VII. Мне ничего не нужно делать
1. По-прежнему достаточно крепка твоя вера в тело, как в источник силы. 2Какие твои планы так или иначе не предусматривают комфорта тела, его защиты или наслаждений? 3В твоей интерпретации всё превращает тело в цель, а не в средство ее достижения, что означает только одно: ты всё еще находишь грех влекущим. 4Никто не примет Искупление для себя, приемля грех своею целью. 5Ты, стало быть, еще не выполнил того, за что единственно и был в ответе. 6Лишь те не радуются Искуплению, кому милее боль и разрушение.
2. Ты одного еще не сделал: не позабыл о теле целиком, возможно, временами оно и исчезало из поля зрения, но не исчезло раз и навсегда. 3Тебе предложено позволить этому случиться не более, чем на миг, но именно в тот миг и происходит чудо Искупления. 4А после ты опять увидишь тело, но никогда уже таким, как прежде. 5И каждый миг отсутствия тела в твоем сознании дарит тебе иной взгляд на него по возвращении.
3. В одном отдельно взятом миге тела нет. 2С телом связано либо воспоминание, либо предчувствие, но никогда оно не ощущается сейчас. 3Лишь его прошлое и придает ему видимость реальности. 4Тело целиком подвластно времени, ведь грех никогда не присутствует полностью в настоящем. 5В любом отдельно взятом миге влечение к греху переживалось бы не более чем болью, и от нее возможно было бы уберечься. 6Вина не привлекательна сейчас. 7Вся ее привлекательность мнимая и следовательно о ней должно мыслить в категориях прошлого и будущего.
4. Святое мгновение не принять безоговорочно, если хотя бы на короткий миг не захотеть отмежеваться от прошлого и будущего. 2Нельзя готовиться к святому мигу, не помещая его в планы будущего. Освобождение дается в тот момент, когда оно желанно. 4Многие проводили в подготовке к этому всю жизнь и достигали своих мгновений успеха. 5В данном курсе не делается попыток научить большему, нежели они постигли со временем; цель "Курса" — сэкономить время. 6Быть может, ты пытаешься идти кружным путем к принятой цели. 7Трудно достигнуть Искупления, борясь с грехом. 8Неимоверные усилия растрачены в попытках сделать святым презренное и ненавистное. 9Ни жизнь, полностью отданная созерцанию, ни долгие периоды медитации, имеющие целью разъединение с телом, не нужны. 10Подобные попытки, в конечном счете, ведут к успеху, благодаря их цели. пНо средства утомительны и велики издержки времени, поскольку все они обращены к будущему в надежде на избавление от нынешнего состояния недостойно-сти, неполноценности.
5. Твой путь будет иным, не по цели, но по средствам. 2Святые отношения суть средство сэкономить время. 3Одно мгновение, проведенное совместно с братом, восстановит вселенную для вас обоих. 4Ведь ты уже готов. 5Теперь необходимо просто помнить, что ничего не нужно делать. 6Сейчас куда полезнее сосредоточиться на этом, нежели размышлять о том, что предпринять. 7Когда покой в конце концов приходит к тем, кто борется с соблазном и бьется над тем, как устоять против греха, когда в итоге свет приходит в разум, посвятивший себя созерцанию, когда в конечном счете кто-то достигает цели, это всегда приходит вместе со счастливым осознанием: "Мне ничего не нужно делать".
6. Таково окончательное избавление, которое каждый найдет своим путем и в свое время. 2Тебе же не понадобится столько времени. 3Ты выиграл во времени, поскольку ты и твой брат — вместе. 4Это и есть особое средство, используемое данным курсом для экономии времени. 5Ты не используешь потенциал этого курса когда настаиваешь на применении средств, что послужили с пользою другим, пренебрегая тем, что было создано для тебя. 6Так сбереги же время для меня лишь этою одною подготовкой и практикуйся, не делая более ничего. 7"Мне ничего не нужно делать" есть утверждение преданности и безраздельной верности. 8Поверь в него лишь на мгновение и ты достигнешь большего, чем достигается веками созерцания или единоборства с искушением.
7. Для действия необходимо тело. Осознавая, что ничего не нужно делать, ты в своих мыслях лишаешь тела ценности. 3Это — кратчайший путь, распахнутая дверь, в которую ты с легкостью войдешь, минуя века усилий и избавляясь от времени. 4Это — тот путь, на котором грех утрачивает привлекательность в текущее мгновение. 5Ибо в нем времени отказано, а прошлое и будущее исчезли. 6Тот, кому ничего не нужно делать, не ощущает потребности во времени. 7Ведь ничего не делать, значит отдыхать, готовить в себе такое место, где деятельность тела уже не привлекает к себе внимания. 8Туда приходит Дух Святой и остается там. 9Он там останется, когда ты о Нем забудешь, когда активность тела возвратится в твое сознание.
