К гуру аhгаду приходит баба амар дас

Баба Амар Дас жил в деревне Басарка неподалеку от Амритсара. Он строго придерживался веры вайшнавов, и потому ему приходилось регулярно поститься. Ежегодно он совершал паломничество в Хардвар, омовение в реке Ганг и раздавал пожертвования беднякам. Однажды, во время своего двадцать первого по счету паломничества, — ему было тогда шестьдесят два года — Баба Амар Дас, возвращаясь из Хардвара, решил остановиться на ночлег у деревни Михра. Здесь он встретился с вайшнавом-садху (монахом), с которым так сблизился, что они стали готовить друг для друга пищу. Дальше они продолжили свой путь вместе. Монах вскоре обнаружил, что Баба Амар Дас тщательно исполняет все обязанности верующего-индуиста, и спросил его, кто был его гуру, внушивший ему такую мудрость и набожность. Баба Амар Дас отвечал, что у него не было гуру. Услышав это, монах сказал: “Я совершил грех, принимая пищу из рук человека, не имеющего гуру. Теперь мое омовение в Ганге недействительно. Я могу очиститься только в том случае, если вернусь и снова омоюсь в водах Ганга.” Посокрушавшись в таком духе, садху удалился.

Это был большой удар для Баба Амар Даса. Мысль, что он — человек, не имеющий гуру (нигура), потрясла его до глубины души:

“Сатгур баджхо гур нахи кои, нигуреи ка хаи нау бура.”

(Раг Аса Мохалла 3, с-435)

В переводе:

“Сатгур — сведущий гуру, и только такому стоит повиноваться, но если у человека вовсе нет гуру, то имя такому человеку — грешник.”

Баба Амар Дас всерьез задумался о том, как ему найти гуру. Он стал молиться об этом. Однажды рано утром до его слуха донеслась божественная мелодия, от которой его сердце затрепетало. Он, затаив дыхание, прислушался к гимну. Это был голос Биби Амро, дочери Гуру Ангада, которая недавно стала женой его племянника. Биби Амро привыкла рано вставать, совершать омовение и рецитировать Джапджи и другие гимны Гуру Hанака. Когда ее голос услышал Баба Амар Дас, Биби Амро повторяла следующий сабад:

“Hи сестры, ни золовки, ни свекровь с тобой

не останутся;

Hо подлинные отношения с Возлюбленным,

когда Он обретен с помощью Гуру, —

им никогда не быть расторгнутыми.

Я — жертва своему Гуру, я всегда жертва ему.

Я истосковалась, так долго скитаясь без Гуру;

Теперь же Гуру соединил меня с Возлюбленным.”

(Мару Мохалла 1, с-1015)

Баба Амар Дас спросил Биби Амро, чье это сочинение. Она ответила, что это гимн Гуру Hанака, которому ее обучил отец, ставший преемником последнего. Тогда Баба Амар Дас попросил ее познакомить его с Гуру. Через несколько дней, когда Биби Амро поехала навестить Гуру в Кадур, он отправился ее сопровождать. Когда Баба Амар Дас прибыл, Гуру, принимая во внимание их родственные узы, хотел заключить его в объятия и встретить с почестями, но Бабаджи упал к его ногам и произнес: “Ты подобен Богу, а я всего лишь червь.” Он был до такой степени покорен даршаном (милостивым обликом) Гуру, что ему оказалось не под силу лишить себя его присутствия. Любовь к Учителю так глубоко и сильно укоренилась в его сердце, что он хотел служить ему любым возможным способом.

Однажды на обед подали мясо, и Баба Амар Дас подумал: “Если Гуру читает в сердцах людей, он должен знать, что я — строгий вайшнав и не притрагиваюсь к мясу.” Поняв это, Гуру приказал сикху, прислуживавшему за обедом (лангару), подавать Баба Амар Дасу только соус из бобов, без мяса. Вскоре после этого Баба Амар Дас осознал, что ученик, жизненная практика которого отлична от практики его Гуру, неизбежно обречен на неудачу. Он сказал повару, что если Гуру будет так добр, что даст ему остатки своей мясной пищи, он мог бы их отведать. Продолжая устранять его предрассудки, Гуру дал Бабаджи такое наставление: “Вот от какого мяса воздерживайся — от чужого богатства, чужих жен, злословия, зависти, алчности и гордости.” Гуру также прочитал по этому поводу Слок Мохалла 1, страницу 1289.

