Источники доходов РКЦ в Средние века
Церковная десятина | Продажа индульгенций | ||||
Плата за обряды | Плата за прикосновение к «святым мощам» и т.п. | ||||
Продажа церковных должностей |
Средневековые религиозные мыслители утверждали, что каждый человек от рождения принадлежит к определенному сословию.
Сословия – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Первым сословием считалось духовенство. На него возлагалась обязанность молиться, «заступаться перед Богом» за грешников. Духовенство имело ряд привилегий, нередко они освобождались от уплаты налогов королю.
Христианская мораль предписывала каждому человеку «соблюдать свое место в жизни». Всякий протест считался проявлением «дерзости» и «гордыни». Эта мораль требовала выполнения нравственных правил, перечисленных в Библии. Образцом, на кого следует равняться чаще всего считался святой, монах, который отрекся от земных забот и соблазнов.
Таким образом, католическая церковь не только объявляла о своих претензиях на полную власть в обществе, но и старалась реализовать их, пуская в ход свое политическое влияние, военную и финансовую мощь, а также используя слабость центральной власти. Папские послы, сборщики церковных налогов и продавцы индульгенций распространились по всем странам Европы.
Тем не менее, многочисленные попытки устранить недостатки путем внецерковных преобразований закончились провалом. Стремление высшего католического духовенства установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь и государство в целом вызывало недовольство и среди государей, и правительств, и ученых, и епископов, и народа.
Каких перемен ждали от папского престола? Выдвигались требования:
· отказ папы от светской власти, выступали против насилия и произвола;
· введение строгой дисциплины в жизни духовенства и улучшения их нравственности;
· уничтожение индульгенций, вызывавших особое недовольство. (Папская церковь торговала грамотами об отпущении как прошлых, так и будущих грехов, которые выдавались от имени папы за деньги или какие-либо заслуги перед церковью);
· распространение в народе религиозного образования и восстановления благочестия в церкви.
Одна из первых реальных попыток сломить папское могущество связана с Пражским университетом. Профессор богословия этого университета Ян Гус выступил против злоупотреблений римской церкви. Он написал сочинение “О церкви”, в котором доказывал, что истинная церковь представляет собой совокупность не только духовенства, но и всех верующих. Обособленность и привилегированное положение духовенства он считал не соответствующим христианскому учению и требовал уравнения всех христиан перед богом. В культе это выражалось в причащении мирян тем же способом, как и духовенства (телом и кровью Христа). Ян Гус выступал за секуляризацию церковных земель. Римский папа в 1413 г. отлучил Яна Гуса от церкви. Затем на Вселенском соборе Яна Гуса обвинили в ереси, в 1415 г. он был сожжен на костре.
Продолжил дело Гуса Ян Жижка. Сторонники Яна Жижки отрицали иерархию духовную и светскую, соблюдали нравственную чистоту, выступали против иконопочитания, требовали отменить тайную исповедь. Противостояние с католической церковью переросло в вооруженное столкновение. В 1434 г., потерпев поражение от католических войск, движение Яна Жижки должно было смириться.
Попытка произвести реформы церкви наблюдались и в самой Италии. В качестве церковного реформатора здесь выступил доминиканский монах Иероним Савонарола. В 1491 г. его избрали настоятелем монастыря Сан-Марко. С приходом нового настоятеля в монастыре произошли серьезные изменения. Савонарола распродал монастырское имущество, искоренил роскошь, обязал всех монахов работать, но одновременно реформатор был ярым врагом светской литературы и гуманизма. В 1497 г. папа Александр VI отлучил Савонаролу от церкви. На следующий год он был повешен и сожжен.
Всеобщее возмущение римской церковью в XIV-XV вв. закончилось в XVI в. Реформацией (лат. – “преобразование”). Реформация, приведя к расколу римско-католической церкви и к созданию новых вероучений, проявилась с разной степенью интенсивности почти во всех странах католического мира, сказалась на положении церкви как крупнейшего землевладельца и затронула роль католицизма как идеологии, веками защищавшей средневековой строй.
