Необычный зачин гуру грантх сахиб

В индуистской мифологии слово “ОМ” всегда в смысловом отношении было связано с монотеистическим понятием Бога. Затем это слово стали интерпретировать как допускающее отход от строгого монотеизма. Гуру Нанак поставил перед этим словом цифру “1”, а после него — “кар” (полукруг). Получилось “ЭК-ОМ-КАР.” Поступив так, Гуру Нанак тем самым навеки закрепил за этим словом следующее значение: “Бог Един и только Един.” Поэтому Гуру Грантх Сахиб и начинается так необычно — с цифры один (1). Существование Единого Абсолюта составляет главное положение монотеистической концепции Бога и представлено здесь при помощи символики числа. Это положение — “Бог един” — означает не только то, что Он один в количественном отношении, но и то, что Он единственен и нет никого другого, кто был бы Ему подобен.

Гуру Грантх Сахиб начинается с Мул-Мантары, или Зачина Джапджи, составляющей сущностное ядро всей книги Гуру Грантх Сахиб:

необычный зачин гуру грантх сахиб - student2.ru

Эк-Ом-Кар Бог Един и Только Един

Сат-Нам Он есть Вечная Истина

Карта-Пуркх Создатель, Всепроникающий

Божественный Дух

Нирбхао-Нирваир Неустрашимый, Не знающий

ненависти и вражды

Акал-Мурат Бессмертный Сущий

Аджуни, Саибханг Нерожденный, Сам по Себе

Существующий

Гурпарсад Раскрывающийся по Своей

Собственной Милости

(Гуру)

______________

Следующий стих обычно именуется Сачмантарой (Истинной Мантарой):

Джап Медитируй на

Аад Сач Того, Кто был Истинным до

Сотворения,

Джугад Сач Того, Кто был Истинным в начале Творения,

Хаибхи Сач Того, Кто Истинен ныне, и,

Нанак Хосибхи Сач О Нанак, Того, Кто пребудет

Истинным во веки веков.

Гуру Арджан Дэв выполнил великую задачу, удостоверив подлинность различных сочинений и собрав книгу Ади Грантх на благо своим последователям. Поскольку эта работа оставалась незавершенной, Гуру Гобинд Сингх включил в Ади Грантх бани Гуру Тегх Бахадура и поставил на ней печать, удостоверяющую, что книга завершена. Впоследствии эта законченная версия книги Ади Грантх была возложена на престол Гуру как преемник Гуру Гобинда Сингха.

Гуру Грантх Сахиб — единственное прибежище для человека, брошенного в бурный океан мирского существования. Она помогает ему жить согласно определенным правилам, или моральным предписаниям, соблюдение которых необходимо для того, чтобы обрести спасение.

Человек — венец Божия творения. Воплощение в человеческом облике является результатом ряда последовательных перевоплощений в разнообразные существа низших видов. Гуру Грантх Сахиб отстаивает ценность и превосходство человеческой жизни, поскольку именно благодаря воплощению в человеческом теле душа может достигнуть окончательного освобождения. Человек обладает великим даром сознания, которое помогает ему в достижении желаемой духовной цели. Поэтому все поучения и призывы к духовному возвышению, содержащиеся в Гуру Грантх Сахиб, обращены к человеку. Материальные ценности человеческого существования перечисляются в ней как ложные — “кур”:

“Лгут цари, лгут их поданные, весь мир полон фальши;

Лгут хижины, лгут дворцы, лгут их обитатели;

Фальшиво золото, фальшиво серебро, лживы их обладатели;

Лживые мужья, лгущие жены, уходя, становятся прахом;

Фальшивый человек влюблен в фальшивку и забывает

Творца.

С кем поддерживать дружбу? Весь мир идет к гибели.

Фальшивый сахар, фальшивый мед,

корабли тонут в море лжи;

Нанак, смиряясь, говорит: “Все — ложь, кроме Тебя,

О Господь.”

(Аса ди Вар- Слок Мохалла 1, с-468)

В Гуру Грантх Сахиб значимость НАМ подчеркивается посредством отождествления его с Гуру. НАМ освобождает человека от всех его предшествующих грехов, горестей, страданий, из круга рождения и смерти. Никакие ритуалы, милостыня, жертвоприношения, самоистязания и посты не могут сравниться с НАМ.