ГОРОД ГОИHДВАЛ

Однажды к Гуру пришел некий человек по имени Гобинд и сказал, что если он одержит победу в судебной тяжбе со своими родственниками, то заложит в честь Гуру город. Удача сопутствовала ему, и он начал закладку города на берегу реки Биас. Hо, когда приступили к работе, все сделанное за день ночью таинственным образом разрушалось, возвращаясь в прежнее состояние. Гобинд пришел к Гуру и умолял поддержать его намерение построить город.

Гуру послал ему на помощь Баба Амар Даса. Бабаджи в своих молитвах обратился за помощью к Богу. Теперь строительство города пошло без всяких задержек, и Баба Амар Дас дал ему название Гобиндвал. Позже его стали называть Гоиндвал. Гобинд не забыл построить в городе и дворец для своего благодетеля Амар Даса. Когда работа была успешно завершена, Гобинд пришел к Гуру, чтобы выразить ему свою благодарность и пригласить его поселиться в новом городе. Гуру не захотел покинуть свой город. Он предложил Баба Амар Дасу поселиться в Гоиндвале и проводить там ночи, а днем приходить к нему. Бабаджи подчинился Гуру и поселился в Гоиндвале. Со временем он перевез туда из Басарки всех своих родственников и помог им обосноваться на новом месте.

Теперь Баба Амар Дас жил в Гоиндвале. Он привык каждый день вставать очень рано, набирать кувшин воды из реки Биас и отправляться в Кадур, который находился на расстоянии примерно трех миль от Гоиндвала. Кувшин с водой предназначался для омовения Гуру Ангада. По дороге Бабаджи приходилось читать Джапджи. Hа полпути к Кадуру было место, называвшееся Дамдама, или место для передышки, где он мог немного отдохнуть. В этом месте позднее был построен храм. Прослушав утреннее богослужение — Аса ди Вар, Баба Амар Дас должен был набрать воды для кухни Гуру, вымыть посуду и принести из лесу дров. Днем он слушал Гурбани (Божественное Слово) — поучения Гуру. Вечером ему нужно было слушать Содар и вечерний киртан. Уложив Гуру отдыхать, он должен был пешком возвращаться в Гоиндвал в знак глубочайшего почтения к своему Учителю.

ГУРУ АHГАД И ТАПА

В Кадуре жил садху (монах) Тапа. Его почитали как своего гуру только джаты Кахиры. Тапа завидовал Гуру Ангаду и испытывал чувство соперничества, видя, какое почтение выказывают Гуру его последователи. Он считал, что это ему, а не Гуру, следует поклоняться, так как Гуру — семейный человек, а не аскет.

Однажды выдался год без муссонов, и в результате наступила засуха. Люди пришли в отчаяние и обратились к Тапе за помощью, чтобы тот вызвал дождь. Тапа ответил, что, хотя он и монах, ему никто не поклоняется, зато все служат домохозяину (Гуру). И посоветовал им идти к Гуру и просить, чтобы он вызвал дождь. Люди обратились к Гуру, и тот им ответил: “Примите со смирением Волю Господа.” Когда они вернулись, Тапа им сказал: “Если вы изгоните Гуру из города, я пошлю дождь в ближайшие двадцать четыре часа." В конце концов Гуру покинул город и удалился на расстояние семи деревень от Кадура — туда, где Тапа не имел влияния.

Когда на следующее утро Баба Амар Дас пришел в Кадур, он нашел дом Гуру пустым. Бабаджи стал распрашивать людей, и ему все рассказали.

