Пангат - бесплатная столовая гуру

ИЗВЕСТНАЯ КАК ЛАНГАР

Почти одновременно с Сангатом был организован другой институт сикхизма — Пангат или Лангар (бесплатная общественная столовая). Инициатива его создания принадлежала Гуру Нанаку, а третий Гуру окончательно сформировал и расширил Пангат. Согласно принципам Лангара все посетители — богатый и бедный, знатный и низкорожденный, принц и крестьянин — должны были сидеть бок о бок и есть одну и ту же пищу. Гуру Амар Дас постановил, что никто из посетителей не будет допущен к нему на аудиенцию, пока не отобедает в Лангаре. Когда к Гуру приезжали с визитом раджа Харипура или даже сам император Акбар, им приходилось вначале садиться обедать вместе с простыми людьми, и только после этого Учитель соглашался принять их. Таким способом людей заставляли отбросить социальные предрассудки. Общественная столовая служила также и средством социальной интеграции.

Создание Пангата добавило Сангату секулярное измерение. Главное его значение состояло в практической реализации принципа равенства, и, кроме того, Пангат стал цементирующей силой интеграции сторонников сикхизма. Он воплощал в себе протест против антиморальной социальной практики неприкасаемости, которая была побочным продуктом кастовой системы.

Пангат существует благодаря помощи и пожертвованиям всех людей, а не какой-либо отдельной личности, группы или класса. Бесплатная столовая, где бок о бок могли есть принц и простой крестьянин, в значительной мере способствовала развитию духа милосердия и одновременно стала мощным связующим фактором.

ВСЕОБЩЕЕ БРАТСТВО

Идеал социального равенства не является конечной целью этики сикхизма. Само по себе равенство может быть достигнуто и без всякого чувства любви или уважения людей друг к другу. Но подобного голого равенства недостаточно, поскольку оно не соответствует идеалам гуманистической морали. Для того, чтобы равенство было полноценным, оно должно быть освящено идеей духовного единства человечества. Гуру писал:

“Подобно тому, как от единого пламени вспыхивают миллионы искр; они вспыхивают поодиночке, но снова соединяются, когда падают в огонь; подобно тому, как из кучи пыли отдельные пылинки поднимаются и наполняют воздух, а наполнив его, вновь собираются в кучу пыли; подобно тому, как из единого потока возникают бесчисленные волны, но, будучи водой, вновь сливаются воедино; — так и из Божественной формы возникают живые существа и неодушевленные вещи, и, поскольку они возникают из Него, то снова в Него и возвратятся.”

(Гуру Гобинд Сингх- Акал Устат)

Это означает, что каждое человеческое существо заслуживает отношения к себе как к члену единого братства людей. Ближний — это не “другой”. Гуру говорит:

“Встретившись с Гуру, я утратил чувство “чуждости” мне других.”

(Бхиро Мохалла 5, 1-29-42, с-1148)

Другой — в действительности не “другой”; он сопричастен к общему для всех источнику эманации и является частью единого духовного порядка. Таким образом, ощущение всечеловеческого братства связывает тебя с другими теснее, чем семейные, социальные и национальные узы. Бог является отцом этого общечеловеческого братства. Гуру говорит:

“Ты всем нам отец... все мы собратья,

Ты не чужой никому.”

(Маджх Мохалла 5. с-97)

Гуру указывает на взаимосвязь всего существующего в мире:

“Воздух — это Гуру, вода — отец, великая земля — мать;

Под опекой двух нянек, ночи и дня, взращен весь мир.”

(Джапджи, Слок, с-8)

Согласно учению Гуру, братство людей и составляет подлинную реальность, но она скрыта от нас завесой хаумаи (ложного эго или индивидуации). Хаумаи — это следствие загрязненности нашего сознания, накопленной в процессе трансмиграции. Когда из сознания устраняется эта нечистота и исчезает завеса хаумаи (эго), общечеловеческое родство становится очевидным. Но пока сознание затемняет завеса эго, наше понимание будет оставаться поверхностным и далеким от действительности. Как же достигается очищение сознания?

Как уже говорилось выше, Гуру указывает нам путь к очищению ума:

“Только благодаря молитве и восхвалению Бога

Ум становится чистым.”

(Вадханс Мохалла 1, с-557)

Когда ум становится чистым, он достигает духовной высоты, с которой открывается реальность. Все иллюзии рассеиваются и начинает преобладать чувство всеобщего братства людей:

“У всех нас — Единый отец,

Все мы — дети одного отца.”