8. Но в разуме останется навечно место отдохновения, куда всегда возможно возвратиться. 2Тот тихий остров в самом сердце шторма будет присутствовать в твоем сознании в гораздо большей степени, нежели вся его бушующая активность. 3Тот тихий центр, в коем ты ничего не делаешь, останется с тобой, предоставляя отдых в пучине дел, к которым ты будешь послан. 4Ибо из этого центра тебе будет указано, как пользоваться телом безгреховно. 5Именно этот центр, где тела нет, будет хранить его безгрешным в твоем сознании.
VIII. Твой малый сад
1. Присутствие в сознании тела и заставляет любовь казаться ограниченной. 2Ведь тело есть ограничение любви. 3Вера в ограниченную любовь явилась истоком тела, и цель его создания — ограничить безграничное. 4Не думай, что это только аллегория, ведь тело создано с целью ограничить тебя. 5Разве ты, видя себя в рамках тела, способен знать себя как идею? 6Всё, что тебе знакомо, ты отождествляешь с внешним, с тем, что снаружи от тебя. 7Ведь даже Бога ты не способен представить себе без тела или какой-то формы, каким-то образом тебе знакомой.
2. Тело не может знать. 2И покуда свое сознание ты ограничиваешь убогими ощущениями тела, тебе не разглядеть величия вокруг себя. 3Бог не приходит в тело, и в теле ты не в силах с Ним соединиться. Ограничения, наложенные на любовь, будут всегда препятствовать Его приходу, держать тебя и Бога врозь. 5Тело есть жалкая ограда вокруг ничтожной части прекрасной и совершенной идеи. 6Тело очерчивает бесконечно малый круг вокруг ничтожно малого, отколотого от целого сегмента Рая; оно провозглашает, что твое царство — внутри круга, куда Господь не вхож.
3. В том царстве деспотично правит эго. 2И чтобы защитить ничтожную пылинку, оно тебя толкает на борьбу со всей вселенной. 3Фрагмент твоего разума — настолько мизерная его часть, что будь ты в состоянии оценить всё целое, ты бы мгновенно понял, что тот фрагмент подобен тонкому лучу в сравнении с солнцем или едва заметной ряби на океанской глади. 4В своей изумляющей гордыне этот тончайший луч решил, что он и есть всё солнце, а еле различимая на океанской глади рябь себя провозгласила океаном. 5Подумай, как одинока и напугана та крошечная мысль, та бесконечно малая иллюзия, отгородившая себя и противопоставившая себя вселенной. 6Солнце становится "врагом", гонителем луча, а океан вселяет ужас в мелкую зыбь, намереваясь поглотить ее.
4. Ни солнце и ни океан при этом и не подозревают об этой странной и бессмысленной активности. 2И продолжают быть, не ведая о том, какой они вселяют ужас, какую ненависть в ничтожный сегмент самих себя. 3Но даже этот сегмент для них не потерян, поскольку он не уцелел бы с ними врозь. 4А измышления его ни в коей мере не меняют полной зависимости от них его бытия. 5Его бытие всё так же — в них. 6Без солнца полностью исчез бы луч, а зыбь без океана — невообразима.
5. В таком же странном положении находятся все те, кто видят себя в мире, населенном телами. 2Каждому телу вроде бы присущ свой разум, мысль разобщенная, живущая отдельно, никак не связанная с Мыслью, сотворившей ее. 3Каждый ничтожно малый сегмент видится самодостаточным, нуждающимся ради каких-то вещей в другом, однако ни в коей мере полностью не зависящий для обретения всего от своего единственного Творца; он не нуждается в целом, дающим ему смысл, поскольку сам по себе этот фрагмент бессмыслен. 4Сам по себе, он не имеет жизни.
6. Подобно солнцу или океану, твое Я продолжается, оставив без внимания тот факт, что крошечная часть тебя возомнила себя тобою. Она не потерялась; самостоятельно ей не выжить, а целое не было бы целым без нее. Она — не отделившееся царство, где правит идея отрешенности от остальных. 4Нет вокруг царства этого ограды, предохраняющей его от единения с другими и сохраняющей его врозь с его Творцом. 5Тот крошечный аспект неотличим от целого, будучи с ним един и в неразрывной связи. Он не живет отдельно, поскольку его жизнь и есть единство, в котором его бытие сотворено.