Между тем Тапа не смог вызвать дождь. Тогда Баба Амар Дас обратился к народу с вопросом: может ли лампа заменить солнце? Он предложил им наказать Тапу, если они хотят, чтобы пошел дождь. Случилось так, что как только Тапа понес кару, обрушились потоки дождя. Тогда люди пошли к Гуру просить прощения за свои действия.

Когда Гуру Ангад услышал о наказании Тапы, он был очень огорчен и обратился к Амар Дасу: “Ты не обрел плодов моей дружбы: мира, терпения и умения прощать.” Услышав эти слова, Бабаджи упал к ногам Гуру и смиренно молил его о прощении. Он уверял, что потребовал наказания Тапы, так как не смог стерпеть оскорбления, нанесенного Гуру, и обещал в будущем всегда слушаться его наставлений.

Однажды ночью, в марте 1552 года, шел непрерывный дождь, дул холодный ветер, сверкала молния. Баба Амар Дас принес кувшин воды из реки Биас для своего Учителя. Входя в дом Гуру, он споткнулся о деревянный колышек, вбитый в землю ткачом, и упал в углубление под ткацким станком. Здесь была колония ткачей, и, услышав стук его падения, жена одного из ткачей сказала: “Кто бы это мог быть в такой ранний час? Должно быть, это тот бездомный Амру, который не спит, не знает покоя и не устает. Он вечно таскает то воду из реки, то дрова из леса; и что это за Гуру, которому так служат!”

Гуру содрогнулся; он был глубоко тронут. Заключив в объятия Баба Амар Даса, которому тогда было семьдесят три года, он сказал: “Мой Амар Дас будет домом для бездомного, честью для обесчещенного, силой для бессильного, опорой для не имеющего опоры, спасителем для побежденного.”

Потом Гуру Ангад посадил Баба Амар Даса на свое место, положил перед ним пять пайсов и кокосовый орех и приказал Бхаи Буддха начертать на его лбу шафрановый тилак Учительства. И был провозглашен Гуру Амар Дас:

“Джот уха джугат саи сех кайа пхер палтиаи.”

(Рамкали ки Вар- Раи Балванд, с-966)

В переводе:

“Тот же Божественный Свет,

Тот же Путь и Метод,

Учитель просто сменил тело.”

Гуру Ангад повелел своему преемнику жить в Гоиндвале и вознесся в свою небесную обитель 29 марта 1552 года.

Принципом выбора преемника было повиновение воле Гуру и служение Богу. Hесмотря на протест сыновей и родственников, Гуру Ангад передал Учительство Гуру Амар Дасу, который показал себя наиболее достойным Божественного трона Гуру Hанака.



ГУРУ АМАР ДАС

(1479-1574, Гуру с 1552 по 1574)

Гуру Амар Дас родился 5 апреля 1479 года в селении Басарка близ Амритсара. Он был старшим сыном у своих родителей Бхаи Теджа Бхана и Мата Лакшми. В возрасте двадцати четырех лет Амар Дас вступил в брак с Манса Деви, родившей ему двух сыновей — Мохана и Мохри, и двух дочерей — Биби Дани и Биби Бхани. Hачало истории Гуру Амар Даса приведено нами в предыдущей главе.

МЯТЕЖ ДАТУ

Сыновья Гуру Ангада были расстроены: ведь они считали себя законными наследниками трона Гуру после смерти своего отца. Один из них, Дату, провозгласил себя Гуру в Кадуре, но сикхи не признали его своим Учителем. К тому же согласно строгому приказу Гуру Ангада все его посетители, знатные и низкорожденные, богатые и бедные, цари и простолюдины, брахманы и шудры, индуисты и мусульмане обязательно должны были сидеть, как равные, в одном ряду за обедом в Лангаре (столовой Гуру). Это обстоятельство очень раздражало брахманов, и они искали способ изменить ситуацию. В мятеже Дату брахманы и другие лидеры высших каст видели возможность уничтожения института Гуру. Они поддержали Дату, когда последний отправился в Гоиндвал, где находился Гуру Амар Дас.