(Соратх Мохалла 5, с-611)

“Я — ни мусульманин, ни индуист;

Душа и тело принадлежат Богу, как бы ни называть Его —

Аллах или Рам.”

(Бхайро Мохалла 5, с-1136)

“О глаза мои, это Бог льет на вас свет,

не глядите ни на что, кроме Бога;

Не глядите ни на что, кроме Бога;

смотрите на Него внимательно.

Весь видимый вами мир есть образ Бога;

образ Бога проявляется в нем.

Когда по милости Гуру я обрел понимание,

Я увидел, что Бог Един и больше ничего нет.

Молвит Нанак, эти глаза были слепы, но при виде

истинного Гуру они обрели божественный свет.”

(Рамкали Мохалла 3, Ананд-36, с-922)

Когда по милости Гуру наше сердце наполнено Божественным Светом, то “чужого” не существует, нет ненависти или вражды, остается только альтруизм и служение всемирному братству людей. В качестве примера из практики рассмотрим случай Бхаи Гханайя. Во время одного из сражений Бхаи Гханайя было поручено подавать жаждущим воду. Вскоре обнаружилось, что он поит водой не только сикхов, но и индуистов, и мусульман. Сикхи пожаловались Гуру на то, что Бхаи Гханайя подает воду солдатам противника, которые, напившись, со свежими силами снова бросаются в сражение. Гуру послал за Бхаи Гханайя и задал ему вопрос по поводу того, что сообщили сикхи. Бхаи Гханайя ответил: “О истинный царь, я не вижу, кто друг, а кто враг. Я вижу в каждом из них твой образ. Я увидел, что все они — твои сикхи, и больше там никого нет, и поэтому подносил воду любому из них.”

Это и есть желаемое состояние духа, к которому призывает Гуру: сознание человека поднимается выше различий вероисповедания, цвета кожи, расовой и национальной принадлежности, и рождается чувство подлинного всеобщего братства:

“Не существует врага, нет и “чужого”,

Чувство всеобщего братства пришло ко мне.”

(Канра Мохалла 5, с-1299)

Такова вера сикхов, таковы их убеждения, и они предпринимают практические шаги к их реализации. В сикхской истории имеются многочисленные примеры, подтверждающие этот факт.

Гуру Нанак в течение четырнадцати лет странствовал пешком, покрыв в общей сложности расстояние от Ассамских гор на востоке Индии до границ Ирана и Ирака на западе; от Тибета на севере до Цейлона на юге. За время своего долгого путешествия он посетил много знаменитых индуистских храмов и учебных центров сиддхов — так называемых ладхов, а также множество религиозных центров мусульман, включая Мекку, проповедуя Божественную Весть (о братстве всего человечества и Отеческой любви Бога), для распространения которой он и пришел в этот мир. Никогда он не предлагал никому стать его последователем для того, чтобы попасть на небеса. Просто он дал гарантии всему человечеству в том, что любой человек, независимо от его расы, цвета кожи, касты, убеждений, пола, религии и национальности, медитируя на Бога, Единого и Не имеющего форм, получит освобождение:

“Джо джо джапаи со хоаи пунит

Бхагат бхаи лаваи манхит.”

(Гаури Сукхмани Мохалла 5, 20-7, с-290)

В переводе:

“Станет чист всякий, кто бы ни повторял Твое Имя

С преданным устремлением и сердечной любовью.”

Сикхизм отстаивает вселенское братство людей в слове и духе. Каждый сикх, живущий в любом уголке мира, завершает свою утреннюю и вечернюю молитву словами:

“Твоею Милостью да будет благословен каждый в мире.”

ИЗОБРАЖЕНИЯ ГУРУ

Ряд художников, пользуясь своим воображением, создали портреты всех десяти Гуру. Видели ли когда-нибудь эти художники лица Гуру? Эти изображения можно обнаружить на стенах почти всех гурдвар и большинства сикхских домов. По иронии судьбы многие сикхи украшают эти изображения гирляндами цветов и окуривают их благовониями. Разве это не поклонение идолам (изображениям)? Как мы можем назвать такое поведение следованием Гурмату? В Зафарнаме — письме, которое Гуру Гобинд Сингх адресовал императору Аурангзебу, — он так высказался о горных раджах: “Они поклоняются идолам, а я — разрушитель идолов...” Гуру — разрушитель идолов, а его так называемые сикхи сегодня стали идолопоклонниками (поклоняются изображению)!