Реформационные процессы обрели в Европе XVI в. характер широких религиозных и социально-политических движений, выдвигавших требования реформы римской церкви и преобразования порядков, утверждаемых ее учением.
Видные теоретики Реформации создали учения, отвечавшие новым веяниям общественного развития XVI-XVII вв. Основной критике было подвергнуто учение католической церкви “о греховности” земного существования человека. Для того чтобы привить простым людям сознание их полного ничтожества и примирить со своим положением, римская церковь пускала в ход догму об изначальной “греховности” земного существования человека.
Церковь объявляла каждого человека не способным “спасти свою душу”. “Спасением” и “оправданием” всего земного мира ведает, согласно католическому учению, только папская церковь, наделенная особым правом распределять в мире “божественную благодать” через совершаемые ею таинства (крещение, покаяние, причащение и др.).
Реформация отвергла догму римской церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и богом. Центральным местом новых учений времен Реформации стала доктрина о непосредственной связи человека с богом, об “оправдании верой”, т.е. “спасении” человека не с помощью строгого выполнения обрядов, а на основе внутреннего божьего дара – веры.
Смысл учений об “оправдании верой” заключался в отрицании привилегированного положения духовенства, в отказе от церковной иерархии и главенства папы. Это позволило осуществить требование “дешевой” церкви, давно уже выдвигавшееся бюргерством.
Идеи Реформации укрепляли позиции светской власти и формирующихся национальных государств в борьбе против претензий римского папы.
С выводом об “оправдании верой” идеологи Реформации связывали свое второе основное положение, принципиально отличавшееся от католического учения – признание “священного писания” единственным авторитетом в области религиозной истины: это влекло за собой отказ признания “священного предания” (решений римских пап и церковных соборов) и открывало возможность для более свободной и рациональной трактовки вопросов религии.
В результате Реформации во многих странах Европы появилась новая протестантская церковь. Началось реформационное движение, а вместе с ним создание протестантизма в Германии. Во главе его встал августинский монах Мартин Лютер (1483-1546 гг.).
В конце октября 1517 г. Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций. Слова и действия Лютера получили широкую поддержку немецкого общества и дали мощный стимул к борьбе против католической церкви.
В отличие от гуманистов, осуждающих отпущение грехов за плату, Мартин Лютер опровергал саму догму о возможности спасения души лишь при посредничестве католического клира и на основе установленного церковью обряда.
В тезисах Лютера еще достаточно противоречивых мнений, но уже наметились основы его учения. Главное место в этом учении занимает концепция “трёх только”: человек спасается только верой; он обретает ее только через милость Божию, а не вследствие личных заслуг; единственным авторитетом в делах веры является только “священное писание”.
Новая религия – лютеранство – превратилась в знамя общественной оппозиции, ее главные выводы воспринимались массами, как основание не только для церковных, но и социально-политических перемен.
Если Лютер был духовным вождем умеренного бюргерско-реформаторского крыла Реформации, революционный крестьянско-плебейский лагерь возглавил Томас Мюнцер (ок. 1490-1525 гг.). Он принадлежал к числу образованнейших людей своего времени.
В самом начале своей проповеднической деятельности Мюнцер был яростным сторонником учения Лютера. Лютер направил его проповедником в города Ютеборг, Цвиккау. Постепенно наметился отход Мюнцера от лютеранства. Идеи, разработанные им, вносили в движение дух решительности и страстного нетерпения.
С 1524 г. Мюнцер принимал участие в крестьянской войне в Германии. Он разработал программу, основные положения которой были изложены в “Статейном письме”.
К ним относятся: идея создания “Христианского объединения”, которое поможет народу освободиться без кровопролития, только братским увещеванием и объединением; вступить в “Христианское объединение” предлагается не только угнетенным, но и господам. Тем, кто откажется участвовать в “Христианском объединении”, грозит “светское отлучение”. Никто с ними не будет общаться ни на работе, ни в часы досуга.