Гуру Грантх Сахиб открывает ученику путь духовного прогресса и ведет его через разнообразные ступени этого пути к Богу. Это корабль, благополучно переправляющий преданного через океан майи (материализма); он несет душу человека к пункту конечного назначения на этом пути — в Абсолютное Блаженство.

“Страшен океан мира; он опасен, огромен;

нет у него ни берега, ни конца;

Ни лодки, ни плота, ни весла, ни перевозчика;

Но у истинного Гуру есть корабль,

пригодный для сурового океана,

И тот переправится через океан,

на кого он взирает с любовью.”

(Шри Раг Мохалла 1, с-59)

Книга Гуру Грантх Сахиб всецело аутентична и сохраняется в своем первоначальном виде. Это огромное по своей ценности наследие, полученное сикхами от Бога через Гуру Нанака, и они относятся к нему с высочайшим почтением.

КРАТКИЙ ОЧЕРК ОСНОВНЫХ

ПОЛОЖЕНИЙ СИКХИЗМА

Брошенное Гуру Нанаком семя преобразований сферы человеческого существования, взращенное его преемниками, дало всходы во времена Гуру Гобинд Сингха и обрело расцвет с созданием Хальсы. Меч, расчистивший путь Хальсы к высочайшей славе, вне всякого сомнения, был выкован Гуру Гобинд Сингхом, но из стали, закаленной Гуру Нанаком. Цепь инициации, начатая Гуру Нанаком, достигла стадии окончательной завершенности, когда от десятого Нанака (Гуру Гобинд Сингха) “Гур Нанак Джот” перешел на книгу Ади Грантх, Священное Писание сикхов, и она была провозглашена Гуру Грантх Сахиб — последним Гуру во веки веков.

За двести тридцать девять лет, прошедших с момента открытия цепи Гуру Нанаком до освящения традиции десятым Учителем, Гуру Гобинд Сингхом, сикхизм обрел свое священное писание, знаки и символы и безупречную стихотворную форму — стансы. Переход от одного Гуру к другому совершался подобно тому как если бы одна лампада зажигалась от другой. Священная цепь трансформации десяти Гуру рассматривается как ОДИН единый Гуру, поскольку все они явились из одного и того же Божественного Пламени, продолжая одну и ту же Божественную Миссию. Установление института Гуру, перепетии престолонаследия, основание Амритсара и других сикхских поселений, составление книги Ади Грантх, создание Сангата (священной общины) и Пангата (бесплатной столовой Гуру), мученичество нескольких Гуру, доспехи и плюмаж доблести и могущества, формирование Хальсы, — все эти и многие другие события, составляющие сикхскую хронику, придают религии сикхов в высшей степени особую окраску.

Институт Гуру в сикхизме не является мистическим орденом в обычном понимании, поскольку Гуру не видели никакой ценности в отказе от мирской жизни. Они осуждали мистиков, практиковавших подобное отречение, — йогов и сиддхов — как людей, уклоняющихся от своего долга, считая их эскапистами, бегущими от социальной ответственности и обязательств. Сикхизм от каждого человека требует подчинения Воле Бога и тем самым возвышает его над страданиями и утратами. Сикхизм предлагает людям верить в то, что горе и страдания будут побеждены, и эта вера становится источником бесконечного терпения и упорства.

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ

Согласно высказываниям Гуру, моральный образ жизни состоит не в следовании ряду правил, не в выполнении предписаний или ритуалов. Он является следствием ориентации жизни на духовный поиск, сопряженной с подчинением невероятно суровой дисциплине. Большинство людей придерживаются мнения, что они будут наслаждаться благами плотской жизни до самого конца. В действительности такая жизнь продолжается до тех пор, пока человек в конце концов не обнаруживает, что его физические силы растрачены и он духовно опустошен. Влекомые обаянием успеха в материальном мире, люди мало думают или вовсе не думают о вечных ценностях жизни.

Религиозная мудрость Востока гласит, что в мире восемьдесят четыре лакха (8,4 млн.) живых существ, половина которых живет в воде, а другая половина — на суше и в воздухе. Всякая жизнь преходяща. Живые существа снова и снова попадают в колесо перевоплощения, следуя закону кармы — воздаяния за добрые и злые дела. Человеческая душа обретается после многочисленных воплощений в существа низших видов. Гурбани (Божественное Слово) гласит:

“Сколько раз ты рождался червяком или молью!