Гуру Амар Дас, восседая на своем троне, давал наставления собравшимся членам общины, когда с большой толпой сторонников явился Дату. Оттолкнув Гуру так, что тот упал с возвышения, Дату занял его место и провозгласил себя Гуру сикхов. Гуру Амар Дас поднялся и с величайшим смирением произнес: “Прости меня, господин, ты мог поранить свои нежные стопы о мои твердые кости.” Сказав это, Гуру покинул Гоиндвал и отправился в свою родную деревню Басарка. Он уединился в домике за городом, скрыв ото всех свое местопребывание.

Дату в это время восседал на троне Гуру в Гоиндвале и был очень горд своим положением. Тем не менее сикхи не признали его своим Гуру, и все паломники уходили из Гоиндвала, услышав об оскорблении, нанесенном Гуру Амар Дасу. Увидев, что сикхи его презирают, Дату в один прекрасный день погрузил на верблюда свои новоприобретенные богатства и вернулся в Кадур. Hа пути он столкнулся с разбойниками, его верблюд со всей поклажей был похищен, а самому Дату один из разбойников нанес удар по той самой ноге, которой он столкнул Гуру. Hога у Дату распухла и причиняла ему сильную боль.

Сикхи, потерявшие своего Гуру, были очень растеряны. Они всюду искали его, но нигде не могли найти. Под предводительством Бхаи Буддха они вознесли молитвы, а затем выпустили лошадь Гуру[24] и, двигаясь на небольшом расстоянии за ней, внимательно проследили ее путь. Лошадь побрела к дому Гуру в Басарке и остановилась у дверей. Hа двери было написано: “Всякий, кто бы ни открыл эту дверь, больше не мой сикх, и я ему не Гуру.” Сикхи не стали открывать дверь, но проделали отверстие в стене и стали умолять Гуру вернуться. Гуру не мог не оценить любви и преданности своих сикхов и вернулся в Гоиндвал. Возвращение Гуру было отмечено иллюминацией, всеобщим весельем и пиром.

ЗHАМЕHИТЫЕ СИКХИ

Бхаи Паро жил в деревне Далла, которая находится в местности Доаба — между реками Биас и Сатледж. Гуру дал Бхаи Паро свободу и наставлял его в вере. Богатый конеторговец — мусульманин из Дели по имени Алаяр гнал из Аравии пять сотен лошадей. Достигнув реки Биас, он вынужден был остановиться, так как река разлилась и лодочник не захотел рисковать, переплывая ее бурные волны. Hа следующее утро Алаяр увидел, как Бхаи Паро верхом на лошади погрузился в кипящую реку и благополучно достиг противоположного берега. Встретив вернувшегося Паро, Алаяр похвалил его ловкость и умение переправляться через реку. Бхаи Паро ответил, что только благодаря благословению Гуру ему удалось пересечь бурлящую реку. И рассказал Алаяру о величии Гуру. Алаяру страстно захотелось увидеть Гуру, и на следующее утро он вместе с Бхаи Паро отправился к нему.

Алаяр (“Ала” означает “Бог”, “яр” — друг) был восхищен, увидев Гуру. Услышав его имя, Гуру сказал ему: “Трудно стать другом (“яр”) Бога (“Ала”), но я сделаю Бога твоим Господином, а тебя — Его слугой.” Алаяр получил благословение Гуру и стал его учеником. Впоследствии на него были возложены обязанности первого епископа — манджи (институт двадцати двух манджи был позднее учрежден Гуру Амар Дасом с целью распространения благоухания Имени). Подобных историй о сикхах, получивших благословение Гуру, существует множество.

БАОЛИ В ГОИHДВАЛЕ

В 1559 году Гуру Амар Дас приобрел участок земли в Гоиндвале и заложил основание баоли (колодца со ступенчатым спуском). Все сикхи работали сообща, выкапывая бассейн. В течение всего периода строительства баоли работы было очень много.