Идеи Мюнцера были предельно сжаты: князья обязаны снести свои замки, отказаться от титулов, чтить только одного Бога. За это им отдавали все имущество духовенства, находившееся в их владениях, и возвращали заложенные имения. В 1525 г. князья сумели разгромить восставших в битве у Мюльхаузена. Победители многих казнили, в том числе и Томаса Мюнцера.
До 1526 г. реформацию в Германии возглавляли богословы, а затем князья. Документом, выразившим основы лютеранства, к которому примкнули светские иерархи, стало “Аугсбургское вероисповедование”.
В 1555 г. лютеранам было предоставлено право свободы в делах веры, но только для князей. В основу религиозного мира был положен принцип: “Чья страна, того и вера”. Князья с этого момента определяли религию своих подданных. В 1608 г. германские князья заключили протестантскую унию. Окончательно закрепило равноправие католиков и протестантов соглашение 1648 г.
В наши дни наиболее крупным протестантским течением остается лютеранство. Лютеранские евангелические церкви существуют во многих странах мира. В Европе они наиболее влиятельны в скандинавских странах и Германии. В странах Азии лютеран мало, значительнее их присутствие наблюдается в Америке. Общее число лютеран к концу ХХ в. составляет примерно 80 млн.
В первой половине XVI в. реформаторское движение стало бурно распространяться за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, в скандинавских странах, в Прибалтике. Отдельные лютеранские общины появились в Польше, Венгрии, Франции.
Одной из причин быстрого распространения этого учения является идея Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничил религиозную и общественную жизнь. Содержание первой составляет вера, христианская проповедь, деятельность церкви; второй – мирская деятельность, государство и разум.
В это же время в Швейцарии возникают новые разновидности протестантизма – цвинглианствои кальвинизм.
Реформация в Швейцарии, вождями которой были Цвингли (1484 – 1531) и Кальвин (1509 – 1564), более последовательно, чем лютеранство, выразила буржуазную сущность преобразовательного движения.
Цвинглианство, в частности, более решительно порвало с обрядовой стороной католицизма, отказавшись от признания особой магической силы – благодати за последними двумя сохраненными лютеранством таинствами – крещением и причащением. Причащение рассматривалось как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа, в котором хлеб и вино являются лишь символами его тела и крови.
В организации цвинглианской церкви, в отличие от лютеранской, был последовательно проведен республиканский принцип: каждая община самостоятельна и сама избирает своего священника.
Гораздо большее распространение получил кальвинизм. Жан Кальвин родился в семье епископского секретаря города Нуайона на севере Франции. Отец готовил его к карьере юриста, направив учиться в известный в то время Буржский университет. После окончания университета Кальвин занимался преподовательской и литературной деятельностью. Несколько лет он жил в Париже, где, по-видимому, в 1534 г. перешел в протестантизм. В связи с гонениями на протестантов в 1536 г. он переехал в Женеву, которая в ту пору являлась убежищем для протестантов.
В этом же году в Базеле вышла его основная работа “Наставление в христианской вере”, в которой содержались главные положения кальвинизма. Учение Кальвина было направлено, с одной стороны, против католицизма, с другой – против течений народной реформации, представителей которых он обвинял в полном безбожии. Исключительным авторитетом Кальвин признавал “священное писание” и не допускал вмешательства человека в дела религии.
Одним из основополагающих догматов кальвинизма является учение об “абсолютном предопределении”: еще до “сотворения мира” бог предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим – ад, и никакие усилия людей, никакие добрые дела не могут изменить то, что предначертано всевышним.
С самого начала кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и общественной жизни верующих, нетерпимость ко всякому проявлению инакомыслия, пресекаемого самыми жесткими мерами.
