Мазхаб ученых Наджда в вопросе оправдания по невежеству в Таухиде.

Мазхаб ученых Наджда в вопросе оправдания по невежеству в Таухиде.

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

Содержание:

Мазхаб шейха Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба.

Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб

Сулейман Ибн АбдуЛлах Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб.

АбдуЛлах Ибн Абдуль Латыф Ибн Абдур-Рахман.

Сулейман Ибн Сахман ан-Наджди.

Абдур-Рахман Ибн Хасан (ум. 1285 г.х.).

Хамд Ибн Ма'мар (ум. 1255 г.х.).

Абдуль-Латыф Ибн Абдур-Рахман Ибн Хасан.

Абу Бутейн, муфтий учёных Неджда.

Абдур-Рахман Ибн аль-Косим ан-Наджди.

Мухаммад Ибн Ибрахим аль-аш-Шейх.

______________________________________________________

Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб

Начнём с того, что у шейха есть отдельная книга именно на эту тему, которая уже вышла на русском языке, которая называется "مفيد المستفيد في كفر تارك التوحيد". (Дающее пользу тому, кто ищет ее, касательно куфра оставившего таухид).

Само название книги, уже указывает на мазхаб шейха.

И послание уже вышло на русском языке, мы лишь упомянем, что шейх в нём ясно обусловливает лишь достижение довода до того кто делает ширк, а не его понимание, опровергает на тех, кто аргументирует словами шейх уль Ислама Ибн Теймии на оправдание мушриков, и различает между ясными вопросами и скрытыми вопросами в вопросах такфира.

1. У шейха есть отдельные послания, где он опровергает тех, кто засомневался в такфире мушриков, и разъясняет разницу между дохождением довода, и пониманием довода.

Так, из этих посланий – послание шейха братьям, кто засомневались в куфре мушриков, по причине слов Ибн Теймии об установлении довода.

Приведем его здесь:

"БисмиЛляхи ар-Рахман ар-Рахим. Братьям, ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух.

А затем: то, что вы упомянули из слов шейха (Ибн Теймии) – кто отрицает то-то и то-то, и установился над ним довод, и что вы сомневаетесь касательно этих тагутов, и их последователей, установился ли над ними довод – это очень удивительно! Как вы сомневаетесь в этом, когда я вам это многократно разъяснил?!

Истинно, тот над кем не установился довод – то тот, кто только принял Ислам, или вырос в далекой пустыне, или это будет в скрытых вопросах, как вопрос ас-сарф уаль-атф, и такому не выносится такфир, пока не будет донесено.

Что же касается основ религии, которые разъяснил Аллах в своей книге, и сделал их ясными– то довод Аллаха – это Коран, и до кого дошел Коран – до того дошёл довод. Однако основа затруднения у вас – что вы не различаете между установлением довода, и пониманием довода. Ведь истинно, довод Аллаха установился над кафирами и мунафиками, наряду с тем, что они его не поняли. Как сказал Всевышний: "Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они – всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились пути" (Аль-Фуркан, 44).

Поэтому, установление довода и его дохождение – это одно, а понимание его – совсем другое, и вынес Аллах им такфир после дохождения довода до них, наряду с тем что они не поняли его.

А если же это вызывает у вас затруднения, то посмотрите на слово Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о хауариджах: "Где бы вы их не встретили – убивайте их", и его слово: "Они – худшие убитые под сводом небес". И это наряду с тем, что они были во времена сахабов, и считает незначительными человек дела сахабов по сравнению с делами хауариджей, наряду с единогласием людей на том, что то, что вывело их из религии – это из чрезмерность, и крайность, и усердие, и они думают, что они подчиняются Аллаху, и дошел до них довод, однако они не поняли его.

И также – убил Али, да будет доволен им Аллах, тех кто был убежден в нём ширковские убеждения, и сжег их огнём, несмотря на то, что они были учениками сподвижников, и молились и поклонялись и постились, в то время как они думают, что они на истине.

И также иджма саляфов на такфире крайних кадаритов, и других, наряду с их знанием, и сильным поклонением, и тем что они считали что они поступают правильно. И не остановился ни один из саляфов от их такфира по той причине, что они не понимают, ведь все они не понимают!

И если вы узнали это, то знайте, что то на чём вы – куфр! Люди поклоняются тагутам, и враждуют с религией Ислам, а эти утверждают, что это они не отступили от религии, ведь быть может, они не поняли довод. Всё это ясно.

И самое очевидное из того что предшествовало – это те кого сжег Али, ведь та ситуация похожа на эту.

Что же касается посылания вам слов шафиитов, и других, то нельзя представить чтобы вам пришло больше чем уже пришло. А если остались у вас некоторые затруднения, то обращайтесь к Всевышнему Аллаху, чтобы Он удалил их. И мир вам". Источник: "Ад-Дурар ас-сания", 10/94-95.