Сколько раз ты был слоном, рыбой или оленем!

Сколько раз — птицей или змеей!

Сколько раз ты рождался лошадью или быком

и был впряжен в ярмо!

Встречай же Владыку мира, пришла пора тебе встретить Его.

Впервые за долгое время обрел ты человеческий облик.”

(Гаури Гуарери Мохалла 5, с-176)

Гурмат (учение Гуру) определяет цель человеческой жизни следующим образом:

“Рожденный на этот раз в облике человеческого существа,

Пришел твой черед встретиться с Всевышним Владыкой.

В конце пути все твои другие дела окажутся бесполезными.

Ищи общества святых,

И сосредоточься только на созерцании Бога.

Настрой свой ум на пересечение моря жизни,

Ибо в погоне за мирскими наслаждениями

Жизнь растрачивается.”

(Аса Мохалла 5, с-12)

Рождение с человеческой душой — путь к освобождению, но тот, кто зачарован физическим миром, теряет эту драгоценную жизненную возможность:

“О человек, ты приходишь,

чтобы обрести (духовные) заслуги,

Но сколь тщетны твои занятия,

В то время как ночь жизни проходит.”

(Шри Раг Мохалла 5, с-43)

“Ночь человек проводит во сне,

День он тратит на пропитание, —

И — смотрите — диамант жизни разменен на пустяки.”

(Гаури Байраган Мохалла 1, с-156)

“Пройдя через восемьдесят четыре лакха видов,

Ты обрел драгоценный дар человеческой жизни;

Нанак, теперь помни о НАМ,

Ибо дни твои сочтены.”

(Шри Раг Мохалла 5, с-50)

“Без Имени Бога рождение в этом мире бесплодно;

Без НАМ ты питаешься отравой, говоришь худое,

умираешь не имея заслуг и перерождаешься.”

(Бхайро Мохалла 1, с-1127)

“О Боже, матери тех, кто не хранит Имя Бога

в своих сердцах, должны были оставаться бесплодными;

Ибо скитающиеся без Имени чахнут и умирают в мучениях.”

(Джайтсари Мохалла 4, с-697)

Согласно сикхизму, цель человеческой жизни состоит не в том, чтобы попасть в рай или Сваргу народной веры индусов, но в искании Бога и обретении единства с Ним. Конечная цель религии сикхов заключается в слиянии с Высшей Душой в вечном Непрекращающемся Блаженстве. Сикх жаждет духовного единения с Господом — состояния Блаженства. Человеческая жизнь рассматривается сикхизмом как возможность достижения этой цели, и если эту возможность упустить, человек возвращается к циклу рождений и воплощается вновь.

КОНЦЕПЦИЯ БОГА В СИКХИЗМЕ

Определение Бога дано в очень ёмком по содержанию стихе Гуру Грантх Сахиб. Этот стих называется Мул-Мантар (зачин Джапджи):

Есть только Один Бог;

Он — Вечная Истина,

Создатель, Всепроникающий Божественный Дух,

Неустрашимый, Не знающий ненависти и вражды,

Бессмертный Сущий,

Нерожденный, Сам Собой Существующий,

Постигаемый по Своей Собственной Милости.

Медитируй на Него,

Того, Кто был Истинным до Сотворения,

Того, Кто был Истинным в начале Творения,

Того, Кто Истинен ныне,

И, о Нанак, Того, Кто пребудет Истинным вовеки.

И действительно, вся книга Гуру Грантх Сахиб представляет собой разъяснение приведенного выше определения. Гуру развивает концепцию Бога в Раг Соратх:

“Невидимый, Бесконечный, Недосягаемый,

Непостижимый Бог

неподвластен смерти или предопределению.

Он не принадлежит ни к какой касте, нерожденный,

существующий сам по себе, не знающий страха

или сомнения.

Я — жертва Истиннейшему из истинных.

Он не имеет формы, цвета и очертаний;

Он являет Себя через истинное Слово.

Он не имеет ни матери, ни отца, ни сына, ни родственников;

Он не испытывает вожделения и не имеет жены и семьи;

Он — чистый, нескончаемый и беспредельный; всякий свет —

Твой, о Господь.

