IV. Истина за пределами иллюзий
1. Ты станешь нападать на то, чем недоволен, и не увидишь, что создал его сам. 2Ты вечно борешься с иллюзиями. 3А истина за ними столь восхитительна и столь тиха, исполнена такой любви и нежности, что догадайся ты о ней, ты позабыл бы о своем желании защищаться и поспешил бы в ее объятия. 4На истину нельзя напасть. 5Ты знал об этом, создавая идолов. 6Цель их создания — об этом позабыть. 7Ты нападаешь лишь на ложные идеи и никогда — на истинные. 8Все идолы суть ложные идеи, тобою созданные для заполнения щели, возникшей, как тебе казалось, между тобой и истинным. 9Ты нападаешь на них за то, что, по твоим понятиям, они символизируют. 10То, что за ними, атаке недоступно.
2. Тобою созданные унылые, не приносящие удовлетворения боги, — не что иное как раздувшиеся детские игрушки. 2Ребе-нок перепуган, когда закрытая коробка внезапно распахнется и из нее нежданно-негаданно выскочит деревянная голова или же до сих пор молчавший пушистый медвежонок вдруг запищит, взятый младенцем в руки. 3Правила, установленные для медвежат и коробок, не оправдали детских чаяний, ослабили его "контроль" над окружающим. 4И он испуган, ибо полагал, что защищен своими правилами. 5Но ныне ему предстоит постичь, что ни коробки, ни медвежата его не подвели, не изменили правилам, не стали символами опасности и хаоса в его мире. 6Он ошибался. 7Он просто неверно понимал, что придавало миру безопасность, и думал, что всё это покинуло его.
3. Несуществующая брешь заполнена игрушками неисчислимых форм. 2И каждая будто бы нарушает установленный тобой порядок. 3Игрушка всегда была не тем, за что ты ее принимал. 4Казалось, она сокрушала твои правила безопасности, поскольку то были ошибочные правила. 5Но сам ты — вне опасности. 6Ты можешь посмеяться над выскочившей головой и над писклявыми игрушками, как малое дитя смеется, осознав, что они ему ничем не угрожают. 7Однако покуда ему нравится в них играть, он их воспринимает повинующимися правилам, созданным им для собственного удовольствия. 8Поэтому всё еще остаются в силе правила, которые игрушки вроде бы могут нарушить и напугать дитя. 9Но так ли уж дитя во власти своих игрушек? 10И представляют ли они угрозу для него?
4. Реальность подчиняется законам Божьим, а вовсе не правилам, установленным тобой. 2Это Его законы обеспечивают твою сохранность. 3Твои иллюзии о себе не повинуются законам. 4Они недолго будут танцевать под дудку твоих правил. 5И рухнут, не имея сил подняться. 6Не надо горевать о них, мое дитя, они — не более, чем игрушки. 7Их танец не сделал тебя счастливым. 8Но и пугать тебя им не пристало, так же как гарантировать твою безопасность, следуя твоим правилам. 9Не нужно нападать на них, не нужно их лелеять; в них просто нужно видеть детские игрушки, без смысла в самих себе. 10Уви-дишь смысл хотя б в одной из них, и ты его увидишь в них во всех. 11А не придашь значения ни одной из них, они тебя не тронут.
5. Любая видимость обманывает именно потому, что она — видимость, а не реальность. 2Их не задерживай, какую бы они ни принимали форму. 3Они лишь заслоняют от тебя реальность, привносят страх, скрывая истину. 4Не нападай на то, что создал, чтобы позволить себе обмануться, иначе ты докажешь, что был обманут. 5Атака обладает силой обращать иллюзии в реальность. Однако она бездейственна. 7Кто убоится неэффективной силы? 8И что она такое, если не иллюзия, всё обращающая в подобие себе? 9Гляди спокойно на ее забавы и понимай, что это — идолы, танцующие в вихре пустых желаний. 10Их не боготвори, ибо их нет. 11Об этом равно позабыто в пылу атаки. 12Божьему Сыну не нужна защита от его снов. 13А идолы его ему ничем не угрожают. 14Его единственная ошибка в том, что он их принимает за реальность. 15Какая польза от могущества иллюзий?