В 1538 г. кальвинистские правила жизни были возведены в ранг закона, запрещающего роскошь, увеселения, игры, пение, музыку и т.д. С 1541 г. Кальвин становится духовным и светским диктатором Женевы. Недаром Женеву тогда называли “протестантским Римом”, а Кальвина “женевским папой”.
Кальвинизм радикально реформировал христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа (иконы, облечения, свечи и т.д) были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Церковная иерархия была ликвидирована. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники. Пресвитеры и проповедники составляли консисторию, которая ведала религиозной жизнью общины. Догматические вопросы входили в ведение особых собраний проповедников – конгрегаций, превратившихся впоследствии в местные и общенациональные съезды представителей общин.
Католическая церковь оказывала посильное сопротивление протестантизму и реформации. Вначале Контрреформация выражалась в отдельных, плохо согласованных между собой попытках противостояния протестантизму. Реформация застала римско-католическую церковь врасплох. Несмотря на ряд провозглашенных реформ, католицизм не смог пойти на радикальные перемены.
Однако с начала 40-х годов XVI в. в католицизме возобладала идея отказа от любых уступок и послаблений всем новым течениям в римской церкви. Для того чтобы ликвидировать Реформацию, католическая церковь была вынуждена изменить свою внутреннюю структуру, систему власти и управления. В системе средств проведения Контрреформации особую роль играли новые религиозные ордена, инквизиция, книжная цензура, деятельность и постановления Тридентского собора.
Главную роль по охране католицизма взяли на себя инквизиция и книжная цензура. Созданная в XIII в. инквизиция (лат. – “расследование”) в 1541 г. была реорганизована. В Риме был создан верховный инквизиционный трибунал с неограниченной властью, распространяющий свое влияние на все католические страны. Основателем и первым руководителем новой инквизиции стал кардинал Караффа. Но не все страны согласились принять новую инквизицию. Во Франции, в Венеции и Флоренции она действовала под контролем светских властей.
Инквизиция приобрела огромное влияние. Она усилила дух авторитарности и нетерпимости католической церкви, подозрительности и беспощадной жестокости к врагам церкви. Казни протестантов стали обычным явлением. На эшафоте погибают утопист Франческо Пуччи, философ Джордано Бруно и др.; Томазо Кампанелла 33 года содержится в тюрьмах; Галилео Галилей вынужден отречься от своих научных открытий.
Террор инквизиции дополнялся строгой книжной цензурой. В 1543 г. Караффа запретил печатать любые сочинения без дозволения инквизиции. Инквизиторы наблюдали за торговлей книгами и их пересылкой. В 1599 г. в Риме был издан папой “Индекс запрещенных книг”, обязательный для всей церкви. По закону преследованию подлежали люди за чтение, хранение, распространение запретных книг или недонесение о них.
Особую роль в борьбе с инакомыслием сыграло “Общество Иисуса”, или орден иезуитов (лат. Иезус – “Иисус”), официально утвержденное папской буллой в 1540 г. Основателем и первым генералом ордена иезуитов был испанский дворянин Игнасио Лойола (1491-1556), ярый приверженец папы и католической веры.
В основе общества лежала железная дисциплина, беспрекословное подчинение приказам. Помимо обычных монашеских обетов целомудрия, нестяжательства и послушания, члены ордена связывали себя особой клятвой верности римскому папе. Устав, принятый в 1558 г., требовал от иезуитов по предписанию начальника совершения греха, вплоть до смертного.
Во главе “Общества Иисуса” пожизненно стоял генерал, полновластно управляющий всеми делами ордена. При нем имелся совет с функциями совещательной и контролирующей власти. И генерала, и совет избирало общее собрание, или генеральная конгрегация, которой формально принадлежала высшая власть. Общество строилось по иерархическому принципу, члены его подразделялись на несколько классов. Оно имело прочную организацию на местах. Иезуиты разделили мир на провинции, во главе с провинциалами; несколько провинций входило в ассистенции. Возглавлявшие их ассистенты были членами центрального руководства. Независимость ордена от светских и духовных властей превращала его в автономное религиозно-политическое сообщество в любой стране.
