Рождение государства Израиль

В 1947 году, перед Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, был вынесен вопрос о судьбе Палестины. В это время страной продолжали управлять англичане. согласно мандату, выданному им Лигой Наций вскоре после Первой Мировой войны. 29 ноября 1947 года ООН проголосовала за разделение страны на два самостоятельных государства, выделив небольшой район под независимое Израильское государство и остальную часть страны отдав арабам (с Иерусалимом под международным контролем). Срок окончания действия английского мандата и введения нового политического порядка датируется 14 мая 1948 года.

Почти сразу же после решения ООН в пользу разделения, палестинские арабы, поощряемые и поддерживаемые элементами из окружающих арабских наций, начали необъявленную войну против находившихся среди них еврейских поселений. Несколько главных районов страны были фактически захвачены вооруженными группами арабов. В начале 1948 года еврейские районы Иерусалима уже имели вид осажденного города. Их жители были почти целиком отрезаныотзапасов продовольствия и других источников снабжения и находились в положении голодной смерти.

В день образования Израильского государства все окружающие арабские страны объявили ему войну. Приблизительно 650 тысяч евреев с минимумом запасов оружия и военного снаряжения, без официально организованной армии, лицом к лицу оказались с враждебным им, со всех сторон, арабским миром силою в 50 миллионов человек, хвастающимися хорошо обученными регулярными войсками и изобилием военного снаряжения. Лидеры арабских стран публично заявили о своем намерении уничтожить только родившееся Израильское государство и сбросить евреев в море.

В тот же период, моя жена Лидия и я жили с нашими приемными 8-ю дочерьми в центре еврейского Иерусалима. Мы занимали большой дом на углу главного перекрёстка между Кинг-Джордж Авеню и улицей, ведущей на запад к Яффским воротам старого города. Лидия жила в самом Иерусалиме и в его окрестностях в течение предыдущих 20-ти лет. Она была свидетелем длинной серии ранних конфликтов между арабами и евреями в этом районе. На ее памяти евреи всегда были плохо вооружены и слабо подготовлены для отражения нападений. Теперь же, в этот критический час, казалось, что неравенство сил и преимущество противников над евреями неизмеримо больше по сравнению с предыдущими столкновениями, так что о результатах поражения было страшно подумать.

Вместе с Лидией мы стали искать в Писании слова ободрения или указания от Бога. С каждым днем нам становилось все яснее и яснее, что мы живем в период восстановления Израиля, о котором говорили пророки и вожди на протяжении веков страданий и гонений. Это было время, предреченное в Псалме 101:13-14: “Ты же. Господи, вовек пребываешь.... Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом; ибо время помиловать его; ибо пришло время...”.

Мы поняли,что на наших глазах происходило осуществление Божьего обетования относительно Израиля:

Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое, и от запада соберу тебя. Северу скажу: отдай; и югу: не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли. (Исайя 43:5-6)

Эти и другие места из Писания убедили нас в том, что возвращение евреев в их землю, предусмотренное в плане Божьем, близилось к осуществлению. Если в план Божий входило восстановление Израиля, тогда не было Его воли на то, чтобы евреи были изгнаны и уничтожены. Это придало нам веру молиться за свободу Израиля, основанную не на националистических мотивах, но на основе откровения Божьей воли, изложенной в Писании.

Когда Лидия и я были приведены Духом к единому мнению относительно воли Божьей, наши молитвы стали соответствовать условию, выдвинутому в Матфея 18:19:

“Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного”. Однажды, когда мы молились вместе, я услышал, как Лидия произносила короткуюмолитву: “Боже, парализуй арабов!”

В самый разгар сражения в Иерусалиме, наш дом оказался расположенным меньше, чем в четверть мили от линии фронта, которая проходила более или менее точно вдоль западной стены старого города. За первые 6 недель сражения мы насчитали приблизительно 150 оконных стекол, выбитых пулями. Поэтому, большую часть этого периода вся наша семья жила в большой прачечной, занимавшей подвальное помещение.