6. Любая видимость обманет только разум, согласный на обман. 2Но есть в твоем распоряжении простой выбор, который сделает тебя неуязвимым для обмана. 3Не размышляй над тем, как это произойдет, этого ты не в состоянии понять. 4Но ты поймешь, как быстро всё изменится, когда придешь к простому выводу: того, что, как ты думаешь, тебе приносит идол, ты не желаешь. 5Так Божий Сын провозглашает свое освобождение от идолов. 6Так Божий Сын от них свободен.
7. Спасение — и вправду парадокс! 2Чем ему быть, как не счастливым сном? 3А просит оно всего-навсего простить всё то, чего никто и никогда не совершал, не замечать того, чего нет, и ложное не считать реальным. 4От тебя требуется лишь позволить осуществиться своей воле, оставить поиски того, чего ты не желаешь. 5От тебя требуется позволить себе свободу от снов о тебе таком, каким ты никогда и не был, и более не стремиться заместить Господню Волю силой пустых желаний.
8. И здесь, действительно, сон разделения начнет бледнеть и исчезать. 2Ибо несуществующая брешь начнет восприниматься свободной от устрашающих игрушек, которые ты смастерил. 3Болынего не потребуется. 4Возрадуйся же, что спасению нужно так мало, а не столь много. Оно не просит ничего в реальности. 6Но даже и в иллюзиях оно просит об одном: заместить страх прощением. 7В этом — единственное правило счастливых снов. 8Пустеет без пугающих игрушек брешь и проступает ее нереальность. 9Сны бесполезны. 10У Сына Божьего в них нет нужды. 11Они не подарят ему желаемого. 12Он от иллюзий избавлен своею волей и просто возрожден в том, что он есть. 13Чем еще мог оказаться Божий план его спасения, если не средством вернуть Себе — Свое?
V. Единственная цель
1. Реальный мир — это такое состоянье разума, при котором мир имеет одну цель — прощение. 2Страх — более не цель, ведь нынче мир освободился от вины. 3Ценность прощения усвоена, и эта ценность замещает идолов, которых более не ищут, ибо "дарами" их не дорожат. 4Не создается тщетных правил, и никому и ничему не нужно приспосабливаться, дабы вписаться в навеянные страхом сны. 5Взамен является желание понять тварное таким, какое оно есть. 6Приходит осознание того, что всё сперва нужно простить, а уж затем понять.
2. До сих пор мыслилось, что понимание приобретается с атакой. 2Ныне же открывается, что понимание с ней утрачивается. 3Глупость выбора вины в качестве цели признана. 4Идолам более не рады, ибо вина увидена единственной причиной боли, в какой бы форме ни явилась боль. 5Никто не соблазнен ее суетной привлекательностью, поскольку и страдание и смерть восприняты не тем, к чему стремятся ныне или чего желают, возможность получить свободу осознана и встречена радушно, стали понятны средства обретения ее. 7И мир преобразился в мир надежды, ибо его единственная цель — стать местом осуществившейся мечты о счастье. 8Никто не остается вне надежды, ведь мир объединился в вере: чтобы надежда стала более чем чаянием, цель мира должна разделяться всеми.
3. Царство Небесное помнится, но еще не всецело, ибо прощение всё еще остается целью. 2Но каждый верит, что он уйдет за грань прощения, что остается он до той поры, покамест прощение в нем не станет полным. 3Он не желает ничего другого. 4Страх покидает его, ибо он в своей цели объединился с самим собою. 5Надежда стать счастливым столь неизменна и несомненна в нем, что ему едва удается ждать, стопами всё еще земли касаясь. 6Но ждет он с радостью, покуда руки всех соединятся в одном пожатии и сердце каждого будет готово подняться и вместе с ним пойти. 7Ибо так он подготовил себя к шагу, с которым всё прощение останется позади.