Орден иезуитов не был монашеским в традиционном понимании. Его члены были освобождены от соблюдения правил монастырской жизни, от некоторых монашеских обетов. Даже внешне иезуиты напоминали скорее светских ученых, чем монахов. Активная светская деятельность, высшее положение в обществе были целями членов ордена. Это позволяло находиться им в центре политической и общественной жизни, имея огромные возможности оказывать на нее решающее влияние, как того требовали интересы католической церкви.
Главными средствами иезуитов были воспитание и дипломатия. Их система обучения была рассчитана на молодежь из верхов общества, но ради популярности создавались сиротские приюты.
В сложной обстановке иезуиты были ловкими политиками. Во всех социальных кругах они поражали своей эрудицией, страстными проповедями, трезвым и расчетливым советом и другими разнообразными способностями. При дворах королей они были духовниками и наставниками, в моменты социальных потрясений они не гнушались даже самой черной работы.
Успехи Реформации показали, что католическая церковь должна сама провести некоторые внутренние реформы и перестроить свою организацию, если она желает сохранить свою роль в католическом мире. Для папства речь шла только о некоторых половинчатых реформах, не затрагивающих основных догматических и организационных принципов католической церкви.
Подобные перемены мог объяснить церковный собор, подготовка к которому продолжалась около десяти лет. Собор начал свою работу в декабре 1545 г. в североитальянском городе Тренто (Триденте). Тридентский собор работал 18 лет, призван был сгруппировать всех сторонников католической церкви. Его решениями римская церковь выразила свое отношение к протестантизму, осудив новые учения.
В Тренто взяло верх консервативное направление. Этому способствовали огромное влияние иезуитов на выработку основных решений, ловкая деятельность папских легатов, председательствовавших на соборе. Принятием мелких поправок, наспех составленных декретов о чистилище, индульгенциях, почитании святых, мощей и церковных образов собор закончил деятельность в 1563 г.
В 1564 г. Пий IV утвердил его постановления, закрепив за Святым престолом право их толкования. Победа католической церкви состояла в том, что все решения собора поставлены в полную зависимость от папы, власть которого признавалась высшей и непререкаемой.
В настоящее время кальвинизм представлен верующими, общая численность которых достигает около 50 млн чел. В последнее время наблюдается тенденция к объединению различных кальвинистских групп.
В кальвинистско-реформаторской форме протестантизм утвердился в Англии. В отличие от других стран, где Реформация началась с народного движения, в Англии ее инициатором была королевская власть.
Генрих VIII в 1532 г. прекращает выплаты римской церкви. В 1533 г. король издает закон о независимости Англии от папы в церковных делах. Верховенство папы в английской церкви перешло к королю. Узаконил этот переход власти в 1534 г. английский парламент, который объявил главой английской церкви Генриха VIII. В Англии были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу королевской власти. Но при этом было объявлено о сохранении католических догматов и обрядов. В этом кроется другая особенность реформаторского движения в Англии – ее половинчатость, что проявлялось в лавировании между католицизмом и протестантизмом.
Протестантская церковь в Англии, полностью подчинённая королю, называлась англиканской. В 1571 г. парламентом был принят англиканский “символ веры”, в котором подтверждалось, что король имеет верховную власть в церкви, хотя он не имеет права проповедовать слово божье и совершать таинства.
Англиканская церковь приняла протестантские догматы об оправдании верой и о “священном писании” как единственном источнике веры. Она отвергала учение католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей. В тоже время признавался, хотя и с оговорками, католический догмат о спасающей силе церкви. Были сохранены литургия и ряд других характерных для католицизма обрядов, остался неприкосновенным епископат.
