Смиренные служители и Пастыреначальник

«Пастырей ваших умоляю я… подавайте пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

1 Пет. 5:1, 3–5

Прочитайте с. 36–49, 172–186.

1.

Почему личный пример благочестивого лидера абсолютно необходим для успешного и долговременного руководства поместной церковью?

«Шервуд Эдди, государственный деятель, миссионер и писатель, хорошо знавший ее [Эми Кармайкл], был сражен „ее внутренней красотой“; а душевные качества человека Эдди считал залогом успешной проповеди Евангелия всему миру. „Все миссионеры проходят через это испытание. Каждый нормальный миссионер идет на служение с высокими целями, но как христианин… он далек от совершенства. Его характер — это его самое слабое место… Именно здесь мисс Кармайкл явилась благословением для всех, кто входил в соприкосновение с ее удивительной жизнью… Я не встречал человека, который бы настолько уподобился Христу, как Эми Уилсон Кармайкл, и… ее жизнь была проникнута восхитительной и удивительно радостной жертвенностью“». Рут Такер1

2.

В своей книге Spiritual Leadership Дж. Освальд Сандерс дает такое определение понятию руководства: «Руководство — это способность одного человека оказывать влияние на других»2. Попросите вашу супругу или близкого друга помочь вам ответить на следующие вопросы.

а. Какие качества вашей духовной жизни и служения помогут вам как лидеру оказывать влияние на паству?

б. Какие черты характера мешают вам как лидеру оказывать на других людей положительное влияние?

3.

Почему напоминание о грядущем явлении Пастыреначальника было так важно для пресвитеров Малой Азии?


4.

Подумайте о том воздействии, которое оказывает на ваше служение мысль о скором возвращении Пастыреначальника и награде, которую получат верные пастыри за свою службу. Из нижеприведенных предложений выберите два, которые, как вам кажется, лучше всего отражают ваш образ мыслей, и объясните, почему вы выбрали именно их.

• Я верю в христианские доктрины, но они не оказывают на меня ощутимого влияния.
• Я редко думаю о таких вещах.
• Я понятия не имею, что означают эти обетования.
• Я часто думаю об оценке моей работы Господом, когда Он вернется. Это побуждает меня трудиться еще упорнее.
• Меня вдохновляет и утешает мысль о Его возвращении. Она помогает мне преодолевать отчаяние и неудачи.
• Мысль о будущей награде никак не влияет на мое служение.
• Я с радостью ожидаю дня получения награды в присутствии моего Господа Иисуса Христа.

5.

Петр призывает и молодых членов церкви, и пастырей «облечься смиренномудрием». Смирение — главное качество, которое должно отличать христианскую общину, и особенно ее руководителей. Напишите краткое определение смирения. Советуем вам заглянуть и в светские, и в богословские словари.

6.

Добродетель смирения абсолютно необходима членам совета пресвитеров, которые призваны работать вместе в единстве и мире. Кратко сформулируйте семь принципов, которые объясняют, почему смирение так важно. Вам помогут следующие отрывки из Библии (также см. гл. 2 в книге «Руководство церковью»).

Авд. 3: «Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: „кто низринет меня на землю?“»

2 Пар. 26:3, 16: «Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме… Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном».

2 Пар. 32:24–26: «В те дни заболел Езекия смертельно. И помолился Господу, и Он услышал его и дал ему знамение. Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев Божий, и на Иудею, и на Иерусалим. Но как смирился Езекия в гордости сердца своего — сам и жители Иерусалима, — то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии».

Притч. 11:2: «…Со смиренными — мудрость».

Притч. 13:10: «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость».

Притч. 16:18: «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность».

Притч. 26:12: «Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него».

Ис. 66:2: «Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».

Лк. 14:10–11: «Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: „друг! пересядь выше“; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Еф. 4:1–2: «Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью…»

Флп. 2:3–5: «…Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе…»

Кол. 3:12: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение…»

а.

б.

в.

г.

д.

е.

ж.

Призыв быть миротворцами иногда неправильно воспринимается как призыв к сохранению мира любой ценой. Однако миротворчество не означает, что нам нужно закрывать глаза на возникающие проблемы. С проблемами следует разбираться, но со смирением и кротостью, чтобы в результате в церкви воцарился и сохранился мир. Во Втором послании к Фессалоникийцам (3:14–16) Павел, например, настоятельно советует предпринимать решительные действия, чтобы восстановить в церкви мир. Однако Писание никогда не учило попустительствовать греху ради сохранения мира.

Трудящиеся братья

«Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей [греч. prohistemi] ваших в Господе, и вразумляющих [греч. noutheteo] вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою».

1 Фес. 5:12–13

Прочитайте с. 131–145.

7.

Почему Павел в своих посланиях церквам не призывает пресвитеров (или других лидеров) разрешать проблемы или конфликты внутри церкви? Как этот факт может повлиять на ваше отношение к прихожанам и руководство приходом?

а.

б.

в.

г.

8.

Почему библейский тип руководства церковью невозможно установить в атмосфере номинального христианства?


9.


Какое отношение к потенциальному пресвитеру имеет отрывок из Евангелия от Луки (14:25–33)?