7. Не принимай сей малый отгороженный аспект за самое себя. 2Солнце и океан нельзя сравнить с твоим величием. 3Луч солнца лучезарен только в свете солнца, зыбь веселится в танце только на тихой океанской глади. Однако ни океан, ни солнце не представляют собой того могущества, которое заложено в тебе. Останешься ли ты в своем ничтожном царстве, жалкий король, озлобленный правитель всего, обозреваемого им, глядящий на ничто, и тем не менее готовый умереть ради его защиты? 6То маленькое я — не твое царство. 7Над ним, высоким изогнувшись сводом и окружив его любовью, простерлось восхитительное целое, дарящее всё свое счастье и глубокое удовлетворение каждой части себя. 8И мизерный аспект, казалось бы, отъединенный тобой от целого, — не исключение.
8. Любовь не знает тел и простирается ко всему, сотворенному подобно ей. 2В полном отсутствии границ и заключается ее смысл. Она абсолютно непредвзята в своем дарении, вбирая в себя всё, чтобы сберечь и полноценным сохранить даримое. 4Какою малостью владеешь ты в своем ничтожном королевстве! 5Не лучше ли тогда призвать в него любовь? 6Всмотрись в пустыню: бесплодную, сухую, безрадостную и выжженную — всё достояние твоего крошечного королевства. 7И осознай, какую жизнь и радость принесет ему любовь оттуда, откуда явится сама и куда возвратится с тобою вместе.
9. Мысль Божья окружает твое крошечное царство, ждет у построенной тобой ограды возможности войти вовнутрь и осиять неплодоносную пустыню. 2Смотри, как повсеместно возникает жизнь! 3Пустыня стала садом, зеленым и густым и тихим, давая отдохновение тем, кто потерял дорогу и бредет в пыли. 4Дай им пристанище, уготованное любовью там, где когда-то пустотой зияла выжженная степь. 5Всякий, кого ты привечаешь, несет тебе любовь из Рая. Один за другим входят они в это святое место, но не уходят из него так, как входили — по одному. 7Любовь, принесенная ими с собою, останется при них и при тебе. 8И осиянный милосердием ее, твой малый разрастется сад, коснувшись каждого, кто жаждет испить воды живой, но слишком утомлен, чтобы свой путь продолжить в одиночку.
10. Иди вовне и их найди, ибо они тебе приносят твое Я. 2Их нежно приведи в свой сад и получи в нем их благословение. 3Так разрастется сад, протянется через пустыню, не обойдя ни одного заброшенного царства, отгородившегося от любви и запершего тебя внутри. 4И ты себя узнаешь, а крошечный свой сад увидишь легко преображенным в Царство Небесное, со всей любовью его Творца, сияющей ему.
11. Святое мгновение — это призыв к любви войти в твое унылое, безрадостное царство и превратить его в цветущий сад покоя и гостеприимства. 2Любовь ответит непременно. Она придет, поскольку ты пришел без тела, не возводя преград, предотвращающих ее благой приход. 4В святом мгновении ты просишь у любви лишь то, что она предлагает всем, не более и не менее. 5Ты просишь всё и получаешь всё. 6Твое сияющее Я возносит крошечный аспект, который ты пытался- утаить от Рая, прямо в Рай. 7Любая часть любви взывает к своему целому не вотще. 8Ни один Сын Божий не остается вне Его Отцовства.
12. Не сомневайся: любовь пришла в твои особые взаимоотношения, откликнувшись на твой слабый зов. 2Но ты не распознал ее прихода, поскольку еще не отказался от всех барьеров, тобою возведенных против брата. 3А по отдельности ни ты, ни он не в состоянии приветствовать любовь. 4В одиночку ты можешь знать Всевышнего не более, чем знает Бог тебя без брата. 5Но вместе, не знать любви способны вы не более, чем сама любовь способна о вас не знать или же в вас не распознать себя.
13. Ты подошел к концу древнейшего пути, еще не понимая, что он окончен. 2Ты всё еще измотан и устал, и пыль пустыни застилает взор и делает тебя незрячим. 3Но Тот, Кого ты привечал, пришел тебя приветить. Он долго ждал, чтоб одарить тебя Своим радушием. 5Так получи же от Него сей дар не медля, ведь Он желает тебе знать Его. 6Лишь невысокая стена из пыли всё еще разделяет вас с братом. 7Дунь на нее, и с этим дуновением, с твоим счастливым смехом она исчезнет в мгновение ока. 8Вой-ди же в сад, приготовленный любовью для вас обоих.