От Гуру Нанака и до Гуру Гобинд Сингха наиболее принципиальным пунктом сикхизма считалось поклонение только одному Богу, Не имеющему форм, и Гуру строго запрещали поклоняться идолам, местам кремаций, самадхи-йогам, гробницам и т.д. Поклоняющиеся изображениям Гуру обосновывают свои действия, цитируя следующий стих Гурбани:

“Гур ки мурат ман мех дхайян.”

(Гаунд Мохалла 5, с-864)

В переводе:

“Поклоняйтесь образу Гуру в духе.”

“Сатгур ки мурат хирдаи васаи.”

(Дханасри Мохалла 1, с-661)

В переводе:

“Поселяет Образ Истинного Гуру в своем сознании.”

Что же такое ГУРУ и что такое его МУРАТ (образ)?

Как мы уже объясняли выше, согласно Гурбани, Гуру — это не физическое тело (дех), Гуру есть Джот (Божественный Свет), а образ Гуру (мурат) — это Божественное Слово (Гурбани):

“Джот руп хар аап гур нанак кахайо.”

(Свайи Бхаттан, с-1408)

В переводе:

“Божественный Свет, Сам Господь принял имя Гуру Нанака.”

Гурмат (учение Гуру) разъясняет, что истинный Гуру — это не физическое тело, и потому тело не считается достойным какого бы то ни было поклонения:

“Сатгур ниранджан сои

Манукх ка кар руп на джан.”

(Рамкали Мохалла 5, с-895)

В переводе:

“Истинный Гуру есть воплощение Пречистого Господа,

Не считай его простым человеком.”

Таким образом, вполне очевидно, что в словах: “Гур ки мурат ман мех дхайян” речь идет не о поклонении физическим изображениям Гуру, а о внимательном вникании в смысл Сабада (Слова). Согласно Гурбани, спасение не может быть достигнуто посредством созерцания физического облика Гуру:

“Сатгур но сабх ко векхда джета джагат сансар

Дидхаи мукат на ховаи джичар сабад на каре вичар.”

(Слок Мохалла 3, с-594)

В переводе:

“Весь мир взирает на Истинного Гуру;

Просто взглянув на Гуру,

если не медитируешь на Слово Гуру,

Ты не достигнешь Освобождения.”

Если бы благодаря созерцанию физического облика Гуру можно было обрести спасение, то Мехта Калуджи не порицал бы своего сына, Гуру Нанака. Поскольку отец видел Гуру, он обрел бы спасение. Однако история повествует о том, что Мехта Калуджи не смог разглядеть Божественный Свет в своем сыне и постоянно упрекал его. Если бы посредством созерцания физического облика Гуру можно было обрести спасение, то оба сына Гуру, Шри Чанд и Лакхми Дас, не выказывали бы неповиновения своему отцу. Палач, сыпавший раскаленный песок на обнаженное тело Гуру Арджана, не делал бы этого, поскольку, видя Гуру, обрел бы спасение. Другой палач не отрубил бы голову Гуру Тегх Бахадуру уже потому, что видел его. Таким образом, если даже в то время, когда Гуру Джот находился в человеческом теле, простое созерцание физического облика Гуру никому не помогло обрести спасения, то как могут спасти нас эти фальшивые изображения? Они могут лишь совлечь нас с истинного пути, предписанного Гурматом.

В Тавпарсад Свайях Гуру указывает, что поклоняющиеся идолам уподобляются животным (“пас”):

“Коу бутан ко пуджат хаи “пас” коу бутан ко пуджан дхайо.”

В переводе:

“Некоторые из тех, кто поклоняется камням,

кладут их себе на голову,

а некоторые носят в виде амулетов на шее;

Некоторые видят Бога на юге,

а некоторые кланяются в сторону запада;

Кое-кто из глупцов поклоняется идолам,

прочие заняты поклонением мертвецам;

Весь мир опутан ложными ритуалами,

не ведает тайны Бога.”