4. Последний шаг принадлежит Всевышнему, Тому, Кто сотворил Своего Сына совершенным, с ним разделив Свое Отцовство. 2Вне Царства это непонятно, поскольку подобное пониманье и есть Само Царство. 3Даже реальный мир имеет цель, не равнозначную творению и вечности. 4Но страх исчез, поскольку целью мира стало прощение, а не идолопоклонство. 5И Сын Небесный готов стать самим собою и помнить, что ему ведомо всё, понятное его Отцу, и что он в совершенстве понимает это вместе с Ним.
5. В реальном мире подобного недостает, ибо подобное — цель Самого Бога, Только Его, и вместе с тем всецело разделяемая и целиком осуществленная. 2Реальный мир есть состояние, в котором разум уже постиг, с какою легкостью уходят идолы, когда они всё еще различимы, но уже не желанны. 3С какой готовностью их отпускает разум, понявший, что идолы — ничто, нигде, что они полностью бесцельны! 4Ибо только тогда покажутся бессмысленными и бесцельными вина и грех.
6. Таким путем цель реального мира мягко привносится в сознание, замещая и грех и вину в качестве цели. 2И всё, стоявшее между призрачным образом тебя и твоей сущностью, прощением радостно смыто. 3Богу нет надобности вновь творить Своего Сына, чтобы отдать ему обратно всё, принадлежащее ему. Пространства между твоим братом и тобой никогда не было. 5А то, что Божий Сын знал в сотворении, он должен снова знать.
7. Объединенные единой целью в мире страха братья уже стоят на пороге реального мира. 2Возможно, они еще оглядываются назад, думая, что увидят желаемого идола. 3Но их стезя уже уверенно ведет к реальности, и пролегает она в стороне от идолов. 4Ведь взяв друг друга за руку, они держат за руку Христа и видят Того, Чью они держат руку. 5Увидеть лик Христа необходимо прежде, чем вспомнить об Отце. 6Ибо Бог должен оставаться вне памяти, покуда Сын Его не выйдет за грань прощения к Божьей Любви. 7Но первою приемлется Любовь Христа. 8Только затем приходит знание: Они — одно.
8. Как прост и легок шаг за узкие пределы мира страха, когда ты понимаешь, Чью руку держишь в своей руке! 2Всё, что потребуется, чтобы пойти в уверенности совершенной прочь от страха прямо к вратам Небесным и быстро их достичь — в твоей руке. 3Ведь Тот, Кого ты держишь за руку, только того и ждал, чтобы ты с Ним соединился. 4И ныне, когда ты пришел, разве Он станет медлить с указанием пути, которым Он пойдет с тобою вместе? 5Его благословение покоится на тебе, как упокоилась на Нем любовь Его Отца. 6Его признательность тебе — вне твоего понимания, ибо ты дал ему возможность, освободившись от цепей, пойти с тобою вместе в дом Его Отца.
9. Древняя ненависть покидает мир. 2А вместе с ней — всё лицемерие и страх. 3Более не оглядывайся назад, ибо не там, а впереди лежит всё то, чего всегда желало твое сердце. 4От мира откажись! 5Но не во имя жертвы. 6Ты никогда и не желал его. 7Какое счастье, найденное здесь, не принесло тебе в конечном счете боли? 8Какой миг удовольствия не куплен разменною монетою страданий по устрашающей цене? 9Радость бесценна. 10Она — твое святое право, а то, за что ты платишь, не есть радость. 11Ускорь же честностью свой путь, и пусть твой здешний опыт не обманет тебя прошлыми переживаниями. 12Они достались тебе горькою ценою и связаны с печальными последствиями.
10. Так не оглядывайся же назад иначе как с предельной честностью. 2А искушаемый идолом, подумай, что 3Не было такого времени, когда бы идол принес тебе что-либо, за исключением "дара" вины. Каждый дар куплен ценою боли, расплачивался за него не ты один. 5Будь милосердным к брату своему. 6И идолов не выбирай бездумно; помни, что брат за них заплатит ту же цену, что и ты. 7Ведь он задерживается, когда ты оглядываешься назад, тебе же невдомек, Чью любящую руку ты держишь в своей руке. 8Итак, гляди вперед, иди уверенно и с легким сердцем, пусть бьется в нем надежда, а не страх.