IX. Два мира
1. Тебя просили принести тьму к свету и к святости — вину. 2И также говорилось, что ошибку необходимо исправлять в ее истоке. 3Поэтому Святому Духу и нужна та крошечная часть тебя, та незначительная мысль, что видится отколотой и чуждой. 4Всё остальное — целиком в Руках Господних и не нуждается в ином наставнике. 5Но этой дикой и безрассудной мысли необходима помощь, коль скоро в своем бреду она увидела себя могущественным, целокупным Божьим Сыном, единственным правителем в царстве, созданном им на стороне, чтобы безумной тиранией склонить его к повиновению и рабству. 6Ты думаешь, будто эту мизерную часть украл у Рая. 7Отдай ее обратно Небесам. 8Они ее не потеряли, но ты утратил их из поля зрения. 9Позволь Святому Духу изъять ту часть из увядающего царства, куда ты поместил ее и окружаешь тьмой, и защищаешь атакой, и укрепляешь ненавистью. 103а его баррикадами всё еще пребывает малый сегмент Сына Божьего, святой и целокупный, и в безмятежности своей не знающий, чем он, как ты считаешь, окружен.
2. Не отделяй себя, ведь Тот, Кто окружает этот сегмент на самом деле, принес тебе союз, вернув твой крохотный подарок тьмы вечному свету. 2Как это происходит? 3Очень просто, если исходить из того, что на самом деле представляет собою царство. 4Бесплодные пески и запустение, и мрак видятся таковыми лишь взору плоти. 5Унылый взгляд тела извращен, а вести, что оно несет тебе, создавшему его с целью ограничения осознания света, убоги, ограничены и столь фрагментарны, что попросту бессмысленны.
3. Из мира тел, безумием рожденного, безумные послания, кажется, возвращаются в разум, создавший мир. 2Эти послания свидетельствуют миру, провозглашая его истинным. 3Ведь ты и разослал гонцов затем, чтобы они тебе вернули эти вести. 4Всё в этих сообщениях поверхностно. 5О том, что истинно лежит на глубине под этим всем, они не сообщают, поскольку тело не в состоянии о том поведать. 6Телесные глаза к тому невосприимчивы, с ним ощущения тела незнакомы, язык же неспособен передать его вестей. 7Но Бог способен доставить тебя туда, если ты согласишься следовать за Святым Духом сквозь видимые страх и ужас, доверившись Ему и зная, что Он не бросит тебя на пол-пути. 8Пугать тебя — не Его цель, а твоя собственная. 9Ты одержим желанием Его покинуть у внешнего круга страха, но Он тебя сохранно проведет через него и уведет намного дальше.
4. Круг страха расположен как раз под уровнем телесных глаз, поэтому в нем видится фундамент, на коем зиждется весь мир. 23десь всё — иллюзии и извращенные идеи; безумные атаки и неистовство, предательство и месть — всё созданное, чтобы удержать вину и чтобы из нее поднялся мир, скрывающий ее. 3Тень вины пробивается к поверхности в той мере, какая необходима, чтобы держать во тьме самые внешние проявления вины и чтобы принести во тьму отчаяние и одиночество, поддерживая тьму безрадостной. 4Толща вины замаскирована тяжелыми покровами и держится отдельно от того, что призвано ее скрывать. 5Телу это не видно, оно и рождено виною для собственной защиты, зависящей всецело от сохранения ее невидимой. 6Телесные глаза того не замечают. 7Но видят всё, что она диктует.
5. Тело останется посланником вины и будет действовать по ее указке, покуда ты не усомнишься в ее реальности. 2Ибо реальность вины — иллюзия, которая и представляет вину тяжелой и непроницаемой, непостижимой и делает реальной базу для системы мышления эго. 3Ее неплотность и прозрачность не станут явными, покуда ты не увидишь за нею свет. 4И лишь тогда ты разглядишь в ней тонкую кисейную завесу перед светом.
6. Этот барьер, такой тяжелый с виду, искусственный настил, по виду — каменный, подобен средоточию черных туч, сплошной грядой встающих перед солнцем. 2Непроницаемость их — полная иллюзия. 3Гряда мягко расступится пред горными вершинами, вздымающимися за ней; нет у ней силы удержать того, кто пожелает взобраться выше облаков, чтобы увидеть солнце. 4У этого скопления туч нет даже силы, чтобы остановить падение пуговицы или кружение пера. 5Ничто не может опираться на такой фундамент, ведь он всего лишь иллюзия фундамента.6Дотронься до него, и он исчезнет, а попытаешься взять в руки и зачерпнешь пригоршней воздух.