Из-за выгодного стратегического местоположения нашего дома, наш двор был занят силами Хагана добровольческих оборонительных отрядов, которые позднее легли в основание регулярной израильской армии. Наблюдательный пункт, под командованием молодого человека по имени Финеас, находилсяво дворе. Таким образом, мы свели близкое знакомство с некоторыми евреями, мужчинами и женщинами, дежурившими на посту.

В начале июня 1948 года. Объединенным Нациям удалось добиться четырехнедельного прекращения огня. И таким образом установилась передышка в сражении. Однажды,во времяэтого затишья, несколько наших молодых друзей сидели у нас в гостиной и оживленно обсуждали свои переживания во время предыдущего сражения.

“Происходит что-то необъяснимое, - сказал один юноша. Мы попадаем на участки, где арабы в 10 раз превосходят нас численностью. К тому же, они гораздо лучше вооружены. Однако, порою кажется, что они бессильны сделать что-то против нас, точно они парализованы!”

Этот молодой еврейский солдат, находясь в нашей гостиной, повторил ту же самую фразу, которую Лидия произнесла в молитве несколько недель назад! Я никогда не перестаю восхищаться верностью Бога! Бог не только буквально ответил на молитву Лидии - “парализовал арабов” - но и представил нам объективное, из первых рук, свидетельство еврейского солдата. Божья цель - передать Израилю их землю - была достигнута чудесным образом с минимальными потерями в человеческих жертвах.

Наступающие арабские армии, несмотря на их превосходство в числе и вооружении, были побеждены и отброшены назад. В течение следующих двадцати лет, эта первая победа Израиля сопровождалась подобнымиже драматическими победами в двух последующих войнах. Сегодня государство Израиль крепко утвердилось и достигло удивительного прогресса почти в каждой сфере своей национальной жизни.

Для нас с Лидией во всем этом было нечто гораздо более значительное, чем простое изложение обычных военных и политических достижений. Каждый раз, когда мы слышим свежие новости, касающиеся непрестанных успехов в развитии Израиля, мы говорим себе с глубоким внутренним удовлетворением: “В этом есть доля и наших молитв!”

Конец сталинской эры

С 1949 по 1956 годы, я был пастором одной Церкви в Лондоне, В то время во мне сохранялся интерес к действиям Бога по отношению к еврейскому народу, который сперва был вызван моими переживаниями в Иерусалиме во время рождения государства Израиль. В начале 1953 года я получил информацию из надежных источников, что Иосиф Сталин, который в то время управлял Советским Союзом, будучи диктатором, которому не было противовеса, планировал систематические репрессии, направленные против русских евреев.

И в то время, как я раздумывал над этой ситуацией, Господь напомнил мне обращение Павла к христианам из язычников в отношении евреев:

Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. (Римлянам 11:30-31)

Каким-то образом я ощутил, что Бог возлагал на меня ответственность за евреев в России. Я поделился моими чувствами с лидерами нескольких маленьких молитвенных групп в различных частях Великобритании, у которых также была особая забота о евреях. В конце концов мы решили отвести один день для специальной молитвы и поста за евреев в России. Я не могу припомнить точной даты, которую мы выбрали, но я думаю, что это был один из четвергов. В этот день все члены наших групп добровольно решили воздержаться от пищи, посвятив его особым молитвам с целью Божьего вмешательства в судьбу евреев в России. Наша община собралась в этот вечер для молитвенного служения, посвященного в первую очередь этому вопросу.

В ходе собрания не было никаких чрезвычайно духовных проявлений или особого чувства “благословенного” или эмоционального подъема. Однако, в течение двухнедельного срока, начиная с этого дня, курс внутренней политики России резко изменился от одного решающего события - умер Сталин. Ему было семьдесят три года. Никаких сообщений о болезни Сталина, угрожающей ему смертью, русскому народу не давалось. До самого последнего момента шестнадцать лучших врачей пытались спасти его жизнь - но тщетно. Причиной его смерти явилось кровоизлияние в мозг.