Англиканская церковь в результате длительной борьбы с католицизмом окончательно утвердилась в 1562 г. при королеве Елизавете I, во времена правления которой появилось немало сторонников очищения англиканской церкви от остатков католичества – их называли пуританами (лат. пурус – “чистый”).
Самые решительные из пуритан требовали создания независимых общин. Елизавета преследовала пуритан столь же свирепо, как и католиков.
Англиканская церковь является в настоящее время государственной религией в Англии. Всего в мире насчитывается более 30 млн верующих-англичан. Главой церкви является английская королева. Епископов через премьер-министра назначает королева. Первым священнослужителем является архиепископ Кентерберийский. Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не изменилась. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью и торжественностью.
Другой разновидностью протестантизма является баптизм. Предшественниками современного баптизма были одни из сторонников Томаса Мюнцера. Это движение называло себя анабаптистами (перекрещенцами). Они участвовали в великой крестьянской войне 1525 г., которая закончилась поражением и гибелью Томаса Мюнцера. Мюнцер призывал искать на земле рай, требовал установить в земной жизни “царство божие”. Лютеровскую формулу “оправдание верой” Мюнцер использовал для обоснования необходимости активных действий, которые приведут к равенству “сынов божьих”.
В 1533 г. в Мюнстере победили сторонники Реформации, анабаптисты, стекавшиеся в Мюнстер из всей Германии и даже Нидерландов, стали ядром Мюнстерской коммуны. Они принимали активное участие в обороне города от вооруженных сил изгнанного оттуда епископа. В феврале 1534 г. анабаптисты, опиравшиеся на плебейские массы Мюнстера, получили большинство в городском совете и фактически захватили власть в городе. Во главе их стояли прибывшие из Нидерландов булочник Ян Матис и портной Ян Бокелзон. Они объявили Томаса Мюнцера лжепророком, требовали насильственного свержения существующего строя, католической церкви, введение общности имущества.
Мюнстер был объявлен анабаптистами “Новым Иерусалимом”, т.е. центром “царства божия”. Город был отлично укреплен, осажденные его героически защищали. В обстановке осады анабаптисты провели в городе реформы. Орудия производства оставались в руках мастеров, которые были обязаны подчиняться городской общине в деле организации производства и выполнения заказов. Община распоряжалась раздачей земельных участков для обработки. Золото, серебро и драгоценности подлежали конфискации в общую пользу. Деньги были упразднены. Потребление было организовано на уравнительных началах. Все эти меры, не выходившие за рамки уравнительства, проводившиеся непоследовательно, диктовались военной обстановкой. Программы устройства будущего общества у анабаптистов не было. После 14-месячной обороны Мюнстер пал. В результате разгрома Мюнстерской коммуны анабаптизм в Германии исчез.
Возрождение баптизма произошло в Англии XVII в. Баптисты не признавали христианского крещения, вновь крестили своих сторонников. Первая баптистская община была основана в Англии в 1633 г. Сначала отношение к баптистам было терпимое, но вскоре борьбу с ними начал Кромвель. В 1689 г. баптисты получили в Англии свободу проповеди, но больших успехов добиться не сумели.
По своему вероучению баптизм во многом смыкается с другими протестанскими организациями. Разделяя общехристианские догматы о троице, божественном происхождении Христа, баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми. Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, но этот принцип у них не доведен до крайности. В их вероучении видны элементы, признающие свободу воли человека.
Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужение заменено у них молитвенными собраниями. Крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в лоно церкви.
Таким образом в результате Реформации от католицизма отделилась группа вновь образованных церквей: лютеранская в Германии, кальвинистская в Швейцарии и англиканская в Англии. Наряду с ними к первоначальным формам протестантизма относятся также цвинглианство в Швейцарии и Южной Германии, пуританизм, анабаптизм, меннонитство, социнианство.
Престантизм разделяет основные общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, Иисусе Христе, Святом Духе, рае, аде, о божественном откровении, провидении и предопределении.