11. Воля Господня покоится навечно в тех, чьи руки соединены. 2Покамест они друг с другом не соединились, они Его считали своим врагом. Соединившись же и разделяя цель, они свободны понять, что воля их едина. 4И тогда Божья Воля достигает их сознания. 5Теперь уже надолго им не забыть, что она есть их собственная воля.
VI. Оправданность прощения
1. Нет оправданий гневу. 2Нет оснований для атаки. 3Именно здесь начнется избавление от страха и здесь оно закончится. 4И здесь — в обмен на леденящие душу сновидения — даруется реальный мир. 5Ибо только на этом и зиждется прощение и только это для него естественно. 6Тебя не просят прощать заслуженную и, следовательно, оправданную атаку. 7Ведь это означало бы, что ты прощаешь грех, пренебрегаешь тем, что есть в действительности. 8Подобное не есть прощение. Оно предполагает, что, отвечая неоправданным образом, твое прощение явится ответом на совершенную в реальности атаку. 10Тогда прощение станет неуместным, пожалованное не там, где надо.
2. Прощение всегда оправдано. Оно имеет прочное обоснование. 3Ты не прощаешь непростительное и не пренебрегаешь реальною атакой, заслуживающей наказания. 4Спасение не лжет, когда от него требуют неестественных ответов, не соответствующих реальности. 5Взамен оно лишь просит тебя ответить должным образом нереальности, не воспринимая того, чего не происходило. 6Будь неоправданным прощение, ты, отвечая прощеньем на атаку, принес бы в жертву собственные права. 7Тебя же просят видеть в прощении естественную реакцию на страдания, рожденные ошибкой и, следовательно, взывающие о помощи. 8Прощение — единственно разумный ответ. Оно хранит тебя от жертвы собственными правами.
3. Понимание этого и есть единственная перемена, дающая возможность реальному миру подняться на месте кошмарных снов. 2Страх не возникнет, покуда не оправдана атака, но если бы она имела реальное обоснование, прощение лишилось бы его. 3Реальный мир достигнут, когда обоснование прощения воспринимается тобой реальным и полностью оправданным. 4Покуда ты считаешь прощение необоснованным подарком, оно будет поддерживать вину, которую тебе и предстоит "простить". Необоснованное прощение есть атака. 6И это всё, что предлагает мир. Он иногда прощает "грешников", но остается убежденным в их греховности. 8Поэтому-то они и не стоят подаренного им прощения.
4. Таково лжепрощение, которым пользуется мир, чтобы поддерживать чувство греховности. 2Признавая Божью праведность, нельзя даже представить себе, что Его прощение может быть реальным. 3Поэтому страх перед Богом есть откровенный результат восприятия прощения как незаслуженного. Считающий себя виновным страшится Бога. 5Прощая же, от подобной дилеммы он спасен. 6Глядя на самое себя, разуму нужно мыслить о своем Творце. 7Видя брата своего достойным прощения, ты постигаешь, что оно — в той же мере твое право, в какой — право его. 8Ты не боишься, что Бог тебе готовит страшный суд, которого не заслужил твой брат. 9Ведь правда в том, что ты заслуживаешь не более и не менее, чем он.
5. Прощение, признанное заслуженным, исцелит. Оно дает чуду силу не замечать иллюзии. 3Вот как ты постигаешь, что тоже должен быть прощен. 4Не существует видимости, которой невозможно пренебречь. 5Ибо иначе должен существовать какой-то грех, стоящий вне прощения. Существовала бы ошибка большая, нежели сама ошибка, особая форма заблуждения, остающаяся неизменной, вечной, не поддающаяся ни исправлению, ни избавлению от нее. Существовала бы одна ошибка, достаточно могущественная, чтобы упразднить творение и создать мир, способный заместить его, разрушить Божью Волю. 8Только в том случае, если бы это произошло, возможны были бы некие формы видимости, способные выстоять против чуда и не исцелиться им.
