Заблуждения в понимании текста Мтф. 2 гл. относительно рождения Иисуса

1. Заблуждение. Мария родила Иисуса в ночь, когда она и Иосиф прибыли в Вифлеем. [Когда же родился Иисус? Библия не говорит об этом, но "есть вероятность существования относительно старой традиции рождения детей посреди зимы" (Finegan, Handbook of Biblical Chronology, 258). Гуэнер после длительного изучения этого вопроса говорит: "Доказательства вынуждают нас придти к заключению, что рождение Христа имело место где-то в конце 5 г. до Р.Х. либо в начале 4 г. до Р.Х." (Hoehner, Chronological Aspects of the Life of Christ, 27). Возражением факту рождения среди зимы является мнение, что пастухи вряд ли бы были со своими овцами на улице во время тех холодных месяцев. Это слабый аргумент, потому что: 1) зима могла быть мягкой; 2) неизвестно точно то, что овец держали в укрытии во время зимних месяцев; 3) Мишна (глава Талмуда) говорит, что овцы возле Вифлеема находились на воздухе на протяжении всего года", потому что там говорится, что Пасхальные агнцы паслись в феврале, месяце самой резкой погоды в году (М. Seqal 7:4) (Hoehner, Chronological Aspects of the Life of Christ, 26; Bock, 227). Точный день рождения Иисуса еще труднее определить и его невозможно знать точно. Православная церковь традиционно говорит, что 6-е января - не только дата рождения Христа, но также дата прибытия волхвов к Иисусу в день Его рождения, но через 1 год. Другие, а именно еще Ипполитий (165-235) и Иоанн Хрисостом (345-407), называли датой рождения Христа 25-е декабря (DJG, 69; Hoehner, 25-26).]

Ответ. Хотя это и возможно, но все же мало вероятно, поскольку Лука утверждает, что "когда же они были там, пришло время родить Ей" (Лк. 2:6). Эта фраза не звучит так, что рождение произошло немедленно, но, даже наоборот, как бы намекает "что они пробыли в Вифлееме некоторый, не уточненный, период времени прежде, чем Мария родила" (DGJ, 69). Более того, в тексте нет ничего, что бы говорило нам об их приезде в ночное время, а также маловероятно, чтобы Иосиф спланировал и организовал путешествие с неуместно поздним прибытием на место.

2. Заблуждение. Не было места для Марии и Иосифа в Вифлеемской "гостинице" (Hendriksen, Luke, 145; Robertson, Word Pictures, 2:23).

Ответ. Вместо того, чтобы говорить о гостинице, Лука утверждает, что "не было им места в katalhmati" (2:7), что, почти что наверняка, значит, что им не было места в "комнате для гостей" или "столовой" частного дома (Bock, Luke, 208; Christie, ISBE, 3:1470; DJG, 69). Поэтому, вместо того, чтобы искать пристанища в гостинице, Иосиф и Мария, вероятно, остановились в доме у родственников или друзей, и дом этот, в связи с переписью, был переполнен людьми, и там для них не было места в комнате для гостей или столовой (katalhmati). Поэтому, им пришлось остановиться в другой комнате (или комнате, находящейся ниже остальных комнат дома, где в Вифлеемских домах 1-го века обычно держали животных). Если же они остановились в одной из других комнат, Марии, возможно, пришлось спуститься вниз, туда, где держали животных, чтобы ее никто не беспокоил во время родов. Отсюда и "ясли", ставшие традиционными для нас, и животные, и хлев. [Библия точно не говорит, где был рожден Иисус, но данное Лукой утверждение, что после рождения Иисус был "в пеленах, лежащ[ий] в яслях" (2:7, 12, 16), предполагает, что это случилось в комнате для животных, или такая комната была где-то поблизости (Bock, 208; Liefeld, 8:844). Существует сильная традиция считать, что Иисус родился на месте, которое сейчас отмечено Церковью Рождества, в пещере, в которой, как говорят археологи, содержали и кормили животных в 1-ом веке (ВЕВР, 69; Finegan, The Archeology of the New Testament, 30). Традиционно считается, что эта пещера появилась еще до времени правления императора Адриана (117-138), который, зная это место как традиционное место рождения Христа, пытался обесчестить и осквернить его, посадив на том месте рощу из деревьев в честь римского бога Адониса (Finegan, The Archeology, 35-36).] Есть пять причин полагать, что они останавливались скорее у родственников или друзей, чем в гостинице, как принято считать: 1) хотя греческое слово в Лк. 2:7, обычно переводимое как "гостиница" (katalhmati), может иметь это общее значение, оно не употреблено здесь в данном значении (Liefeld, Luke, 8:844), и используется Лукой и Марком в двух других значениях (Лк. 22:11; Мрк. 14:14); оба, Лука и Марк, используют это слово в значении "комната для гостей" или, возможно, "столовая", но не "гостиница" (Лк. 22:11; Мрк. 14:14; BAGD, 414); в определении этого слова в Лк. 2:7 также важно то, что Лука использовал другое слово, когда подразумевал гостиницу или постоялый двор для всех, и это слово - pandocheion pandoxeion (Лк. 10:34; BAGD, 607) - относилось исключительно к данному понятию; 2) совершенно маловероятно, что гостиница вообще существовала в Вифлееме во времена Иисуса, поскольку через этот город не проходила главная дорога (гостиницы в то время обычно основывались только на главных дорогах, особенно римских) (DJG, 69); 3) даже если в Вифлееме и была гостиница, "она использовалась только римлянами и иностранцами, а не иудеями, тем более теми, у которых поблизости были родственники" (Hulbert, Life of Christ, F-l); 4) отдавая дань тому, с какой серьезностью жители Ближнего Востока относились к гостеприимству, почти невозможно представить, чтобы сын и его беременная жена были бы оставлены родственниками или друзьями (помните, что Иосиф возвращался домой), и им пришлось бы искать пристанище в таком опасном и распутном месте как гостиница; 5) подавляющее большинство домов на Ближнем Востоке, имеющие археологическую и литературную ценность, показывают, что животных держали внутри дома, в нижнем отделении дома, и семья спала над ними на выстроенных помостах (DJG, 69). Такое положение вещей более чем подходит к предпочитаемой нами точке зрения.