Вместе с тем протестантизм отверг идею посредничества церкви и духовенства между верующими и Богом в деле спасения, отказался от догматического различия между священниками и мирянами, отверг институт монашества, культ святых, поклонение мощам, кресту, иконам, пышные дорогостоящие богослужения. В протестантизме отсутствует целибат.
Вероучению всех протестантских направлений присущи три принципа: спасение личной верой; священство всех верующих; исключительный авторитет Библии.
Богослужение в протестантизме предельно упрощено и в основном сведено к проповеди, с которой может выступить каждый крещенный верующий, пению духовных гимнов, коллективной и индивидуальной молитве. Из семи таинств они признают только два: крещение и причащение, остальные считают обрядами.
Ислам и Арабский Халифат. Османская империя. После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы. Развернулась бескомпромиссная политическая борьба между сторонниками родственников Мухаммеда и сторонниками рода Омейя. В 644 г. власть захватил халиф Осман из рода Омейя. Приверженцы претендента на халифский престол потомка Мухаммеда – Али – организовали мятеж кочевых племён, придали ему религиозно-политическую окраску и на этой базе создали шиитское движение (араб. –“партия, группировка”).
Шииты провозгласили, что главой мусульман может быть лишь потомок Али, поскольку наследует от самого пророка Мухаммеда безгрешность в толковании Корана. Они отказались признавать те части Сунны, в которых не говориться о жизни их лидера Али, толкование Корана у них весьма иносказательно и в верованиях много мистических черт. Так, они верят, что последний 12-й преемник Али был взят на небо живым и теперь правит верующими через шиитских духовных лиц (аятолл, муджтахидов, имамов). В настоящее время шиитов в мусульманстве меньшинство – около 10%.
Шиизм разделился ещё на множество сект. Когда в 656 г. усилиями шиитов халиф Осман был убит, а на престол был возведён Али, то он был готов на компромисс с омейядами, однако радикалы были против, отделились от Али и создали течение хариджитов (араб. – “восставшие, отделившиеся”) под лозунгами: за социальное равенство, общее владение землёй, справедливый раздел военной добычи, всеобщие выборы халифа.
Когда Али за пьянство и разгульный образ жизни лишил права наследования престола своего старшего сына Исмаила, последний стал лидером хариджитов, что значительно укрепило их позиции. Они провозгласили Исмаила последним законным преемником Мухаммеда и стали называться исмаилитами. Эта секта до сих пор существует в исламе и отличается воинственностью, жёсткой дисциплиной, радикализмом в социальных и религиозных вопросах. Их сейчас около 20 миллионов человек и это один из основных источников международного терроризма. Большинство мусульман даже избегает общения с исмаилитами.
В 664 г. один из хариджитов убил Али и престол вновь захватили Омейяды. Столица арабского халифата была перенесена из Мекки в Дамаск. Шииты несколько раз поднимали восстание, но терпели поражение. В одном из них был убит последний прямой потомок Мухаммеда – Хусейн.
В начале VIII в. в борьбу с Омейядами вступил ещё один род, имеющий связь с Мухаммедом – Аббасиды. Победив, они перенесли столицу в Багдад. При них основная часть мусульман примкнула к течению суннитов. Сунниты отделили систему правоверного исламского богословия (калам) от мусульманского права (шариат). Шариат (араб. – “путь к водопою”), сейчас понимается как правильный религиозный путь.
В IX в. начинается распад Халифата на независимые государства: Египет, Тунис, Алжир, Мавританию. Была восстановлена государственность в Средней Азии и Закавказье.
В 935 г. халиф был лишён светской власти, которая перешла в руки эмира. Земельные владения халифов были конфискованы, это означало окончательную ликвидацию Арабского халифата.
Однако у Халифата вскоре появился преемник – Османская империя. Она сформировалась на другой этнической основе, но с сохранением религиозной преемственности.