6. Нет лучшего доказательства тому, что идолопоклонство тебе желанно, чем убеждение в существовании неких форм уныния и недуга, которые прощение не в силах исцелить. 2Имеется в виду, что ты предпочитаешь сохранить некие идолы и не готов избавиться от них всех. 3И таким образом ты принимаешь некую видимость за реальность и не считаешь ее пустою видимостью. 4Да не обманет тебя навязчивое убеждение в том, что какую-то видимость труднее не заметить, нежели остальные. 5Это всегда говорит о том, что ты считаешь прощенье ограниченным. 6И ты избрал своею целью частичное прощение и ограниченное избавленье от своей вины. 7Что ж это, если не лжепрощение себя и каждого, кто кажется отъединенным от тебя?
7. Должно быть правдой, что чудо исцеляет любой недуг, либо не исцеляет вовсе. Суждение о том, какие из форм реальны, какие представления истинны, не может быть целью чуда. 3Если какое-либо представление должно остаться вне исцеления, тогда какая-то иллюзия должна быть частью истины. 4И от вины не освободиться полностью, только частично. 5Ты должен полностью простить Божьего Сына. 6Иначе твой образ не будет цельным в собственных глазах, ты побоишься заглянуть вовнутрь и там найти освобождение от всех идолов. Спасенье зиждется на вере, что нет такой вины, которую ты бы не мог простить. 8И следовательно нет такой видимости, которая бы заместила правду о Божьем Сыне,
8. Гляди на брата своего с желанием увидеть в нем того, кто он есть. 2И часть его не отстраняй от своего желания исцелить его. 3Исцелить значит — сделать полным. 4А в полном нет недостающих звеньев, хранящихся снаружи от него. 5Прощение зиждется на понимании этого и радостном осознании, что не бывает форм недуга, которых чуду не под силу исцелить.
9. Божий Сын совершенен, иначе он бы не был Божьим Сыном. 2Но тебе не познать его, если ты видишь его недостойным избавления от вины, от всех ее последствий и всех форм. 3Возможно только одно воззрение на него, если ты пожелаешь знать истину о самом себе: 4Я славлю Тебя, Отче, за Твоего совершенного Сына, и в его славе я увижу собственную славу. 5Таково радостное заверение, что нету формы зла, способной одолеть Господню Волю, счастливое признание, что вине не удалось, согласно твоему желанию, сделать иллюзии реальными. 6И что же это, если не простое подтверждение истины?
10. Смотри на брата своего с подобною надеждой, и ты поймешь, что он не совершил такой ошибки, которая изменила бы в нем истину. 2Совсем не трудно пренебречь ошибками, если не наделять их следствиями. 3Но то, что ты увидишь достаточно могущественным, чтобы создать кумира Сыну Божьему, ты не простишь. 4Ибо он стал для тебя идолом, символом смерти. 5И это — твой спаситель? 6Разве во мнении о Сыне Отец неправ? 7Или ты обманулся в том, кто дан тебе для исцеления, для собственного твоего спасения и свободы?
VII. Новое толкование
1. Разве Предвечный оставит смысл мира твоей интерпретации? 2Будь так, мир не имел бы смысла. 3Ведь невозможно, чтобы смысл менялся постоянно, при этом неизменно оставаясь истинным. 4Святой Дух видит в мире единственную неизменную цель. 5И никакая ситуация ее не изменяет, напротив, она должна быть в полном согласии с ней. 6Ведь если бы цель мира менялась с каждой ситуацией, то она была бы открыта толкованию, иному всякий раз при размышлении о ней. Прибавишь новую деталь к сценарию, расписанному по минутам дня, и всё происходящее приобретает новое значение. 8А отними какую-то деталь, и смысл, соответственно, изменится.
2. Что отражается в твоих сценариях, если не планы того, каким должен быть твой день? 2На основании этого ты расцениваешь результаты как поражение или успех, движение вперед или же отступление, приобретение или потерю. 3Твои суждения обусловлены ролями в твоем же сценарии. 4Что сами по себе они бессмысленны, доказывает та легкость, с которой эти ярлыки меняются при иных суждениях в иных аспектах опыта. 5Тогда оглядываясь назад, ты думаешь, что видишь иное объяснение происшедшему. 6Что же на самом деле ты сделал, если не показал, что в происшедшем и ранее не было большого смысла? 7Ты же приписывал ему смысл в свете изменчивых целей, и с каждой переменой в цели менялся смысл.
