По благословенiю митрополита Санктъ-
Петербургскаго и Ладожскаго IОАННА (Снычева)
«Прiимите ядите, сiе есть Тёло Мое, еже за вы ломимое во оставленiе грёховъ... Пiйте отъ Нея вси, сiя есть Кровь Моя Новаго Завёта, яже за вы и за многiя изливаемая во оставленiе грёховъ»
Хлёбъ, освященный на жертвеннике, есть самое Тёло Христово, - пишетъ бл. Феофилактъ, - а не образъ только Его, ибо Онъ не сказалъ: Сiе есть Образъ Тёла Моего, но- СIЕ ЕСТЬ ТЁЛО МОЕ. Хлёбъ необъяснимымъ дёйствiемъ прелагается (преосуществляется), хотя и кажется намъ хлёбомъ. Поелику мы слабы и не решились бы ёсть сырое мясо, особенно человёческое, но намъ преподается хлёбъ, а на самомъ дёлё есть плоть (см. Епископъ Михаилъ, толк. На Ев. От Мф., К., 1889, стр. 510)
Еще до установленiя Таинства Святаго Причащенiя Iисусъ Христосъ много разъ бесёдовалъ объ Евхаристiи. Поэтому въ дёнь установленiя Святаго Причащенiя апостолы не пришли въ недоуменiе отъ этого, но отнеслись спокойно, какъ къ извёстной истине.
«Я есмь хлёбъ жизни, приходящiй ко Мнё не будетъ алкать, а вёрующiй въ Меня не будетъ жаждать вовёкъ... Отцы ваши ёли манну въ пустыне и умерли; Хлёбъ же сходящiй съ небесъ таковъ, что ядущiй Его не умретъ. Я- хлёбъ живый, сшедшiй съ небесъ; ядущiй хлёбъ сей будетъ жить вовёкъ; хлёбъ же который Я дамъ- есть Плоть Моя, которую Я отдамъ за жизнь мiра. Истинно, истинно говорю вамъ: если не будете ёсть Плоти Сына Человёческаго и пить Крови Его, то не будете иметь въ себё жизни; ядущiй Мою Плоть и пiющiй Мою Кровь имёетъ жизнь вёчную, и Я воскрешу его въ послёднiй день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питiе; Ядущiй мою Плоть и п\ющiй Мою Кровь пребываетъ во Мнё и Я въ немъ» (отъ Iоанна. 6,49-56)
Но цёлебная сила св. Тайнъ Христовыхъ для тёла вёрующихъ не является самоцёлью причащенiя. Основная же цёль пр\общенiя заключается въ томъ, что вёрущiй, принимая участiе въ этомъ Таинстве, оживотворяетъ свою душу, объединяется теснейшимъ образомъ со Христомъ, получаетъ залогъ жизни вёчной. Какъ часто можно приступать ко Св. Причащенiю? Для того, чтобы отвётить на данный вопросъ необходимо устремить взоры на примёръ церкви Апостольской и пёрвыхъ христiанъ.
Книга дёянiй св. Апостоловъ намъ свидётельствуетъ, что въ вёкъ апостольскiй вёрующiе «постоянно пребывали въ ученiи Апостоловъ, въ общенiи и преломленiи хлёба и въ молитвахъ» (Деян. 2, 42), а въ другомъ мёстё сообщается, что въ первый же день недели ученики собрались для преломленiя хлёба (Деян. 2,7) Слёдовательно, первые вёрующие каждый Воскресный день причащались св. Таинъ. Пёрвые христiане - примёръ для всёхъ вёрующихъ и настоящаго времени.
Св. Василiй Великiй учитъ, что хорошо и преполезно каждый день прiобщаться и принимать Святое Тёло и Кровь Христову. Ибо кто сомнёвается, что непрестанно быть причастникомъ жизни нечто иное значитъ, какъ жить многообразно? Впрочёмъ, пусть прiобщается, четыре раза каждую седмину: въ день Господень, въ среду, въ пятницу и иные дни, если бываетъ память какаго святаго.» (Тв. Св. Василiя Вел. Серг. Лавра, 1901, ч.6, стр.186; Къ жене Патрицiя (Слово 89),О прiобщенiи (Слово 93)-Письмо 372г.)
Да и повелёнiе Самаго Iисуса Христа совершать Евхаристiю въ Его возпоминанiе побуждаетъ христiанина какъ можно чаще приступать ко Святому Причащенiю. Уклоненiе же отъ частого прiобщенiя св. Таинъ, по свидётельству св. Iоанна Златоуста,- «дёло дiавола».
Въ Кормчей книге говорится, что одному подвижнику злые духи засвидётельствовали о томъ, что больше всего боятся того, что ёдятъ христiане, то есть Святаго Причащенiя. «Если бы честно соблюдали христiане то, что они вкушаютъ въ Причастiи, то они были бы неприступны для нашихъ козней» (Корм. Кн. Гл. 68)
Помни это православный христiанинъ, и возможно чаще приступай къ Божественной Трапезе, сознавая свое недостоинство, и возложивъ упованiе на милосердiе Божiе «Богъ тебё не врагъ, но врачъ, хочетъ тебя изцёлить, не погубить,- учитъ св. Димитрiй Ростовскiй,- почёму избёгаешь Его Божественной чаши? Ведь лучше тебё принять это духовное врачевство и изцёлиться, нежели уклонившись отъ врачевства, въ большiе болёзни грёховные впасть и погибнуть»(Тв., св. Дм. Рост., ч.2, изд. 1818г., Слово на 5 нед. св. 40-цы.)Переизданно съ сокращенiемъ съ публикацiи прот. Василiя Лесника изд. «САТИСЪ», Санктъ-Петербургъ, 1992г. )
Добавлен\я для разумнаго разсужден\я...
Нётъ, не было и не будетъ ни однаго грёшнаго раба, достойнаго сего Великаго Таинства, но по Милосердiю Своему Господь далъ намъ возможность очиститься отъ грёховъ которые мы волею или неволею порою совершаемъ, призывая насъ къ Таинствамъ Исповёди и Причастiя.
Церковь есть общество людей, исповёдающихъ Единаго Бога. Почему же не встанетъ вопросъ у священниковъ и у мiрянъ,- отчего столько мнёнiй по поводу казалось бы всёмъ понятныхъ истинъ со времени Тайной Вечери. Почёму при Самомъ Господе нашемъ Iисусе Христе все было просто и понятно всёмъ Его ученикамъ, даже Iуде не было отказано ни въ Тёле, ни въ Крови Божественнаго Учителя,- мало того, Онъ самъ преподалъ Тё ему, - зная черныя помыслы его.