3. Заблуждение. Звезда вела волхвов всю дорогу от Вавилона до Вифлеема.

Ответ. В действительности звезда не вела их всю дорогу от Вавилона до Вифлеема. Вместо этого она появилась в Вавилоне, предупредив волхвов о рождении Мессии, и, похоже, появилась снова в конце их долгого путешествия, после того, как мудрецы прибыли в Иерусалим и были на пути к Вифлеему (2:8). Текст ясно поддерживает такое толкование, так как дважды говорит, что они "видели звезду [прошедшее время] на востоке" (2:2,9), но не то, что она все время вела их. [В обоих стихах "видели звезду" - это греческое грамматическое время aorist indicative, что значит "прошедшее время" (Dana & Mantey, 193).] Матф. 2:9-10 подкрепляет это понимание, подтверждая, что звезда, "которую [уже] видели они на востоке" (прошедшее время), появилась снова. И она "шла [т.е. сопровождала или вела их] перед ними" (несовершенный вид глагола), когда они уже направлялись из Иерусалима в Вифлеем. Если бы звезда вела их все время, зачем бы им понадобилось в Иерусалиме уточнять место нахождения Иисуса? Только после этих расспросов в Иерусалиме звезда стала вести их прямо в Вифлеем, до того места, где был Иисус (2:9).

4. Заблуждение. Волхвы и пастухи пришли поклониться Иисусу одновременно. Христианской традиции и искусству свойственно часто изображать эту ситуацию таким образом: современные ясли, пастухи, волхвы-мудрецы, животные в хлеву - все они окружают Младенца-Иисуса.

Ответ. Есть несколько факторов в самом тексте, делающих эту ситуацию маловероятной, если не вообще невозможной. Во-первых, "волхвы и пастухи ни связываются, ни упоминаются вместе в Евангелиях. Лука даже не намекает на то, что он знает о волхвах, а первый Евангелист даже не упоминает пастухов" (DJG, 72). Во-вторых, через сорок дней после рождения Иисуса Мария приносит в храме Богу жертву очищения (голубя) - жертву бедной женщины (Лк. 2:24). Она бы не смогла, будучи честной, так сделать, если бы получила от волхвов такое богатство в подарок как золото, ладан, смирну (Лев. 12:3-8). Это подтверждает, что волхвы посетили Иисуса не раньше, чем через 40 дней после Его рождения, так как именно через 40 дней Мария принесла в храме свою жертву бедной женщины и вернулась в Вифлеем. [Большинство богословов, как и историки считают, что "интервал, возможно, больше года, имел место между временем рождения и посещением волхвов" (DJG, 69).] Противоположно этому, пастухи пришли на второй день (если не в тот же день) после рождения Христа, поскольку текст говорит, что Ангелы говорили к ним в день, когда Он родился (Лк. 2:11), и тогда пастухи поспешили прямо в Вифлеем (2:15,16). И последнее, разницу во времени между посещениями волхвов и пастухов можно передать разницей в словах-терминах, которые используются в каждом из Евангелий в отношении Иисуса. Матфей, когда волхвы приходят к Иисусу, называет Его словом "дитя" (paidion; 2:8, 9, 11), а у Луки пастухи видят Иисуса как "младенца" или "новорожденного" (brefoV; 2:12, 16; 2:8, 9, 11). ["Маленький ребенок" (EDNT, 3:4), "очень малое дитя, дитя, младенец" (BAGD, 604). "Нерожденный ребенок" или "новорожденный" (EDNT, 1:227; BAGD, 147). Согласно Библии Иисус назван "новорожденный", когда родился, но спустя уже 40 дней после рождения Он назван paidion (Лк. 2:27).]

5. Заблуждение. Волхвы были царями (на современных картинках, изображающих ясли, их часто рисуют с коронами на головах).