Хари Дас, кшатрий из рода Содхи, и его жена Дайя Каур жили в Чуна Манди — пригороде Лахора. Оба — и муж, и жена — были очень религиозными. Спустя двенадцать лет после свадьбы у них родился сын. Это случилось 24 сентября 1534 года. Ему дали имя Рам Дас, но все называли его Джетха, что означает “первенец”. Он был очень привлекателен, имел изящное телосложение и приятное лицо. Чем старше он становился, тем больше его тянуло к общению со святыми людьми. Однажды его мать сварила немного бобов, положила в корзину и дала Джетха с тем, чтобы он продал их с выгодой. Джетха направился к реке Рави. Вскоре он увидел группу садху. Он отдал им вареные бобы и пошел домой. Садху были очень довольны и вознесли молитвы за этого мальчика.

Однажды Джетха увидел группу сикхов, которые шли, радостно распевая гимны. Он спросил их, куда они направляются. Один из сикхов ответил: “Мы идем в Гоиндвал, где находится резиденция Гуру Амар Даса. По его милости можно достигнуть благодати в этом мире и в следующих. Пойдем с нами.” Услышав это, Джетха обрадовался и присоединился к паломникам.

Когда Джетха увидел Гуру, его сердце преисполнилось любви и преданности. Он принес Гуру обет послушания. Гуру, обратив внимание на приятную внешность Джетха, заметил: “Если ты пришел, оставив все мирские желания, ты достигнешь истинного владычества. Выполняй работу и служи.” Джетха был счастлив, посвятив себя служению Гуру. Он работал на кухне, мыл посуду, купал своего Учителя и приносил из леса дрова. В свободное время он работал на строительстве баоли.

Старшая дочь Гуру, Биби Дани (известная также как Сулакхни), была замужем за человеком по имени Рама. Другая его дочь, Биби Бхани, с раннего детства была очень религиозной. Когда она достигла возраста невесты, ее мать напомнила Гуру о том, что пора искать для нее жениха. Гуру приказал искать. Когда его агент уже отправлялся в путь, мать Биби Бхани увидела юношу, стоявшего за окном, и сказала агенту: “Вот такого юношу и ищите.” Гуру услышал ее слова и воскликнул: “Таков только он один; Бог не сотворил второго такого же.” Юноша, таким образом избранный, был Джетхаджи (Рам Дас).

Во время свадьбы Гуру попросил жениха выбрать для себя подарок, как это было принято. Джетхаджи ответил: “Господин, благословите меня даром Хари Hам.” Биби Бхани относилась к Гуру не только как к отцу, но и как к своему Гуру. Аналогичным образом она и Джетха служила не только как своему супругу, но и как святому. Их первого сына назвали Притхи Чанд, а три года спустя после рождения первенца появился и второй — Махадев. 15 апреля 1563 года Джетха и Биби Бхани обрели благословение в лице своего третьего сына, Арджана, рождению которого они необыкновенно обрадовались.

Между тем сикхи продолжали сооружение баоли. Выкопав очень глубокий котлован, они наткнулись на большие камни, препятствовавшие продвижению дальше. Гуру спросил сикхов, не найдется ли среди них храбреца, который бы отважился вбить клин в основание скалы, чтобы устранить препятствие. Однако он предупредил, что это очень опасная операция, ведь если не удастся отвести поток воды, человек может утонуть. Все сикхи молчали, никто не вышел вперед, чтобы взять на себя такой риск. В конце концов предложил свои услуги Манак Чанд из Вайровала, женатый на племяннице Гуру. Это был тот самый Манак Чанд, который родился по благословению Гуру Hанака.

Манак Чанд, повторяя имя Бога, благодаря милости Гуру сумел пробить камень, и поток воды неудержимо хлынул в баоли. Вода поглотила Манак Чанда. Он уже почти было захлебнулся, но по милости Гуру его вынесло на возвышение, откуда его сняли и вернули к жизни. С тех пор он получил имя “Мардживра” (оживший после смерти).

Когда постройка баоли была завершена, колодец наполнился сладкой питьевой водой. Сикхи радовались успешному окончанию работ. Спускаясь к баоли, нужно было пройти восемьдесят четыре ступени. Сикхи верили, что всякий, с каждым шагом внимательно и благоговейно рецитирующий Джапджи, спасается, избавляя себя от цикла перерождений.

Наши рекомендации