(Гуру Гобинд Сингх- Тавпарсад Свайи)

Некоторые сикхи носят на шее медальоны с изображением Гуру. Разве это — следование Гурмату? Это поклонение человеку, искажение религии, и больше ничего. Гуру — не идол. Гуру — не изображение. Гуру — это не человеческое тело. После кончины Гуру Нанака никто не смог найти его тело. Гуру — это ДЖОТ. Гуру — это Божественный Свет. Гуру — это Всепроникающий Божественный Дух. Гуру — это Божественное Слово (Гурбани). Украшение гирляндами изображений Гуру совершенно противоречит Гурмату. Как мы можем рассчитывать на благословение Гуру, если сами поступаем вопреки его предписаниям?

Имперсональный Абсолют не может быть представлен в образе. Он не имеет формы и потому не может быть изображен при помощи символов. Подобные действия сами по себе не получили бы одобрения Гуру. Если не следовать неуклонно заветам Гуру, религия сикхов будет глубоко погребена под грудой бессмысленных догм, лишенных значения ритуалов и церемоний.

Сикхизм — не догма, но образ жизни, основанный на Гуру Рахит Марьяда (кодексе поведения). Сикх должен руководствоваться словом своего Гуру как первостепенной ценностью в своем повседневном существовании. Без прославления Его присутствия в нашей жизни она станет нечистой и оскверненной и придет в плачевное состояние, которое в конечном счете приведет к духовному вырождению. Необходимо постоянное углубленное созерцание НАМ, оно является неотъемлемым основанием возвышенного духа сикхизма. НАМ — не философия и не такое знание, которое можно почерпнуть из книг. Оно обитает внутри человека и реализуется в его внутреннем мире по милости истинного Гуру (через Гурбани — Божественное Слово). Пусть же нашей ежедневной молитвой станут нижеследующие строки:

“О мой друг, Божественный Гуру!

Озари мой разум Божественным Именем!

Будь спутником моей жизни;

Пусть воспевание Твоей Славы

будет моим занятием каждый день,

И да откроется мне Имя.”

(Раг Гуджри Мохалла 4, с-10)



БИБЛИОГРАФИЯ

НА ЯЗЫКЕ ПАНДЖАБИ:

1. Guru Granth Sahib

2. Bhai Gurdas - Varan

3. Bhai Vir Singh - Santhia Sri Guru Granth Sahib

4. Dr. Kartar Singh - Sikh Fundamentals

5. Prof. Sahib Singh - Jiwan Britant of the Gurus

НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:

6. Archer, John Clark - The Sikhs

7. Avtar Singh - Ethics of the Sikhs

8. Gandhi, Surjeet Singh - History of the Sikh Gurus

9. Harbans Singh - Perspectives on Guru Nanak

10. Kohli S.S. - Outline of Sikh Thought

11. Macauliffe M.A. - The Sikh Religion. Vol. 1-6

12. Ranbir Singh - Glimpses of the Divine Masters

13. Ranbir Singh - The Sikh Way of Life

14. Sikhism - Fauja Singh, Trilochan Singh,

Gurbachan Singh Talib, J.P. Singh Oberoi

Sohan Singh

РЕЛИГИЯ СИКХОВ

Сдано в набор 1.07.97 г. Подписано в печать 1.09.97 г.

Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура “Таймс”.

Усл. п. л. 21,5. Тираж 5000 экз.

Заказ №

Издательство “Феникс”

344007, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17.

Лицензия ЛР № 062308 от 24 февраля 1993 г.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУИПП “Курск”

305007, г. Курск, ул. Энгельса, 109




* Гурбани или Бани — Божественное Слово. Это понятие относится к высказываниям Гуру. Содержание книги Гуру Грантх Сахиб называется Гурбани или Бани.

* Медитация означает богослужение. Это включение в наше сознание Божественного присутствия.

[1] Гур Hанак Джот - не человеческое существо, а Божественный Свет.

* Согласно теории кармы, человеческое существо страдает из-за своих злых деяний и получает награду за добрые дела. Эта теория многими религиями возводится в закон, действующий прямо и не знающий исключений. Как гласит пословица, “что посеешь, то и пожнешь.” В соответствии с этим законом личность обречена вечно нести бремя своих прошлых грехов, не имея никакой возможности освободиться от предзаданности своей судьбы. Это означает, что грешник становится жертвой неописуемых мучений во веки веков. Он никогда не сможет обрести блаженства и освободиться из круга перерождений. Сикхизм признает действие кармического закона, но поднимается на одну ступеньку выше. Согласно представлениям сикхизма, Бог в Своем Милосердии и Сострадательности может смягчать жестокие удары кармы. Для сикхов закон кармы действует не фатально. Жизнь не всецело управляется человеческими действиями. Существует также и Высшая Сила, которая день за днем регулирует жизнедеятельность как людей, так и прочих живых существ. В этом и состоит сущность религии сикхов. Бремя наших прошлых грехов, оковы кармы могут быть разрушены и разрушаются Милостью Бога. Когда человек ведет духовную жизнь, нечистота сознания устраняется и личность возрождается в духе Гуру. Даже величайший грешник благодаря постоянному созерцанию Божественного Слова может стать святым. История человечества дает много подобных примеров. Таким образом действие закона кармы не является вечным. Сикхи верят, что Всемогущий Бог обладает способностью смягчать карму. Воплощение в человеческом облике предоставляет возможность подняться вверх, либо скатиться в бездну несчастий, ибо благодаря человеческому сознанию его носитель может достигнуть морального прогресса и освободиться от грехов прошлого. Сикхизм утверждает, что, хотя человеческое воплощение представляет собой результат добрых деяний прошлого, врат спасения можно достигнуть только по Милости Бога.

1 Кази — священное лицо в исламе.

* Слок — краткая стихотворная форма (двустишие или четверостишие).

1 Пуратан Джанамсакхи (жизнеописание) и Бхаи Гурдас приводят в качестве даты его рождения 20 октября (картик), тогда как остальные авторы указывают другую дату — 15 апреля (байсакх) 1469.

[2] Это первое Божественное Откровение именуется Аад Бани. См. Раг Аса Мохалла 1 -Патти Ликхи, страница 432 Гуру Грантх Сахиб.

[3] Лало — один из учеников Гуру.

[4] Мардана — мусульманин-рабаби, ученик и постоянный спутник Гуру.( Рабаби — на языке панджаби музыкант, играющий на ребеке, старинном струнном инструменте типа гитары).

[5] Слово “изрек” в этой книге используется, когда речь идет о стихотворении, пришедшем к Гуру прямо от Бога, а слово “прочитал” — когда повторяются уже существующие стихи.

* Каждое в отдельности стихотворение Гурбани называется “сабад”. Музыкальная рецитация сабада именуется “киртан.”

[6] Hекоторые авторы считают, что он после купания в реке скрылся в соседнем лесу.

[7] Это слово используют Джанамсакхи, обозначая им странствия Гуру. “Удаси” обычно означает уход от мира, но Гуру никогда не порывал с миром.

[8] Hекоторые авторы утверждают, что Гуру вернулся домой, обойдя восток (после Пури), а затем предпринял второе удаси в южном направлении.

[9] Саджан означает “друг”, Тхуг — “разбойник”.

[10] Другое название Чаранамрит. Своеобразная форма инициации, заключавшаяся в выпивании воды, которой Гуру омыл свои ноги. Одновременно читался зачин Джапджи. Эта церемония была введена Гуру.

* Раг — классический индийский музыкальный размер (существует 31 разновидность рага). Рагини — разновидность рага с женским окончанием.

[11] Символ вечного Бога. Здесь используется вместо имени.

[12] То есть они удачливы. Манго — вечнозеленое растение, его крона всегда дает прибежище.

[13] Малианло — ветер со стороны Малайских рощ (сандаловых рощ).

[14] Все глаза в мире — Твои, но у Тебя нет материальных глаз, поскольку Ты — Hе имеющий форм.

[15] Проявлений много, но Ты не имеешь телесной формы.

[16] Саранг — птица, которую называют также Чатрик или Папиха. Предполагается, что она пьет воду только тогда, когда луна находится в доме Арктура, так что, когда приходит время пить, она, естественно, чувствует жажду.

[17] Hекоторые авторы считают, что Гуру побывал в Курукшетре в начале первого удаси.

[18] Бхаи Мани Сингх Джанамсакхи.

[19] Мясо животных.

[20] Вода способствует росту растений, а растительной пищей питаются животные.