Для ясности следует отметить, что ни один из членов наших групп не молился специально за смерть Сталина. Мы просто передали сложившуюся ситуацию Богу и доверились Его мудрости в решении данной нужды. Тем не менее я убежден, что ответ от Бога пришел в форме смерти Сталина.

В Деяниях 12 мы находим похожий пример с ответом на молитву первой апостольской Церкви. Царь Ирод казнил апостола Иакова, брата Иоанна. Затем он схватил и Петра, и намеревался придать его смерти сразу же после Пасхи. В это время иерусалимская Церковь стала усиленно и неотступно молиться за участь Петра. В результате Бог вмешался сверхъестественным образом и через содействие ангела Петр был освобожден из темницы. Таков был ответ Бога по поводу Петра, но Бог еще не исполнил Своих намерений относительно царя Ирода.

В заключительных стихах этой главы Лука описывает яркую картину Ирода, сидящего в царских одеждах на престоле, говорящего перед тирянами и сидонянами. В конце его речи народ стал рукоплескать и раздались восклицания:

“...это голос Бога, а не человека” (Деян. 12:22). Тщеславясь достигнутым успехом. Ирод принял аплодисменты на свой счет. Однако, Писание заключает, что: “...вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъедено червями, умер” (стих 23). Таким, порою, страшным и быстрым бывает ответ на молитву в человеческой истории.

Остается кратко отметить последствия смерти Сталина. Планируемая акция против русских евреев так и не была осуществлена. Вместо этого произошли решительные сдвиги во внешней политике Советского Союза. Эти перемены были настолько значительными и далеко идущими, что этот период стал позднее известным, как эра “десталинизации”. В надлежащее время бывший помощник Сталина и его преемник Хрущев, публично объявил Сталинажестоким и несправедливым тираном и гонителем русскою народа. Позднее, собственная дочь Сталина, воспитанная при господствующей атеистической идеологии, покинула свою Родину и нашла убежище в стране, которую ее отец наиболее яростно поносил. В дальнейшем она исповедовала веру в распятого Еврея, чьи последователи были объектом жестокого гонениясостороны ее отца.

Родовые муки Кении

С 1957 по 1961 год я и Лидия находились в Кении в качестве педагогов-миссионеров. Я был директором подготовительного педагогического колледжа в западной Кении. В этот период Кения делала мучительные попытки оправиться от кровавых последствий движения Мау-Мау, посеявшее горькое недоверие и ненависть между африканцами и европейцами, а также между различными африканскими племенами. Одновременно, в стране проходила успешная подготовка к освобождению от Британского владычества и установлению национальной независимости, которая и была окончательно достигнута в 1963 году.

В 1960 году бельгийское Конго, на западе от Кении, обрело независимость. Многочисленные африканские группы, не имеющие соответствующей подготовки, оказались неспособными справиться с проблемами самоуправления и ввергли Конго в серию продолжительных и кровавых внутренних войн. Многие из европейских представителей, находящихся в Конго, вынуждены были переехать в Кению, привезя с собой мрачные картины оставшихся позади борьбы и хаоса.

С такими предпосылками прогнозы политических экспертов относительно будущего Кении были на самом деле

неутешительными. В основном предсказывалось, что Кению ожидает печальный путь Конго, но с еще более сложными проблемами по причине внутреннего антагонизма, оставшегося в наследие от Мау-Мау.

В августе 1960 года я был одним из членов комиссий, съехавшихся в западную Кению на недельный съезд африканской молодежи. Присутствовало около двухсот африканцев, большинство из которых были преподаватели и студенты. Значительная часть были студентами либо бывшими выпускниками педагогического подготовительного колледжа, который я возглавлял, как директор.