7. Однако в этом грозовом скоплении облаков легко увидеть, как вырастает мир. 2Сплошная горная гряда, и озеро, и город встают в твоем воображении; из облаков же спешат обратно нарочные восприятия и заверяют тебя в том, что всё это реально и что оно там есть. 3Фигуры поднимаются и движутся, и действо предстает реальным, а формы возникают и меняют свое обличье от красоты к абсурду. 4Так чередуются обличья, покамест ты увлечен игрою детского притворства. Однако как бы долго ты ни играл и как бы живописно ни было твое воображение, ты всё это не путаешь с тем миром, что внизу, и не стремишься сделать его реальным.
8. Так же должно быть с мрачными скоплениями облаков вины; их тьма не более непроницаема чем тот мираж, не более существенна. 2Ты не наставишь синяков, пройдя сквозь облака. 3Позволь же своему Наставнику учить тебя их несущественной природе, когда Он поведет тебя за них, ибо за ними расположен мир света, где они не отбрасывают тени. 4Их тени лежат на мире, что под ними, вдали от света. Однако между ними и светом тени не упасть.
9. Этот мир света, круг ослепительной яркости, и есть реальный мир, где вина встречается с прощением. Отсюда внешний мир увиден заново, без тени вины на нем. 33десь ты прощен, поскольку здесь ты каждого простил. 43десь — новое восприятие, в котором всё светло, сияющее невиновностью, омытое в водах прощения, очищенное от каждой злобной мысли, тобой навязанной всему. 53десь и в помине нет атаки на Сына Божьего, здесь тебе рады. 63десь ожидает тебя твоя невинность, чтобы обнять и защитить, и подготовить к окончательному шагу в странствии внутрь себя. 73десь сброшены тяжелые и мрачные одежды вины и мягко замещены любовью и чистотой.
10. Но даже и прощение — не конец. 2Прощение делает всё прекрасным, но оно не творит. Оно — источник исцеления, вестник любви, но не ее Источник. 4Ты приведен сюда, чтобы Сам Бог мог сделать без помех последний шаг, ибо ничто здесь не препятствует любви, всё позволяет ей пребыть самой собою. 5Шаг за пределы этого святого места всепрощения — шаг еще глубже внутрь, но тот, что ты не в состоянии сделать сам, перенесет тебя к чему-то, совсем иному. 63десь — Источник света, здесь ничего не воспринимается и не прощается, и ни во что не преображается. 73десь просто всё ведомо.
11. Курс этот ведет к знанию, но само знание остается за пределами нашего учебного плана. 2Да нам и не к чему пытаться говорить о том, что навсегда должно остаться за гранью слов. 3Нам нужно только помнить: тот, кто достиг реального мира, дальше которого учение нейдет, уйдет за него далее, только иным путем. 4Там, где кончается обучение, начинается Бог, ибо обучение заканчивается перед Тем, Кто завершен там, где Он начинается и там, где нет конца. 5Не нам судить о том, чего нельзя достичь. 6Нам слишком многому необходимо научиться. 7Но прежде нужно обрести готовность к знанию.
12. Любовь непостижима. 23начение любви — внутри нее самой. 3И обучение заканчивается, когда ты в силах опознать всё, что не есть любовь. Оно — препятствие, и его следует устранить. 5Любовь не постигается, ибо такого не было момента, когда бы ты ее не знал. Обученье бесполезно в Присутствии твоего Творца, Чье признание тебя, как и твое признание Его, столь превосходит всякое учение, что всё тобой постигнутое, бессмысленно и замещено навечно знанием любви и ее единственным смыслом.
13. Твои взаимоотношения с братом вырваны с корнем из мира теней; порочная их цель была в сохранности пронесена через барьеры вины, прощением омыта и укоренена, сияющая, в мире света. Оттуда она зовет последовать ее путем; ты будешь поднят высоко над тьмою и мягко опущен перед самыми вратами Рая. 3Святое мгновение, в котором ты соединился с братом, есть нарочный любви, посланный к тебе из-за пределов прощения, чтобы напомнить обо всем, что лежит за ним. 4Но именно через прощенье всё будет помниться.
14. Когда же память о Всевышнем придет к тебе в святом месте прощения, ты ни о чем ином уже не вспомнишь, и память станет такою же ненужной как обучение, ибо единственной твоею целью станет творенье. 2Но ты об этом не узнаешь, покуда всё восприятие не окажется очищенным и навсегда изъятым. 3Прощенье изымает только ложное и убирает из мира тени, унося их сохранно и уверено, в доброте своей, нетронутыми к блистающему миру нового и чистого восприятия. 4Там нынче твоя цель. 5Там дожидается тебя покой.