[21] Hекоторые авторы иначе описывают маршрут второго удаси. Они считают, что оно началось из Талванди по направлению к Лахору, Султанпуру, и, пройдя через Джаландхар и Хошиарпур, Гуру достиг места пребывания Пира Будхан Шаха. Позже в этом месте шестой Гуру основал город Киратпур. Оттуда Гуру прошел в Биласпур, а затем посетил Манди, Равалсар, Джаваладжи и Кангру. Далее он побывал в Баиджнатхе, Кулу и прошел дорогу Сапити, остановившись в деревне Мулани. Жители этой деревни, как говорят, сохранили несколько реликвий, связанных с пребыванием Гуру, и поклоняются им. Затем, пройдя через перевал Пранг, Гуру достиг Тибета и подошел к озеру Мансаровар и Кайлаш Парбат (Сумер Парбат). Через перевал Часул он прибыл в Ладакх, а затем через перевалы Скарду и Каргал дошел до Амарнатха. Пройдя через Пехлгам и Анант Hагар, он добрался до Сринагара и Бара Мула, и, наконец, повернув в сторону Хасан Абдала, пройдя Тилла Бал Гудай и Сиалкот, возвратился в Талванди.

[22] Эта беседа Гуру с сиддхами приведена в Рамкали Мохалла 1- Сидх Гошт, страница 938 Гуру Грантх Сахиб.

* Дхармсала — религиозное помещение, служащее приютом для путешествующих.

[23] Бхаи Гурдас, Вар-1,паури-32.

24 Бхаи Гурдас - Вар,паури 35- 36.

25 Все время проводит в мечети, желая получить как можно больше пожертвований.

26 Йог.

27 Бхангарнатх был верховным йогом.

28 Танк — единица веса в Индии. Один танк равен весу 256 г риса. Иными словами: если бы я мог совершить такое чудо.

29 Шрадх — приношение угощения и возлияние воды духам умерших предков.

[24] У Гуру была кобылица.

[25] Брахман выделяет небольшой квадратный участок, обмывает это пространство водой и называет его очищенным участком. Теперь он может готовить себе еду внутри этого квадрата. Если кто-либо входит на территорию участка, это означает осквернение и пища, приготовленная на участке, считается в таком случае нечистой.

[26] Работа ни с какой стороны не встретила препятствий.

[27] Рамдас здесь может означать также слугу Господа.

[28] Джон Кларк Эрчер пишет в своей книге “Сикхи”, что Хар Гобинд был не настоящим сыном Гуру Арджана, а приемным. Как мы видим, в приведенном выше сабаде Гуру благодарит Бога за то, что Он благословил его рождением сына. Кроме того, сикхи всего мира верят, что Гуру Хар Гобинд был сыном Гуру Арджана. Одному Богу известно, из какого источника Эрчер получил столь невероятную информацию. Ему следовало бы обнаружить известную степень ответственности, коль скоро он взялся писать о таком щекотливом предмете. В его книге много подобных серьезных несоответствий, и мы очень серьезно принимаем их к сведению.

[29] Здесь: Гуру Грантх Сахиб.

[30] В то время существовал обычай посылать домашнего жреца и цирюльника на поиски подходящего жениха.

[31] Гуру пользовались таким почитанием, что верующие люди часто считали своим долгом посвящать им свои жизни, своих детей и свое имущество. Hекоторые сикхи при рождении своих дочерей давали клятву, что отдадут их только Гуру или его родственникам. Hикто бы не женился на них, кроме тех, кому они были посвящены. Поэтому Гуру чувствовал себя обязанным пойти навстречу желаниям и обетам своих сикхов.

[32] Гуру всегда выше, но Гуру уважает сангат (собрание своих последователей). Говорят, что Гуру — это двадцатая степень, а сангат — двадцать первая. Предложение Чанду было отвергнуто сангатом, и, таким образом, Гуру был обязан согласиться с решением сангата.

[33] Как мы увидим позже, Джахангир писал, что Гуру начертал на лбу Хусро шафраном тилак. Это означало, что Гуру благословил Хусро стать императором. Это неверно. Очевидно, эта история была вымышлена врагами Гуру, чтобы настроить Джахангира против него.

* Вар — вид эпической поэзии; в варах воспевались военные подвиги и сражения.

** Индийское название особого вещества, содержащегося в глотке или голове кобры. Добываемое из тела убитой кобры мани служит противоядием от ее укуса.

*** Индийское название мускуса.

[34] Вазир Хан был наместником Панджаба во времена Гуру Арджана. Он страдал от водянки и полностью излечился, слушая рецитацию Сукхмани, после чего он стал последователем Гуру.

[35] Hекоторые авторы считают, что Гуру был заключен в крепость из-за неуплаты долга. Если бы причиной заключения было это или что-либо другое, как бы он мог добиться освобождения пятидесяти двух раджей из крепости? Гуру был в хороших отношениях с императором. Заболев, Джахангир попросил Гуру поехать в крепость Гвалиор, и в благодарность император исполнил желание Гуру и освободил раджей.