Съезд закончился в воскресение. В этот вечер, в ходе последнего служения, мы свидетельствовали об осуществлении пророчества Иоиля, цитируемого Петром в Деяниях:

“И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут...” (Деяния 2:17)

Миссионерская группа из Канады зачитала заключительное обращение, переведенное на местный язык суахили человекомпо имени Уилсон Мамболео, который был недавним выпускником нашего колледжа. Первые два часа служение протекало обычным порядком. Но после заключительного обращения миссионеров, Святой Дух сошел с мощной силой и перевел собрание в сверхъестественный план. В течение двух последующих часов почти все собрание, в более чем двести человек, пребывало в состоянии поклонения молитвыбез какого-либо видимого человеческого руководства. В определенный момент ко мне пришло убеждение, что мы слились с Богом, и что Его могущественная сила была в нашем распоряжении. Бог заговорил с моим духом и сказал:

“Не позволяй им совершать те же ошибки, которые пятидесятники так часто допускали в прошлом, напрасно растрачивая Мою силу для собственного духовного удовлетворения. Скажи им, чтобы они молились за будущее Кении”.

Я начал пробираться к кафедре с целью сообщить всему собранию слово, которое, как я чувствовал. Бог вверил мне. По пути я проходил мимо Лидии, которая сидела у прохода. Она протянула руку и остановила меня. “Что ты хочешь?” - спросил я ее. “Скажи им молиться за Кению!” ответила она. “Именно за этим я иду к кафедре”, - сказал я. Я понял, что Бог говорил моей жене в то же самое время, когда Он говорил мне, и я воспринялэто как подтверждение Его указаний.

Достигнув кафедры, я призвал все собрание к молчанию и обратился к присутствующим с Божьим призывом. “Все вы будущие руководители своего народа, - сказал я, - как в сфере образования, так и в религии. Библия возлагает на вас, как на христиан, ответственность, чтобы молится за свою страну и правительство. Ваша страна стоит сейчас на пороге самого критического периода в своей истории. Поэтому давайте все вместе вознесем молитву за будущее Кении”.

Уилсон Мамболео стоял рядом со мной за кафедрой и переводил мои слова на суахили. Пока я вел молитву, почти все присоединились ко мне таким образом, что их голоса слились в единый хор голосов, вознесенный в молитве. Это напоминало мне место из Откровения 19:6: “И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных...”. Голос молитвы достиг своего пика и затем внезапно прекратился, как будто невидимый дирижер взмахнул своей палочкой.

Через несколько минут последующего молчания Уилсон встал и заговорил к собранию : “Я хочу рассказать вам,чтоГосподь показал мне, когда мы молились”, - сказал он. Я понял, что Бог дал ему откровение, когда он молился рядом со мной, Уилсон пересказал откровение, которое он видел, сначала на английском языке, а затем на суахили. “Я видел красного коня, движущегося по направлению к Кении с востока, - сказал он, - Конь приближался стремительно, и верхом на нем сидел черный всадник. Позади двигались еще несколько лошадей, тоже красных и стремительных. Пока мы молились, я видел, что все лошади развернулись и устремились к северу! - Уилсон помолчал минуту и затем продолжил: - Я попросил Бога объяснить мне, что означало это видение. На это Он сказал мне: "Только сверхъестественная сила молитвы Моего народа способна предотвратить бедствия Кении!"”

Еще много дней я продолжал размышлять над тем, что сказал Уилсон. Я понял, что откровение Уилсона было в некотором роде схожим с тем, которое упоминается в книге пророка Захарии 1:7-11. Я спросил Уилсона, знакомо ли ему это место из Захарии, и он ответил, что нет. Постепенно я пришел к заключению, что этим откровением Бог подтвердил, что Он услышал наши молитвы о. Кении и что Он соответствующим образом хочет вмешаться в судьбу страны. Последующие события в истории Кении доказали правильность такого утверждения.

В период Британского правления, Кения была одним из трех государств, которые совместно составляли Британскую Восточную Африку. Другое государство было Уганда, находящееся на западе от Кении, и третье - Танганьика, которое находилось на юге (позже Танганьика была переименована в Танзанию). Кения окончательно добилась своей независимости 12. декабря 1963 года. Два других государства обрели независимость несколько раньше. Сразу же после провозглашения независимости в Кении, было избрано национальное правительство. Джомо Кеньятта стал первым национальным президентом страны.

В январе 1964 года в Кении разыгрались события, в точности соответствующие откровению Уилсона. В Занзибаре, граничащем на востоке с Кенией, разразился кровавый переворот, который увенчался успехом, завершившись свержением занзибарского султана.

