Излияние семи чаш гнева (16,1-21).
1 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю.
Видения семи чаш приносят «последние язвы», «которыми оканчивалась ярость Божия», как это было сказано в 15,1. Последние кары определенным образом связаны с казнями египетскими и с казнями, последовавшими за звуками семи труб в Откр 8-11. Систематизируем все три случая, чтобы лучше увидеть сходство. Сначала приведем из книги Исход десять казней, которыми Моисей продемонстрировал фараону гнев Божий:
1. Превращение воды в кровь (Исх 7,20-25)
2. Жабы (8,5-14)
3. Мошки (8,16-18)
4. Песьи мухи (8,20-24)
5. Моровая язва на скоте (9,3-6)
6. Воспаления и нарывы (9,8-11)
7. Град и буря с громом и молнией (9,22-26)
8. Саранча (10,12-19)
9. Густая тьма (10,21-23)
10. Смерть первенцев (12,29-30)
Теперь приведем казни семи труб:
1. Град и огонь, смешанные с кровью, уничтожившие одну треть деревьев и травы (Откр 8,7).
2. Большая гора, пылающая огнем, упала в море, в результате чего третья часть моря сделалась кровью (8,8).
3. Падение звезды полынь в воды, в результате чего воды стали горькими (8,10-11).
4. Поражение третьей части солнца, луны и звезд, в результате чего стало темно (8,12).
5. Падение звезды, отворившей кладезь бездны, из которой появился дым, из которого, в свою очередь, появилась бесовская саранча (9,1-12).
6. Освобождение четырех ангелов, связанных при реке Евфрате и нашествие бесовской конницы с востока (9,13-21).
7. Мятеж народов и возглашение окончательной победы Бога (11,15).
Наконец, перечислим казни семи чаш гнева:
1. Жестокие и отвратительные раны на людях (Откр 16,2).
2. Вода в море обратилась в кровь мертвеца (16,3).
3. Реки и источники вод сделались кровью (16,4).
4. Солнце становится обжигающе горячим (16,8).
5. Мрак над царством зверя и его страдания (16,9-11).
6. Иссушение Евфрата, чтобы открыть путь восточным царям (16,12).
7. Загрязнение воздуха и сопутствующие катастрофы в природе: гром, землетрясение, молния и град (16.17-21).
Нетрудно заметить, что в этих списках много общего – град, тьма, кровь в воде, жестокие язвы, приход страшных орд из-за Евфрата. Но в Откровении есть определенное отличие бедствий, следующих за трубными звуками от бедствий, следующих за излиянием чаш. В случае семи труб разрушения и гибель носят частичный и ограниченный характер. Например, гибнет треть земли. В случае же окончательного Суда, то есть излияния семи чаш, как мы увидим, речь уже идет о полном и тотальном уничтожении ветхого мира, чтобы на его месте возник новый мир, преображенный, исполненный блаженства.
Складывается впечатление, что в 16-й главе собраны вместе все ужасы, испытанные человечеством, все казни, о которых повествует Ветхий Завет, и все это брошено на неверующий мир как последний всеразрушающий катастрофический поток. Обзор 16-й главы мы оставим до следующей беседы.
Беседа № 34.
Излияние семи чаш гнева (16,1-21). Продолжение.
Пять первых казней 16,1-11.
Итак, семь чаш гнева приносят миру последние казни (язвы) (15,1). Тотальный суд Божий устремляется к своему завершению. И в согласии с этим действие казней усилевается по сравнению с казнями семи труб. Теперь гибнет уже не третья часть суши, моря, пресных вод и звезд, но гибель затрагивает все эти сферы не частично, а целиком, так что для людей никакого выхода не остается. Еще одна особенность казней от чаш: они затрагивают не безбожное человечество в общем, но конкретно тех людей, которые приняли «начертание зверя» и поклонились «образу его» (15,2). Суд затрагивает теперь и само царство зверя (15,10-11). Но главная цель гнева Божия – Вавилон, то есть Рим, к которому ведет излияние седьмой чаши (15,17-21). Гибель Рима/Вавилона будет описана в главах 17-18. Итак:
1 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. 2 Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.
Мы уже говорили о тесной связи казней чаш с казнями труб. Они выстроены как бы в параллель друг другу. При этом и те, и другие своим прототипом имеют «казни египетские» из книги Исход.
Первая казнь (16,2) напоминает шестую казнь египетскую (Исх 9,8-11), когда «сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте». Эта казнь обрушивается на всю землю, но затрагивает принявших «начертание зверя и поклоняющихся образу его».
3 Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.
Вторая казнь (16,3) напоминает первую казнь египетскую (Исх 7, 17-21), когда «вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской». Теперь казнь обрушивается на все море.
4 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь.
5 И услышал я Ангела вод, который говорил: