Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего, рабу Своему Иоанну
Глава 1
Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего, рабу Своему Иоанну,
Откровение – не откровение Иоанна Богослова, а Самого Христа, Сына Божия. Не только от Христа, но и Его Самого. Откровение передано от Отца Сыну, от Сына Ангелу, от Ангела Апостолу Иоанну, и от Апостола нам. Наблюдается Божественая иерархия.
2 который свидетельствовал слово Божие, и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел
Апостол Иоанн свидетельствовал то, о чём сказал. Не больше не меньше.
3 Блажен читающий и слушающие словеса пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем: ибо время близко
Итак, Время всегда близко. Никто не может знать, когда Господь придёт принять его личный экзамен. По этому действительно Блажен, кто вдумчиво и тщательно к нему подготавливается, и соблюдает, то усваивает те уроки, что даёт ему Господь через Писания.
4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его,
Число Семь – символ Совершенства. Под семью церквами можно понимать семь поместных церквей времён Апостола, всю полноту Церкви, и как показывают современные толкователи – семь периодов жизни Церкви. Название «Асия» переводится также как Возвышение.
И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
Христос Истинен, слова Его Истина. Христос – Богочеловек, то есть Воплотившийся Бог. У Христа одно лицо(ипостась), но две природы – Божественная и Человеческая, при чём полноценная с Телом и Душой. Он Первый Человек, кто умер, сошёл в ад, и воскрес Сам, благодаря Своей Божественной Природе, при чём Воскрес для Вечности, а не как те, кто воскресал до Него, по Божией Милости. Воплотился Христос чтобы искупить грехи всех, кто верит Ему, доверяет Ему, и желает принять Его своим Спасителем, и Соблюдающим Его Слова.
И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
Христос дарит всем, кто Следует за Ним в Его Церкви – всеобщее Царственное Священство, воспринимаемое в Таинстве Миропомазания. То есть – православные христиане начинают составлять Царство Христово, а благодаря Священству имею право молиться Богу везде и всегда, имеют право находится в Храме, учавствовать в Таинстве Евхаристии, а их призвание – принести в жертву всю свою жизнь, и покаяться в своих грехах как покаялся царь Давид: «Псалтирь 50:19 Жертва Богу – дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»
Се, грядет со облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
Трудно осознать насколько на самом деле грозно звучит слово Грядёт. Вся вселенная вдрогнет, и все отвергшие Его, и тем самым повторно пронзившие Его, взрыдают от отчаяния, и понимания своей чудовищной ошибки. А те кто принял Его – заплачут от Радости Встречи.
8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель. 9 Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа
Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый, и Последний. 11 То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию 12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною: и обратившись, увидел семь золотых светильников. 13 И посреди семи светильников подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом
Апостол Иоанн обернувшись увидел Христа, который не просто Сын Человеческий, но и Бог. И по этому сказал осмотрительно –«подобного». Подир - священнические облачение. Потому что Христос есть Первосвященник вовек по чину Мельхиседека(Евр. 4:14-8:13). «По персям» значит по грудь, а не по бёдрам – то есть пояс сдерживает не низменные плотские желания, от которых Христос свободен, но эмоции сердца – например праведный гнев. А у бесконечного Бога бесконечен и гнев. Но бесконечно также и милосердие, и любовь.
Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. 20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей
Господь Сам даёт правильное понимание того, что показал Апостолу Иоанну. Невозможно правильно понять Слово Божие без Его помощи. Только Его праведники, по вдохновению Святаго Духа правильно могли истолковать Его Слова: «2Пет.1:19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, 20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. 21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.».
«Деян. 8:30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь 32 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним»
Семь Звёзд – Ангелы семи Церквей. Но не только Ангелы Хранители поместных Церквей, но также и посланники церквей. Священномученик Ириней Лионский, и другие Отцы, понимали под Ангелами епископов церквей – наследников Апостолов, рукоположенных ими, чтобы продолжить их служение.
Глава 2
Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. 3 Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился, и не изнемогал.
Современные толкователи видят в образе Ефесской Церкви Церковь апостольских времён. Неустанная проповедь, дерзновенное отсечение от себя еретиков – гностиков, и николаитов известных своим развращённым нравом.
«В гностицизме содержание гнозиса, тайного знания, как раз и есть осознание человеком своей божественности, и обретение гнозиса само по себе спасительно.»
Именно тайное знание было тем искушением, которое погубило Адама и Еву: «Бытие 3:4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.»
Сегодня люди, вместо того, чтобы читать, следовать за словами Господа, ищут чего то особого, сокровенного. Чаще всего они путают Истинную Духовность, с ложной – основание которой во всяких видениях, снах, чудесах, или же просто на лжи и слухах: «Матф.24:24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.»