В том же месяце подобное движение охватило национальную армию Танзании, а затем перекинулось на армию Кении. Цель его была свергнуть избранное правительство Кении и установить свою военную коммунистическую диктатуру.

В этом критическом положении новый президент Кении Джомо Кеньятта действовал мудро и твердо. Заручившись поддержкой Британских вооруженных сил, он подавил революционное движение Кенийской армии и восстановил закон и порядок по всей стране. Таким образом авторитет законно избранного правительства Кении был сохранен и попытка коммунистов совершить военный переворот потерпела полное поражение.

В откровении Уилсона красные кони, повернув от Кении, двинулись на север. К северу от Кении вдоль африканского побережья лежит Сомали. Неудавшийся в Кении военный коммунистический переворот суспехом совершился в Сомали.

Другие, граничащие с Кенией страны, столкнулись с похожими серьезными политическими проблемами. На юге, в Танзании, это привело к различным ограничениям политической свободы. На западе, в Уганде, произошла смена целого ряда. неустойчивых правительств, а также серия внутренних племенных столкновений с очень решительной попыткой мусульман захватить власть в стране и сделать ислам официальной религией нации.. И во всей этой обстановке, Кении удалось достичь замечательных успехов в своем что Бог найдет достойного человека, но только в результате настойчивых молитв Его святых...Мы благодарим Бога, что в Кении человек пользуется большей свободой поклоняться Богу, чем в других соседних государствах. В Танзании религия, особенно христианство, находится под давлением. Евангельские собрания на открытом воздухе не разрешаются без определенной санкции со стороны властей... В Уганде милитаристское правительство под руководством генерала Амина, мусульманина, принуждает все религиозные организации стать экуменическими. Не так давно генерал Амин организовал смешанное служение: мусульманский молебен совершался в христианском храме, где генерал самолично присутствовал.

Военное правительство в Сомали, социалистическое по своему типу. Сомали имеет тесные узы с коммунистическими странами востока - Советским Союзом и Китайской Народной Республикой. В больших количествах финансовая и материальная помощь предоставляется Сомали, совсем так же, как Танзания получает помощь от Китая (включая подготовку военных специалистов и поставку комплектующих материалов для китайских истребителей МИГ)...

Более чем двенадцатилетняя история независимой Кении и окружающих стран продемонстрировала точное исполнение откровения, которое Бог дал Уилсону в 1960 году. Вмешательство Бога в судьбу Кении произошло благодаря группе христиан, которые соединились, чтобы молиться согласно Писанию за судьбу и правительство своей страны.

Размышляя над этими событиями, свидетельствующими о верности Бога, припомните слова, которыми завершалось откровение Уилсона: “ Только сверхъестественная сила молитв Моего народа может предотвратить бедствия, угрожающие Кении”.

Разве это не достаточное основание верить, что приведенные слова применимы точно также в вашей стране, как и в моей?

Глава 6

Пост усиливает молитву

В предыдущей главе речь шла о практике поста. Теперь пришло время более систематически исследовать то, что говорит на эту тему Писание. Будет полезно начать с простого определения. В нашей практике “посты” мы понимаем, как намеренное воздержание от пищи с духовными целями. Если сюда входит и воздержание от воды (или других жидкостей), обычно это отмечается в контексте.

Наставления Христа и Его пример

Лучший отправной момент для изучения христианского учения о посте можно найти в Нагорной проповеди. В Матфея 6:1-18 Христос дает наставление Своим ученикам по трем их обязанностям: об оказании милости, о молитве и о посте. В каждом случае Он делает основной акцент на мотивах этих действий и предостерегает от показной религиозности с целью произвести впечатление на людей. Он подразумевает, что Его ученики будут практиковать и то, и другое и третье. На это указывает сам язык. Он говорит относительно каждого из этих трех действий христианина.