2. Сказал шейх уль-Ислам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, перечисляя пользы из хадиса Имрана Ибн Хусейна, где Имран ибн Хусайн сказал: "Однажды Пророк увидел одного человека с жёлтым кольцом на руке и спросил его: "Что это такое?" Человек ответил: "Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость". Пророк сказал: "Немедленно сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если бы ты умёр с этим кольцом на руке, то бы никогда не преуспел!".

Сказал шейх Мухаммад, перечисляя пользы из этого хадиса:

"Третье: то, что он не был оправдан по невежеству".

Источник: "Китаб ат-таухид", 1/17.

В то время как очевидное состояние человека в хадисе: невежество и незнание.

3. Сказал шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, перечисляя пользы из хадиса «Зат Анват»:

«Пятая польза: то, что они были в невежестве об этом, поэтому другие могут быть в тем более в невежестве.

Седьмая польза: то, что Пророк не оправдал их, однако выразил им порицание, сказав: «Аллаху Акбар! Истинно, это обычай. Вы непременно последуете за путями тех, кто был до вас!», и был жесток с ними.

Одиннадцатая польза: то, что ширк бывает большой, и малый, ведь они не впали в вероотступничество посредством этого поступка.

Двенадцатая польза: их слово: «Мы были только что принявшими Ислам» - что другие не могут оставаться в неведении об этом». Источник: «Китаб ат-Таухид», 20

Здесь ясное утверждение от шейха, что это малый ширк, и даже в нём нет оправдания, не говоря уже о большом.

4. Сказал шейх уль-Ислам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб:

"Если ты понял религию Аллаха, с которой Он посылал Своих посланников от первого до последнего, и кроме которой Аллах ни от кого ничего не принимает, и если ты понял, в чем погрязло большинство людей по своему невежеству, то это принесло тебе две пользы:

1) Радость от благодеяний Аллаха и Его милости. Всевышний сказал: «Скажи: “По благости Аллаха и по Его милости”, — этому пусть они радуются, ибо это лучше, чем они собирают» (Йунус 10:58).

2) И также это тебя заставляет бояться сильным страхом. Ведь ты узнал, что человек становится кафиром, произнося одно слово, слетевшее с его уст, которое он произносит по собственному невежеству, и его невежество не является оправданием для него. И быть может, он произносит его, предполагая, что это приблизит его к Всевышнему Аллаху. И ты особенно осознаешь пользу страха перед Аллахом, если Всевышний Аллах вдохновит тебя историей о народе Мусы, который, несмотря на свою праведность и знание, пришёл к Мусе, говоря: “Сделай и нам божество — такое же, как у них” (аль-А'раф 7:138)". Источник: "Кашф аш-Шубухат", 3.

5. Сказал имам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, в контексте его слов о куфре рафидитов:

«Невежество о категоричном тексте категории мутаватир – не является оправданием, равно как и истолковывание (тауиль) этого текста без далиля не приносит никакой пользы в оправдании. Как например тот, кто отрицает обязательность пяти молитв по причине невежества об их обязательности – то он становится по причине этого отрицания кафиром. Точно также, если он истолкует пять молитв на какой то другой смысл, .чем тот который всем нам известен – он станет кафиром». Источник: «Ар-Родд аля ар-Рафида», 19.

6. Сказал имам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб: «Истинно, я не убежден в куфре того, кто является муслимом у Аллаха. Точно также я не убежден в Исламе того, кто является кафиром у Аллаха. Однако я убежден, что тот, кто у Аллаха кафир – кафир для меня. А то, что достоверно у учёных, касательно того, что не выносится такфир людям Киблы – то это относится к тем, чьё нововведение не является выводящим из Ислама, ведь они единогласны на такфире того, чьё нововведение является выводящим из Ислама. И нет сомнения, что считать ложью то, что категорично утверждено от Пророка, мир ему, является куфром, и невежество в подобных вещах не является оправданием». Источник: "Ар-Родд аля ар-Рафида", 20.

7. Спросили шейха Мухаммада: «Четвертый вопрос: «Слова автора (видимо какой-то ханбалитской книги – примеч.): «Если человек произнес слово куфра, не зная его смысла – то не выносится ему такфир по этой причине» - что это значит? Это значит, что ему не выносится такфир, если он не знает смысла этого слова в языке, или произнес это слово, не зная, что оно является куфром?»

Шейх ответил:«Ответ на четвертый вопрос: если человек произнес слово куфра, и он не знает его смысла в языке, то очевидно и ясно, что он лишь произнес то смысла чего не знает. А то, что он не знает, что это куфр – то хватит касательно этого слова Аллаха: «Не оправдывайтесь вы стали неверными, после того как уверовали». Они оправдывались перед Пророком, мир ему, думая, что им не выносится такфир. И удивительно, кто понимает слова автора таким образом, в то время как слышит слова Всевышнего: «Они полагают, что поступают хорошо», и слова Всевышнего: «Они взяли шайтанов своими покровителями помимо Аллаха, и полагают, что они на прямом пути», и слова Всевышнего:«Они сбивают от пути Аллаха, и полагают, что они на прямом пути». Неужели такой человек думает, что они не кафиры?! Однако не удивляйся ясному невежеству в этих вопросах, по причине их чуждости в это время!». Источник: «Аль-Фатауа», 65-66.