Дело в том, что в середине VI в. н. э. в Алтайских горах и степях Семиречья складывается мощное племенное объединение тюрок, начинает формироваться государственность. В VIII в., поддавшись на пропаганду арабских проповедников, они принимают ислам, а в Х в. начинается их экспансия в западном направлении. Им не составило особого труда завоевать ослабленный внутренними раздорами Арабский халифат. Поскольку правовую основу государственности у них составлял шариат, они легко приняли местную структуру управления: вожди племён стали эмирами, шариат - основой законодательства.
В XIII в. эмир Осман объединил под своей властью разрозненные тюркские эмираты и создал могущественную Османскую империю, создав постоянную угрозу всему христианскому миру, поскольку одной из основных целей империи было распространение ислама по всему миру.
Османы завоевали страны Южной и Восточной Европы (Грецию, Болгарию, Сербию, Венгрию, Румынию, Молдавию), вассалом Османской империи стал Крым, а крымские татары – мусульмане – стали постоянной угрозой российским границам и всему югу России.
Во всех завоёванных странах усиленно насаждался ислам. Методы были самые разнообразные: экономическое, политическое, идеологическое давление и прямые вооружённые действия, сопровождаемые крайней жестокостью. Часто местным жителям предлагался ультиматум: “ислам или полное уничтожение”. Действия турок-османов были причиной и внутренних трений в странах Южной Европы: раздел проходил по линии принятия или непринятия ислама (так было в Югославии).
Иудаизм и буддизм в Средние века.В средние века происходят изменения и в раввинский иудаизме. Так, в VIII в. Анан бен Давид, а также караимы IX столетия отвергли Талмуд и все формы устного Закона, взяв за основу одну только Библию. Казалось, что караимам даже удастся расколоть еврейский мир, но движение их в скором времени стало просто сектой, хотя и уцелело до сей поры.
В греческом мире христиане полостью порвали с иудаизмом и постепенно обретали антиеврейскую направленность.
Обращение императора византийского Константина в христианство (правда, на смертном одре) стало недобрым предзнаменование для иудеев. Иудаизм не был объявлен вне закона, однако большинство лидеров христианства, монахов и епископов испытывали ненависть к евреям. В Египте и Персии их взаимоотношения с властями нельзя назвать дружескими, поэтому евреи были готовы приветствовать арабскую экспансию.
Когда арабами была разбита в 634 г. византийская армия, затем пали Сирия, Палестина, Персия, армии арабов вторглись в Испанию и достигли Франции, всего за сто лет огромная часть евреев подпала под власть мусульман. Раввинский иудаизм получил развитие, раввины продвинулись до влиятельных должностей, евреи стали частью интеллектуальной верхушки арабского мира. Большие успехи были достигнуты в математике, астрономии, философии, химии и филологии.
К X-XI вв. в Испании сформировался особый тип иудаизма, известный как “сефардский”, со своими специфическими ритуалами в синагоге, с собственным диалектом – синтезом испанского и еврейского языков. В Западной Европе, прежде всего в Германии, сложился другой тип, получивший название “ашкенази”, со своим языком – немецко-еврейским диалектом – идишем. Однако в средневековой Европе, особенно в период крестовых походов, когда в “Святую землю” шли орды крестоносцев, ненависть к евреям и бесчинства стали обычным явлением. Взятию Иерусалима радовался весь христианский мир, а евреям оно несло смерть – сожжение в синагогах.
На исходе XIII столетия массовые избиения начались снова. Почти полностью были стерты с лица земли еврейские общины в южной Италии, шло массовое принудительное обращение в иную веру. Из Франции евреев начали изгонять, их обвинили в отравлении колодцев и в причинении “чёрной смерти” (чумы), забравшей треть населения Европы в 1348 г. На всём пространстве от Испании до Польши евреи массово уничтожались. Утверждалось также, что евреи совершают ритуальные убийства и используют кровь христианских детей в своих обрядах.
“Золотой ве