В стихе 2 Он говорит: “Итак,когда творишь милостыню...”. В стихе 6 Он говорит: “Ты же, когда молишься (индивидуально)...”, а в стихе 7 сказано: “А молясь, не говорите (коллективно)...”. В стихе 16 Он говорит: “Также,когдапоститесь (коллективно)...”; а в стихе 17: “А ты,когда постишься (индивидуально)...”. Христос ни разу не говорит если, но всегда когда. Из этого видна уверенность Христа, что все Его ученики будут регулярно практиковать все три вида деятельности. Обратим внимание на прямую параллель между молитвой и постом. Если Христос ожидает, что Его ученики будут регулярно молиться, то точно также Он подразумевает, что и поститься они будут регулярно.

Пост был естественной частью религиозной жизни еврейского народа во дни Христа. Постоянная практика поста берет свое начало еще со дней Моисея. Как фарисеи, так и ученики Иоанна Крестителя регулярно постились. Народ был поражен, видя, что ученики Иисуса не постятся, и они спрашивали о причине этого. Их вопрос и ответ Христа так записан у Марка:

Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. (Марка 2:18-20)

Ответ Иисуса дан в форме простого иносказания. Очень важно правильно понимать его. “Жених”, как всегда в Новом Завете, есть Сам Христос. “Сыны чертога брачного” - ученики Христовы (о ком был задан вопрос). Время, “доколе с ними жених”, соотносится со днями служения Христа на земле, пока Он физически находился с ними. Период, “когда жених отнимется”, это отрезок времени с момента вознесения Христа до момента Его возвращения за Церковью. Тем временем Церковь, как невеста ждет возвращения жениха. Это тот период, в котором мы сейчас живем и о котором Иисус говорит очень определенно: “... и тогда будут поститься в те дни”. Поэтому в эти дни, когда мы живем, пост, является признаком истинного ученичества Христа, заповеданного Самим Христом.

Пост подтвержден не только наставлением Иисуса, но и Его личным примером; сразу же после крещения в Иордане Иоанном Крестителем, Иисус был поведен Святым Духом в пустыню, чтобы провести там сорок днейв посте. Об этомнаписано у Луки:

Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал. (Луки 4:1-2)

Иисус совсем не ел в течение этих сорока дней, но здесь не сказано, что Он не пил. Также говорится “напоследок взалкал”, но нет ничегоо том, что он жаждал. Поэтому вполне можно заключить, что Он воздерживался от пищи. но не от воды, В этот сорокадневный период Иисус находился в непосредственном духовном конфликте с сатаной.

Есть очень важное различие в выражениях, употребленных Лукой, чтобы описать состояние Иисуса до и после Его поста. В начале в Луки 4:1 мы читаем, что: “Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана...”. И в конце поста в Луки 4:14, мы читаем: “И возвратился Иисусв силе духа в Галилею...”.

Когда Иисус пошел в пустыню, Он уже был исполнен Духа Святого. Но когда Он вышел после поста. Он возвратился в силе Духа. Отсюда ясно, что потенциальная сила Духа Святого, которую Иисус получил во время крещения в Иордане, получила полное свое проявление только после того, как Он завершил Свой пост.Пост был последней подготовительной фазой, через которую Он должен был пройти, прежде чем приступить к Своему служению.

Те же духовные законы, действовавшие в служении Самого Христа, применимы к служению Его учеников. В Иоанна 14:12 Иисус говорит: “...верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит...”. Этими словами Иисус открывает для Своих учеников путь подражания Ему, чтобы они следовали Его примеру. Однако в Иоанна 13:16 Иисус так говорит: “...раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его”. Это применимо и в вопросе подготовки к служению. Если пост был необходимой частью для подготовки Самого Христа, то он должен играть такую же роль и в подготовке учеников.

Практика ранней Церкви

В этом отношении Павел был истинным учеником Христа. Пост играл существенную роль в его жизни. Непосредственно после первой встречи со Христом на пути в Дамаск, Павел провел три следующих дня без еды и питья (Деяния 9:9). И, впоследствии, пост был регулярной частью его духовной дисциплины. Во 2 Коринфянам 6:3-10, Павел перечисляет десять разных моментов, в которых он проявил себя, как истинный служитель Божий. В стихе 5 он отмечает два из них: “...в бдениях, в постах”. “Бдение”, означает ночи, проведенные без сна; “посты” - воздержание от пищи. Обе эти формы внутренней дисциплины практиковались в служении Павла, чтобы сделать его служение в полной мере действенным.