Глава 19. ОБРЕТЕНИЕ ПОКОЯ
Исцеление и вера
1. Уже говорилось, что если ситуация посвящена одной лишь истине, покой неотвратим. 2А обретение его — весьма надежный критерий преданности истине. 3Мы говорили также и о том, что покой без веры недостижим, поскольку всё, посвященное одной лишь истине, приводится к ней верой. 4И эта вера объемлет всех, вовлеченных в ситуацию, ибо лишь при таком условии ситуация воспринимается осмысленной и целостной. 5И каждый вовлечен в нее, иначе твоя вера ограничена, а преданность не совершенна.
2. Каждая ситуация при верном восприятии есть шанс исцелить Божьего Сына. Он исцелен, поскольку ты ему отдал свою веру, отдав его Святому Духу, освободив его от притязаний твоего собственного эго. 3Лишь так возможно увидеть его свободным; такое виденье с тобой разделит Дух Святой. 4А разделяя его, Он наделяет им и таким образом исцеляет через тебя. 5Подобное единение с Ним в общей цели и придает цели реальность, поскольку ты сделал ее целостной. 6А это и есть исцеление. 7Тело исцелено, ведь ты явился без него, соединился с Разумом, в коем и заключено всё исцеление.
3. Тело не исцеляет, поскольку оно не делает себя больным. 2Ему не нужно исцеление. 3Его здоровье и недуг зависят в полной мере от того, как разум воспринимает тело и с какою целью его использует. 4Понятно, что какой-то сегмент разума способен увидеть себя раздельно с Вселенской Целью. 5В подобном случае тело становится его орудием, направленным против этой Цели, как подтверждение "факта" достоверности разделения. 6Так тело превращается в орудие иллюзии и действует сообразно ей: видит то чего нет, слышит то чего никогда не скажет истина, и поступает безрассудно будучи узником безумия.
4. Не обойди вниманием наше прежнее утверждение, что неверие приводит непосредственно к иллюзиям. 2Ибо неверие есть восприятие брата твоего как тела, а тело нельзя использовать во имя единения. 3Стало быть, подобным восприятием ты создаешь условия, в которых единение с ним немыслимо. 4Твое неверие в него вас разделило, предотвращая исцеление обоих. 5И таким образом, твое неверие противоречит цели Святого Духа, несет иллюзии, в центре которых — тело, и вклинивает их между тобой и братом. 6Тело теперь покажется больным, ибо ты превратил его во "врага" исцеления и антипод истины.
5. Нетрудно догадаться, что вера есть антипод неверия. 2Одна-ко разница в их проявлении не столь очевидна, хотя и обусловлена коренными различиями в их сути. 3Неверие всегда ограничивает и нападает, тогда как вера изымает все ограничения и восстанавливает целостность. 4Неверие разрушает и разделяет; вера объединяет и исцеляет. 5Неверие вклинивает иллюзии между Божьим Сыном и Творцом; вера смывает все преграды, казалось, вклинившиеся между ними. 6Неверие всецело предано иллюзии, а вера — истине. Частичная преданность невозможна. 8Истина есть отсутствие иллюзий, иллюзия же — это отсутствие истины. 9Они несовместимы и не воспринимаются в том же самом месте. 10Посвятить себя обеим — значит поставить перед собой несбыточную цель, поскольку часть ее должна достигаться с помощью тела, воспринимаемого как средство поиска реальности — через атаку. иДругая же часть цели исцеляет, и следовательно обращена к разуму, а не к телу.
6. Неизбежным компромиссом между ними станет убеждение, будто исцелить необходимо тело, а не разум. 2Ибо эта расколотая цель придала обеим ее частям равную реальность, что было бы возможно, когда бы разум был ограничен телом и поделен на крохотные части мнимой целостности, не связанные между собой. 3Телу это не повредит, но сохранит бредовую систему мышления в разуме. Следовательно, именно здесь необходимо исцеление. 5Именно здесь оно и есть. 6Ведь Бог не дал выздоровления там, где нет болезни, не учредил целительного средства там, где недуга нет. 7Недуг и исцеление — всегда вместе; и когда их видят вместе, то все попытки сохранить и истину, и иллюзию в разуме, где им и должно быть, расцениваются как преданность иллюзии; и приводя иллюзию к истине, от иллюзии отказываются, видя ее полную несовместимость с истиной в любом аспекте.
7. Иллюзии и истина между собой никак не связаны. 2Это останется навечно правдой, как бы усердно ты ни старался их увязать. 3Иллюзии же связаны друг с другом, как, впрочем, связано между собой всё истинное. 4Как истина, так и иллюзии — законченные мыслительные системы, не связанные между собой. 5Усвоить это — значит понять, где лежит разделение и где его следует исцелить. Следствие любой идеи неотделимо от его причины. 7Идея разделения породила тело, и оставаясь с ним связанной, заставляет его болеть из-за отождествления разума с телом. 8Ты думаешь, будто защищаешь тело, утаивая эту связь, ибо подобное сокрытие, по-видимому, оберегает твое отождествление с телом от «атак» истины.
8. О, если бы ты мог понять, как сильно повредила разуму эта нелепая тайна, какую вызвала сумятицу в твоем определении собственного тождества! 2Тебе не видно, какое опустошение принесло неверие, ибо неверие и есть атака, на вид оправданная ее результатами. 3Ведь изымая веру, ты видишь только недостойное ее, не видя за барьером то, что с тобой едино.
9. Верить — значить исцелять. 2Вера есть знак приятия Искупления для себя, и следовательно того, что ты станешь им делиться. 3Верой ты предлагаешь дар освобождения от прошлого, полученный тобой. 4Что бы твой брат ни сделал в прошлом, ты не воспользуешься этим нынче, чтобы осудить его. 5Ты добровольно выбрал не замечать его ошибок, глядя поверх барьеров между собой и им, воспринимая их все одним и тем же. 6В этом одном ты видишь свою веру в исцеление полностью оправданной. 7Ибо нет оправдания неверию, но вера оправдана всегда.
10. Вера есть антитеза страха; она в такой же мере часть любви, в какой страх — часть атаки. 2Вера — это признание единства. 3Это благое признание в каждом Сына твоего возлюбленного Отца, любимого Им наравне с тобою, а значит и любимого тобою так же, как любишь ты самого себя. 4Это Его любовь соединяет тебя и брата, и ради Его любви ты никого не отстраняешь от своей. 5Каждый твой брат увиден в точности таким, каким он предстает в святом мгновении: объединившимся с тобою в цели освобождения от вины. 6Ты видишь в нем Христа, и он исцелен, ибо ты в нем увидел то, что вечно, то, что во всех оправдывает веру.
11. Вера есть Божий дар, даримый Тем, Кого Всевышний подарил тебе. 2В глазах неверия Господень Сын прощенья недостоин. 3Но в глазах веры Божий Сын прощен, свободен от вины, возложенной им самим же на себя. 4Вера видит его исключительно сейчас, поскольку, чтобы судить его она не обращает взора к прошлому, видя в нем то же, что и в тебе. Она не смотрит глазами восприятия, не обращается за оправданием к телам. Она есть вестник иного восприятия, посланный вперед, чтобы собрать свидетелей своему приходу и возвратить тебе их вести.
12. Вера обменивается на знание с тою же легкостью, что и реальный мир. 2Ведь вера рождена из восприятия Святого Духа как знак того, что это восприятие ты разделяешь с Ним. 3Вера есть дар, предложенный тобою Сыну Божьему через Него, равно приемлемый и его Отцом и Им. 4А следовательно вера — дар, предложенный тебе. 5Твои святые отношения с их новой целью даруют тебе веру, чтобы ты отдал ее брату. 6Твое неверие вас отдалило друг от друга, поэтому ты в брате не узнаешь свое спасенье. 7Но вера вас объединяет в святости, которую ты видишь не глазами плоти, а видением Того, Кто вас соединил и в Ком вы соединены.
13. Милосердие дано не телу, но разуму. 2Разум, приемля милосердие, мгновенно устремляется за грани тела и видит святое место, где он был исцелен. 3Там, где дается милосердие, стоит алтарь; на нем оно покоится. 4Предложишь ли ты милосердие и благо брату, ведь вы стоите у того же алтаря, где милосердие возложено для вас обоих? 5Пусть оно исцелит вас вместе, чтобы могли вы верой исцелять!
14. В святом мгновении твой брат и ты стоите вместе у алтаря, воздвигнутого Богом Себе и вам. 2Неверие оставив, придите вместе к алтарю. 3Там ты увидишь чудо своих взаимоотношений, вновь созданных с участием веры. 4Именно там ты осознаешь, что для веры не существует непростительного. Ошибка не нарушила ее спокойный взор, несущий чудо исцеления с равной легкостью всем заблуждениям. 6Ибо гонцы любви исполнят всё, зачем их посылали, и возвратятся с благою вестью, что всё исполнено для брата и тебя, стоящих перед алтарем, откуда были посланы гонцы.
15. В то время как неверие будет хранить бесплодным и отчужденным твое крошечное царство, вера поможет Святому Духу подготовить почву под святой сад, который Он возделает на ней. 2Ведь вера несет покой, тем самым приглашая истину прийти и сделать прекрасным то, что уже приготовлено для красоты. 3Истина следует за верой и покоем и завершает начатый ими процесс обращения в прекрасное. 4Ведь вера по-прежнему — цель обучения; она становится ненужной, как только выучен урок. 5А истина останется навечно.