[36] Сикхский историк Кахан Сингх пишет, что это была индусская девушка по имени Камла. Кази Рустам Хан купил ее и сделал своей рабыней. Она приняла ислам.

[37] Некоторые авторы утверждают, что это не были ни Шах Джахан, ни Гуру, а только их приближенные.

* Воинское звание.

[38] Некоторые авторы утверждают, что Бидхи Чанд никогда не встречался с императором.

* Так в Индии называют афганцев.

* Маленькая книжечка, содержащая Гурбани.

[39] Некоторые авторы утверждают, что Гуру Хар Гобинд лично попросил молока у Будхан Шаха. Когда Гуру Нанак встретился с Будхан Шахом, последний предложил ему молока в знак уважения. Гуру обещал, что выпьет молока позже. Гуру Хар Гобинд напомнил Будхан Шаху о том молоке, которое обещал выпить Гуру Нанак. Будхан Шах сказал: “Ты не похож на того Гуру, которому я давал молоко.” Тогда Гуру Хар Гобинд явился Будхан Шаху в образе Гуру Нанака и принял молоко, чтобы выполнить обещание.

* Миробалан — сухой экстракт плода одного из деревьев, растущих в восточной Индии.

** Маша — старинная мера веса в Индии того времени. Она составляет чуть меньше 1 грамма.

[40] Говорят также, что Рам Рай сказал Аурангзебу, что Гуру Нанак здесь имел в виду прах не мусульман, а “бейман”, неверующих. Таким образом, Рам Рай не изменил оригинальный текст стиха, а всего лишь исказил его смысл.

1 Не следует путать этого Гурдаса с Бхаи Гурдасом.

2 Рассказывают, что оспа так свирепствовала, что Гуру из человечности и сострадания принял болезнь на себя и тем самым спас от нее жителей Дели. Раджа Джаи Сингх приказал соорудить водоем. Гуру окунул свои стопы в воду и после этого всякий, кто купался в этом водоеме, исцелялся от оспы.

1 Гуру принадлежал к роду содхи.

[41] Говорят, что Аурангзеб в то время был в Хасан Абдале, но ему регулярно сообщали о действиях Гуру.

[42] Некоторые авторы утверждают, что императора Аурангзеба в то время не было в Дели, так как он предпринял экспедицию в Хасан Абдаль, но казнь Гуру была совершена по его приказу. Другие считают, что все было сказано в прямом разговоре между Гуру и Аурангзебом, поскольку для последнего это была единственная и очень важная возможность достигнуть цели — наиболее массового обращения в ислам.

[43] Как говорят, Гуру сказал Бхаи Джайта, что его голова упадет прямо ему в подол и он должен, не страшась никого, отвезти ее в Анандпур и там кремировать. Говорят также, что Бхаи Джайта поделился этой тайной со своим соседом Бхаи Нану, а тот доверился жителю Ладуа Бхаи Уда, и они втроем везли голову Гуру в Анандпур.

[44] Однажды к Гуру пришел сикх и предложил ему в жены свою дочь Сундри. Гуру не хотел этого брака, но был вынужден к нему своей матерью. Однако считается, что Сундри (это значит “прекрасная”) — всего лишь эпитет, применяемый к Джито, а не имя второй жены Гуру. Бытует также мнение, что имя Джито дали жене Гуру ее родители, тогда как Сундри ее стали называть в семье Гуру. Такое часто встречается в индийском обществе.

[45] Райпур расположен близ Амбалы. В форте Райпур в том месте, где Гуру обедал в качестве гостя рани, стоит гурдвара. Гурдвара есть также и вне форта, на том месте, где находился шатер Гуру.

[46] В распоряжении Гуру всегда было 52 рабаби, но в некоторые периоды их число доходило до девяноста четырех.

[47] Некоторые утверждают, что третьим вышедшим вперед сикхом был Химмат Чанд, а четвертым — Мохкам Чанд.

[48] Вообще же Анандпуре в 1689 году было построено 5 фортов: Анандгарх, Лохгарх, Фатехгарх, Кесгарх и Холгарх.

[49] Вичитар Сингх был не очень крупного телосложения, а это копье весило около сорока фунтов. Оно и ныне находится в крепости Анандгарх в Анандпуре.

* Гуджары и рангхары — два рода шудр. Гуджары занимались скотоводством. Рангхары снимали шкуры с убитых животных.

