непрестанно хитрит, всегда что-то выдумывает с тем, чтобы «испытать» людей, насылает на них с этой целью всякие бедствия. Он схитрил уже с Адамом и Евой, создав для них такие условия, при которых они обязательно должны были согрешить. Ведь в качестве всеведущего он заранее знал, чем дело кончится! Да и все сотворение человечества выглядит, с этой точки зрения, довольно странно: бог заранее знал, что творит людей несовершенных и греховных, что он обречет их на всевозможные бедствия. В книге Исаии он прямо говорит: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; я, господь, делаю все это»[Книга пророка Исаии, гл. XLV, ст.7.]. Допустим, что действительно это так. Но для чего же бог творит тьму и бедствия? ― этот вопрос был бы вполне резонным в устах каждого верующего.
Обычно бедствия, происходящие с людьми, приписываются защитниками религии козням сатаны. Пресловутый змей, соблазнивший наших прародителей, тоже, видимо, означает сатану. Но удивительно и непонятно отношение бога к этому воплощению зла. Во-первых, по смыслу религиозного учения, бог же и создал сатану, как и все его многочисленное воинство ― чертей различных разрядов и рангов. Правда, он создал их ангелами, и они только впоследствии превратились в дьяволов, восстав против бога, но всеведущий бог не мог, конечно, не предвидеть этого заранее. Значит, он сотворил источник зла преднамеренно. Во-вторых, между богом и сатаной, по учению как иудаизма, так и христианства, существует самое обыкновенное сотрудничество. Сатана со всем своим штатом постоянно выполняет божьи поручения, приводит в исполнение божьи приговоры, мучая осужденных грешников, и т. д. Это мы видели на примере с Иовом. То же самое с учением о попущении богом зла на земле. Бог не мешает злу творится на земле, ибо он предоставил человеку свободную волю и дает ему вольный выбор между злом и добром, тем самым испытывая его. Но для чего нужны ему эти испытания?
К тому же далеко не все церковники разделяют учение о свободе воли человека. Есть течение, отстаивающее предопределенность каждого поступка человека и каждого последствия этого поступка. Согласно ему, вообще все зло, творящееся на земле, должно быть безраздельно отнесено за счет бога, за счет какого-то совершенно непонятного его коварства и никому не нужной хитрости.
Примеры криводушия, вероломства, низкопробной хитрости встречаются в Библии на каждом шагу. Мы приводили выше пример того, как сыновья Иакова воспользовались простотой и доверчивостью жителей Сихема и, добившись того, что те произвели над собой операцию обрезания, истребили их всех. Не очень разборчивым в средствах изображает Библия и их отца Иакова. Он был младшим в семье после брата своего Исава. Поскольку Исаву принадлежало «первородство», он имел право на наследство. Иаков поставил себе целью захватить у брата первородство. Для этого он первым делом ухитрился выманить у него самого за чечевичную похлебку клятву о том, что он отказывается от первородства в пользу Иакова. Но этого мало: нужно еще добиться благословения старика отца. С помощью матери, такой же высоко чтимой верующими «праведницы» Ревекки, Иаков бессовестно обманывает слепого отца, выдав себя за Исава и прибегнув для этого к настоящему маскараду с переодеванием, чтобы старик на ощупь не сумел обнаружить обман.
Библейские герои жестоки, развратны, страшно мстительны, вероломны, неразборчивы в средствах. Но и в этом отношении, как и во всех других, Библия не является исключением из остальных древних «священных» книг.