3. Лишь неизменная цель может придать событиям стабильное значение. 2Но все события она должна наделить единым смыслом. 3Если им придается разный смысл, значит они отражают разные цели. 4И в этом всё их назначение. 5Но разве есть в этом смысл? 6Разве под смыслом понимают неразбериху? 7Восприятие, меняющееся непрестанно, не способствует стабильности. 8Страх есть суждение, ни в коей мере не оправданное. Присутствие его подтверждает, что ты создал пугающий сценарий и, следуя ему, испытываешь страх. 10И вовсе не потому, что смысл вещей пугает сам по себе.
4. Общая цель — единственное средство, дающее стабильность восприятию, а миру и всему мирскому опыту несущее единственное толкование. 2В этой разделяемой цели единое суждение принадлежит всему и всем увиденным. 3Не нужно более судить, ведь ты уже постиг единый смысл всего и рад увидеть его повсюду. 4Смысл не изменится, ибо ты будешь воспринимать его повсюду, вне зависимости от переменчивых обстоятельств. 5Таким образом, ты его предложишь всем событиям, позволив им предложить тебе стабильность.
5. Освобождение от суждения обусловлено следующим: всё сущее имеет одну цель, которую ты разделяешь с миром. 2В мире ничто ей не противостоит, ибо, как и тебе, она принадлежит всему. 3В единой цели — конец идеям жертвы, предполагающим разные цели для тех, кто обретает и кто теряет. 4А вне этой идеи мыслям о жертве не появиться. 5Только идея неодинаковых целей заставляет восприятие переключаться, а смысл меняться. 6В объединенной цели это становится немыслимым, ибо согласие — залог устойчивого, длительного восприятия.
6. Разве есть шанс установить взаимное общение, пользуясь символами, обозначающими совершенно разное? 2Цель Святого Духа дает одну интерпретацию, имеющую смысл для брата и для тебя. 3Таким путем ты можешь общаться с ним, а он с тобой. 4В символах, понятных вам обоим, жертва смыслом упразднена. 5Всякая жертва влечет за собой утрату способности видеть взаимосвязь событий. 6А видимые по отдельности события бессмысленны. 7Ибо нет света, в каком их можно было бы увидеть и понять. 8У них нет цели. 9И для чего они — не ясно. 10Любая идея потери бессмысленна. 11Никто с тобой не согласится в том, что она значит. 12Потеря есть часть искаженного сценария, которую нельзя осмысленно истолковать. 13Она должна остаться навсегда невнятной. 14И это исключает общение. 15А ужасающие сновидения — не более, чем бессмысленные, изолированные сценарии, написанные тобой во сне. 16Не обращайся к снам за смыслом. 17Лишь в снах прощения возможно соучастие. 18Для вас обоих они значат одно и то же. 7. Так не пытайся что-то толковать, будучи в полной изоляции, ибо то, что ты видишь ничего не значит. Оно изменит свое значение, и ты поверишь, будто мир есть место неопределенности, где ты бредешь через опасности наощупь. 3Это твоим интерпретациям присуща неустойчивость, ибо они не сообразны с тем, кто ты на самом деле есть. 4Подобное состояние воспринимается столь угрожающим, что моментально приходит страх. 5Мой брат, не продолжай в таком же духе. 6У всех нас есть только один Истолкователь. 7Через Его использование символов мы объединены, поэтому они для всех нас значат одно и то же. 8Единый наш язык нам позволяет говорить на нем со всеми братьями и вместе с ними понимать, что мы все вместе прощены и можем заново общаться.
VIII. Неизменная реальность
1. Всякая видимость обманчива, но ее можно изменить. Реальность неизменна. 3Она не лицемерна и если ты не в состоянии видеть дальше видимости, то ты действительно обманут. 4Ибо всё видимое изменяется, и тем не менее, ты как и прежде считаешь его реальным. 5Подобным образом реальность низводится до изменяющейся формы. 6Но она неизменна. 7Именно это делает ее реальной и отстраняет от видимости. Она должна превосходить всякую форму, чтоб быть самой собой. Реальность неизменна.