[50] В то время Гуру ожидал прибытия подкрепления от сикхов Малвы, и именно по этой причине он просил отсрочки. Подкрепление действительно пришло, но слишком поздно, чтобы защита Анандпура увенчалась успехом.

[51] Некоторые авторы утверждают, что за Гуру последовало 1500 сикхов.

[52] Имя Бхаи Джайта после крещения. Бхаи Джайта привез голову Гуру Тегх Бахадура из Дели в Анандпур.

* Рангретта — “сын рангхаров”, выходец из рода рангхаров, принадлежавших к четвертой касте.

** “Грязная крепость”: форт Гархи назывался так потому, что был построен из необожженного кирпича.

[53] Место примерно в десяти милях от Рупара.

[54] Некоторые авторы утверждают, что внутри крепости Гархи оставалось тогда одиннадцать сикхов.

[55] На том месте, где он хлопнул в ладоши, построена гурдвара под названием Тари Сахиб. В Чамкаур Сахиб четыре гурдвары. Первая называется Дамдама Сахиб — в этой местности Гуру отдыхал перед въездом в Гархи; вторая — Гархи Сахиб — по названию крепости; третья — Каталгарх Сахиб, где были кремированы тела сыновей Гуру; и четвертая — Тари Сахиб.

[56] Чаури — это связка павлиньих перьев, которой его обмахивали в знак почтения.

[57] “Уч да Пир”: означает духовное лицо (исламский факир) из города Уч в юго-западном Панджабе. Это выражение означает также высокое духовное звание.

* Земледелец.

[58] Рассказывают также, что Гуру встретил старшего брата Бхаи Мани Сингха — Нагахья Сингха. Он и его сын были конеторговцами и предложили Гуру коня.

[59] В “Сурадж Паркаш” говорится, что их тела кремировали Тилок Сингх и Рам Сингх, сыновья Баба Пхула из Мехраджа. Они в то время случайно оказались в Сирхинде.

[60] Гуру Нанак даровал императору Бабуру из рода Моголов благо длительного правления его династии. Поскольку монархи династии Моголов сеяли несправедливость, ложь, хитрость, тиранию и угнетение, их правлению необходимо было положить конец. Выкорчевывая куст, Гуру в действительности вырвал корни династии Моголов, и после этого их правление закончилось.

[61] Три года спустя после того, как совершилось это изуверство, Банда Сингх Бахадур сровнял с землей весь Сирхинд, уничтожив корни и ветви врага.

[62] Зафарнаме: “Зафар” означает “победа”. Это было стихотворное письмо на персидском языке, адресованное императору. Оно известно как шедевр литературы на фарси.

* Одна из подкаст; так назывались джаты — земледельцы.

[63] Позже с этого бира были изготовлены копии.

* Бир — копия Гуру Грантх Сахиб.

[64] Коир Сингх — Гур Билас Патшахи 10: “Каждый день Гуру приходилось раздавать золотые и серебряные монеты, тем самым он привлек сюда бесчисленное множество воинов.”

[65] Некоторые авторы утверждают, что Бахадур Шах послал к Гуру других людей.

[66] Три мира: один мир — это все, что существует на нашем плане, второй — все, что над нами, и третий — все, что под нами.

[67] Лало был учеником Гуру.

* Нада — в йогической философии так называется носовой звук, письменно изображаемый в виде полукруга; священная нота. Согласно философии йоги, человеческое тело имеет девять видимых дверей — два уха, два глаза, две ноздри, рот, анальное отверстие и мочеиспускательный канал. Но существует и невидимая десятая дверь (dasam duar). Занимаясь йогической практикой, человек пытается открыть эту десятую дверь. Когда ему это удается, он слышит Божественную музыку — “Анхад Сабад”. Гуру отвергает это представление. Невидимая дверь не принадлежит физическому плану, подобно тому как ученый или врач не может указать место физической локализации сознания. Сознание, как и Бог, не имеет формы. Веды и Шастры описывают три стадии существования — раджо, тапо и сато. Но спасение достигается только на четвертой стадии — это и есть десятая дверь. Она открывается только по милости Гуру через медитацию на Слово Гуру (Гурбани). Нада и Веда заключены в Гурбани.

** Веда — Божественное Знание.

1 Сидх Гошт, страница 938.

2 R.C.Majumdar. British Paramountcy and Indian Renaissance, p.823.

Наши рекомендации