8. Сказал имам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, перечисляя пользы из истории Иблиса и его отказа сделать суджуд приветствия Адаму: «Из польз этой истории: то, что порочный тауиль в отвержении ясных текстов – не является оправданием тому, кто так истолковывает, подобно тому, как Всевышний не оправдал Иблиса по причине его шубхи, которую он выдвинул, и как не оправдан всякий, кто противоречит ясным текстам ошибаясь и истолковывая. Однако этот его тауиль будет добавкой к его куфру. Также из польз этой истории: что шубха, если она является ясной в ее ложности – не является оправданием тому, кто в нёё впал». Источник: «Ад-Дурар ас-Сания», 13/170 .

9. Сказал шейх, перечисляя пользы из аята: «Этот наш народ стал поклоняться вместо Него другим божествам. Почему же они не приводят в пользу этого ясного довода? Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха?» (Аль-Кахф, 15): «Из польз этого аята: что подобное поклонению кому-то помимо Аллаха - возведение лжи на Аллаха, и что это – из самый большой зульм, даже если тот кто сделал это, не знает, и стремится к довольству Аллаха». Источник: «Ад-Дурар ас-Сания», 13/317.

10. Сказал шейх уль Ислам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, говоря о пользах аята: "И выявилось для них от Аллаха то, на что они не рассчитывали": «Третье: то, что они не знают мерзость своих деяний в этой дунья, однако они считают их хорошими». Источник: «Ад-Дурар ас-Сания», 13/377.

11. Сказал имам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, увещевая одного из своих современников:

«А если Аллах вложил в твоё сердце познание истины, и подчинение истине, и куфр в тагута, и непричастность к тем, кто противоречит этим основам – даже если это твой отец, или брат – то напиши мне, и обрадуй меня. Ведь ошибка в этих вопросах – не подобна ошибке в ответвлениях. И невежество об этом, не говоря уже об отрицании этого – не подобно зина, и воровству, однако клянусь Аллахом, затем снова клянусь Аллахом – это намного серьезнее и опаснее. А если в твое сердце попало какое то затруднение, то покорно моли Переворачивающего сердца, чтобы Он наставил тебя к своей религии, и религии своего Пророка». Источник: «Ад-Дурар ас-Сания», 10/29.

12. Сказал имам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб: «И подразумеваемое под «Ля иляха илля Ллах» - смысл этого слова. Что же касается произнесения его, наряду с невежеством о его смысле, то это не приносит никакой пользы. Ведь истинно, мунафики говорят его, в то время как они окажутся ниже кафиров – в нижайшей ступени Огня». Источник: «Ад-Дурар ас-Сания», 2/253.

13. Также сказал шейх: "Если конкретная личность не становится кафиром, кроме как установится над ним довод – то ведь известно, что установление довода это не значит – чтобы он понял слова Аллаха и Его Посланника как понял их Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Однако когда дошли до этой личности слова Аллаха и Его Посланника, и нет у этой личности того чем он может быть оправдан (как если он маджнун, или несозревший, или не понимает язык Корана и нет переводчика, как объяснял шейх Сахман в шархе такого выражения) – то он кафир. И также над всеми кафирами доводом был Коран, наряду со словами Аллаха: "Мы накинули на их сердца покрывала, чтобы они не могли понять его, и поразили их уши глухотой" (аль-Анам, 25), и Его Словами: "Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать"(Аль-Анфаль, 22). Источник: «Маджму муалляфат аш Шейх», 1/221.

14. Сказал имам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб: Ниспослание Книг и посылание Посланника отрезает оправдание и устанавливает довод. Сказал Аллах: "Чтобы у людей более не было довода перед Аллахом после Посланников. Источник: "Ад-Дурар ас-Саниййя", 10/7.

И мы оставили приведение ещё около 10 слов шейха, для того, чтобы не удлинять чрезмерно повторением одного и того же.

И кто хочет, вернитесь к книге большого ученика шейха Ибн База, Бадра аль-Утейби, которая называется: "Непричастность Ибн Теймии и Ибн Абдуль Ваххаба к оправдыванию невежд о таухиде" (скачать тут: http://al-afak.amanjamy.net/showthread.php?t=3893), в которой шейх привел от имама Ибн Абдуль Ваххаба 24 текста, где он говорит об отсутствии оправдания по не знанию

А Аллах Всевышний знает лучше.

15. Имам Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (да помилует его Аллах) в сборнике своих посланий (3/83) сказал:
"Неправильное толкование (тавиль фасид) шариатских текстов не является оправданием для человека. Как Всевышний Аллах не оправдал Иблиса из-за его запутанности (шубха), которую он проявил, так же и ошибочно толкующий, но, при этом, противоречащий шариатским текстам, не оправдывается этим. Более того, это ошибочное толкование является дополнением к его неверию".

Мазхаб ученых Наджда в вопросе оправдания по невежеству в Таухиде. - student2.ru

Мазхаб ученых Наджда в вопросе оправдания по невежеству в Таухиде.

Наши рекомендации