2. Чудо есть средство показать, что всякая видимость может измениться, на то она и видимость и ей не присуща неизменность, свойственная реальности. 2Чудо отделяет спасение от всякой видимости, показывая изменяемость ее. 3Твоему брату присуща неизменность, превосходящая и видимость, и любой обман. Она затенена меняющимся взглядом на него, который ты принимаешь за его реальность. 5Счастливый сон о нем принимает форму видимости совершенного его здоровья и абсолютной свободы от всех форм недостаточности, сохранности от бедствий любого рода. 6Чудо есть подтверждение его свободы от всяких форм потери или страдания, поскольку форма с легкостью меняется. 7Это показывает, что никогда форма и не была реальной, и не могла родиться из его реальности. 8Ибо реальность чуда неизменна, и следствия ее не изменить чем бы то ни было на Небе или на земле. 9А в видимости выявлена нереальность в силу ее изменчивости.
3. Что же есть искушение, как не стремление сделать иллюзии реальными? 2Конечно это стремление не выглядит как пожелание нереальности быть истиной. 3Но оно — подтверждение, что некие формы идолов столь привлекательны, что перед ними устоять трудней, нежели перед теми, которым ты не желаешь быть реальными. 4Соблазн, стало быть, — не более чем молитва, чтобы чудо не коснулось каких-то снов, храня их нереальность затененной и придавая им реальность. 5Царство Небесное подобную молитву оставит без ответа, и чудо не появится, чтоб исцелить тебя от неприятной видимости. 6Ты создал ограничения. 7Всё, что ты просишь, ты получишь, но не от Бога, Кому неведомы пределы. 8Ты ограничил себя сам.
4. Реальность неизменна. 2Чудеса только показывают: всё, что ты вклинил между реальностью и собственным сознанием — нереально и вовсе не помеха реальности. 3Ценою веры в существование неких представлений за гранью всяческой надежды на изменение, явится то, что чудо не будет исходить непрерывно от тебя. 4Ибо ты попросил изъять его из силы исцеления всех снов. 5Такого чуда нет, которое не стало бы твоим, если ты искренне желаешь исцеления. 6Но и такого нет, что стало бы твоим, если ты исцеления не просишь. 7Выберешь то, что ты желаешь исцелить, и Тот, Кто наделяет чудесами, не получил свободы оделить Божьего Сына Своим даром. Поддавшись искушению, Сын отверг реальность. 9И добровольно стал рабом того, что предпочел.
5. Поскольку реальность неизменна, чудо уже присутствует в ней, чтобы исцелять всё изменяемое и предложить его тебе в счастливой, лишенной страха форме. 2Тебе будет дано увидеть брата подобным образом. 3Но не в то время, когда ты хочешь видеть его иначе, пусть даже в некоторых аспектах. 4Ведь это означало бы, что ты не хочешь его видеть исцеленным и целокупным. 5Христос в нем совершенен. 6Его ли ты желаешь видеть в своем брате? 7Тогда пусть более не будет снов о нем, которые ты предпочел Христу. 8И ты увидишь в нем Христа, поскольку ты Ему позволил прийти к тебе. 9И когда Он откроется тебе, станет понятно, что ты Ему подобен, поскольку Он неизменен в твоем брате и в тебе.
6. Вот всё, что ты увидишь, когда решишь: нет такой видимости, которую ты сохранил бы взамен реальности твоего брата. 2Пусть искушение выбрать сон не даст проникнуть неопределенности в твое решение. 3Не бойся и не вини себя за искушение сном о том, кто есть твой брат. 4Но и не наделяй свой сон способностью вытеснить неизменность брата в твоем воззрении на него. 5Любое ложное представление рассеивается, когда вместо него ты просишь чуда. 6От всякой боли брат освобожден, если ты пожелаешь ему быть тем, что он есть. 73ачем тебе бояться в нем Христа? 8Во всем увиденном ты узришь только себя. 9Как только исцелен твой брат, ты от вины свободен, ведь представление о нем есть твое представление о самом себе.