Во 2 Коринфянам 11:23-27 Павел снова возвращается к этой теме. Говоря о других служителях, которые претендовали на роль его соперников в служении, Павел говорит: “Христовы служители?... я больше...”. А далее он делает длинный перечень трудов и испытаний, которые доказываютегопринадлежность к истинным служителям Христовым. В стихе 27 от пишет: “В труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте...”. Здесь снова Павел сближает бдение с постом. Форма множественного числа “часто в посте” указывает на то, что Павел посвящал себя посту часто. “Голод и жажда” здесь относится с служениям, когда пища и питье были недоступны. Пост же подразумевает случаи, когда при наличии воды и пищи, Павел воздерживался от них ради духовных целей.

Христиане Нового Завета практиковали пост не только индивидуально, но применяли его также коллективно, как часть их общественного служения перед Богом. Об этом свидетельствует Лука в книге Деяний:

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они. совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их. (Деяния 13:1-3)

В этой местной общине города Антиохии пять возглавляющих священников, отмеченных как пророки и учителя, молились и постились вместе. Здесь эти описано, как служение Господу. Большинство христианских служителей и общин сегодня очень мало знакомы с этим аспектом служения. Однако, в установленном Божественном порядке служение Господу стоит впереди служения людям. В результате такого служения Господу, Святой Дух дает указания и силу, необходимую для действенного служения людям.

Так было в Антиохии. Когда эти пять служителей молились и постились вместе. Святой Дух открыл, что Он имеет особое поручение для двоих из них - Варнавы и Савла (позднее названного Павлом). Он сказал: “Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их”. Таким образом эти двое были призваны на специальное служение.

Однако, они еще не были готовы совершить это дело. Им надлежало принять особую благодать и силу, необходимые для дела, которое их ожидало. Для этой цели, все пять человек постились и молились во второй раз. Тогда уже, после второго поста, другие руководители Церкви возложили руки на Варнаву и Савла и послали их для совершения ожидаемого их дела.

Следовательно, именно через коллективные пост и молитву Варнава и Павел получили, во-первых, откровение об особом поручении, и, во-вторых, благодать и силу, необходимые для его осуществления. В то время, как они вместе молились и постились, Варнава и Павел, подобно трем другим братьям, были призваны как пророки и учителя. Но после того, как они были посланы на порученное служение, они стали называться апостолами (Деяния 14:4, 14). Поэтому мы можем сказать, что апостольское служение Варнавы и Павла родилось благодаря коллективной молитве и посту пяти руководителей Церкви в Антиохии.

Подобным же образом практика коллективного поста и молитвы была передана Варнавой и Павлом новым Церковным общинам, которые образовались в разных городах в результате их служения. Образование каждой Церкви завершалось назначением двух местных пресвитеров. Это описано следующим образом:

...они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере... . Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. (Деяния 14:21-23)

В Деяниях 14:22 эти группы верующих в каждом городе назывались просто учениками. Но уже в следующем стихе автор называет их Церквями. Превращение “учеников” в “Церкви” было довершено рукоположением местных руководителей для каждой общины, которые были названы “пресвитеры”. В каждом случае, когда рукополагались пресвитеры, они “молились с постом”. Поэтому, справедливо сказать, что основание местной Церкви в каждом городе сопровождалось коллективным постом и молитвой.

Исходя их глав 13 и 14 книги Деяний, можно заключить, что коллективная молитва и пост сыграли существенную роль в возрастании и развитии новозаветной Церкви. Именно через молитву и пост ранние христиане получали водительство и силу от Святого Духа для принятия решений осуществления задач особой важности. В приведенном нами примере это было: во-первых, назначение и отделение апостолов; во-вторых, рукоположение пресвитеров и основание местных Церквей.