«Я призываю вас понять, что жизнь каждого святого, который стал украшением Церкви, отличала прежде всего дисциплина и порядок. Стремление к дисциплине и порядку характерно для всех выдающихся мужей и жен Божьих… Совершенно очевидно, что это стремление абсолютно оправданно с библейской точки зрения и необходимо каждому из нас». Д. Мартин Ллойд-Джонс3 «Некто очень точно заметил, что будущее принадлежит дисциплинированным людям, и это качество должно стоять в списке необходимых на первом месте. Без него мы не сможем проявить все остальные дары, какими бы великими они ни были. Только дисциплинированный человек сможет подняться на большую высоту. Он сможет руководить другими людьми, потому что сумел победить себя». Дж. Освальд Сандерс4

10.

Как явствует из приведенного выше отрывка, пресвитеры трудятся в наших церквах, направляя и вразумляя нас. Пресвитеры должны быть дисциплинированными, способными владеть собой, должны уметь определять приоритетные задачи и мудро распоряжаться своим временем и силами. Что говорят о необходимости самодисциплины в жизни духовного лидера следующие библейские стихи?

Гал. 5:22–23: «Плод же духа: любовь, радость… воздержание [самообладание]».

Тит. 1:7–8: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель… страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан [дисциплинирован]…»

1 Тим. 4:7: «…Упражняй себя в благочестии…»

1 Кор. 9:25–27: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».

Притч. 25:28: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим».

Притч. 16:32: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города».

11.

Выберите из предлагаемого ниже списка те качества руководителя церкви, которые имеют отношение к дисциплине и воздержанности, и объясните, в каких ситуациях возможно их проявление.

Первое послание к Тимофею (3:2–7) Послание к Титу (1:6–9) Первое послание Петра (5:1–3)
1. Непорочен 2. Одной жены муж 3. Трезв [выдержан, уравновешен] 4. Целомудрен 5. Благочинен [благоразумен, добродетелен] 6. Честен 7. Страннолюбив [гостеприимен] 8. Учителен [способен учить] 9. Не пьяница 10. Не бийца [не драчлив] 11. Не сварлив 12. Не корыстолюбив 13. Тих 14. Миролюбив 15. Не сребролюбив 16. Хорошо управляющий домом своим 17. Не из новообращенных 18. Имеющий доброе свидетельство от внешних 1. Непорочен 2. Муж одной жены 3. Детей имеет верных 4. Не дерзок 5. Не гневлив 6. Не пьяница 7. Не бийца [не драчлив] 8. Не корыстолюбец 9. Страннолюбив [гостеприимен] 10. Любящий добро [добрый, добродетельный] 11. Целомудрен 12. Справедлив [праведен, законопослушен] 13. Благочестив [свят, угоден Богу, верен Его Слову] 14. Воздержан 15. Держащийся истинного слова, способный наставлять и обличать 1. Надзирающий за Божьим стадом не принужденно, но охотно 2. Не для гнусной корысти, но из усердия 3. Не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду

а.

б.

в.

г.

д.

е.

12.

Прочитайте высказывание Пола Стивенса на с. 138. Что имеет в виду Стивенс, когда говорит следующее: «„Делатели палаток“ должны жить просто и в буквальном смысле находить отдохновение и покой в служении Христу» (см.: Мф. 11:28)?


13.

Чтобы быть успешным пастырем, следует ясно понимать статус пресвитера и его функции в церкви. Что означает греческое слово prohistemi? Каким образом этот термин проясняет положение пресвитеров и сферу их деятельности (см.: с. 138–140)?

а.

б.

14.

Чтобы получить четкое представление о работе пресвитера, вам нужно также понять значение греческого слова noutheteo.

а. Что означает слово noutheteo?

б. Почему наставление столь важно и необходимо для членов христианской общины (см.: с. 140, 151–155)?

15.

Пастырь должен стремиться к сохранению мира в Божьем стаде, и это стремление во многом будет определять темы и стиль дискуссий пресвитеров, а также принимаемые ими решения. Какие качества пресвитеров из вышеприведенного списка имеют отношение к миротворчеству? Объясните, какую роль играет каждое из них.

а.

б.

в.

г.

д.

16.

Среди перечисленных вами качеств, необходимых для достижения мира, особо выделяется тихость (то есть мягкость, кротость).

а. Дайте определение этому прекрасному качеству.

б. Объясните, каким образом кротость может принести Божьему народу мир.

17.

Пол Биллхеймер говорит, что «поместную церковь можно назвать одной из самых лучших лабораторий» любви (с. 142–143)6. Если это так, объясните, каким образом служение в совете пресвитеров может превратиться в серьезное испытание любви?

Отрывок из Библии для заучивания наизусть:

«Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою».

1 Фес. 5:12–13

Примечания

1 Ruth A. Tucker, From Jerusalem to Irian Jaya: A Biographical History of Christian Missions (Grand Rapids: Zondervan, 1983), p. 239. Книга переведена на русский язык: Такер Р. От Иерусалима до края земли: история миссионерского движения. СПб.: Мирт, 2001.
2 J. Oswald Sanders, Spiritual Leadership (Chicago: Moody, 1967, 1980), p. 35.
3 D. Martyn Lloyd-Jones, Spiritual Depression (Grand-Rapids: Eerdmans, 1965), p. 210.
4 Sanders, Spiritual Leadership, p. 67.
5 B. B. Warfield, «The Emotional Life of Our Lord», in The Person and Work of Christ (Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1950), p. 104.
6 Paul E. Billheimer, Love Covers (Fort Washington: Christian Literature Crusade, 1981), p. 34.

К началу страницы

<< Урок 4 | Содержание | Урок 6 >>

Наши рекомендации