16. Отдай же вечному всю свою преданность и научись не нарушать ее, не делать рабыней времени. 2Ведь всё, что на твой взгляд ты причиняешь вечному, ты причиняешь себе. 3Тот, кого сотворил Господь как Сына — не раб чему-либо, но вместе со своим Творцом он — господин всему. 4Тело возможно поработить, но мысль свободна; ее не заточить в тюрьму, ни-чем не ограничить; это под силу только разуму, ее замыслившему. 5Ведь она неразлучна со своим истоком, ее тюремщиком или же избавителем, в зависимости от цели, которую он выберет себе.
II. Грех или ошибка?
1. Весьма существенно не путать грех с ошибкой, поскольку именно различие меж ними и делает спасение возможным. Ошибка исправима, ибо неправильное можно сделать правильным. 3Но грех, будь он возможен, был бы необратим.4Догма греха покоится на твердом убеждении, что разум, а не тело, способен нападать. 5И таким образом, разум виноват и остается виноватым до тех пор, покуда разум, что не есть часть его, отпустит ему его грехи. 6Грех требует наказания в той же мере, в какой ошибка — исправления, а верить, будто наказание и есть исправление, чистейшее безумие. !
2. Грех — не ошибка, ибо ему сопутствует гордыня, не свойственная концепции ошибки. 2Грешить — значит с успехом попирать реальность. 3Грех провозглашает атаку реальной и вину оправданной. 4Он полагает, что Божий Сын виновен, то есть, он преуспел в потере своей невинности и превратил в то, чего Господь не сотворил. 5Творение более не вечно, а Воля Божья открыта противостоянию и поражению. 6Грех есть великая иллюзия, лежащая в основе всей самонадеянности эго. 7Ведь ею изменен Сам Бог, ставший неполноценным.
3. Сын Божий в состоянии ошибаться, обманывать себя; он даже Ц силу собственного разума способен обратить против себя. 2Но он не в состоянии грешить. 3Что бы ни делал он, ему не изменить свою реальность, не стать поистине виновным. 4Это — намерение греха, в том — его цель. 5И всё же, несмотря на исступленное безумие всей догмы греха, грех невозможен. 6Ибо возмездие за грех есть смерть, а разве может умереть бессмертный?
4. Вот подоплека всей безумной религии эго: грех принимается за истину, а не за ошибку, невинность же всегда обманет. 2Так в чистоте увидена гордыня; в приятии самого себя греховным — святость. 3Догмат греха заместил реальность Сына Божьего, каковым его Всевышний сотворил навечно. Смирение ли это? 5Или попытка вырвать творение у реальности, держать его в отдалении от нее?
5. Попытка истолковать грех как ошибку всегда не обоснована для эго. 2Догма греха священна для его мыслительной системы; к этой доктрине иначе, чем с благоговейным трепетом, не подступиться. 3Это "святейшая" доктрина в системе эго, прекрасная и всемогущая, всецело истинная, надежно огражденная любой защитой в арсенале эго. 4Ведь это — "наилучшая" защита эго и ей прислуживают все остальные. 53десь — вся его броня, все механизмы защиты; здесь — основная цель особых отношений в интерпретации эго.
6. Можно с уверенностью сказать, что на грехе эго построило свой мир. 2Только в подобном мире всё могло оказаться вверх дном. 3Эта нелепая иллюзия заставляет облака вины казаться столь тяжелыми и непроницаемыми. 4Именно здесь рождается мираж той плотности, какую, будто бы, имеет мирской фундамент. 5Грех изменил творение, обратив его из Божьей Идеи в угодный эго идеал: мир, полностью ему подвластный и собранный из тел, бездумный, загнивающий и склонный к тлению. 6Если это ошибка, то истина легко ее исправит. 7Любая приведенная на суд истины ошибка исправима. 8Но если наделить ее статусом истины, на чей же суд вести ее? 9"Святость" греха поддерживается подобным странным средством. 10Как истина, грех и незыблем, и нерушим, и всё приносится к нему на суд. 11А как ошибку его приводят к истине. 12Вера в грех невозможна, поскольку грех — это неверие. 13Но вера в исправимость любой ошибки вполне возможна.
7. Нет в укрепленной цитадели эго камня, защищенного надежней, нежели концепция реальности греха — естественное выражение того, во что Сын Божий обратил себя и что он есть. 2Для эго в этом нет ошибки. 3Ведь такова его реальность, та «истина», от коей избавление невозможно. 43десь прошлое, и настоящее, и будущее Сына. 5Ведь Сын каким-то образом умудрил<