Ответ. Это может быть следствием неверного толкования Псалма 71:10-11, когда считают, что речь там идет о волхвах, и что они - из Аравии или Египта. Тертуллиан (умер в 225 г.) говорит, что такого взгляда, обычно, упрямо придерживались на Востоке в его времена (An Answer to the Jews, chapter 9). В тексте нет и намека на то, что это правда. Но исторически о волхвах известно то, что они никогда не были царями, но принимали участие в избрании царей.

6. Заблуждение. Волхвов было трое. Это верование, вероятно, является следствием того, что ими было принесено три подарка.

Ответ: В действительности было намного больше людей (кроме волхвов) в этой группе, поскольку было опасно путешествовать по дороге из Вавилона в Палестину маленькой группой. Нет сомнения в том, что они, будучи богатыми и имеющими власть, путешествовали в сопровождении армии людей для защиты от грабителей, и "чтобы обезопасить свое проникновение на римскую территорию" (ZPEB, 4:358).

7. Заблуждение. Волхвов звали Каспер, Валтазар, Мельхиор (имена им были даны в конце 6-го века [Casper, 8:85]).

Ответ. Это старое предание, в пользу которого нет ни свидетельств в Библии, ни исторических фактов.

План Матф. 2:1-18

Тема. В Матфея 2:1-18 показаны две противоположные реакции на рождение Иисуса. Это должно помочь нам проверить себя: относимся ли мы к Нему должным образом?

I. Поклонение волхвов Мессии (2:1-2; 9-12)

А. Они искали Иисуса (даже дорогой для них ценой)

1. Они прошли всю дорогу от Вавилона до Иерусалима. Это отняло у них много времени и денег, и путешествовать так далеко было вообще опасно. Это кажется еще более удивительным, если учесть тот факт, что волхвы были языческими священниками, которые не много знали относительно того, кто был Иисус, но действовали в свете того, что знали. Знания свои они, по всей видимости, получили от иудеев, проживающих в Вавилоне и имеющих мессианское упование, а также на основании установленной ими же Новозаветной связи между рождением новых царей и астрономическими явлениями/звездами. Волхвы искали Его, несмотря на дорогую цену, которую им пришлось заплатить. 2. Чтобы найти Иисуса, они задавали вопрос: "Где родившийся Царь Иудейский?" (2:2). Б. Волхвы признали Его как Царя (что очень знаменательно, поскольку они принимали участие в избрании царей на престол).

2. Они занимали в Вавилоне ответственное положение - принимали участие в избрании царей на престол, поскольку были старшими членами конституционного совета, избирающего царей. Поэтому то, что они пришли поклониться родившемуся Царю Иудейскому, является подтверждением и признанием факта, что Иисус есть Царь, теми людьми, которые непосредственно всегда участвовали в избрании царей. Их также считали духовной элитой и людьми, наиболее знающими, как это делать (2:2).

3. Они принесли Иисусу царские подарки и поклонились Ему, как царю (2:11).

В. Они поклонилисьЕму (2:11)

1. Они "падши" поклонились Ему. Это замечание достойно внимания, поскольку в Иудаизме "падши" поклонялись только Богу (Мтф.4:9-10; Деян. 10:25-26; Откр.19:10; 22:8-9).Они "поклонились" Ему как Мессианскому царю. "Поклониться" - значит "выразить почтение, упасть ниц, выразить благоговение" (BAGD, 716). Обряд поклонения выполнялся следующим образом: перед таким человеком падали ниц, целовали ему ноги, край его одежды, землю на которой он стоял и т.д. (Ling. Key, 3). II. Непринятие Иисуса Иродом и религиозными лидерами (2:3-8; 16-18)

А. Реакция Ирода: открытая вражда (он задумал и искал убить Его) (2:3-8; 16-18)

1. Ирод видел в Иисусе угрозу, а не Спасителя (2:3). Когда мудрые избиратели царей пришли, чтобы признать и поклониться Ему, Ирод "встревожился", потому что он увидел в Иисусе угрозу своему трону, вместо того, чтобы подчиниться и поклониться Ему (2:3).

2. Ирод намеренно лгал и планировал убить Мессию. Он использовал:

а) первосвященников и книжников, чтобы узнать, где родился Мессия (2:4)

б) волхвов, чтобы узнать, где родился Мессия (2:7)

в) волхвов, чтобы найти Мессию, для того, чтобы убить (2:8, 16).

Б. Реакция религиозных лидеров: равнодушие (2:4-6)

Первосвященники и книжники прекрасно знали, где, согласно пророчеству, должно было родиться Мессии (2:6), но их равнодушие помешало им пройти даже 5 миль до Вифлеема, чтобы убедиться в истинности слов волхвов и в том, что их долгожданный Мессия родился.

И нескрываемая вражда, и равнодушие ведут в ад. Можно ничего не сделать и оказаться на скамье подсудимых (кто не со Мной, тот против Меня). В заключение: как собираетесь вести себя вы (как волхвы, как Ирод или как религиозные лидеры)? Каково ваше отношение к Иисусу? Равнодушие, открытая вражда или поклонение? От этого ответа зависит ваша судьба в вечности.

Наши рекомендации