Господь хвалит Ефескую Церковь за неустанный труд, и за то, что Церковь всегда старается отсечь от себя всех лжеапостолов, которые хотят «превратить благовествование Христово(Галатам 1: 7)», то есть переврать его. Господь есть Истина, и Церковь его – «есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.(1Тим 3:15)». А раз Истина одна, то и Церковь только одна: «Матфей 16:18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;» Именно по этому Церковь всегда осуждала еретиков, отлучая их от себя, подобно тому как хирург отсекает конечности, подверженные гангрене: «Галатам 1:8-9: Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».
Апостол не просто так говорит: «даже если мы». Человек ни в коем случае не должен надеяться на людей, даже на Святых: «Иеремия 17:5 сия глаголет Господь: проклят человек, иже надеется на человека…», потому что «всяк человек ложь.(Псалтирь 115:2)»
В свете Апокалиптических времён, следует заметить, что в православной среде сильно распространились пророчества(видимо подложные) о православном царе. Например:
«Сейчас видел я царя, на престоле сидящего и пред ним стоящих двух храбрых отроков, имеющих на главах царские венцы. И дал им Господь в руки оружие на супротивных, и побеждены будут враги их, и поклонятся все народы и будет царство наше умирено Богом и устроено. Вы же, братие и отцы, молитесь со слезами Богу и Пречистой Его Богоматери о державе царства российской земли». (Преп. Кирилл Белый /44/).
Здесь стоит выделить одно из этого пророчества - "и поклонятся все народы ".
«И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. (Откровение 13:8)»
Православные должны полагать все свои надежды – только и исключительно на Бога, а не на «грядущего царя», и даже не на Святых Отцов. Хотя конечно – именно от Святых Отцов мы можем узнать Божественные Истины, но только если смотреть осторожно – в соответствии с принципами согласия Отцов: то, чему верили везде(в большинстве мест), чему верили всегда(большую часть истории Церкви), и чему верили все(большинство). Только этому можно верить.
Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. 5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься
Но в тоже время – Апостольская Церковь отступила от весьма благочестивого обычая – христиане добровольно отдавали всё что имели общине: «Деяния 2:44 Все же верующие были вместе и имели все общее. 45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.»
Это был христианский идеал. Коммунизм, по сравнению с этим – жалкая пародия, основанная на страсти зависти и насилии. И вот, за отступление от этой высоты, Господь приходит, и «сдвигает светильник». То есть Церковь испытывает Потрясение. Этим потрясением стали времена Гонений.
Пророчество исполнилось и в буквальном смысле. Ефесская церковь очень далеко отступила от евагельского идеала. В 5м веке в Ефесе процветал смертный грех симонии – Епископ Антонин Эфесский организовал продажу священнических должностей, у него имелись и точные таксы на епископские и священнические должности. Иоанн Златоуст, узнав об этом, сместил его. После этого позора, главный престол Малой Азии был переведён из Эфеса в Константинополь. А сегодня Эфесской церкви уже нет.
Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти; и дам тебе венец жизни.
Господь – источник Жизни. По этому нет смысла бояться мучений за Имя Христово. Ведь За это Господь даст венец Жизни. Христианская традиция, впервые зафиксированная Лактанцием в его трактате «О смертях преследователей», выделяет 10 гонений:
При Нероне, начавшееся после Великого пожара в Риме в 64 году; при Домициане в 81 году;
При Траяне в 99 году, о которых нам известно[en] от Плиния Младшего;
При Марке Аврелии в 168 году; При Септимии Севере в 192 году;
При Максимине в 235 году; Гонения на христиан при Деции в 250 году;
При Валериане в 257 году; При Аврелиане в 272 году;
Великое гонение Диоклетиана и Галерия с 303 по 313 год. Десятое гонение продолжавшееся 10 лет.
Но имею немного против тебя: потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. 15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.
Господь порицает Церковь, за недостаточно активную борьбу с ересями. Например – существует 6 дохалкидонских «церквей», принявших ереси, и оставшихся в них до сих пор(самоназвания в кавычках, так как эти сообщества не Церкви, и тем более не православные):
«Сирийская православная церковь» – монофизитство, отрицание Человеческой Природы во Христе.
«Маланкарская православная церковь» – несторианство(отрицание Человеческой Души Христа) или монофизитство.
«Ассирийская церковь Востока» – ересь монофелитства, отрицание Человеческой Воли во Христе.
«Армянская апостольская церковь», «Коптская православная церковь», и «Эритрейская православная церковь» – ересь миафизитства, смешение Божественной и Человеческой природ Христа в одну сложную.
«Эфиопская православная церковь» - ересь миафизитства и фарисейская ересь необходимости обрезания.
Чем же так опасны ереси, что Сам Господь приказывает нам бороться с ними? Одно из апокалиптических пророчеств нам ясно говорит: «2Солунянам 2: 8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.11 И за сиепошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.»
«чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» – значит имели духовное общение с еретиками. Церковь строго настрого запрещает своим чадам даже в малом изменять Господу с ересью. Даже просто помолиться вместе с еретиком – смертный грех: «2Иоанна 1:10. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. 1:11. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.» 15 правило Константинопольского Двукратного Собора,
: «Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но старались охранити церковь от расколов и разделений.»
Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает
Свт. Андрей Кесарийский«Манна сокровенная есть Хлеб жизни Небесной, ради нас сошедший с небес и сделавшийся ядомым. Манной образно называются будущие блага, как сходящие с неба, откуда и горний Иерусалим. - Сии блага получат победившие диавола, они же, удостоившись десной части, получать и камень бел, т. е. побеждающий и, неизвестное в настоящей жизни, новое имя. Ибо «око не виде, ухо не слыша и ум не уразумел будущих благ и нового имени, которое наследуют святые».»
Этот стих примечателен тем, что в нём затронута тема имени. В Священном Писании Имя – далеко не просто набор звуков. Каждое имя и название имеет своё значение. А наречение имени – это особое таинство. Так, господин давал новое имя своим слугам. И Бог тоже переименовывал своих подданных. Так например, Господь переименовал Аврама в Авраама, и его жену Сару в Саару. Наречение имени также символизирует вступление дающего имя и получающего – в более тесные, доверительные отношения. А имя, которое не знает никто кроме Господа и получившего его – это ещё и общая тайна. Действительно близкие отношения.
Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени 25 только то, что имеете, держите, пока приду.
А Православная Церковь держалась от всех этих бурлений подальше, особо не страдали от восстаний ересей и просто старалась крепко держать Священное Предание, так как им его передали Святые Отцы.
Глава 3
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. 7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, - и никто не затворит, затворяет, - и никто не отворит.
Беда Достопочтенный«Филадельфия переводится как братская любовь. Для этой Церкви открываются двери Царства, и она получает обетование любви Божией.» Первое обращение к церкви от имени Отворяющего и Затворяющего, что значит – для церкви открыты врата Рая, для внешних, закрыты. Вторая после Смирнской– безупречная церковь. Современные толкователи видят в этой церкви – время советского гонения. Он характеризовался очень малой проповедью.
Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, познают, что Я возлюбил тебя.
«Дело миссии среди иудеев в Российской империи, как правило, держалось на инициативе энтузиастов, которым власти не только не оказывали поддержки, но иногда чинили и препятствия. Тем не менее, по оценкам самих иудеев, до революции 1917 года было крещено в Православие около 100 тысяч евреев. » К сожалению, достоверной статистики перехода представителей иудаизма в православие в советское время просто нет. Очевидно, тенденция пошла на спад. Однако, имеется косвенное подтверждение того, что проповедь не совсем угасла: «Результатом политики властей и евсекций стало лишение советского еврейства практически всего трехтысячелетнего культурного наследия еврейской цивилизации, изоляция от достижений зарубежной еврейской культуры, низведение еврейской культуры до маргинального состояния «пролетарской» эрзац-культуры объективно умиравшего в советских условиях еврейского местечка. Это, в свою очередь, объективно активизировало и без того бурно протекавшие среди советских евреев в 1920–30-х гг. процессы аккультурации и ассимиляции окружающим, преимущественно русскоязычным большинством.(еврейская википедия)»
Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. 13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Вновь поднимается тема имени. То есть – Христос устанавливает особую связь побеждающего с Богом Отцом, с Градом Божиим, и с Самим Христом, путём написания имён на побеждающем.
Вот так – Святые времён гонений(также и Отцы Собора 1917-18 года), начала годины искушений стали Столпом, Фундаментом, на котором предстоит стоять уже нам - православным христианам последних времён…
Глава 1
Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего, рабу Своему Иоанну,
Откровение – не откровение Иоанна Богослова, а Самого Христа, Сына Божия. Не только от Христа, но и Его Самого. Откровение передано от Отца Сыну, от Сына Ангелу, от Ангела Апостолу Иоанну, и от Апостола нам. Наблюдается Божественая иерархия.
2 который свидетельствовал слово Божие, и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел
Апостол Иоанн свидетельствовал то, о чём сказал. Не больше не меньше.
3 Блажен читающий и слушающие словеса пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем: ибо время близко
Итак, Время всегда близко. Никто не может знать, когда Господь придёт принять его личный экзамен. По этому действительно Блажен, кто вдумчиво и тщательно к нему подготавливается, и соблюдает, то усваивает те уроки, что даёт ему Господь через Писания.
4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его,
Число Семь – символ Совершенства. Под семью церквами можно понимать семь поместных церквей времён Апостола, всю полноту Церкви, и как показывают современные толкователи – семь периодов жизни Церкви. Название «Асия» переводится также как Возвышение.