Бог сокрыт в каждом сердце; Свет Его — в каждом сердце.

Тот, чьи адамантовые врата понимания открываются

благодаря наставлению Гуру, обращается взором к

Неустрашимому Единому.

Сотворив животных, Бог сделал их смертными и

оставил все замыслы в Своей власти.

Тот, кто служит Истинному Гуру, обретает подлинное благо и освобождается через повторение Слова.

Истина содержится в чистых сосудах; мало их, тех, чьи

деяния чисты.

Душа, которая ищет Твоего покровительства,

говорит Нанак,

сливается с Высшей Душой.”

(Соратх Мохалла 1, с-597)

Бог одновременно и имперсонален (Ниргун), и личностен (Саргун). Имперсональный Бог не имеет форм и недосягаем для человека. Когда же Он являет Себя в Своем Творении, Он становится личностным и доступным. Это происходит подобно тому как солнце испускает свои лучи. Исток не имеет форм, а весь мир есть Его Личностная форма. Никакая форма, сколь бы уникальной она ни была, не является независимой от Него. Бесконечный Бог может проявлять Себя в неисчислимом множестве конечных вещей, но ни одно множество конечных вещей, само по себе или вместе с другими, не может быть эквивалентно Бесконечному. Поэтому никакой конечной форме нельзя поклоняться как Богу, Который Бесконечен и Не имеет форм:

“Бог — Не имеющий форм, цвета, внешних признаков;

Он не имеет касты, класса, вероисповедания.

Никто не может описать Его форму, цвет, черты и одеяние.

Он — Дух Вечности,

Самоизлучающийся, Он сверкает в Своем Великолепии.”

(Гуру Гобинд Сингх)

Бог не рождается и не умирает:

“Тому бы языку сгореть,

Который молвит, что Господь

Рожден и должен умереть.”

(Бхайрон Мохалла 5, с-1136)

Гуру подчеркивал, что сам он — не Бог, и предостерегал, что люди, называющие его Богом, попадут в преисподнюю:

“Всякий называющий меня Богом

Рискует попасть в преисподнюю.”

(Гуру Гобинд Сингх)

i) Бог оберегает от опасностей Своих святых и преданных, кроме тех случаев, когда по Его воле их страдания и мученичество должны служить некоей высшей цели. Защита праведников — Его Царственный Атрибут (Бирдх). Столкнувшись со смертельной опасностью, святые молили Бога вмешаться и помочь им в несчастье. Бог приходил им на помощь и защищал их чудесным образом. Истории Прахлада, Дхру и других, а также автобиографические заметки Намдева и Кабира, включенные в Гуру Грантх Сахиб, показывают, как Он Своей Царственной Властью спасает праведников. Подобные чудеса составляют неотъемлемую часть доктрины божественного Провидения и Охранительства. Такие случаи сверхъестественного вмешательства Бога следует отличать от тех чудес, которые творятся существами человеческой природы при помощи собственных оккультных способностей и которые рассматриваются сикхизмом как опасные и неподобающие человеку.

ii) Поговорка “что посеешь, то и пожнешь” подводит к теории “кармы”, добрых и злых деяний, суть которой состоит в том, что человек получает вознаграждение за добрые поступки и бывает неминуемо наказан за злодеяния. Согласно теории кармы, абсолютный грешник всегда будет страдать из-за своих поступков и никогда не обретет спасения. Гуру Нанак отверг эту теорию, утверждая, что прощение даже худшего из грешников составляет Царственный Атрибут (Бирдх) Бога:

“Патат паван прабх бирдх тумаро.”

(Билавал Мохалла 5, с-829)

В переводе:

“Прощение кающегося грешника

является Твоим Атрибутом.”

Гуру подчеркивает, что если грешник, которому никто во всем мире не оказывает покровительства, смиряется перед Всемогущим, он становится чистым и Милостью Бога обретает блаженство:

“Джис папи кау милаи на дхоии Саран ааваи та нирмал хоее.”

(Бхайрон Мохалла 5, с-1141)

В переводе:

“Грешник, бесприютный в мире,

Смиряясь перед Богом, обретает освобождение.”

Гуру многократно повторяет, что спасение святых, защита праведных и даже прощение раскаявшихся грешников — все это составляет Первостепенный Атрибут Бога.

Наши рекомендации