Как действует пост

Существуют разные пути, какими пост помогает христианину получить откровение и силу от Святого Духа. В некотором смысле пост есть одна из форм печали, траура. Психологически, никого не радует мысль о трауре также, как физически, мысль о посте. Однако, бывает время, когда траур и пост полезны. Траур, или иначе плач имеет свое место среди заповеди блаженства. В Матфея 5:4 Иисус говорит: “Блаженны плачущие, ибо они утешатся”. У Исайи 61:3, Господь обещает особые благословения тем, кто “сетует на Сионе”. Он обещает им украшения вместо пепла, “вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славную одежду...”.

Сетование на Сионе не является угрызениями совести, раскаянием или безнадежным горем неверующего. Скорее это ответная реакция на побуждение Святого Духа, посредством чего верующий разделяет лишь в малой мере плач и скорбь Самого Бога о человеческом грехе и безрассудстве. Когда мы видим, как христиане, собственные падения, недостатки, и когда мы смотрим на царящие в мире несчастья и развращенность вокруг нас, тогда нам действительно есть о чем горевать и плакать. Во 2 Коринфянам 7:10 Павел противопоставляет печаль верующего в Бога безнадежной печали неверующего человека: “Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть”. Печаль ради Бога в определенное время сменится елеем радости и славной одеждой.

В Ветхом Завете Бог поставил для Израиля один специальный день в году, в который они должны были “смирять свои души”. Это день очищения. В книге Левит 16:31Богпоучает Израиля относительно этого дня: “ Это суббота покоя для вас. смиряйте души ваши: это постановление вечное”. Со времен Моисея евреи приняли это указание поститься. В Деяниях 27:9 говорится о посте, который и является именно этим Днем Очищения.

Девятнадцать веков спустя День Очищения, по еврейски Йом Киппур, признается ортодоксальными евреями во всем мире, как день Поста. В двух Псалмах Давид таким же образом говорит о посте. В Псалме 34:13 он говорит: “...изнурял постом душу мою...”. Слово, переведенное здесь как “изнурять, то же самое, которое переведено как “смирять” в книге Левит16:31. Снова в Псалме 68:11 Давид говорит: “И плачу, постясь душою моею...”. Можно найти еще много разных выражений о посте, употребленных в Библии, но ясно одно, что пост, в том виде, в котором он здесь представлен, является формой плача и сетования, а также средством смирения и очищения души.

Пост является также средством, которым верующий приводит в подчинение свое тело. В 1 Коринфянам 9:27 Павел говорит: “Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным”. Наше тело, с его физической организацией и желаниями,, является и замечательным слугой и, в то же время, страшным деспотом. Поэтому, необходимо всегда держать его в повиновении. Однажды мне пришлось услышать одни замечательные слова от моего коллеги-служителя, который сказал: “Не мой желудок говорит мне, когда есть, а я говорю моему желудку, когда ему есть”. Каждый раз, когда христианин постится с этой целью, он как бы говорит своему телу: “Ты - слуга, а не хозяин”.

В Галатах 5:17 Павел вскрывает прямой антагонизм, который существует между Святым Духом Божьим и плотской природой человека: “Ибо плоть желает противного духу. а дух - противного плоти: они друг другу противятся...”. Постом преодолеваются два больших барьера, которые ставятся Святому Духу плотской природой человека. Это упорное своеволие души и постоянные, требующие удовлетворения, желания плоти. Правильно применяемый пост приводит и душу и тело в подчинение Святому Духу.

Важно понять, что пост изменяет человека, а не Бога. Святой Дух, Сам будучи Богом, является всемогущим и неизменным. Пост ломает преграды в плотской природе человека, которые стоят на пути всемогущества Святого Духа. После удаления плотских преград, Святой Дух может беспрепятственно совершать в полноте Свою работу через наши молитвы. В Ефесянам 3:20 Павел желает показать безграничные возможности молитвы: “А Тому, Кто действующею в нас силоюможет сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем...”. Сила, которая действует в нас и посредством наших молитв, является Святым Духом. Удаляя плотские преграды, пост откр

Наши рекомендации